Технологическая карта урока "Первый закон Ньютона"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Технологическая карта урока по теме "Первый закон Ньютона", 9 класс, глава "Законы взаимодействия и движения тел"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 941.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Первый закон Ньютона
Форма урока: урок изучения нового материала
Методы обучения:
Словесно-иллюстративный, проблемный, деятельностный.
Цель: создание условий для изучения первого закона Ньютона.
Задачи:
- Формирование и углубление понятий – инертность, инерция.
- Формирование новых понятий – первый закон Ньютона, ИСО.
- Развитие умения проводить наблюдения физических явлений.
- Совершенствование навыков работы в группах
Планируемые результаты:
Личностные
готовность к равноправному сотрудничеству; способность к самооценке своих действий, поступков.
Метапредметные
Регулятивные:
Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Используют различные ресурсы для достижения целей. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий
Познавательные:
Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Коммуникативные:
Развивают умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные
Формулируют физические понятия, закономерности, законы. Применяют полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе.
Технические и дидактические средства:
Компьютер, проектор, экран, презентация, тексты и задания для групп.
Оборудование для учителя:
Шарик на пружине, штатив, шарик металлический, широкая горизонтальная подставка (лучше на колёсиках).
Оборудование для групп учащихся.
№1: тележка на колёсиках, шарик металлический.
№2: штатив с лапкой, грузик с двумя крючками, нитки, зубочистка.
Этап урока | Краткое содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
Организационный этап | Организует работу класса | Приветствуют учителя | Контролируют готовность к уроку | ||
Постановка учебной задачи | Основная задача механики – определить положение тела в любой момент времени. Для этого нужно знать Нужно научиться рассчитывать ускорение. | Организует беседу. Задаёт вопросы: какова основная задача механики? Что нужно знать для определения координат тела? Помогает учащимся сформулировать цель дальнейшей работы. | Строят логические цепи рассуждений. | Выражают свои мысли, слушают собеседника. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. |
Изучение нового материала | Выясним относительной или абсолютной величиной является ускорение. Оказывается, есть системы отсчёта, в которых ускорение одного и того же тела будет одинаковым. Пример. Шарик на пружине. Действие Земли и пружины скомпенсированы. Относительно стола шарик покоится (ускорения нет). Если «убрать» пружину, шарик начнёт падать (с ускорением). Если «убрать» Землю, шарик будет двигаться вверх (с ускорением). При отсутствии внешних воздействий шарик может не только покоиться, но и двигаться равномерно прямолинейно. Шарик катится по столу, пока на него не подействует какое-нибудь тело. Говорят, что тело движется по инерции. Но это явление выполняется не во всех системах отсчёта. Шарик на подставке. На шарик действуют Земля и подставка, действия скомпенсированы. Относительно Земли шарик покоится. Земля – это инерциальная с.о. Относительно подставки тоже покоится. Сдвигаем подставку с ускорением. Что видит наблюдатель в движущейся системе отсчёта? На шарик никто не действует, но у него появилось ускорение. Подставка – неинерциальная система отсчёта, в ней ускорения появляются без действия сил. Наблюдатель же, находящийся на Земле, по-прежнему видит, что на шарик никто не действует, и шарик остаётся в покое относительно Земли. Движется подставка под шариком, потому что на неё действует внешняя сила. Земля – инерциальная система отсчёта. Формулировка 1 закона Ньютона. | Проводит эксперимент. Задаёт вопросы. Какие тела оказывают заметное влияние на шарик? Что можно сказать о действии этих тел? В каком состоянии находится шарик? Что изменится, если «убрать» действие одного из тел? Что изменится, если выбрать другую систему отсчёта? Даёт задание прочитать формулировку 1 закона Ньютона в учебнике. Отвечает на вопросы уч-ся. | Устанавливают причинно-следственные связи. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Читают текст в учебнике. Записывают формулировку 1 закона Ньютона. | Развивают умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. Формулируют и задают вопросы. | Вносят коррективы и дополнения в свои рассуждения. |
Актуализация ранее полученных знаний | Первый закон Ньютона называют ещё законом инерции. С понятиями «инерция» и «инертность» мы знакомились в 7 классе. Сейчас вы сможете самостоятельно вспомнить эти понятия. | Организует работу в группах сменного состава по 4 человека. В течение 7 мин учащиеся выполняют работу в группах, затем по 2 человека в группах №1 и №2 меняются местами и представляют результаты работы. | Работают с текстами. Проводят эксперименты. Выбирают способы представления результатов. | Развивают навыки сотрудничества. Развивают умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. | Используют различные ресурсы для достижения целей. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. |
Подведение итогов работы в группах | Что такое «инерция»? Приведите примеры движения по инерции. Примеры покоя по инерции. Что такое «инертность»? Какое тело быстрее меняет скорость: более инертное или менее инертное? | Организует обсуждение итогов работы. | Отвечают на вопросы. Сравнивают понятия «инерция» и «инертность». | Развивают умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. | Приобретают навыки самооценки |
Этап закрепления новых знаний | Слайд с вопросами и ответами по новому материалу. О чём говорит 1 закон Ньютона? Чем отличаются инерциальные и неинерциальные системы отсчёта? При столкновении двух шариков скорость первого изменилась на 1 м/с, а скорость второго – на 2 м/с. Инертность какого шарика больше? Почему при резком торможении автобуса все пассажиры падают по направлению движения автобуса? | Показывает слайды. Комментирует вопросы и ответы. | Самостоятельно отвечают на вопросы. Обсуждаю ответы. | Развивают умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения. | Приобретают навыки самооценки |
Домашнее задание | § 10, упр. 10 (устно) | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание |
Приложения
Задания группам №1
Прочитайте текст, проведите эксперимент, подготовьтесь рассказать о проведённой работе соседней группе.
Явление инерции
Доводилось ли вам играть в футбол? Вероятно, да. Но даже если и нет, то вы все равно без труда сообразите, что мяч, лежащий посреди поля, не подпрыгнет и не покатится, если его перед этим не пнуть ногой.
Также каждый знает на собственном опыте, что когда быстро бежишь, то моментально остановиться нельзя. Приходится тормозить ногами об пол, хвататься за что-то руками, в общем, помогать себе сторонними предметами. Что же такое не дает начать движение и прервать его в одно мгновение без посторонней помощи? В физике это явление называется инерцией и изучается в седьмом классе. В чем же заключается явление инерции?
В чем заключается явлении инерции?
На примере мяча мы убедились, что тело, находящееся в покое относительно Земли, будет сохранять свое состояние покоя до тех пор, пока его не выведут из этого состояния другие тела. На том же примере видно, что и уменьшение скорости не происходит само собой. Так, катясь по траве, мяч не останавливается сам, его останавливает трение о траву и землю.
Например, катясь по льду, мяч переместился бы на расстояние в несколько раз большее, потому что трение о лед в разы меньше, чем о поверхность футбольного поля. Так же и направление своего движения летящий или катящийся мяч не поменяет по собственной прихоти. Для этого надо, чтобы кто-то пнул его в другую сторону, или чтобы мяч врезался во что-то, например, в штангу ворот. Собственно, вот это явление и называется в физике инерцией.
Определение инерции
Инерция – это явления сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел. То есть, когда мяч лежит себе спокойненько на траве, его скорость равна нулю. И она не изменится без посторонней помощи. И когда мяч катится, он бы так и катился себе с постоянной скоростью бесконечно, если бы не трава, трение о воздух и назойливые футболисты, у которых чешутся ноги попинать ни в чем не повинный мячик.
Примеры инерции в жизни
Примеры инерции в жизни, кроме несчастного мячика, это – полет любого предмета, например, спортивного копья, пули, которые останавливаются в конце концов под действием силы тяжести и трения о воздух. Это большие и тяжелые вещи, которые нам трудно сдвинуть с места, например, шкаф, пианино или собранный на отдых чемодан. Это ситуация, когда нам для того, чтобы повернуть на бегу, приходится или замедлять бег или хвататься рукой за столб либо дерево.
Выбиваем ковры: пыль остается на месте, а ковер резко выдергиваем, сообщая ему скорость, выключаем дрель, а она продолжает вращаться, спортсмен-лыжник после спуска с горы, сохраняет свою скорость еще какое-то время.
И наконец, это автомобиль, который на полном ходу при всем желании водителя не может затормозить моментально, а особенно во время гололеда. И об этом следует всегда помнить и не проверять срабатывание закона инерции на дороге. Поверьте, инерция сработает, она никуда не денется. А у вас жизнь одна.
Опыт по инерции
У нас имеется тележка и шарик на ней.
а) что произойдет с шариком, если резко сообщить стоящей тележке какую-то скорость?
б) что произойдет с шариком, если резко остановить движущуюся тележку?
Ответы на вопросы с пояснениями и определение инерции запишите в тетрадь.
Задания группам №2
Прочитайте текст, проведите эксперимент, подготовьтесь рассказать о проведённой работе соседней группе.
Проделайте описанный опыт. Зарисуйте схему опыта и запишите определение инертности в тетрадь.
Слайд для закрепления нового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга".
Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Законы России об охране животного мира. система мониторинга." Данный материал предназначен для учителей биологии, реализующих ФГОС...
Ментальная карта по законам Ньютона (ссылка)
Законы Ньютона...
Технологическая карта урока "Закон на страже природы"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, ПРЕДСТАВЛЕННОГО В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «МАСТЕР - КЛАСС» (2013)...
Технологическая карта урока "Закон Ома на участке цепи" 8 класс
Технологические карты уроков....
Технологическая карта урока "Закон всемирного тяготения" (9 класс)
Технологическая карта урока "Закон всемирного тяготения" (9 класс)...
Технологическая карта урока Закон сохранения механической энергии
Технологическая карта урока по теме " Закон сохранения механической энергии"...
Технологическая карта урока "Закон Ома для участка цепи"
Технологическая карта урока "Закон Ома для участка цепи" по УМК А.В. Перышкина...