Дидактические игры, как продуктивное использование игровых технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе
методическая разработка
В данном материале предложено описание актуальности и продуктивности использования игровых технологий (дидактические игры) в коррекционной школе на уроках русского языка и чтения. А также для примера разобраны некоторые дидактические игры, которые можно использовать на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.5 КБ |
![]() | 465.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вашему вниманию представляю мастер-класс на тему: «Дидактическая игра на уроках русского языка и чтения»
Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности.
В.Л.Сухомлинский.
Цель: показать значимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.
Задачи:
1. Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка.
2. Рассказать о дидактических играх на уроках.
3. Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр.
Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В условиях коррекционной школы игровые методы обучения имеют повышенную значимость и используются на уроках в различных его частях для введения, объяснения, закрепления, упражнения и контроля.
Сухомлинский писал: «Если игра не ради игры, а осмысленный учителем методический прием обучения грамотности, если, играя, дети обогащают себя знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - это не потерянное время». Поэтому этот метод обучения будет актуален всегда. Игровая технология решает следующие задачи:
- активизация познавательного интереса;
- развитие коммуникабельности;
- создание условий для творческого самовыражения;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- конструктивное общение в составе социальной группы;
- создание позитивного психологического климата в коллективе.
Итак, первая игра «Серпантин одной фразы». (устно)
В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Я предлагаю, например, местоимение или существительное, а каждый следующий игрок – продолжает ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.
Например: Я
1-й – Я читаю.
2-й - Я читаю книгу.
3-й – Я читаю интересную книгу.
4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам.
5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.
ПРЕДЛАГАЮ: Мы…; Девочка…; Учитель…
Как правило у подавляющего числа обучающихся коррекционных школ отмечается отсутствие эмоционального чтения. Таким образом, детям предлагается изучить стихотворение, не указывая его эмоциональный фон. В ходе игры, они должны сами понять с какой интонацией необходимо читать произведение.
Игра «Театральная пауза». Ваша задача прочитать это стихотворение с различными интонациями: радостно, грустно, удивлённо. (Поделить на группы). Но прежде чем вы приступите к чтению давайте расставим паузы :,;- короткая пауза /. !?... длинная пауза//
Стихотворение «Весна» Михаил Васильевич Исаковский.
Растаял снег, луга зазеленели,
Телеги вновь грохочут по мосту,
И воробьи от солнца опьянели,
И яблони качаются в цвету.
По всем дворам - где надо и не надо –
С утра идет веселый перестук,
И на лужайке принимает стадо
Еще зимою нанятый пастух.
- Определите какое же настроение у этого стихотворения?
- А теперь давайте немного разомнемся, все что мы сейчас прочитали попробуйте изобразить жестами. (Я читаю, все машут).
Еще хочу предложит вам игру «Лото по русскому языку». Данная игра применима на этапе закрепления или в ходе работы над разделом «Повторение».
Делимся на команды. Каждому я раздаю по две карточки с вопросом и ответом. Вы должны ознакомиться с ними, затем жеребьевкой определяем какая команда начнет. Один представитель команды выходит задает вопрос, остальные должны внимательно слушать и искать правильный ответ в своих карточках. Тот, кто найдет правильный ответ, задает свой вопрос. Той команде, которая не нашла ответ получает минус.
Если урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, что способствует активности, внимательности детей на уроке, а также формированию умения применять знания на практике.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : показать значимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса. Задачи: 1. Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка. 2. Рассказать о дидактических играх на уроках. 3. Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов.
Игра – это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. ( толковый словарь С.И. Ожегова)
«Если игра не ради игры, а осмысленный учителем методический прием обучения грамотности, если, играя, дети обогащают себя знаниями, совершенствуют навыки и умения, преодолевая игровые трудности, - это не потерянное время.» В. Сухомлинский
Функции игры Повышение самооценки Познавательный интерес, активизация деятельности Социализация, толерантность Коммуникативная Развитие логического мышления, творческих способностей
Театральные паузы. Однажды, в студёную зимнюю пору, Я из лесу вышел. Был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз.
Используемые ресурсы: 1.П.М. Баев. Играем на уроках русского языка. - Москва : Русский язык, 1989 г. 2Л.С. Выготский. Педагогическая психология.- Москва, «Педагогика», 1991 г. 3. З.П.Жукова « Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры» .- Начальная школа №5 ,2009г. 4 Н.Г.Галунчикова.Русский язык .Москва : Просвещение ,2006г. 5. http://festival.1september.ru 6. А.А. Эскандеров « Актуализация познавательного интереса у учащихся: кроссворды в системе дидактических игр». Начальная школа . №1 , 2010г. 7. «Игровые технологии как вид педагогических технологий» // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, 2011 г.)11. 8.И. П«Пальчиковые игры для детей» изд. Азбука-классика, 20109 9. сайт < www.klass-teatr.ru
СПАСИБО! УДАЧИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида
Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».
Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе
Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...
Доклад на районном семинаре «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»
Доклад " Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка"...
«Технология личностно-ориентированного обучения при работе с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»
Раскрывается значение использования личностно-ориентированной технологии в развитии позгавательных возможностей учеников с ОВЗ на уроках русского языка и чтения.,...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Развитие и совершенствование познавательного процесса внесением акцента на развитие у детей с нарушением интеллекта речи, внимания, памяти, мышления....

«Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»
laquo;Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»...