Конспект урока по физике 7 кл:"Дествие жидкости и газа на погружённое в них тело"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. Он носит развивающий , обучающий и воспитывающий характер. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация, показывающая насколько данная тема связана с жизнью. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Все задания контролируются. Активизации познавательной деятельности обучающихся способствовали различные методы обучения: исследовательский метод изучения нового материала, а именно, эвристическая беседа; наглядные; практические (работа в группах с оборудованием). Ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их самостоятельно, под руководством учителя. Задания на уроке носят проблемный характер и нацелены на развитие УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах. В ходе урока дети получили представление о силе Архимеда, вывели формулу для её расчёта, выяснили от чего зависит эта сила опытным путём. Материал, используемый на уроке, соответствует возрастным особенностям обучающихся. В ходе урока реализован принцип связи обучения с жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_po_fizike.docx | 586.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Проект урока по теме:
«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда».
Предмет: физика
7 класс
УМК: Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы.- М.: «Дрофа»,2010год.
Учебник Пёрышкин А.В. «Физика-7» - М.: «Дрофа»,2012год
Работу выполнила:
Иняева Н.А.,
учитель физики
2013г.
Цели урока:
- обучение навыкам самостоятельного получения новых знаний;
- формирование сознательной деятельности обучающихся при изучении нового материала;
- формирование умения наблюдать, анализировать, делать выводы;
- формирование навыков сотрудничества в процессе совместного познания.
Задачи урока:
Обучающие:
- установить механизм возникновения выталкивающей силы
- установить, от чего зависит сила Архимеда
- вывести формулу для расчета силы Архимеда.
Развивающие:
- совершенствовать навыки самостоятельной работы
- формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
- продолжить развитие умения работать с физизическими приборами
Воспитывающие:
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету, расширению кругозора обучающихся
- развитие навыков коллективной работы, культуры общения
Формируемые УУД.
Личностные УУД:
- -формирование интереса к познанию окружающего мира;
- - установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения жизненных потребностей;
Регулятивные УУД:
- - постановка учебной задачи и планирование собственной деятельности в соответствии с тем, что известно и неизвестно;
- - осознание качества и уровня усвоения;
- - прогнозирование результата;
- - осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
- Познавательные УУД:
- Общеучебные:
- - выделение и формулировка учебной цели;
- - структурирование знаний,
- - произвольное и осознанное построение высказывания в устной форме;
Логические:
- - сравнение объектов по предложенным и самостоятельно выделенным критериям;
- - анализ объектов с опорой на существенные признаки;
- - установление причинно- следственных связей;
- - выдвижение гипотез и их обоснование;
- - построение логической цепочки рассуждений;
- - умения делать умозаключения.
Постановка и решение проблемы:
- - Формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД:
- - умение вести диалог;
- - ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- - умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе;
- - умение точно и полно высказывать своё мнение и свои мысли, учитывая мнение собеседника.
- - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: частично-поисковый метод - эвристическая беседа (состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы), выполнение обучающимися отдельных шагов поиска; практические (работа с физическим оборудованием)
Формы организации познавательной деятельности: работа в статистической паре; групповая форма, индивидуальная форма работы
Средства обучения: учебник Пёрышкин А.В. «Физика-7»; мультимедийная презентация; карточки с физическим лото; карточки с тестовым заданием; чаша с водой, теннисный мяч; воздушный шар, наполненный гелием; набор лабораторного оборудования для работы в группах (динамометры, сосуды с водой, маслом, раствором соли, тела разной массы и одинакового объёма, тела различного объёма и одинаковой массы, пластилин)
Ход урока
Этап учебного занятия, время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Исп-е электронные обр-е ресурсы | ||||||||||
I. Организационный момент 1мин | Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с удивительной наукой физикой. Я напоминаю вам, что в кабинете физики следует соблюдать инструкцию по безопасным условиям труда: в первую очередь, быть внимательным, дисциплинированным, осторожным; внимательно выполнять указания учителя; перед тем как приступить к выполнению работы с физическим оборудованием, тщательно следует изучить её описание, уяснить ход выполнения. Открываете рабочие тетради, записываете дату и тему урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда». | Положительный настрой на работу. | Слайд1 пр-и | ||||||||||
II. Актуализация опорных знаний 5 мин | В начале урока я предлагаю вам сыграть в физическое домино и вспомнить ранее изученный материал, на который мы будем опираться при рассмотрении новой темы. Работаем в парах. (Приложение 1) | Работа в парах. Актуализация опорных знаний. Верный вариант выполнения задания озвучивается учениками и появляется на слайде. УУД: регулятивные (взаимоконтроль); Коммуникативные( инициативное сотрудничество, коррекция) | Слайд2пр-и | ||||||||||
III.Мотивационный этап. 0,5 мин | Переходим к теме сегодняшнего урока «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Сила Архимеда». В результате изучения данной темы с помощью опытов и выводов мы с вами сможем получить знания, которые широко используются при конструировании судов, аппаратов для исследования морских глубин или атмосферы. | УУД: Личностные (смыслообразование) | Слайд 3 пр-и | ||||||||||
IV. Изучение нового материала 15 мин 4.1. Организация восприя тия. Целеполагание. 4.2 Изучение нового материала. | 4.1 Всем известны детские стихи Агнии Барто. «Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. -Тише, Танечка, не плачь: Почему же мяч не утонет? Какая сила заставляет его всплывать? Представьте камень, брошенный в воду: он останется лежать на дне. Почему? О причинах возникновения выталкивающей силы, о величинах, от которых она зависит нам и предстоит сегодня узнать на уроке и дать ответы на поставленные вопросы. 4.2 Опыт: чаша с водой, теннисный мячик. Опустим пластиковый шарик в воду и отпустим его: он сразу же всплывёт на поверхность. Получается, что на этот шар со стороны жидкости действует некоторая сила. -Что вы можете сказать о направлении данной силы? Рассмотрим, каковы причины возникновения выталкивающей силы. - Когда тело погружают в жидкость, что с ним происходит? В каждой точке тела эти силы направлены перпендикулярно его поверхности. - Силы одинаковы по модулю? Демонстрация рисунка (Слайд5) Действительно, если бы все эти силы были одинаковы, то тело испытывало бы лишь всестороннее сжатие. Но в реалии силы давления, приложенные к нижним участкам тела, оказываются больше сил давления, действующих на тело сверху. Преобладающие силы давления действуют в направлении снизу вверх. Это и заставляет тело всплывать. рис б) Чему же равна выталкивающая сила? Демонстрация рисунка (Слайд6) Для простоты расчётов выберем тело в форме параллелепипеда, с основаниям, параллельными поверхности воды. На верхнюю грань давит сверху с силой F1столб жидкости высотой h1. На нижнюю грань тела снизу вверх с силой F2 давит столб жидкости высотой h2. h2 > h1, следовательно F2 > F1 , Fвыт= F2-F1 Каждый у себя в тетради, а один ученик у доски выведет формулу выталкивающей силы Проверим на опыте справедливость теоретического вывода. Опыт с ведёрком Архимеда. О выталкивающей силе знали все, а чему она равна, понял один. В честь него и названа выталкивающая сила силой Архимеда.
Доклад обучающегося об Архимеде. Архимедова сила действует на тело не только в воде, но и внутри любой другой жидкости, т.к. во всех жидкостях существует гидростатическое давление, разное на различных глубинах. Более того эта сила действует и в газах. Опыт: с шаром, наполненным гелием. Обратите внимание на последнюю запись. Она справедлива и для силы Архимеда, действующей в газе, только в этом случае в неё следует подставлять плотность газа. - Исходя из данной формулы, скажите от каких величин зависит сила Архимеда? | УУД: регулятивные (целеполагание) Анализируют опыт УУД: познавательные, логические(анализ, построение логической цепи рассуждений, выведение следствий) у: Выталкивающая сила направленна вертикально вверх, в противоположную сторону относительно силы тяжести. Делают записи в тетради: Направление Fвыт: Fвыт↓↑Fтяж у: На него со всех сторон начинают действовать силы давления воды. у: Нет. На разных глубинах гидростатическое давление различно. Оно возрастает с увеличением глубины. Анализируют рисунок. а) Анализ рисунка. Вывод формулы (у доски сильный ученик выводит формулу, обсуждая каждый этап). УУД: регулятивные(волевая саморегуляция); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками) Записи в тетради: Fвыт= F2-F1= pж 2S- pж1 S= gh2ρж S– gh1ρж S= gρж S (h2 - h1)= gρж S h= =gρжVт, Fвыт=gmж, Fвыт=Рж. Вывод: выталкивающая сила равна весу жидкости в объёме погружённого в неё тела. Анализируют опыт. Делают вывод: вытесненная телом жидкость весит столько же, сколько теряет в своём весе погруженное в жидкость тело. Записи в тетради: Fвыт= FА-сила Архимеда СИ: FА [Дж] FА = gρжVт, Слушают доклад. УУД: личностные(нравственно-этическая ориентация); коммуникативные у: от плотности жидкости (или газа) и объёма тела | Слайд 4пр-и Слайд5 пр-и Слайд 6 пр-и Слайд 7 пр-и Слайд 8пр-и http://ru.wikipedia.org Архимед | ||||||||||
V. Включение в систему знаний и повторение. а)10 мин б) 5 мин в)5 мин | а) Работая в группах, мы ещё раз с вами уточним опытным путём полученные результаты. О итогах своих исследований вы расскажите классу и мы вместе заполним табличку. Сила Архимеда
Приложение 3. б)Решение тестовых заданий на осознание изученного материала. При проверке меняемся вариантами. Приложение 4. в) решение задачи упр 24 (3-вода) | Работа в группах УУД: познавательные -общеучебные (структурирование знаний) -логические (анализ, доказательство); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра) Записи в тетради: Таблица УУД: регулятивные (контроль, коррекция, оценка) | |||||||||||
VI. Рефлексия 2,5 мин | 1. Что нового вы сегодня узнали на уроке? 2. Знание законов механики и в том числе закона Архимеда дало возможность построить огромный надводный и подводный флот. Раньше главная проблема судостроителей заключалась в повышении прочности и устойчивости судов, чтобы надёжно и безопасно совершать плавания в исследовательских, торговых и военных целях. Теперь появилась новая задача – защита окружающей среды от загрязнений. Подумайте дома, какой вред наносится окружающей среде и каковы возможные варианты решения экологических проблем. 3. Один вопрос мы с вами также оставили без ответа: почему же тонет камень? Об этом мы поговорим на следующем уроке. Наша исследовательская деятельность на сегодняшнем уроке заканчивается. Молодцы! Буду рада, если результаты работы пригодятся вам в дальнейшем. ( Учитель выставляет оценки за урок.) | у:…. УУД: регулятивные (контроль, коррекция, оценка) коммуникативные | Слайд 9 пр-и | ||||||||||
VII. Домашнее задание. 1 мин | 1)§48,49 2) упр 24(1,3-керосин) письменно 3) творческое задание (по желанию): Предложите модель простейших весов, действие которых основывается на использовании архимедовой силы. Укажите от чего зависит чувствительность и предел измерений ваших весов. | Слайд10пр-и Слайд11пр-и |
Самоанализ урока
Урок, построенный на основе системно-деятельностного подхода, достиг поставленных целей. Он носил развивающий , обучающий и воспитывающий характер. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация, показывающая насколько данная тема связана с жизнью. Выбранная структура урока помогла решить поставленные задачи. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Все задания контролировались. Активизации познавательной деятельности обучающихся способствовали различные методы обучения: исследовательский метод изучения нового материала, а именно, эвристическая беседа; наглядные; практические (работа в группах с оборудованием). Ученики не получают знания в готовом виде, а добывают их самостоятельно, под руководством учителя. Задания на уроке носят проблемный характер и нацелены на развитие УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах. На уроке применялись ТСО. В ходе урока дети получили представление о силе Архимеда, вывели формулу для её расчёта, выяснили от чего зависит эта сила опытным путём. Материал, используемый на уроке, соответствовал возрастным особенностям обучающихся. В ходе урока реализован принцип связи обучения с жизнью. Царила доброжелательная атмосфера сотрудничества: «ученик-ученик», «учитель-ученик».
Литература.
1) Пёрышкин А.В. Физика. 7кл.:учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин. - М.: «Дрофа»,2012г.
2)Громов С.В. Физикаучебник для 7кл. общеобразовательных учреждений/С.В. громов, Н.А. Родина; под ред. Н.В. Шароновой. – М.:Просвещение,2008г.
3)Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. Приложение к учебнику физики для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под. Ред. Р.Д. Миньковой. – М.: Просвещение, 1996.
4)Малафеев Р.И. Творческие задания по физике в VI-VIIклассах. Пособие для учителей. М., «Просвещение»,1971г.
5) С. И. Заир-Бек . Развитие критического мышления на уроке. М: Просвещение, 2011.
6) Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие /под ред. Н. Н. Деменевой.М:АРКТИ, 2012.
Интернет источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок физики в 7классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда."
Урок рассматривает теоретическое обоснование возникновения выталкивающей силы и различные способы её олределения. Убеждает в равносильности всех способов на примере одного и того же тела. Исследует не...
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда.
Урок физики в 7 классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда" знакомит учеников с новой силой. Изучает способы её определения на практике, исследует зависимос...
Презентация к уроку в 7 классе "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"
Презентация к открытому уроку в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"...
Действие жидкости или газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда
выяснить причины возникновения выталкивающей силы в жидкостях и газах; объяснить природу их происхождения , сформировать понятие архимедовой силы ; научиться объяснять действие жидкости или газа...
Конспект урока в 7 классе "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"
Урок в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" (урок-исследование «Эврика!»)...
Визитная карточка урока по физике в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело"
Тема урока: Действие жидкости и газа на погружённое в них телоТип урока: изучение нового материалаВид урока: урок-исследование «Эврика!»...
Конспект урока Действие жидкости и газа на погружённое в них тело
Конспект урока с планируемыми результатами по теме "Действие жидкости на погруженное в них тело."...