Дидактические игры и их использование в учебном процессе по физике
статья по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_ih_ispolzovanie_v_uchebnom_protsesse_po_fizike.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и их использование в учебном процессе по физике.
Важнейшей задачей, стоящей перед учителем, является развитие познавательного интереса к предмету. Необходимым условием развития интереса к предмету является многообразие форм работы, каждая из которых учитывала бы психофизиологические особенности ребят, их интересы, потребности. Одной из таких форм работы является использование дидактических игр в учебном процессе.
Детские игры содействуют развитию воли и характера детей, воспитывают в них такие черты как решительность, готовность преодолеть препятствия, настойчивость, усидчивость, выдержку, находчивость, дисциплинированность. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о вещах и явлениях окружающего мира , они развивают свою наблюдательность, способность различать отдельные свойства предметов и выделять существенные .По словам известного физика-теоретика ,лауреата Нобелевской премии Луи де Бройля, «все игры, даже самые простые, в проблемах, которые они ставят, имеют общие элементы с деятельностью ученого при его исследованиях.
Классифицируя физические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить четыре типа игр:
1.Творческие игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации и используемые с целью повторения и обобщения изучаемого материала. Примером творческих игр на уроке физики может быть суд над каким – либо физическим явлением или физической величиной, так, например, суд над Сопротивлением (8 класс), суд над Классической физикой (11 класс.) Учебная цель данной игры - повторить физические законы, лежащие в основе данного явления, и как можно больше узнать о его значении в жизни людей.
Необходимо подчеркнуть важность подготовки данного типа игр. За неделю до игры класс делится на две группы- свидетели защиты и свидетели обвинения. Выбираются главный судья, прокурор, адвокат, подсудимый и ученый секретарь суда. Для того, чтобы ребята собрали материал к игре, учитель должен дать им список литературы (лучше с указанием страниц, где дается важный материал), предложить поиск материала в интернете. У ребят нужно заранее выяснить, кто о каком полезном применении или вредном проявлении данного явления собирается рассказывать с тем, чтобы обеспечить многообразие и полноту материала на уроке. Отрицание необходимости подготовки к данным играм приводит к неорганизованному поведению ребят на уроке, их растерянности…Характерным для данных уроков является искренность выступающих, исключительная дисциплина (конечно, при правильно организованной игре).
2.Игры-соревнования, связанные с выявлением победителя. Так, в 8-ом классе можно провести урок- соревнование по решению задач на тему «Параллельное и последовательное соединение проводников». Соревноваться между собой могут команды и капитаны. От капитанов требуется, например, собрать предварительно схему, по показаниям приборов снять нужные данные для определения числа витков проволоки реостата. Командам предлагаются задачи с « черным
ящиком, что вносит элемент загадки, способствует повышению интереса, творческой активности ребят. На столе для каждой команды заранее собираются электрические схемы. Приборы, показания которых нужно определить в ходе решения задачи, закрываются. Главными преимуществами этого урока- соревнования по сравнению с обычным уроком решения задач являются активность, внимание и ответственность ребят при выполнении ими заданий.
3.Игры, направленные на выполнение занимательного задания. Например, опустить яйцо в бутылку, уравновесить швабру на двух пальцах… Сюда же относятся сюжетные магнитные игры «Физика за чайным столом», «Физика на рыбалке».
4.Игры с раздаточным материалом: лото, домино, квартеты, квинтеты…
Место игры в учебном процессе на уроке может быть различным.
1.При опросе учащихся.
С целью научить учащихся применять полученные знания и доносить их до других можно провести викторину взаимных вопросов» Учет давления в технике» (7 класс ). Приведу один из возможных вариантов этой игры. Первый ученик задает вопрос по предлагаемой учителем картинке второму ученику. Задающий вопрос ученик должен для себя предварительно выяснить как в данном случае учитывается зависимость давления от площади опоры и приложенной силы Если первый ученик с этим не справляется, то вопрос задает второй третьему, при неумении выполнить это задание вторым учеником третий - первому. Если никто из трех вызванных не может ответить на вопрос, им помогают команды. В такой же последовательности поступают, если ученик не может ответить на вопрос, поставленный ему другим учеником.
2.При закреплении знаний.
У учащихся 7 –ого класса преобладает конкретное, образное мышление. В то же время при изучении, например, механического движения семиклассники должны научиться оперировать формулами, которые выражают отношения между величинами в абстрактной форме. На помощь ученикам может прийти игра «лото- молчанка». Учащиеся дома заготавливают карточки, на которых написаны буквы-обозначения физических величин, а на обратной стороне – единицы их измерения. Учитель задает ученикам вопросы: Какой буквой обозначается путь? Как определить скорость тела? Если путь дан в км, а скорость в км /час, то в каких единицах выразится время? Учитель , проверяя знание формул у всего класса, имеет возможность быстро определить отстающих учеников.
3.В процессе повторения пройденного.
В качестве примера можно рассмотреть игру» Третий лишний». Учитель раздает ученикам «Физические комплексы», заготовленные по отдельным темам школьного курса физики, например, по темам »Простые механизмы» ( 7 класс), « Теплопередача» (8 класс ), «Изменения агрегатного состояния « (8 класс ). На каждой из карт три рисунка, изображающие различные физические явления, или приборы, или установки. Два явления из трех логически связаны, третий рисунок изображает явление непосредственно не связанное с предыдущим. Задача ученика
определить « лишний» рисунок в данном комплексе. Использование подобных игр приводит не к простому заучиванию материала учебника, а к выработке у учащихся умения анализировать факты и логически мыслить, обосновывать выдвигаемые положения.
4.При выполнении домашнего задания.
Одной из форм выполнения домашних заданий может быть подбор материала для физических игр.
Важнейший итог подобной работы - ясное понимание и сознательное усвоение учащимися физических терминов, понятий, законов, описывающих различные физические явления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя физики на пед. совете по теме "Применение информационных технологий в учебном процессе по физике"
Применение информационных технологий в учебном процессе по физике....
Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физике
В процессе обучения физике выделяют следующие направления использования ЭОР: • в условиях традиционного обучения: при подготовке учителя к уроку; непосредственно учителем на уроке; как основа с...
Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физике
Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физикеАвтор: Попова Людмила Леонасовна, учитель физики МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мамонова, г. Старый Оскол.В процессе обучения физи...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ»
Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Но обеспечение школ современным экспериментальным и демонстрационным оборудованием зависит от финанси...
Использование ИКТ в процессе преподавания физики
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Одно из направлений использования ИКТ в физике - ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ
Решение задач – это одно из средств развития мышления учащихся.Как показывает практика, именно неумение решать задачи, незнание методов подхода к их решению создает у ученика отрицательное...
Выступление на ММО заместителей директоров по теме "Использование инновационных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения"
Использование инновационных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения...