РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДБ.12 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
рабочая программа по естествознанию
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Естествознание», одобренной научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО (ППКРС) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 387 от23 июня 2015г. ФГАУ «ФИРО»).
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана для следующих профессий социально-экономического профиля:
- 43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте;
- 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в образовательной организации среднего профессионального образования ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
В профессиональных образовательных организациях СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих естествознание изучается как базовая учебная общеобразовательная дисциплина.
На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 года № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 введена обязательная учебная дисциплина Астрономия, в объеме 36 часов. Из рабочей программы учебной дисциплины естествознание в разделе физика исключен раздел «Вселенная и эволюция» в количестве 6 часов, которые были добавлены в раздел «Колебания и волны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_2018-19_estestv.docx | 126.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины общеобразовательного цикла
ОДБ.12 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
по профессии:
43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте;
43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте
Форма обучения: очная
Срок обучения: 2 года 10 месяцев
Уровень освоения: базовый
Симферополь
2018
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. № 06-259), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
- Примерной программы общеобразовательной дисциплины «Естествознание», одобренной научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО (ППКРС) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 387 от23 июня 2015г. ФГАУ «ФИРО»).
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана для следующих профессий социально-экономического профиля:
43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте;
43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности».
Разработчики:
Володикова В.В. – преподаватель химии, биологии и экологии (высшей категории);
Малашевич Л.В. – преподаватель физии и астрономии (высшей категории);
Филиппс С.А. – преподаватель химии (высшей категории);
Рассмотрено на заседании предметной (методической) комиссии ЕМД
Протокол №_____ от «13» июня 2018 г.
Председатель предметной (методической) комиссии ___________ Н.И.Чумак
Утверждено на заседании Методического совета
протокол № 1 от «30» августа 2018 г.
Председатель МС ________ В.Ф. Самонин
СОГЛАСОВАНО:
Начальник учебного отдела
____________ С.А.Филиппс
«___»___________2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА | 4 |
| 6 |
| 11 |
| 35 |
| 40 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в образовательной организации среднего профессионального образования ГБПОУ РК «Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности» в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
В профессиональных образовательных организациях СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих естествознание изучается как базовая учебная общеобразовательная дисциплина.
На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 года № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 введена обязательная учебная дисциплина Астрономия, в объеме 36 часов. Из рабочей программы учебной дисциплины естествознание в разделе физика исключен раздел «Вселенная и эволюция» в количестве 6 часов, которые были добавлены в раздел «Колебания и волны».
За счет часов, отведенных на дополнительные учебные дисциплины в раздел «химия» добавлены 10 часов на повторение и решение расчетных и экспериментальных задач.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования базового уровня.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО набазе основного общего образования, изучается интегрированная учебная дисциплина «Естествознание», включающая три раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью — «Физика», «Химия», «Биология» — что не нарушает привычную логику естественно-научного образования обучающихся.
При освоении профессий СПО социально-экономического профиля профессионального образования естествознание изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых наизучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы обучающимися.
В процессе реализации содержания учебной дисциплины «Естествознание» значимо изучение раздела «Физика», который вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Этот раздел является системообразующим для других разделов учебной дисциплины, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии и биологии.
При изучении учебного материала по химии и биологии целесообразно акцентировать внимание обучающихся на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это гидросфера, атмосфера и биосфера, которые рассматриваются с точкизрения химических составов и свойств, их значения для жизнедеятельности людей,это содержание, освещающее роль важнейших химических элементов в организме человека, вопросы охраны здоровья, профилактики заболеваний и вредных привычек,последствий изменения среды обитания человека для человеческой цивилизации.
В целом учебная дисциплина «Естествознание», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет сформировать у обучающихся целостную естественнонаучную картину мира, пробудитьу них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность квыбору действий определенной направленности, умение критически оценивать своии чужие действия и поступки.
Интегрированное содержание учебной дисциплины позволяет преподавателям физики, химии и биологии совместно организовать изучение естествознания, используяимеющиеся частные методики преподавания предмета.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации обучающихся в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы с получением среднего общего образования (ППКРС).
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения естествознания с целью реализации ППКРС среднего общего образования по профессии:
- 43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте состава;
- 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте.
1.2. Место дисциплины в структуре учебного плана: учебная дисциплина является базовой и входит в группу общеобразовательных дисциплин среднего общего образования по выбору из обязательных предметных областей.
1.3. Цели и результаты освоения учебной дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины.
Содержание программы дисциплины «Естествознание» направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
- личностных:
- устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
- объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
- готовность самостоятельно добывать новые для себя естественнонаучные знания с использованием для этого доступных источников информации;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
метапредметных:
- овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
- применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественнонаучной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
- умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
- предметных:
- сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
- сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
- сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
- владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
- сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
- энергосбережения;
- безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
- профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
- осознанных личных действий по охране окружающей среды.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 285 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 190 часов; самостоятельной работы обучающегося – 95 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 285 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 190 |
в том числе: | |
Практические занятия | 49 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (всего) | 95 |
в том числе:
| |
Промежуточная аттестация: в форме экзамена |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ФИЗИКА)
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 123 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 82 |
в том числе: | |
практические занятия | 14 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 41 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций; выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для проектной деятельности; подготовка к контрольным работам, лабораторным опытам и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам | |
Промежуточная аттестация в форме: экзамена |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ФИЗИКА)
№ п/п | Содержание обучения | Количество часов |
Введение | 2 | |
1 | Механика | 18 |
2 | Основы молекулярной физики и термодинамики | 14 |
3 | Основы электродинамики | 22 |
4 | Колебания и волны | 16 |
5 | Элементы квантовой физики | 10 |
Итого: | 82 | |
7 | Внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций; выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для проектной деятельности; подготовка к контрольным работам, лабораторным опытам и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам | 41 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | ||
Итого: | 123 |
2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Естествознание (Физика)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия и практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Физика — фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Естественнонаучная картина мира и ее важнейшие составляющие. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Открытия в физике — основа прогресса в технике и технологии производства. | 2 | 1,2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Опорный конспект: «Открытия в физике — основа прогресса в технике и технологии производства». | 2 | 3 | |
Раздел 1 | Механика | 18 | |
Тема 1. Кинематика | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 |
Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. Графики движения. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение. Свободное падение тел. Криволинейное движение. Угловая скорость. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Таблица «Основные характеристики механического движения» | 4 | 3 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 2. Динамика | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 |
Масса и сила .Взаимодействие тел.Законы динамики. Силы в природе .Способы измерения сил. Инерциальная система отсчета. Закон всемирного тяготения. Невесомость. | 4 | ||
Практическое занятие №1: Исследование зависимости силы трения от массы тела | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: Сообщение: « Невесомость» Подготовка к практическому занятию №1. | 4 | 3 | |
Тема 3. Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 |
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Работа силы тяготения, силы упругости и силы трения. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения полной механической энергии. | 6 | ||
Самостоятельная работа: Конспект: «Королев С. П. – конструктор и организатор производства ракетно-космической техники» | 2 | 3 | |
Раздел 2. | Основы молекулярной физики и термодинамики | 14 | |
Тема 4. Молекулярная физика | Содержание учебного материала | 8 | 1,2 |
Атомистическая теория строения вещества. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Массы и размеры молекул. Тепловое движение частиц вещества. Броуновское движение. Идеальный газ. Температура как мера средней кинетической энергии частиц. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Работа газа. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы. | 8 | ||
Самостоятельная работа: Эксперимент: «Исследование диффузии в домашних условиях» | 2 | 3 | |
Тема 5. Термодинамика. | Содержание учебного материала | 6 | 1.2 |
Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии. Первый и второй законы термодинамики. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловых двигателей. Тепловые машины и их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблемы энергосбережения. | 4 | ||
Контрольная работа №1. Молекулярная физика и термодинамика. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к контрольной работе №1. | 3 | 3 | |
2 курс (3 семестр) | |||
Раздел 3 | Основы электродинамики | 22 | |
Тема 6. Электростатика | Содержание учебного материала | 8 | 1,2 |
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле, его основные характеристики и связь между ними. Проводники и изоляторы в электростатическом поле. Электрическая емкость конденсатора. Энергия электростатического поля. | 8 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщение: « Использование конденсаторов» | 2 | 3 | |
Тема 7. Постоянный ток. | Содержание учебного материала | 12 | 1,2 |
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи и полной электрической цепи. Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля—Ленца. Тепловое действие электрического тока. Электрический ток в различных средах. | 6 | ||
Практическое занятие №2 Сборка электрической цепи, измерение силы тока и напряжения на ее различных участках | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа: Опорный конспект: «Использование электрического тока» Подготовка к практическому занятию №2. | 4 | 3 | |
Тема 8. Магнитное поле. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
Магнитное поле и его основные характеристики. Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера. Электродвигатель. Сила Лоренца. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. | 2 | ||
Раздел 4 | Колебания и волны | 16 | |
Тема 9. Механические колебания и волны | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 |
Свободные колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Превращение энергии при гармонических колебаниях. Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике. | 2 | ||
Практическое занятие №3 Изучение колебаний математического маятника | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся : Подготовка к практическому занятию №3. Эссе. Ультразвук и его использование в медицине и технике. | 5 | 3 | |
Тема 10. Электромагнитные колебания и волны. | Содержание учебного материала | 2 | 1,2 |
Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Формула Томсона. Вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Переменный ток. Электрогенератор. Получение и передача электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, медицине, при изучении свойств вещества. | 2 | ||
Самостоятельная работа: Сообщение: «Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, медицине, при изучении свойств вещества» | 4 | 3 | |
Тема 11. Световые волны | Содержание учебного материала | 8 | 1,2 |
Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы | 6 | ||
Практическое занятие №4. Изучение интерференции и дифракции света. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практическому занятию №4 Конспект: «Использование оптических приборов» | 4 | ||
Раздел 5 | Элементы квантовой физики | 10 | |
Тема 12. Квантовые свойства света. | Содержание учебного материала | 10 | 1,2 |
Равновесное тепловое излучение. Квантовая гипотеза Планка. Фотоэлектрический эффект. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта. Фотон. Давление света. Дуализм свойств света. | 6 | ||
Самостоятельная работа: Сообщение: «Рентгеновские лучи. История открытия. Применение». Подготовка к контрольной работе №2. | 5 | 3 | |
Повторение | Механика. Основы молекулярной физики. | 2 | 1,2 |
Контрольная работа №2. Элементы квантовой физики | 2 | 3 | |
Промежуточная аттестация | Экзамен |
Итого: Аудиторных занятий: 82 часа
Внеаудиторных самостоятельных работ: 41 час
Всего:123 часа
Для характеристики уровней освоения учебного материала используются следующие обозначения:
–ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности)
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ХИМИЯ)
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 87 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 58 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 29 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций; выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для проектной деятельности; подготовка к лабораторным опытам и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам | |
Промежуточная аттестация в форме: дифференцированного зачета |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (ХИМИЯ)
Содержание обучения | Количество часов |
Введение | 2 |
Общая и неорганическая химия | 36 |
Основные понятия и законы химии | 6 |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | 4 |
Строение вещества | 2 |
Вода. Растворы | 4 |
Химические реакции | 8 |
Классификация неорганических соединений и их свойства | 6 |
Металлы и неметаллы | 6 |
Органическая химия | 16 |
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | 6 |
Углеводороды и их природные источники | 4 |
Кислородсодержащие органические соединения | 4 |
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | 2 |
Химия и жизнь | 4 |
Химия и организм человека | 2 |
Химия в быту | 2 |
Итого | 58 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Естествознание (Химия)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия и практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 курс 58 ч. | 58/24/29 | ||
Введение | Содержание учебного материала | 2/-/2 | |
Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Роль химии в жизни современного общества. Новейшие достижения химической науки в плане развития технологий: химическая технология—биотехнология— нанотехнология. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества. | 2 | 1,2 | |
Самостоятельная работа Новейшие достижения химической науки в плане развития технологий | 2 | 3 | |
ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | 36/16/18 | ||
1.Основные понятия и законы химии | Содержание учебного материала | 6/4/4 | |
Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества. Аллотропия и ее причины. Демонстрация Набор моделей атомов и молекул. Измерение вещества. Основные законы химии. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Практическое занятие: Расчеты по химическим формулам. Закон сохранения массы вещества. | 2 | ||
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений, конспекта. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Конспект по теме «Химические реакции с выделением теплоты» Сообщение по теме «Вещества с различными типами кристаллической решетки» | 2-3 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
2.Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Содержание учебного материала | 4/0/2 | |
Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Периодический закон и система в свете учения о строении атома. Закономерности изменения строения электронных оболочек атомов и химических свойств образуемых элемента- ми простых и сложных веществ. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Демонстрация Различные формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. | 2 | ||
Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам). Самостоятельная проработка дополнительной литературы, интернет-источников использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка и оформление работ (сообщение). Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: 1. Восстановительные свойства металлов. 2. Сообщение по теме «Защита окружающей среды от загрязнения.» | 2-3 | ||
3.Строение вещества | Содержание учебного материала | 2/0/2 | |
Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Взаимосвязь кристаллических решеток веществ с различными типами химической связи. Демонстрация Образцы веществ и материалов с различными типами химической связи | 2 | ||
Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений, конспекта Природа химической связи. | 3 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
4. Вода. Растворы | Содержание учебного материала | 4/2/2 | 2 |
Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое. Растворение твердых веществ и газов. Зависимость растворимости твердых. | |||
веществ и газов от температуры. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора. Демонстрация Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание Практическое занятие: решение экспериментальных задач | 2 | ||
Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя (темы выделенные курсивом) | |||
5. Химические реакции | Содержание учебного материала | 8/4/3 | 2 |
Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Тепловой эффект химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Демонстрация Химические реакции с выделением теплоты. Обратимость химических реакций. Практическое занятие Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов). | |||
Самостоятельная работа Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя (темы выделенные курсивом) | 2 | ||
6.Неорганические соединения | Содержание учебного материала | 12/6/5 | 2 |
Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания, соли. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора. Металлы и неметаллы. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов, обусловленные строением атомов и кристаллов и положением металлов в электрохимическом ряду напряжений. | 2 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Общие способы получения металлов. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека. Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами, соединениями азота, серы, углерода. | |||
Демонстрации Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), растворами кислот и щелочей. Горение металлов (цинка, железа, магния) в кислороде. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью. Восстановительные свойства металлов. Химические свойства соединений металлов. Практические занятия Реакции обмена в водных растворах электролитов. Определение рН раствора солей. Вытеснение хлором брома и йода из растворов их солей. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | 1 2-3 | ||
Самостоятельная работа Самостоятельная проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя Основные классы неорганических соединений Металлы. Неметаллы. Сплавы: черные и цветные. Коррозия металлов | 3 | ||
Контрольная работа 1 | 3 | ||
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | 20/8/9 | ||
7.Органические соединения | Содержание учебного материала | 16/8/6 | 2 |
Основные понятия органической химии и теория строения органических соедине- ний. Понятие изомерии. Виды изомерии: структурная (углеродного скелета, положения кратной связи или функциональной группы), пространственная. Многообразие органических соединений. Практическое занятие: составление структурных формул органических соединений | 2 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды. Строение углеводородов, характерные химические свойства углеводородов. Представители углеводородов: метан, этилен, ацетилен, бензол. Применение углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации. Нефть, газ, каменный уголь — природные источники углеводородов Демонстрации Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой. | 2 | ||
Кислородсодержащие органические вещества. Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры: их строение и характерные химические свойства. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Жиры как сложные эфиры. | 2 | ||
Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. Демонстрации Реакция получения уксусно-этилового эфира. Качественная реакция на глицерин. Практические занятия Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO). | 2-3 | ||
Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков. Химические свойства белков. Генетическая связь между классами органических соединений. Практические занятия Обратимая и необратимая денатурация белков. Демонстрации. Цветные реакции белков. | 2-3 | ||
Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид. | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Понятие о химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Отдельные представители химических волокон: ацетатное (триацетатный шелк) и вискозное волокна, винилхлоридные (хлорин), полинитрильные (нитрон), полиамидные (капрон, найлон), полиэфирные (лавсан). Демонстрация Различные виды пластмасс и волокон. Практические занятия Ознакомление с синтетическими и искусственными полимерами. Определение различных видов химических волокон.. | 2-3 | ||
Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя Многообразие органических соединений Изомерия. Нефть, газ, каменный уголь — природные источники углеводородов. Спирты, карбоновые кислоты и сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. Генетическая связь между классами органических соединений. Натуральные, синтетические и искусственные волокна | 3 | ||
8. Химия и жизнь | Содержание учебного материала | 4/0/3 | 2 |
Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание. Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. | 2-3 | ||
Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с использованием рекомендаций преподавателя Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. | 3 | ||
Контрольная работа 2 | 3 | ||
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Аудиторных занятий: 58 часов Практические занятия: 24 часов Внеаудиторных самостоятельных работ: 29 часов
Всего: 87 часов
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (БИОЛОГИЯ)
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
практические занятия | 11 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций; выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы); подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам | |
Промежуточная аттестация в форме: дифференцированного зачета |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (БИОЛОГИЯ)
Наименование раздела | Всего часов | Количество часов | ||
Практические занятия | Контрольные работы | Сам. работы | ||
Введение | 1 | |||
Клетка | 13 | 2 | 7 | |
Организм | 12 | 3 | 1 | 6 |
Вид | 12 | 2 | 6 | |
Экосистемы | 12 | 4 | 1 | 6 |
Итого: | 50 | 11 | 2 | 25 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Естествознание (Биология)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия и практические работы, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни. Демонстрации: Уровни организации жизни. Методы познания живой природы. | 1/0/0 | 1,2 |
Тема 1.Клетка | История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурно-функциональная (элементарная) единица жизни. Строение клетки. Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Поверхностный аппарат. Схематичное описание жидкостно-мозаичной модели клеточных мембран. Цитоплазма — внутренняя среда клетки, органоиды (органеллы). Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы. Материальное единство окружающего мира и химический состав живых организмов. Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Неорганические ионы. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Аминокислоты — мономеры белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и | 13/2/7 | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
РНК, АТФ. Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы — возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции. Демонстрации: Строение молекулы белка. Строение молекулы ДНК. Строение клетки. Строение клеток прокариот и эукариот. Строение вируса. Практические занятия: Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных Самостоятельные работы: Биологическое значение химических элементов. ДНК и РНК, АТФ. Профилактика ВИЧ-инфекции | 2 3 | ||
Тема 2.Организм | Организм — единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем. Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение. Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения. Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом | 12/3/6 | 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме. Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека. Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Демонстрации: Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Деление клетки (митоз, мейоз). Способы бесполого размножения. Оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации. Модификационная изменчивость. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор. Исследования в области биотехнологии. Практические занятия: Решение элементарных генетических задач. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. Самостоятельные работы: Оплодотворение, его биологическое значение. Селекция. Наследственные болезни человека | 2 3 | ||
Контрольная работа № 1 | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 3.Вид | Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции в соответствии с синтетической теорией эволюции (СТЭ). Генетические закономерности эволюционного процесса. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас. Демонстрации: Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции. Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Редкие и исчезающие виды. Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека и человеческих рас. Практические занятия: Описание особей вида по морфологическому критерию. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни Самостоятельные работы: Результаты эволюции. Гипотезы происхождения жизни. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. | 12/2/6 | 2 1,2 3 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 4.Экосистемы | Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере. Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема. Биоценоз и биотоп как компоненты биогеоценоза. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов). | 12/4/6 | 2 |
Демонстрации: Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Ярусность растительного сообщества. Круговорот углерода в биосфере. Заповедники и заказники России. Практические занятия: Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Решение экологических задач. Самостоятельные работы: Экологические факторы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Заповедники и заказники России. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности профессиональной образовательной организации). | 1,2 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Контрольная работа № 2 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |||
Аудиторных занятий: 50 часов.
Практические занятия: 11 часов.
Внеаудиторных самостоятельных работ: 25 часов.
Всего: 75 часов.
Для характеристики уровней освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.–ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
№ п/п | Оборудование учебного кабинета | Технические средства обучения |
1 | посадочные места обучающихся | компьютер |
2 | рабочее место преподавателя | экранно-звуковые пособия: видеофильмы, презентации со слайдами |
3 | рабочая классная доска | физические приборы |
4 | магнитная доска | |
5 | демонстрационный стол | |
6 | наглядные пособия: учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал. |
Реализация программы требует наличия учебного кабинета химии и биологии.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места обучающихся | 30 |
рабочее место преподавателя | 1 |
рабочая классная доска | 1 |
демонстрационный стол | 1 |
вытяжной шкаф | 1 |
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 1 |
ряд напряжений металлов | 1 |
таблица Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 15 |
таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде | 15 |
ряд электроотрицательности неметаллов | 15 |
лабораторное оборудование | |
плакаты по химии | |
химическая посуда | |
химические реактивы | |
учебники | |
терминологические словари разных типов | |
раздаточный материал | |
комплекты практических занятий | 10 |
Технические средства обучения:
компьютер | 1 |
экранно-звуковые пособия (видеофильмы, презентации со слайдами, | 1 |
электронный учебник | 1 |
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Алексашина И.Ю. Естествознание: учеб. 10 кл. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /И.Ю. Алексашина, К.В.Галактионов, И.С. Дмитриев и др./; под редакцией И.Ю.Алексашиной – М.: Просвещение, 2014. -272 с.
2. Алексашина И.Ю. Естествознание: учеб. 11 кл. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /И.Ю. Алексашина, К.В.Галактионов, И.С. Дмитриев и др./;под редакцией И.Ю.Алексашиной – М.: Просвещение, 2014. -272 с.
Дополнительные источники:
- Физика. 10 класс. Учебник. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: базовый уровнь. - М.: Просвещение, 2014. - 417 с.
- Физика. 11 класс. Учебник. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: базовый уровнь. - М.: Просвещение, 2014. - 433 с.
- Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: Сборник задач: учеб. пособие для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования /В.Ф. Дмитриева. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256с.
- Физика. 10 класс. Пинский А.А., Кабардин О.Ф. Учебник. Углубленный уровень. ФГОС, - М.: Просвещение, 2014. - 416 с.
- Физика. 11 класс. Пинский А.А., Кабардин О.Ф. Учебник. Углубленный уровень. ФГОС, - М.: Просвещение, 2014. - 417 с.
Интернет-ресурсы
1.www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
2.www.class-fizika.nard.ru («Классная доска для любознательных»). 3.www.physiks.nad/ru («Физика в анимациях»).
4.www.interneturok.ru («Видеоуроки по предметам школьной программы»). 5.www.chemistry-chemists.com/index.html (электронный журнал «Химики и химия»). www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
6.www.hemi.wallst.ru («Химия.Образовательный сайт для школьников»). www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников). www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
7.www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»). www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения опроса, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временных масштабах Вселенной; | грамотно применяет естественно-научную терминологию при описании явлений окружающего мира; выявляет характер явлений в окружающей среде, понимает смысл наблюдаемых процессов, основываясь на естественно-научном знании; |
владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; | использует для описания характера протекания процессов физические величины и демонстрирует взаимосвязь между ними; осознанно действует в ситуации выбора продукта или услуги, применяя естественно-научные компетенции. |
сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; | формирует собственную стратегию здоровьесберегающего (равновесного) питания с учетом биологической целесообразности, роли веществ в питании и жизнедеятельности живых организмов; выбирать стратегию поведения в бытовых и чрезвычайных ситуациях, основываясь на понимании влияния на организм человека физических, химических и биологических факторов; |
сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов; | обоснованно применяет приборы для измерения и наблюдения, используя описание или предложенный алгоритм эксперимента с целью получения знаний об объекте изучения; обосновывает практическое использование веществ и их реакций в промышленности и в быту; объяснять роль определенных классов веществ в загрязнении окружающей среды; действовать в рамках правил техники безопасности и в соответствии с инструкциями по применению лекарств, средств бытовой химии, бытовых электрических приборов, сложных механизмов, понимая естественно-научные основы создания предписаний; объясняет механизм влияния на живые организмы электромагнитных волн и радиоактивного излучения, а также действия алкоголя, никотина, наркотических, мутагенных, тератогенных веществ на здоровье организма и зародышевое развитие; |
владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию; | критически оценивает, интерпретирует и обсуждает информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности; делая выводы на основе литературных данных; |
сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей. | принимает аргументированные решения в отношении применения разнообразных технологий в профессиональной деятельности и в быту; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программаучебной дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа...
Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС
Методические рекомендации содержат пошаговый алгоритм действий преподавателя при составлении рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС. Методические рекомендации устана...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДП. 09 ФИЗИКА по профессии: 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 23.01.10 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в образовательной организации среднего профессионального образования ГБПОУ РК «Симферопольский т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДП.09 «ФИЗИКА» по специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборуд
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в образовательной организации среднего профессионального образования ГБПОУ РК «Симферопольский т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДП.09 «ФИЗИКА»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований:Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДБ. 10 АСТРОНОМИЯ
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований: Федерального государствен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОДБ. 10 АСТРОНОМИЯ
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований: Федерального государствен...