РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДП.09 «ФИЗИКА»
рабочая программа по физике
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика», одобренной научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 387 от23 июня 2015г. ФГАУ «ФИРО»).
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана для следующих специальностей технического профиля:
- 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство;
- 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_2018-19_1p_-_33_.doc | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины общеобразовательного цикла
ОДП.09 «ФИЗИКА»
по специальности:
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Форма обучения: очная
Срок обучения: 3 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый
г. Симферополь
2018 г.
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Физика», одобренной научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 387 от23 июня 2015г. ФГАУ «ФИРО»).
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана для следующих специальностей технического профиля:
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство;
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности».
Разработчики:
Бурцев А.В. – преподаватель физии и астрономии (высшей категории)
Малашевич Л.В. – преподаватель физии и астрономии (высшей категории)
Рассмотрено на заседании предметной (методической) комиссии ЕМД
Протокол № ___ от «13» июня 2018 г.
Председатель предметной (методической) комиссии ___________Н.И.Чумак
Утверждено на заседании Методического совета
протокол № 1 от « 30» августа 2018 г.
Председатель МС ___________В.Ф.Самонин
- СОГЛАСОВАНО:
- Начальник учебного отдела
- ____________ С.А.Филиппс
- «___»___________2018 г.
- СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
| 6 |
| 9 |
| 16 |
| 18 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в образовательной организации среднего профессионального образования ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить обучающихся с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента. Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для естественно-научных учебных дисциплин, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения обучающихся. Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у обучающихся подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.
Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере лабораторных работ, видах внеаудиторной самостоятельной работы. Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего общего образования базового уровня. В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций. В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по специальностям технического профиля, профильным составляющим является раздел «Электродинамика», так как большинство специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой. В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями и лабораторными работами.
В связи с введением учебной дисциплины «Астрономия» (приказ Минобнауки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 «О внесении изменений в ФГОС СОО», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) из рабочей программы учебной дисциплины «Физика» исключен раздел «Эволюция Вселенной».
Изучение дисциплины завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППСCЗ).
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения физики с целью реализации ППССЗ среднего общего образования по специальности СПО:
- 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство;
- 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре учебного плана: учебная дисциплина является профильной и входит в общую группу общеобразовательных дисциплин среднего общего образования.
1.3 Цели и результаты освоения учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы дисциплины «Физика» направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять экспе-рименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием раз-личных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходи-мости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, ра-ционального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
- умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
- сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
- владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
- умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
- сформированность умения решать физические задачи;
- сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере для принятия практических решений в повседневной жизни;
- сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 181 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 121 часов; самостоятельной работы обучающегося – 60 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 181 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 121 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 26 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 60 |
в том числе: | |
подготовка сообщений, составление таблиц, опорно-логических конспектов, самостоятельное изучение вопросов | 24 |
подготовка к лабораторным работам | 28 |
подготовка к контрольным работам | 8 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
- 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Введение. Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении специальностей СПО. | 2 | 1 | ||
Раздел 1. Механика | 44 | ||||
Тема 1.1. Кинематика | Содержание учебного материала | ||||
1 | Механическое движение. Перемещение, путь, скорость. Равномерное прямолинейное движение. | 2 | 2 | ||
2 | Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. | 2 | |||
3 | Равномерное движение по окружности. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. | 2 | |||
Лабораторная работа №1 Исследование движения тела под действием постоянной силы. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к лабораторной работе | 4 | ||||
Тема 1.2. Законы механики Ньютона | Содержание учебного материала | ||||
1 | Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической механики. Третий закон Ньютона. | 2 | 2 | ||
2 | Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике. | 2 | |||
Лабораторная работа №2 Изучение особенностей силы трения (скольжения). | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к лабораторной работе | 4 | ||||
Тема 1.3. Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала | ||||
1 | Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 2 | 2 | ||
2 | Работа силы. Мощность. Работа потенциальных сил. | 2 | |||
3 | Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения. | 2 | |||
Лабораторная работа №3 Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к лабораторной работе | 4 | ||||
Тема 1.4. Механические колебания | Содержание учебного материала | ||||
1 | Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. | 2 | 2 | ||
2 | Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. | 2 | |||
Лабораторная работа № 4. Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к лабораторной работе | 4 | ||||
Раздел 2. Основы молекулярной физики и термодинамики | 28 | ||||
Тема 2.1. Основы МКТ. Идеальный газ. Основы термодинамики. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел. | 2 | 2 | ||
2 | Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и её измерение. | 2 | |||
3 | Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная. | 2 | |||
4 | Основные понятия и определения термодинамики. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоёмкость. Удельная теплоёмкость. Уравнение теплового баланса. | 2 | |||
5 | Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана окружающей среды. | 2 | |||
6 | Второе начало термодинамики. | 1 | |||
Контрольная работа | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к контрольной работе | 5 | ||||
Тема 2.2. Свойства паров, жидкостей и твёрдых тел. | Содержание учебного материала | ||||
1 | Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. | 2 | 2 | ||
2 | Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твёрдым телом. Капиллярные явления. Характеристика твёрдого состояния вещества. Упругие свойства твёрдых тел. Закон Гука. Механические свойства твёрдых тел. Тепловое расширение твёрдых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. | 3 | |||
Лабораторная работа № 5. Измерение влажности воздуха. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к лабораторной работе | 4 | ||||
Раздел 3. Электродинамика | 38 | ||||
Тема 3.1. Электрическое поле | Содержание учебного материала | ||||
1 | Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. | 2 | 2 | ||
2 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле | 2 | |||
3 | Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. | 2 | |||
Тема 3.2. Законы постоянного тока | Содержание учебного материала | ||||
1 | Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. | 2 | 2 | ||
2 | Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. | 2 | |||
3 | Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. | 2 | |||
Лабораторная работа № 6. Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников. Лабораторная работа № 7. Изучение закона Ома для полной цепи. Лабораторная работа № 8. Определение коэффициента полезного действия электрического чайника. | 6 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к лабораторным работам | 3 | ||||
Тема 3.3. Электрический ток в различных средах | Содержание учебного материала | ||||
1 | Электрический ток в металлах. Электронный газ. Работа выхода. Электрический ток в электролитах. Электролиз. Законы Фарадея. Применение электролиза в технике. Электрический ток в газах и вакууме. Ионизация газа. Виды газовых разрядов. Понятие о плазме. Свойства и применение электронных пучков. | 2 | 2 | ||
2 | Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений и рефератов о видах электрических разрядов; электрических разрядах на службе человеку; газовых разрядах в природных условиях; полупроводниковых датчиках. | 4 | ||||
Тема 3.4. Магнитное поле | Содержание учебного материала | ||||
1 | Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. | 2 | 2 | ||
2 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. | 2 | |||
Тема 3.5. Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала | ||||
1 | Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля. | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа № 9. Изучение явления электромагнитной индукции. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к лабораторной работе | 1 | ||||
Раздел 4. Колебания и волны | 24 | ||||
Тема 4.1. Упругие волны | Содержание учебного материала | ||||
1 | Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений и рефератов о применении ультразвука в ультразвуковых дефектоскопах; экологических проблемах, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека. | 4 | ||||
Тема 4.2. Электромагнитные колебания | Содержание учебного материала | ||||
1 | Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. | 2 | 2 | ||
2 | Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. | 2 | |||
3 | Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений и рефератов об использовании электроэнергии на железнодорожном транспорте; получении, передаче и распределении электроэнергии. | 4 | ||||
Тема 4.3. Электромагнитные волны | Содержание учебного материала | ||||
1 | Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. | 2 | 2 | ||
2 | Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений и рефератов о современных средствах связи на ж/д транспорте. | 4 | ||||
Раздел 5. Оптика | 20 | ||||
Тема 5.1. Природа света | Содержание учебного материала | ||||
1 | Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Линзы. Полное отражение. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа № 10. Измерение показателя преломления стекла. Лабораторная работа № 11. Изучение изображения предметов в тонкой линзе. | 4 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к лабораторным работам. | 2 | ||||
Тема 5.2. Волновые свойства света | Содержание учебного материала | ||||
1 | Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. | 2 | 2 | ||
2 | Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. | 2 | |||
3 | Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. | 2 | |||
Лабораторная работа № 12. Измерение длины световой волны. Лабораторная работа № 13. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. | 4 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к лабораторным работам | 2 | ||||
Раздел 6. Основы специальной теории относительности | 4 | ||||
Тема 6.1. Основы специальной теории относительности | Содержание учебного материала | ||||
1 | Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Постулаты Эйнштейна. Пространство и время специальной теории относительности. | 2 | 2 | ||
2 | Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя. | 2 | |||
Раздел 7. Элементы квантовой физики | 21 | ||||
Тема 7.1. Квантовая оптика | Содержание учебного материала | ||||
1 | Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Давление света. Понятие о корпускулярно-волновой природе света. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений и рефератов о фотоэлементах; применении явления фотоэффекта. | 4 | ||||
Тема 7.2. Физика атома | Содержание учебного материала | ||||
1 | Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Квантовые генераторы | 2 | 2 | ||
Контрольная работа | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к контрольной работе | 3 | ||||
Тема 7.3. Физика атомного ядра | Содержание учебного материала | ||||
1 | Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. | 1 | 2 | ||
2 | Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. | 2 | |||
3 | Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений и рефератов об альтернативной энергетике; применении ядерных реакторов; экологических проблемах, связанных с ядерной энергетикой, и возможными путями их решения. | 4 | ||||
Всего | 181 | ||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) |
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- учебники;
- наглядные пособия (плакаты, стенды);
- комплекты демонстрационного оборудования для выполнения лабораторных работ и экспериментальных задач;
- раздаточный материал.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учеб. для учреждений сред. проф. образования – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 448 с.
Дополнительные источники:
- Физика. 10 класс. Учебник. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: базовый уровнь. - М.: Просвещение, 2014. - 417 с.
- Физика. 11 класс. Учебник. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: базовый уровнь. - М.: Просвещение, 2014. - 433 с.
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: Сборник задач: учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования /В.Ф. Дмитриева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256с.
- Физика. 10 класс. Пинский А.А., Кабардин О.Ф. Учебник. Углубленный уровень. ФГОС, - М.: Просвещение, 2014. - 416 с.
- Физика. 11 класс. Пинский А.А., Кабардин О.Ф. Учебник. Углубленный уровень. ФГОС, - М.: Просвещение, 2014. - 417 с.
Интернет-ресурсы:
- www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
- wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
- www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
- www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
- www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
- www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
- www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
- www.ru/book (Электронная библиотечная система).
- www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
- www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
- https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
- www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
- www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
- www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
- www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
- www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опроса, лабораторных и контрольных работ, а также в ходе выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС
Методические рекомендации содержат пошаговый алгоритм действий преподавателя при составлении рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС. Методические рекомендации устана...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДП. 09 ФИЗИКА по профессии: 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в образовательной организации среднего профессионального образования ГБПОУ РК «Симферопольский т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДП.09 «ФИЗИКА» по специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборуд
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в образовательной организации среднего профессионального образования ГБПОУ РК «Симферопольский т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДБ. 10 АСТРОНОМИЯ
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований: Федерального государствен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДБ. 10 АСТРОНОМИЯ
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований: Федерального государствен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДБ. 10 АСТРОНОМИЯ
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований: Федерального государствен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДБ.12 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований:Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ...