Разработка Рабочей программы по физике 11 класс (102 учебных часа)
методическая разработка по физике (11 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету ФИЗИКА
на 2018-2019 учебный год
11 класс
Учитель Герасимова Татьяна Сергеевна Всего часов учебной нагрузки 102
Количество уроков в неделю 3 1 четверть __
Плановых лабораторных работ 7 2 четверть __
Плановых самостоятельных работ 6 3 четверть __
Плановых контрольных работ 6 4 четверть __
Итоговая контрольная работа 1
Учебник Физика 11 й класс: базовый и углубленный уровни: учебник для учащихся образовательных учреждений/ Л.С. Хижнякова, а.а. Синявина, С.А. Холина.-М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2018 . – .ил.-400 СТР
Дополнительная литература:г..
- Физика в школе, А.Е. Марон, Е.А. Марон Дидактические материалы 11 класс (Тесты для самоконтроля, контрольные работы)
- Сборник задач по Физике для 10-11 классов, общеобразовательные учреждения/ сост. Г.Н. Степанова. – 6-у изд. – М.: 2000. – 287 с.: ил.
- Сборник задач по физике, -Рымкевич А.П.
Тематическое планирование составила Герасимова Татьяна Сергеевна
Подпись___________
Курс построен на основе базовой программы.
Учебник Физика 11 й класс: базовый и углубленный уровни: учебник для учащихся образова-тельных учреждений/ Л.С. Хижнякова, а.а. Синявина, С.А. Холина.-М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2018 . – .ил.-400 СТР
Дополнительная литература:г..
1. Физика в школе, А.Е. Марон, Е.А. Марон Дидактические материалы 11 класс (Тесты для самоконтроля, контрольные работы)
2. Сборник задач по Физике для 10-11 классов, общеобразовательные учреждения/ сост. Г.Н. Степанова. – 6-у изд. – М.: 2000. – 287 с.: ил.
3. Сборник задач по физике, -Рымкевич А.П.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2012 –2013 учебном году.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Учебный план МО МБОУ СОШ №5 на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа по физике разработана для 11 класса на основе программы. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика атомного ядра).
Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся непрофилированной средней школы. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования.
11 - класс, учащиеся которого, ориентированы на поступление в технические высшие учебные заведения. Поэтому увеличение часов направлено на усиление общеобразовательной подготовки, для закрепления теоретических знаний практическими умениями применять полученные знания на практике (решение задач на применение физических законов), расширения спектра образования интересов учащихся, а так же успешной сдачи единого государственного экзамена. В качестве основных учебников взят комплект учебников Учебник Физика 11 й класс: базовый и углубленный уровни: учебник для учащихся образовательных учреждений/ Л.С. Хижнякова, а.а. Синявина, С.А. Холина.-М.: ВЕНТАНА ГРАФ, 2018 . – .ил.-400 СТР
Дополнительная литература:г..
- Физика в школе, А.Е. Марон, Е.А. Марон Дидактические материалы 11 класс (Тесты для самоконтроля, контрольные работы)
- Сборник задач по Физике для 10-11 классов, общеобразовательные учреждения/ сост. Г.Н. Степанова. – 6-у изд. – М.: 2000. – 287 с.: ил.
- Сборник задач по физике, -Рымкевич А.П.
Общая характеристика учебного предмета
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Учебно-тематический план по курсу физики 10- 11 класс. (3 ч в неделю).
Тема раздела | Кол-во часов | Лабораторная работа | Контрольная работа |
Основы электродинамики (продолжение) | 15 |
|
|
Магнитное поле | 7 | № 1. «Действие магнитного поля на ток» |
|
Электромагнитная индукция | 8 | № 2. «Изучение явления электромагнитной индукции» | № 1 по теме: «Основы электродинамики». |
Колебания и волны | 26 |
|
|
Механические колебания | 7 | № 3. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника |
|
Электромагнитные колебания. | 6 |
| №2 по темам «Механические и электромагнитные колебания». |
Производство, передача и использование электрической энергии | 4 |
|
|
Механические волны | 3 |
|
|
Электромагнитные волны | 6 |
| № 3 по теме «Механические и электромагнитные волны». |
Оптика | 23 |
|
|
Световые волны | 15 | № 4. Измерение показателя преломления стекла. № 5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы. № 6. Измерение длины световой волны | №4 по теме «Световые волны» |
Излучение и спектры | 4 | № 7. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. |
|
Элементы теории относительности | 4 |
|
|
Квантовая физика | 25 |
|
|
Световые кванты | 7 |
| №5 по теме «Световые кванты». |
Атомная физика. | 4 |
|
|
Физика атомного ядра. | 11 |
| №6 по теме «Атом и атомное ядро». |
Элементарные частицы | 3 |
|
|
Строение и эволюция Вселенной | 7 |
|
|
Обобщающие уроки | 5 |
| Решение тестов ЕГЭ |
Технология обучения
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций. В основной материал 11 класса входят: учение об электромагнитном поле, явление электромагнитной индукции, квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал также входят важнейшие следствия из законов и теорий, их практическое применение. В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Э.Х.Ленца, Д.Максвелла, А.С.Попова, А.Эйнштейна, А.Г.Столетова, М.Планка, Э.Резерфорда, Н.Бора, И.В.Курчатова.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий. Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности учебного процесса по каждому разделу указан в программе. У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернет-сайтах или использование CD – дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач. Решение физических задач должно проводиться в оптимальном сочетании с другими методами обучения. При решении задач требующих применение нескольких законов, учитель показывает образец решения таких задач и предлагает подобные задачи для домашнего решения. Для учащихся испытывающих затруднение в решении указанных задач организуются индивидуальные консультации.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
Основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Это требует от учителя постоянного продумывания методики проведения урока: изложение нового материала в форме бесед или лекций, выдвижение учебных проблем; широкое использование учебного эксперимента (демонстрационные опыты, фронтальные лабораторные работы, в том числе и кратковременные), самостоятельная работа учащихся. Необходимо совершенствовать методы повторения и контроля знаний учащихся, с тем, чтобы основное время урока было посвящено объяснению и закреплению нового материала. Итоговые контрольные работы проводятся в конце изучения соответствующего раздела. Все это способствует решению ключевой проблемы — повышению эффективности урока физики.
При преподавании используются: классно-урочная система; лабораторные и практические занятия; применение мультимедийного материала; решение экспериментальных задач.
Содержание курса 11 класс
Электродинамика (продолжение)
Магнитное поле. Электромагнитная индукция
Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Лабораторная работа №1: «Наблюдение действия магнитного поля на ток».
Лабораторная работа №2: «Изучение явления электромагнитной индукции».
Демонстрации:
- Взаимодействие параллельных токов.
- Действие магнитного поля на ток.
- Устройство и действие амперметра и вольтметра.
- Отклонение электронного пучка магнитным полем.
- Электромагнитная индукция.
- Правило Ленца.
- Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
- Самоиндукция.
- Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы цели и от индуктивности проводника.
Знать: понятия: магнитное поле тока, индукция магнитного поля, электромагнитная индукция; закон электромагнитной индукции; правило Ленца, самоиндукция; индуктивность, электромагнитное поле.
Практическое применение: электроизмерительные приборы магнитоэлектрической системы.
Уметь: решать задачи на расчет характеристик движущегося заряда или проводника с током в магнитном поле, определять направление и величину сил Лоренца и Ампера, объяснять явление электромагнитной индукции и самоиндукции, решать задачи на применение закона электромагнитной индукции, самоиндукции.
Колебания и волны.
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Лабораторная работа №3: «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».
Электрические колебания.
Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция воли. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение.
Демонстрации:
- Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре.
- Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура.
- Незатухающие электромагнитные колебания в генераторе на транзисторе.
- Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
- Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели).
- Осциллограммы переменною тока
- Устройство и принцип действия трансформатора
- Передача электрической энергии на расстояние с мощью понижающего и повышающего трансформатора.
- Электрический резонанс.
- Излучение и прием электромагнитных волн.
- Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.
Знать: понятия: свободные и вынужденные колебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, электромагнитная волна, свойства электромагнитных волн.
Практическое применение: генератор переменного тока, схема радиотелефонной связи, телевидение.
Уметь: Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока. Использовать трансформатор для преобразования токов и напряжений. Определять неизвестный параметр колебательного контура, если известны значение другого его параметра и частота свободных колебаний; рассчитывать частоту свободных колебаний в колебательном контуре с известными параметрами. Решать задачи на применение формул: , , , , , , . Объяснять распространение электромагнитных волн.
Оптика
Световые лучи. Закон преломления света. Призма. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения, Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Лабораторная работа №4: Измерение показателя преломления стекла.
Лабораторная работа №5: «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».
Лабораторная работа №6: «Измерение длины световой волны».
Демонстрации:
- Законы преломления света.
- Полное отражение. .
- Получение интерференционных полос.
- Дифракция света на тонкой нити.
- Дифракция света на узкой щели.
- Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки.
- Поляризация света поляроидами.
- Применение поляроидов для изучения механических напряжений в деталях конструкций.
Знать: понятия: интерференция, дифракция и дисперсия света.
Законы отражения и преломления света,
Практическое применение: полного отражения, интерференции, дифракции и поляризации света.
Уметь: измерять длину световой волны, решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света.
Основы специальной теории относительности.
Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы с энергией.
Знать: понятия: принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии.
Уметь: определять границы применения законов классической и релятивистской механики.
Квантовая физика
Световые кванты.
Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение: свойства и применение инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Шкала электромагнитных излучений. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза Планка о квантах.] Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. [Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенности Гейзенберга.]
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомом. Лазеры.
Демонстрации:
- Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой платиной.
- Законы внешнего фотоэффекта.
- Устройство и действие полупроводникового и вакуумного фотоэлементов.
- Устройство и действие фотореле на фотоэлементе.
- Модель опыта Резерфорда.
- Невидимые излучения в спектре нагретого тела.
- Свойства инфракрасного излучения.
- Свойства ультрафиолетового излучения.
- Шкала электромагнитных излучений (таблица).
- Зависимость плотности потока излучения от расстояния до точечного источника.
- Фотоэлектрический эффект на установке с цинковой платиной.
- Законы внешнего фотоэффекта.
- Устройство и действие полупроводникового и вакуумного фотоэлементов.
- Устройство и действие фотореле на фотоэлементе.
Знать: Понятия: фотон; фотоэффект; корпускулярно-волновой дуализм; практическое применение: примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот. Законы фотоэффекта: постулаты Бора
Уметь: объяснять свойства различных видов электромагнитного излучения в зависимости от его длины волны и частоты. Решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой соответствующей световой волны. Вычислять красную границу фотоэффекта и энергию фотоэлектронов на основе уравнения Эйнштейна
Атомная физика.
Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода Бора. [Модели строения атомного ядра: протонно-нейтронная модель строения атомного ядра.] Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи нуклонов в ядре. Ядерная энергетика. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Корпускулярное волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра.
Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протон-нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. [Доза излучения, закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы: частицы и античастицы. Фундаментальные взаимодействия]
Демонстрации:
- Модель опыта Резерфорда.
- Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Знать: ядерная модель атома; ядерные реакции, энергия связи; радиоактивный распад; цепная реакция деления; термоядерная реакция; элементарная частица, атомное ядро.
закон радиоактивного распада.
Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента; примеры технического - использования фотоэлементов; принцип спектрального анализа; примеры практических применений спектрального анализа; устройство и принцип действия ядерного реактора.
Уметь: Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа.
Рассчитывать энергетический выход ядерной реакции. Определять знак заряда или направление движения элементарных частиц по их трекам на фотографиях.
Строение и эволюция Вселенной.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Вселенной, солнца и звезд.
Повторение и подготовка к ЕГЭ (резерв свободного учебного времени) – 5 часов
Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса.
Обучающиеся должны знать:
Электродинамика.
Понятия: электромагнитная индукция, самоиндукция, индуктивность, свободные и вынужденные колебания, колебательный контур, переменный ток, резонанс, электромагнитная волна, интерференция, дифракция и дисперсия света.
Законы и принципы: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, законы отражения и преломления света, связь массы и энергии.
Практическое применение: генератор, схема радиотелефонной связи, полное отражение.
Учащиеся должны уметь:
- Измерять силу тока и напряжение в цепях переменного тока.
- Использовать трансформатор.
- Измерять длину световой волны.
Квантовая физика
Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно – волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерная реакция, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция, термоядерная реакция, элементарные частицы.
Законы и принципы: законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада.
Практическое применение: устройство и принцип действия фотоэлемента, принцип спектрального анализа, принцип работы ядерного реактора.
Учащиеся должны уметь: решать задачи на применение формул, связывающих энергию и импульс фотона с частотой световой волны, вычислять красную границу фотоэффекта, определять продукты ядерной реакции.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Для всех разделов при изучении курса физики средней школы в раздел «Требования к уровню подготовки выпускников»:
знать/понимать
- основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
- описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
- применять полученные знания для решения физических задач;
- представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Календарно-тематическое планирование
учебного материала по физике в 11 классе
Базовый уровень и углубленный (3 часа в неделю, всего 102 часов)
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Демонстрации | Требования к уровню подготовки учащихся | Д/З | дата | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
план | факт | ||||||
Электродинамика (15 часов) Магнитное поле (7 часов) |
|
| |||||
1/1 | Электронная проводимость металлов. Постоянный ток. Сила тока
| Электронная проводимость металлов. Постоянный ток. Сила тока. Сторонник илы. ЭДС | Взаимодействие параллельных и последовательных токов. | Знать смысл физических понятий: постоянный ток. Сила тока | §1,2 | 3.09 |
|
2/2 | Электрическое сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность постоянного тока. Расчет электрических цепей | Электрическое сопротивле-ние. Закон Ома. | Устройство и действие амперметра и вольтметра. Устройство и действие громкоговорителя. | Понимать смысл закона Ампера. Применять правило «левой руки» для определения FA | §3-5 | 6.09 |
|
3/3 | Решение задач. Электрический ток в вакууме. Плазма | Решение задач на закон Ампера |
| Уметь применять полученные знания на практике | §3, 5, 9 Упр. 1 (1) | 7.09 |
|
4/4 | Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера
| Наблюдение действия силы Лоренца. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Применение силы Лоренца. | Отклонение электронного пучка магнитным полем. | Уметь определять направление и модуль силы Лоренца | §10 | 10.09 |
|
5/5 | Решение задач. Сила Лоренца | Решение задач на формулу силы Лоренца |
| Уметь применять полученные знания на практике | §6 повт. Упр. 1(3) | 13.09 |
|
6/6 | Магнитные свойства вещества. | Намагничивание вещества. Гипотеза Ампера. Температура Кюри. Ферромагнетики и их применение. Магнитная запись информации. | Модель доменной структуры ферромагнетиков. Магнитная запись звука. | Уметь объяснять пара- и диамагнетизм | §10, 11
| 14.09 |
|
7/7 | Лабораторная работа № 1 «Действие магнитного поля на ток» | Действие магнитного поля на ток |
| Уметь применять полученные знания на практике | §9,10 (повт) | 17.09 |
|
Электромагнитная индукция (8 часов) |
|
| |||||
8/1 | Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. | Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. | Электромагнитная индукция. | Понимать смысл явления электромагнитной индукции | § 13, 14 | 20.09 |
|
9/2 | Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. | Взаимодействие индукционного тока с магнитом. Правило Ленца. ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Индукционные токи в массивных проводниках. Применение ферритов. | Правило Ленца. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. | Знать закон электромагнитной индукции и уметь определять направление индукционного тока | § 15 | 21.09 |
|
10/3 | Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Изучение явления электромагнитной индукции |
| Изучение явления электромагнитной индукции | §10-15 повт | 24.09 |
|
11/4 | ЭДС индукции в движущихся проводниках. | ЭДС в движущихся проводниках. | Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока в цепи и от индуктивности проводника. | Уметь объяснять причины возникновения индукционного тока в проводниках и рассчитывать численное значение ЭДС индукции | § 16 | 27.09 |
|
12/5 | Электродинамический микрофон. Самоиндукция, индуктивность. Правило Ленца | Самоиндукция. Аналогия между самоиндукцией и инерцией. Индуктивность. | Решение задач на определение ЭДС индукции в движущихся проводниках. Зависимость ЭДС индукции от индуктивности проводника. | Знать формулу для вычисления ЭДС самоиндукции и уметь определять направление тока самоиндукции | § 17, 18 | 28.09 |
|
13/6 | Энергия магнитного поля. | Энергия магнитного поля. Возникновение магнитного поля при изменении электрического. Электрическое поле. |
| Знать формулы для расчёта энергии магнитного поля | § 16,17 Упр.2 (8)
| 1.10 |
|
14/7 | Решение задач. | Решение задач по теме: «Основы электродинамики». |
| Уметь применять полученные знания на практике | §§1-17 повтор | 4.10 |
|
15/8 | Контрольная работа № 1 по теме: «Основы электродинамики». | Основы электродинамики |
|
| Р. № 921-924
| 5.10 |
|
Колебания и волны (26 часов)
Механические колебания (7 часов) |
|
| |||||
16/1 | Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. | Свободные колебания. Вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. | Свободные колебания груза на нити и груза на пружине. Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины. | Понимать смысл свободных и вынужденных колебаний. Знать общее уравнение колебательных систем. | § 19, 20 | 8.10 |
|
17/2 | Динамика колебательного движения. | Уравнение движения тела, колеблющегося под действием сил упругости. Уравнение движения математического маятника. Гармонические колебания. Амплитуда колебаний. | Сравнение колебательного и вращательного движений. Запись колебательного движения.
| Знать уравнение движения тела, колеблющегося под действием сил упругости | § 21 | 18.10 |
|
18/3 | Гармонические колебания. Фаза колебаний. | Решение уравнения движения, описывающего свободные колебания. Период и частота гармонических колебаний. Зависимость частоты и периода свободных колебаний от свойств системы. Фаза колебаний. Представление гармонических колебаний с помощью косинуса. Сдвиг фаз. | Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза. | Знать уравнение гармонических колебаний, формулы для расчёта периода колебаний маятников. | § 22 | 19.10 |
|
19/4 | Решение задач. | Решение задач на уравнения движения, описывающего свободные колебания |
| Уметь применять полученные знания на практике | Р. № 921-924 | 22.10 |
|
20/5 | Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника». | Определение ускорения свободного падения при помощи маятника |
| Уметь применять полученные знания на практике | § 22 повтор. | 25.10 |
|
21/6 | Превращение энергии при гармонических колебаниях. | Превращение энергии в системах без трения. Затухающие колебания. |
| Уметь рассчитывать полную механическую энергию системы в любой момент времени |
| 26.10 |
|
22/7 | Вынуждение колебания. Резонанс. Применение резонанса и борьба с ним. | Вынуждение колебания шарика, прикрепленного к пружине. Резонанс. Применение резонанса и борьба с ним. | Вынуждение колебания. Резонанс колебания маятников. | Знать уравнения вынужденных колебаний малой и большой частот | § 23 | 29.10 |
|
Электромагнитные колебания (6 часов) |
|
| |||||
23/1 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный ток | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях. | Свободные электромагнитные колебания низкой частоты в колебательном контуре. | Знать устройство колебательного контура, характеристики электромагнитных колебаний. | §24, 25 | 12.11 |
|
24/2 | Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. | Уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Формула Томсона. Гармонические колебания заряда и тока. | Зависимость частоты свободных электромагнитных колебаний от электроемкости и индуктивности контура. | Знать уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре | § 24,25 | 15.11 |
|
25/3 | Переменный электрический ток. Активное сопротивление в цепи переменного тока. Действующие значения силы тока и напряжения. | Получение переменного электрического тока. Сила тока в цепи с резистором. Мощность в цепи с резистором. Действующие значения силы тока и напряжения. | Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле. Осциллограмма в цепи переменного тока. | Понимать смысл действующих значений силы тока и напряжения. Уметь рассчитывать параметры цепи при различных видах сопротивлений | § 30 | 16.11 |
|
26/4 | Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. | Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. | Осциллограмма в цепи переменного тока. | Уметь применять формулы расчета параметров электрических цепей переменного тока | § 31 | 19.11 |
|
27/5 | Решение задач. | Решение задач на формулу Томсона и переменный электрический ток. |
| Уметь применять полученные знания на практике |
| 22.11 |
|
28/6 | Резонанс в электрической цепи. Генератор на транзисторе. Автоколебания | Амплитуда силы тока при резонансе. Использование резонанса в радиосвязи. Необходимость учета возможности резонанса в электрической цепи. Автоколебательные системы. Как создать незатухающие колебания в контуре? Работа генератора на транзисторе. Основные элементы автоколебательной системы. Другие автоколебательные системы.
| Незатухающие электромагнитные колебания в генераторе на транзисторе. Электрический резонанс. | Знать об условиях резонанса | § 31 | 23.11 |
|
Производство, передача и использование электрической энергии (4 часа) |
|
| |||||
29/1 | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. | Генератор переменного тока. Назначение трансформаторов. Устройство трансформатора. Трансформатор на холостом ходу. Работа нагруженного трансформатора. | Устройство и принцип действия генератора переменного тока (на модели). Устройство и принцип действия трансформатора. | Знать строение и принцип работы генератора переменного тока, устройство и условия работы трансформатора на холостом ходу и под нагрузкой. | § 30,31 | 26.11 |
|
30/2 | Производство, передача и использование электрической энергии. | Производство электроэнергии. Использование электроэнергии. Эффективное использование электроэнергии. |
| Знать способы производства электроэнергии. Знать основных потребителей электроэнергии и её способы передачи | § | 29.11 |
|
31/3 | Решение задач. | Решение задач по теме: «Механические и электромагнитные колебания». |
| Уметь применять полученные знания на практике | § | 30.11 |
|
32/4 | Контрольная работа № 2 по теме: «Механические и электромагнитные колебания».
| Механические и электромагнитные колебания |
|
|
| 3.12 |
|
Механические волны (3 часа) |
|
| |||||
33/1 | Волновые явления. Распространение механических волн. Длина и скорость волны. | Что называют волной? Почему возникают волны? Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Распространение механических волн. Длина и скорость волны. | Образование и распространение продольных и поперечных механических волн. | Знать понятия: волна, поперечные и продольные волны, формулу длины и скорости волны. |
| 6.12 |
|
34/2 | Уравнение бегущей волны. Волны в среде. | Плоская и сферическая волны. Поперечные и продольные волны в средах |
| Знать применение волн |
| 7.12 |
|
35/3 | Звуковые волны | Звуковые волны в различных средах. Скорость звука. |
| Знать звуковые волны в различных средах. |
| 10.12 |
|
Электромагнитные волны (6 часов) |
|
| |||||
36/1 | Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн. | Как распространяются электромагнитные взаимодействия. Электромагнитная волна. Открытый колебательный контур. Опыт Герца. Поглощение, отражение, преломление, поперечность электромагнитных волн. | Излучение и прием электромагнитных волн. | Знать смысл теории Максвелла. Объяснять возникновение и распространение электромагнитного поля. Описывать и объяснять основные свойства электромагнитных волн. |
| 13.12 |
|
37/2 | Плотность потока электромагнитного излучения. | Плотность потока излучения от расстояния до источника. Зависимость плотности потока излучения от частоты. |
| Знать формулу плотности потока электромагнитного излучения. |
| 14.12 |
|
38/3 | Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. | Изобретение радио А.С.Поповым. Радиотелефонная связь. Модуляция. Детектирование. Простейший радиоприемник. | Сборка простейшего радиоприемника. | Уметь описывать и объяснять принципы радиосвязи. Знать устройство и принцип действия радиоприёмника А.С. Попова | § 32,33 | 17.12 |
|
39/4 | Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. | Понятие о телевидении. Развитие средств связи. Распространение радиоволн. Радиолокация. | Таблица «Телевидение». | Уметь описывать физические явления: распространение радиоволн, радиолокация. |
| 20.12 |
|
40/5 | Решение задач | Решение задач по теме: «Механические и электромагнитные волны». |
| Уметь применять полученные знания на практике |
| 21.12 |
|
41/6 | Контрольная работа № 3 по теме «Механические и электромагнитные волны». | Механические и электромагнитные волны |
|
|
| 24.12 |
|
Оптика (23 часа) Световые волны (15 часов) |
|
| |||||
42/1 | Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | Два способа передачи воздействия. Корпускулярная и волновая теории света. Геометрическая и волновая теории света. Геометрическая и волновая оптика. Скорость света. Астрономический метод измерения скорости света. Лабораторные методы измерения скорости света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения. | Таблица «Определение скорости света». Закон отражения света. | Знать развитие теории взглядов на природу света, принцип Гюйгенса, закон отражения света, выполнять построение изображений. | §34,35 | 27.12 |
|
43/2 | Закон преломления света. | Наблюдение преломления света. Вывод закона преломления света. Показатель преломления. Ход лучей в треугольной призме. | Наблюдение преломления света в плоскопараллельной пластинке и в треугольной призме. | Понимать закон преломления света и выполнять построение изображений. | § | 28.12 |
|
44/3 | Полное отражение. Линзы | Полное отражение света. Решение задач на законы преломления и отражения света. | Полное отражение света. | Знать использование явления полного отражения в волновой оптике | § 36 | 10.01 |
|
45/4 | Решение задач. | Решение задач на законы преломления и отражения света. |
| Уметь применять полученные знания на практике |
| 11.01 |
|
46/5 | Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломления стекла» | Измерение показателя преломления стекла |
| Уметь применять полученные знания на практике |
| 14.01 |
|
47/6 | Линза. Построение изображения в линзе. | Виды линз. Тонкая линза. Изображение в линзе. Собирающая линза. Рассеивающая линза. Построение в собирающей и рассеивающей линзах. Характеристика изображений, полученной с помощью линзы. | Получение изображений свечи с помощью собирающей и рассеивающей линз. | Знать основные характеристики линзы и лучи, используемые для построения изображений. Уметь показывать ход лучей в собирающих и рассеивающих линзах | § 36, 37 | 17.01 |
|
48/7 | Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Решение задач. | Вывод формулы тонкой линзы. Увеличение линзы. Решение задач по теме: «Линзы». |
| Знать формулу тонкой линзы. Уметь применять полученные знания на практике |
| 18.01 |
|
49/8 | Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы |
| Уметь применять полученные знания на практике |
| 21.01 |
|
50/9 | Дисперсия света. Решение задач. | Дисперсия света. Опыт И. Ньютона по дисперсии света. Решение задач по теме: «Линзы». | Дисперсия света. | Понимать смысл физ. явлений: дисперсия света. | § | 24.01 |
|
51/10
| Интерференция механических волн. Интерференция света. Интерференция в технике. | Сложение волн. Интерференция. Условие максимумов и минимумов. Когерентность волн. Распределение энергии при интерференции. Условие когерентности световых волн. Интерференция в тонких плёнках. Кольца Ньютона. Длина световой волны. Интерференция электромагнитных волн. Просветление оптики. | Интерференция механических волн. Интерференция света. Интерференция в тонких пленках, Кольца Ньютона. | Понимать смысл физ. явления: интерференция. Знать условия возникновения устойчивой интерференционной картины. Уметь определять минимум и максимум интерференционной картины. | § 37,38 | 25.01 |
|
52/11 | Дифракция механических волн и света. | Дифракция механических волн. Опыт Юнга. Теория Френеля. Дифракционные картины от различных препятствий. Границы применимости геометрической оптики. Разрешающая способность микроскопа, телескопа. | Дифракция света на тонкой нити. Дифракция света на тонкой щели. | Знать и уметь объяснять причины дифракции, теорию дифракции на щелях | § 39, 40 | 28.01 |
|
53/12 | Дифракционная решетка. Решение задач по теме: «Дифракционная решетка» | Дифракционная решетка. Решение задач по теме: «Дифракционная решетка» | Разложение света в спектр с помощью дифракционной решетки. | Уметь применять полученные знания на практике | § | 31.01 |
|
54/13 | Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны» | Измерение длины световой волны |
| Уметь применять полученные знания на практике |
| 1.02 |
|
55/14 | Поперечность световых волн. Поляризация света. Решение задач теме: «Оптика». | Опыты с турмалином. Поперечность световых волн. Механическая модель опытов с турмалином. Поляроиды. Решение задач по теме: «Оптика». | Поляризация света поляроидам. Применение поляроидов для изучения механических напряжений в деталях конструкций. | Знать явление поляризации света Уметь применять полученные знания на практике |
| 4.02 |
|
56/15 | Контрольная работа № 4 по теме: «Оптика». | Оптика |
|
|
| 7.02 |
|
Излучения и спектры (4 часа) |
|
| |||||
57/1 | Виды излучений. Виды спектров. | Источники света. Тепловое излучение. Электролюминесценция. Катодолюминесценция. Хемилюминесценция. Фотолюминесценция. Распределение энергии в спектре. Непрерывные спектры. Линейчатые спектры. Полосатые спектры. Спектры поглощения. |
| Знать особенности видов излучения и спектров. |
| 8.02 |
|
58/2 | Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | Наблюдение сплошного и линейчатого спектров |
| Уметь применять полученные знания на практике |
| 11.02 |
|
59/3 | Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. | Спектральный анализ и его применение. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. |
| Знать смысл физических понятий: инфракрасное и ультрафиолетовое излучения |
| 14.02 |
|
60/4 | Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.
| Открытие рентгеновских лучей. Свойства рентгеновских лучей. Дифракция. Применение рентгеновских лучей. Устройство рентгеновской трубки. Шкала электромагнитных излучений. Зависимость свойств излучений от длины волны. Повторение главы: «Излучение и спектры», тестирование по этой главе. |
| Знать шкалу электромагнитных излучений. |
| 15.02 |
|
Элементы теории относительности (4 часа) |
|
| |||||
61/1 | Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. | Принцип относительности в механике и электродинамике. Постулаты теории относительности. Отличие первого постулата теории относительности от принципа относительности в механике. |
| Знать постулаты теории относительности | § 42 | 18.02 |
|
62/2 | Основные следствия, вытекающие из постулатов теории относительности. | Относительность одновременности. Относительность расстояний. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистский импульс Диффект масс |
| Знать формулы преобразования относительности одновременности, расстояний и промежутков времени. | § 43 | 21.02 |
|
63/3 | Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. | Зависимость массы от скорости. Принцип соответствия. Решение задач. Формула Эйнштейна. Энергия покоя. |
| Знать формулу преобразования массы и формулу Эйнштейна | § 44 | 22.02 |
|
64/4 | Решение задач. | Решение задач на формулу Эйнштейна |
| Уметь применять полученные знания на практике |
| 25.02 |
|
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (25 часов) Световые кванты ( 7 часов) |
|
| |||||
65/1 | Фотоэффект. | Наблюдение фотоэффекта. Законы фотоэффекта. Гипотеза Планка |
| Знать законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. | § 45 | 28.02 |
|
66/2 | Теория фотоэффекта | Теория фотоэффекта |
| § 46 | 1.03 |
| |
67/3 | Решение задач. | Решение задач на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. |
| Уметь применять полученные знания на практике | § 47 | 4.03 |
|
68/4 | Фотоны. Применение фотоэффекта | Фотоны. Энергия и импульс фотона. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля. |
| Знать величины, характеризующие свойства фотона (масса, скорость, энергия, импульс). | § 48 | 7.03 |
|
69/5 | Давление света. Химическое действие света. | Давление света. Химическое действие света. Фотография. |
| Понимать давление света | § 49 | 11.03 |
|
70/6 | Решение задач на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. | Решение задач на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. |
| Уметь применять полученные знания на практике |
| 14.03 |
|
71/7 | Контрольная работа № 5 по теме: «Световые кванты» |
|
| Уметь применять полученные знания на практике |
| 15.03 |
|
Атомная физика (4 часа) |
|
| |||||
72/1 | Строение атома. Опыты Резерфорда. | Модель Томсона. Опыты Резерфорда. Определение размеров атомного ядра. Планетарная модель атома. |
| Знать строение атома по Резерфорду | § | 18.03 |
|
73/2 | Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Квантовая механика. Нуклонная модель атома водорода | Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Поглощение света. Трудности теории Бора. Квантовая механика. |
| Понимать квантовые постулаты Бора | § 52 | 21.03 |
|
74/3 | Ядерные силы. Удельная энергия связи атомного ядра. Радиоактивность. Радиоактивные превращения | Индуцированное излучение. Лазеры. Свойства лазерного излучения. Принцип действия лазеров. Трехуровневая система. Устройство рубинового лазера. Другие типы лазеров. Применение лазеров. |
| Иметь понятие о вынужденном индуцированном излучении. Знать свойства лазерного излучения, принцип действия лазеров. | § 53, 54 | 2.04 |
|
75/4 | Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Решение задач. | Решение задач на уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. |
| Уметь применять полученные знания на практике | § 55, 56, 57, 58 | 4.04 |
|
Физика атомного ядра (11 часов) |
|
| |||||
76/1 | Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. | Принцип действия приборов для регистрации элементарных частиц. Газоразрядный счетчик Гейгера. Камера Вильсона. Пузырьковая камера. Метод толстослойных фотоэмульсий. |
| Знать принцип действия приборов регистрации и наблюдения элементарных частиц | § 59 | 5.04 |
|
77/2 | Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма- излучения. | Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма- излучения. |
| Уметь объяснять физические явления: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма- излучения. |
| 8.04 |
|
78/3 | Радиоактивные превращения. | Правило смещения. |
| Знать правило смещения |
| 11.04 |
|
79/4 | Закон радиоактивного распада. Период полураспада. | Закон радиоактивного распада. Период полураспада. |
| Знать закон радиоактивного распада |
| 12.04 |
|
80/5 | Изотопы. Получение радиоактивных изотопов и их применение. | Изотопы. Элементы, не существующие в природе. Меченые атомы. Радиоактивные изотопы - источники излучений. Получение радиоактивных изотопов. Радиоактивные изотопы в биологии, медицине, промышленности, сельском хозяйстве, археологии. |
| Знать применение радиоактивных изотопов. |
| 15.04 |
|
81/6 | Открытие нейтрона. Решение задач | Искусственное превращение атомных ядер. Решение задач на закон радиоактивного распада |
| Уметь применять полученные знания на практике |
| 18.04 |
|
82/7 | Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. | Протонно-нейтронная модель ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. |
| Понимать строение ядра и энергию связи нуклонов. Решать задачи на составление ядерных реакций. |
| 19.04 |
|
84/8 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. | Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Ядерные реакции на нейтронах. Открытие деления урана. Механизм деления ядра. Испускание нейтронов в процессе деления. |
| Уметь объяснять деление ядра урана. |
| 22.04 |
|
85/9 | Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор | Цепные ядерные реакции. Изотопы урана. Коэффициент размножения нейтронов. Образование плутония. Основные элементы ядерного реактора. Критическая масса. Реакторы на быстрых нейтронах. Первые ядерные реакторы. |
| Уметь объяснять цепную ядерную реакцию, принцип термоядерной реакции. Приводить примеры использования ядерной энергии в технике |
| 25.04 |
|
86/10
| Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. | Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Развитие ядерной энергетики. Ядерное оружие. |
|
|
| 26.04 |
|
87/11 | Биологическое действие радиоактивных излучений. Решение задач | Биологическое действие радиоактивных излучений. Доза излучения. Рентген. Защита организмов от излучения. Решение задач по теме: «Энергия связи атомных ядер» |
| Знать о дозах излучения и защите от излучения. Уметь применять полученные знания на практике |
| 29.04 |
|
Элементарные частицы (3 часа) |
|
| |||||
88/1 | Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. | Этап первый. От электрона до позитрона: 1897-1932 гг. Этап второй. От позитрона до кварков:1932-1964. гг. Этап третий. От гипотезы о кварках (1964г.) до наших дней. Открытие позитрона. Античастицы. |
| Знать этапы развития физики элементарных частиц |
| 6.05 |
|
89/2 | Решение задач по теме «Физика атомного ядра» | Отработка навыков в решении задач по данной теме. |
| Уметь применять полученные знания на практике |
| 13.05 |
|
90/3 | Контрольная работа № 6 по теме «Атомная физика. Физика атомного ядра» | Атомная физика. Физика атомного ядра. |
|
|
| 16.05 |
|
Элементы развития Вселенной.(7 часов). |
|
| |||||
91/1 | Строение Солнечной системы. | Солнечная система. |
| Знать строение Солнечной системы. Описывать движение небесных тел. | § 60 | 17.05 |
|
92/2 | Строение Галактики. Расширение Вселенной и ее эволюция. | Планета Луна – единственный спутник Земли. |
| Знать смысл понятий: планета, звезда. | § 61 | 20.05 |
|
93/3 | Эволюция звезд. Общие сведения о Солнце. | Солнце – звезда. |
| Описывать Солнце как источник жизни на Земле. | § 62 | 23.05 |
|
94/4 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Эволюция звезд. Солнечная активность | Источники энергии Солнца. Строение Солнца. Звёзды и источники их энергии. |
| Знать источники энергии и процессы, протекающие внутри Солнца. Применять знание законов физики для объяснения природы космических объектов. | § 63
| 24.05 |
|
95/5 | Наша Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. | Галактика. Вселенная. |
| Знать понятия: галактика, наша Галактика, Вселенная. Иметь представление о строении Вселенной. | § |
|
|
96/6 | Происхождение и эволюция галактик и звезд. | Происхождение и эволюция Солнца и звёзд. Эволюция Вселенной. |
| Иметь представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд; эволюции Вселенной. | § |
|
|
97/7 | Единая физическая картина мира | Фундаментальные взаимодействия. Единая физическая картина мира |
| Объяснять физическую картину мира. | § |
|
|
| Обобщающие уроки (5 часов) |
|
| ||||
98 | Обобщающее повторение | Решение тестовых заданий из вариантов ЕГЭ |
| Уметь применять полученные знания на практике |
|
|
|
99 | Обобщающее повторение | Решение тестовых заданий из вариан-тов ЕГЭ |
|
|
|
|
|
100 | Обобщающее повторение | Решение тестовых заданий из вариан-тов ЕГЭ |
|
|
|
|
|
101 | Обобщающее повторение | Решение тестовых заданий из вариантов ЕГЭ |
|
|
|
|
|
102 | Обобщающее повторение | Решение тестовых заданий из вариан-тов ЕГЭ |
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 11 кл (2 часа в неделю - базовый курс)
Рабочая программа по физике 11 кл содержит календарно-тематическое планирование уроков физики (2 часа в неделю), требования к уровню подготовки выпускников в соответствии с ФГОС....
Приложение к рабочей программе 8-9 класса на 105 часов на 2017 учебный год
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Физическая культура - 8»...
Методическая разработка "Рабочая программа Обществознание 9 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеевой 68 часов"
Здесь предствлена рабочая программа по обществознанию 9 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеевой 68 часов...
Методическая разработка - Рабочая программа по физике для 9 класса (3 часа в неделю) ФГОС.
В данной методической разработке представлена рабочая программа по физике для 9 класса ( ФГОС )....
Рабочая программа по физике 11 кл. 2 часа в неделю
Рабочая программа по физике...
Рабочая программа по физике 7 Пёрышкин. 2 часа. 2022 по фгос
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...
Рабочая программа по физике 8 Пёрышкин. 2 часа. 2022 по фгос
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...