Конспект урока по физике 7 кл:"Дествие жидкости и газа на погружённое в них тело"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. Он носит развивающий , обучающий и воспитывающий характер. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников  использовалась эмоциональная мотивация, показывающая  насколько данная тема связана с жизнью.   Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Все задания контролируются. Активизации познавательной деятельности обучающихся  способствовали различные методы обучения: исследовательский метод изучения нового материала, а именно, эвристическая беседа;  наглядные;  практические (работа в группах с оборудованием). Ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их самостоятельно,  под руководством учителя. Задания на уроке  носят проблемный характер  и нацелены на развитие  УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.  Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.   В ходе урока  дети получили представление о силе Архимеда, вывели формулу для её расчёта, выяснили от чего зависит эта сила опытным путём.  Материал, используемый на уроке, соответствует возрастным особенностям обучающихся. В ходе урока реализован принцип связи обучения с жизнью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_po_fizike.docx586.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

Проект урока по теме:

«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда».

Предмет: физика

7 класс

УМК: Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы.- М.: «Дрофа»,2010год.

Учебник  Пёрышкин А.В. «Физика-7» -   М.: «Дрофа»,2012год

Работу выполнила:

Иняева Н.А.,

учитель физики

2013г.

Цели урока:

  • обучение навыкам самостоятельного получения  новых знаний;
  • формирование сознательной деятельности обучающихся при изучении нового материала;
  • формирование умения наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • формирование навыков сотрудничества в процессе совместного познания.

Задачи урока:

Обучающие:

  • установить механизм возникновения выталкивающей силы
  • установить, от чего зависит сила Архимеда
  •  вывести формулу для расчета силы Архимеда.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы
  • формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
  • продолжить развитие умения работать с физизическими приборами

Воспитывающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса к предмету, расширению кругозора обучающихся
  • развитие навыков коллективной работы, культуры общения

       

        Формируемые УУД.

Личностные УУД:

  • -формирование  интереса  к познанию окружающего мира;
  • - установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения жизненных потребностей;

Регулятивные УУД:

  • - постановка учебной задачи и планирование  собственной  деятельности  в соответствии с тем, что известно и неизвестно;
  • - осознание качества и уровня усвоения;
  • - прогнозирование результата;
  • - осуществление самоконтроля  и взаимоконтроля.
  • Познавательные УУД:
  • Общеучебные:
  • - выделение  и формулировка учебной цели;
  • - структурирование знаний,
  • - произвольное и осознанное построение высказывания в устной форме;

 Логические:

  • - сравнение объектов по предложенным и самостоятельно выделенным критериям;
  • - анализ объектов с опорой на существенные признаки;
  • - установление причинно- следственных связей;
  • - выдвижение гипотез и их обоснование;
  • - построение  логической цепочки  рассуждений;
  • - умения делать умозаключения.

Постановка и решение проблемы:

  • - Формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

  • - умение вести диалог;
  • - ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • -  умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе;
  • - умение точно и полно высказывать своё мнение и свои мысли,  учитывая мнение собеседника.
  • - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения:   частично-поисковый метод  -  эвристическая беседа (состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы),  выполнение обучающимися отдельных шагов поиска; практические (работа с  физическим оборудованием)

Формы организации познавательной деятельности: работа в статистической паре; групповая форма, индивидуальная форма работы

Средства обучения: учебник  Пёрышкин А.В. «Физика-7»; мультимедийная презентация; карточки с физическим лото; карточки с тестовым заданием; чаша с водой, теннисный мяч; воздушный шар, наполненный гелием; набор лабораторного оборудования для работы в группах (динамометры, сосуды с водой, маслом, раствором соли, тела разной массы и одинакового объёма, тела различного объёма и одинаковой массы, пластилин)

Ход урока

Этап учебного занятия, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Исп-е электронные обр-е ресурсы

I. Организационный

момент

 1мин

      Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с удивительной наукой физикой. Я напоминаю вам, что в кабинете физики следует  соблюдать инструкцию по безопасным условиям труда: в первую очередь, быть внимательным, дисциплинированным, осторожным; внимательно выполнять указания учителя; перед тем как приступить к выполнению работы с физическим оборудованием, тщательно следует изучить её описание, уяснить ход выполнения.

      Открываете рабочие тетради, записываете дату и тему урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда».

Положительный настрой на работу.

Слайд1 пр-и

II. Актуализация опорных знаний

 5 мин

      В начале урока я предлагаю вам сыграть в физическое домино и вспомнить ранее изученный материал, на который мы будем опираться при рассмотрении новой темы.

Работаем в парах.

(Приложение 1)

Работа в парах. Актуализация опорных знаний. Верный вариант выполнения задания озвучивается учениками и появляется на слайде.

УУД:

регулятивные

(взаимоконтроль);

Коммуникативные( инициативное сотрудничество,

коррекция)

Слайд2пр-и

III.Мотивационный этап.

0,5 мин

       Переходим к теме сегодняшнего урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда». В результате изучения данной темы с помощью опытов и выводов мы с вами сможем получить знания, которые широко используются при конструировании судов, аппаратов для исследования морских глубин или атмосферы.

УУД:

Личностные (смыслообразование)

Слайд 3 пр-и

IV.

Изучение нового материала

15 мин

4.1. Организация восприя

тия. Целеполагание.

4.2

Изучение нового материала.

4.1 Всем известны детские стихи Агнии Барто.

«Наша  Таня громко плачет:

  Уронила в речку мячик.

  -Тише, Танечка, не плачь:
 Не утонет в речке мяч»

Почему же мяч не утонет?

Какая  сила заставляет его всплывать?

Представьте камень, брошенный в воду: он останется лежать на дне. Почему?

О причинах возникновения выталкивающей силы, о величинах, от которых она зависит нам и предстоит сегодня узнать на уроке и дать ответы на поставленные вопросы.

4.2  

Опыт: чаша с водой, теннисный мячик.

      Опустим пластиковый шарик в воду и отпустим его: он сразу же всплывёт на поверхность. Получается, что на этот шар со стороны жидкости действует некоторая сила.

-Что вы можете сказать о направлении данной силы?

Рассмотрим, каковы причины возникновения выталкивающей силы.

- Когда тело погружают в жидкость, что с ним происходит?

В каждой точке тела эти силы направлены перпендикулярно его поверхности.

- Силы одинаковы по модулю?

Демонстрация рисунка (Слайд5)

Действительно, если бы все эти силы были одинаковы, то тело испытывало бы  лишь всестороннее сжатие. Но в реалии силы давления, приложенные к нижним участкам тела, оказываются больше сил давления, действующих на тело сверху. Преобладающие силы давления действуют в направлении снизу вверх. Это и заставляет тело всплывать. рис б)

Чему же равна выталкивающая сила?

Демонстрация рисунка (Слайд6)

Для простоты расчётов выберем тело в форме параллелепипеда, с основаниям, параллельными поверхности воды. На верхнюю грань давит сверху с силой F1столб жидкости высотой h1. На  нижнюю грань тела снизу вверх с силой F2 давит столб жидкости высотой h2.

h2 > h1, следовательно F2 > F1 ,

 Fвыт= F2-F1

Каждый у себя в тетради, а один ученик у доски выведет формулу выталкивающей силы

Проверим на опыте справедливость теоретического вывода.

Опыт с ведёрком Архимеда.

О выталкивающей силе знали все, а чему она равна, понял один. В честь него и названа выталкивающая сила силой Архимеда.

FА = gρжVт,

 

Доклад обучающегося об Архимеде.

Архимедова сила действует на тело не только в воде, но и внутри любой другой жидкости, т.к. во всех жидкостях существует гидростатическое давление, разное на различных глубинах. Более того эта сила действует и в газах.

Опыт: с шаром, наполненным гелием.

Обратите внимание на последнюю запись. Она справедлива и для силы Архимеда, действующей в газе, только в этом случае в неё следует подставлять плотность газа.

 - Исходя из данной формулы, скажите от каких величин зависит  сила Архимеда?

УУД: регулятивные

(целеполагание)

Анализируют опыт

УУД: познавательные, логические(анализ, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий)

у: Выталкивающая сила направленна вертикально вверх, в противоположную сторону относительно силы тяжести.

Делают записи в тетради:

Направление Fвыт:

Fвыт↓↑Fтяж

у: На него со всех сторон начинают действовать силы давления воды.

у: Нет. На разных глубинах гидростатическое давление различно. Оно возрастает с увеличением глубины.

Анализируют рисунок. а)

Анализ рисунка.

Вывод формулы (у доски сильный ученик  выводит формулу, обсуждая каждый этап).

УУД: регулятивные(волевая саморегуляция); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками)

Записи в тетради:

Fвыт= F2-F1= pж 2S- pж1 S= gh2ρж S– gh1ρж S= gρж S (h2 - h1)= gρж S h=

=жVт,

Fвыт=gmж,

Fвыт=Рж.

Вывод: выталкивающая сила равна весу жидкости в объёме погружённого в неё тела.

Анализируют опыт. Делают вывод: вытесненная телом жидкость весит столько же, сколько теряет в своём весе погруженное в жидкость тело.

Записи в тетради:

Fвыт= FА-сила Архимеда

   СИ: FА [Дж]

     FА = gρжVт,

Слушают доклад.

УУД: личностные(нравственно-этическая ориентация); коммуникативные

у: от плотности жидкости (или газа)  и объёма тела

http://interneturok.ru/ru/school/physics/7-klass/bdavlenie-tverdyh-tel-zhidkostej-i-gazovb/arhimedova-sila

Слайд 4пр-и

Слайд5 пр-и

Слайд 6 пр-и

Слайд 7 пр-и

Слайд 8пр-и

http://ru.wikipedia.org Архимед

V.

Включение в систему знаний и повторение.

а)10 мин

б)

5 мин

в)5 мин

а) Работая в группах,  мы ещё раз с вами уточним опытным путём полученные результаты.

 О итогах своих исследований вы расскажите классу и мы вместе заполним табличку.

Сила Архимеда

зависит от

не зависит от

ρ жидкости

формы тела

V  тела

от глубины погружения

от ρ тела

от m тела

 Приложение 3.

б)Решение тестовых заданий  на осознание изученного материала.

При проверке меняемся вариантами.

Приложение 4.

в) решение задачи упр 24 (3-вода)

Работа в группах

УУД: познавательные

-общеучебные         (структурирование знаний)

-логические (анализ, доказательство);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра)

Записи в тетради:

Таблица

УУД: регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

VI. Рефлексия

2,5 мин

 1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?    

 2.   Знание законов механики и в том числе закона Архимеда дало возможность построить огромный надводный и подводный флот. Раньше главная проблема судостроителей заключалась в повышении прочности и устойчивости судов, чтобы надёжно и безопасно совершать плавания в исследовательских, торговых и военных целях. Теперь появилась новая задача – защита окружающей среды от загрязнений. Подумайте дома, какой вред наносится окружающей среде и каковы возможные варианты решения экологических проблем.

 3.     Один вопрос мы с вами также оставили без ответа: почему же тонет камень? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Наша исследовательская деятельность на сегодняшнем уроке заканчивается. Молодцы! Буду рада, если результаты работы пригодятся вам в дальнейшем.

 (  Учитель выставляет оценки за урок.)

у:….

УУД: регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

коммуникативные

Слайд 9 пр-и

VII.

Домашнее задание.

1 мин

1)§48,49

2) упр 24(1,3-керосин) письменно

3) творческое задание (по желанию): Предложите модель простейших весов, действие которых основывается на использовании архимедовой силы. Укажите от чего зависит чувствительность и предел измерений ваших весов.

Слайд10пр-и

Слайд11пр-и

Самоанализ урока

Урок, построенный на основе системно-деятельностного подхода, достиг поставленных целей. Он носил развивающий , обучающий и воспитывающий характер. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников  использовалась эмоциональная мотивация, показывающая  насколько данная тема связана с жизнью. Выбранная структура урока помогла решить поставленные задачи.  Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Все задания контролировались. Активизации познавательной деятельности обучающихся  способствовали различные методы обучения: исследовательский метод изучения нового материала, а именно, эвристическая беседа;  наглядные;  практические (работа в группах с оборудованием). Ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их самостоятельно,  под руководством учителя. Задания на уроке  носят проблемный характер  и нацелены на развитие  УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных.  Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.  На уроке применялись ТСО. В ходе урока  дети получили представление о силе Архимеда, вывели формулу для её расчёта, выяснили от чего зависит эта сила опытным путём.  Материал, используемый на уроке, соответствовал возрастным особенностям обучающихся. В ходе урока реализован принцип связи обучения с жизнью. Царила доброжелательная атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик».

Литература.

1)  Пёрышкин А.В. Физика. 7кл.:учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин. -   М.: «Дрофа»,2012г.

2)Громов С.В. Физикаучебник для 7кл. общеобразовательных учреждений/С.В. громов, Н.А. Родина; под ред. Н.В. Шароновой. – М.:Просвещение,2008г.

3)Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. Приложение к учебнику физики для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под. Ред. Р.Д. Миньковой. – М.: Просвещение, 1996.

4)Малафеев Р.И. Творческие задания по физике в VI-VIIклассах. Пособие для учителей. М., «Просвещение»,1971г.

5) С.  И. Заир-Бек . Развитие критического мышления на уроке. М: Просвещение, 2011.

6) Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие /под ред. Н. Н. Деменевой.М:АРКТИ, 2012.

Интернет источники

http://ru.wikipedia.org

http://interneturok.ru/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок физики в 7классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда."

Урок рассматривает теоретическое обоснование возникновения выталкивающей силы и различные способы её олределения. Убеждает в равносильности всех способов на примере одного и того же тела. Исследует не...

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда.

Урок физики в 7 классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда" знакомит учеников с новой силой. Изучает способы  её определения на практике,  исследует зависимос...

Презентация к уроку в 7 классе "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"

Презентация к открытому уроку в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"...

Действие жидкости или газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда

выяснить причины возникновения выталкивающей силы в жидкостях и газах; объяснить природу их происхождения , сформировать понятие  архимедовой силы ; научиться объяснять действие жидкости или газа...

Конспект урока в 7 классе "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"

Урок в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" (урок-исследование «Эврика!»)...

Визитная карточка урока по физике в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело"

Тема урока: Действие жидкости и газа на погружённое в них телоТип урока: изучение нового материалаВид урока: урок-исследование «Эврика!»...

Конспект урока Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

Конспект урока с планируемыми результатами по теме "Действие жидкости на погруженное в них тело."...