РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДБ. 10 АСТРОНОМИЯ
рабочая программа по астрономии

Рабочая  программа общеобразовательной учебной  дисциплины разработана на  основе требований:

  •             Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413);
  • Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г.    № 06-259), с учетом Примерной основной  образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
  • Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Астрономия», одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГБУ «ФИРО») и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 2 от 18 апреля 2018 г.)

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана для следующих специальностей технического профиля:

  • 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
  • 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения астрономии в образовательной организации среднего профессионального образования  ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» в пределах  освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке  специалистов среднего звена.

         Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Приказа №506 от 7 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089). 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_2018-19_astr.1m-36_.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ  РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины общеобразовательного цикла

ОДБ. 10 АСТРОНОМИЯ

по специальности:

08.02.01  Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

23.02.04  Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Форма обучения: очная

Срок обучения: 3 года 10 месяцев

Уровень освоения: базовый

Симферополь

2018 г.

        Рабочая  программа общеобразовательной учебной  дисциплины разработана на  основе требований:

  •         Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413);
  • Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г.    № 06-259), с учетом Примерной основной  образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
  • Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Астрономия», одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГБУ «ФИРО») и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 2 от 18 апреля 2018 г.)

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана для следующих специальностей технического профиля:

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).

Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности».

Разработчики:

Бурцев А.В. – преподаватель физии и астрономии (высшей категории)

Малашевич Л.В. – преподаватель физии и астрономии (высшей категории)

Рассмотрено на заседании предметной (методической) комиссии ЕМД

Протокол   № 1  от «29» августа  2018 г.

Председатель предметной (методической) комиссии ___________  Л.В.Малашевич

Утверждено на заседании Методического совета

протокол   № 1  от « 30» августа 2018 г.

Председатель МС ___________В.Ф.Самонин

СОГЛАСОВАНО:

Начальник учебного отдела 

____________ С.А.Филиппс

«___»_________2018 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»

6

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения астрономии в образовательной организации среднего профессионального образования  ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» в пределах  освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке  специалистов среднего звена.

        Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Приказа №506 от 7 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089). 

Трудно себе представить образованного человека, не имеющего представлений о Солнечной системе, звездах, космосе… Астрономические знания – это неотъемлемая часть человеческой культуры. Именно поэтому очень важно, чтобы современные дети изучали астрономию. Основная цель данного курса сообщение обучающимся "четких представлений об окружающем мире, объяснения причин и физической природы повседневно наблюдаемых астрономических явлений и развития любознательности обучающихся".

Курс астрономии направлен на формирование у обучающихся представлений о движении, строении, происхождении развитии небесных тел и их систем; знакомство с именами выдающихся деятелей в области астрономии, с их ролью в данной области знаний, а также о практическом применении астрономических знаний для развития таких наук, как астрология, хиромантия, космология.

Содержание курса выстроено с учётом последовательного, логически выстроенного материала, формирующего единую картину Вселенной.

Основу изучения курса астрономии составляют принципы научности и доступности, деятельностный подход в соответствии с которыми в содержании программы присутствуют разделы: практические основы астрономии, движение небесных тел, методы  астрофизических исследований, природа        Солнечной системы, звезды        и Солнце, строение и эволюция Вселенной, предмет астрологии, космос и человек.

        Заметное место в содержании учебной дисциплины занимает учебный материал, не только формирующий естественнонаучную картину мира, но и раскрывающий практическое значение естественнонаучных знаний во всех сферах жизни современного общества. В целом учебная дисциплина «Астрономия», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественнонаучную картину мира, пробудить у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

        Изучение дисциплины завершается подведением итогов в форме дифференцированного  зачета в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения основной ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППССЗ).


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«АСТРОНОМИЯ»

1.1. Область применения рабочей программы

             Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения астрономии с целью реализации ППССЗ среднего общего образования по специальностям:                                                                                                                    

  • 08.02.01  Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
  • 23.02.04  Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).

1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане: учебная дисциплина является базовой и входит в общую группу общеобразовательных дисциплин среднего общего образования.        

1.3. Цели и результаты освоения учебной дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины.

Содержание программы дисциплины «Астрономия»  ориентирована на достижение следующих целей:

  • формирование понимания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и современной естественно-научной картины мира;
  • формирование знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
  • формирование умений объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных образовательных технологий;
  • формирование умения применять приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;
  • формирование научного мировоззрения;
  • формирование навыков использования естественно-научных, особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Содержание программы дисциплины «Астрономия»  ориентирована на достижение следующих результатов:

личностных:

  • сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;
  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
  • умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;

метапредметных:

  • умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон  астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
  • умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценивать ее достоверность;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

  • сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
  • понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
  • владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
  • сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
  • осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 39 часов, в  том числе: обязательной  аудиторной  учебной нагрузки обучающегося – 39  часов.


        2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

39

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

     практические занятия

18

Промежуточная  аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Астрономия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

2

2

Тема 1.

История развития астрономии

Содержание учебного материала

4

2

Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма. Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей). Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение). Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса). Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса).

2

Практическое занятие №1. С помощью картографического сервиса Google Maps посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области. (https://hi-news. ru/tag/kosmos)

2

Тема 2.

Устройство Солнечной системы

Содержание учебного материала

13

2

Система «Земля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спут-ник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности. Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.

9

Практическое занятие №2. Используя сервис Google Maps, посетить одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности (https://hi-news.ru/eto-interesno/v-google-maps-teper-mozhno-posetit-planety-solnechnoj-sistemy.html)

Практическое занятие №3. Используя сервис Google Maps, посетить международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение.

4

Тема 3.

Строение и эволюция Вселенной

Содержание учебного материала

20

2

Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса — светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески. Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики). Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд. Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

8

Практическое занятие №4. Решение проблемных заданий, кейсов.

4

Практическое занятие № 5. Экскурсия в астрономическую обсерваторию МАН «Искатель».                                                                                                                                                                                                                                                        

8

     Для характеристики уровней освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности)


3.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет общеобразовательной дисциплины «Физика»

Оборудование учебного кабинета:

  • доска аудиторная;
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • стенд по ТБ;
  • наглядные пособия.

Технические средства обучения:

- компьютер с выходом в сеть интернет.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий,  интернет - ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Астрономия: учебник для проф. образоват. организаций под редакцией Т.С.Фещенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.

Дополнительные источники:

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций  – М.: Дрофа, 2017.
  2. Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10-11 классов. – М.: Просвещение, 2018.
  3. Левитан Е.П. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник для  общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2018.
  4. Куликовский П.С. Справ. любителя астрономии. -М. : Либроком, 2013.

 

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.fipi.ru/;
  2. http://www.astronet.ru;
  3. http://www.sai.msu.ru;
  4. http://www.izmiran.ru;
  5. http://www.sai.msu.su/EAAS;
  6. http://www.myastronomy.ru;
  7. http://www.krugosvet.ru;
  8. http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опроса, практических занятий, тестирования, дифференцированного зачета.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

  •  сформированность представ-лений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

  • понимание сущности наблю-даемых во Вселенной явлений;

  • владение основополагаю-щими астрономическими понятия-ми, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

  • сформированность представ-лений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

  • осознание роли отечествен-ной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
  • узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (астрономических тел, систем, явлений, величин и их единиц, формул, законов, приборов);
  • воспроизведение части программного учебного материала по памяти (воспроизведение эксперимен-тальных фактов, перечисление понятий, закономерностей движения астрономических тел, формулировок законов; решение задач по образцу с использованием карты звёздного неба и астрономического календаря);
  • владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение астрономи-ческих явлений, строения небесных тел и их систем, влияния астрономи-ческих объектов на Земные процессы и условия жизнедеятельности человека);
  • оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развёрнутое описание астрономических объектов, раскрытие сущности астрономических понятий, правил, законов, принципов, основных этапов развития космонавтики, освоения и изучения человеком Солнечной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС

Методические рекомендации содержат пошаговый алгоритм действий преподавателя при составлении рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС. Методические рекомендации устана...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДП. 09 ФИЗИКА по профессии: 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в образовательной организации среднего профессионального образования  ГБПОУ РК «Симферопольский т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДП.09 «ФИЗИКА» по специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборуд

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в образовательной организации среднего профессионального образования  ГБПОУ РК «Симферопольский т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДП.09 «ФИЗИКА»

Рабочая  программа общеобразовательной учебной  дисциплины разработана на  основе требований:Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДБ. 10 АСТРОНОМИЯ

Рабочая  программа общеобразовательной учебной  дисциплины разработана на  основе требований:            Федерального государствен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДБ. 10 АСТРОНОМИЯ

Рабочая  программа общеобразовательной учебной  дисциплины разработана на  основе требований:            Федерального государствен...