Технологическая карта урока "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга".
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Законы России об охране животного мира. система мониторинга." Данный материал предназначен для учителей биологии, реализующих ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_uroka_biologiya.doc | 67 КБ |
prilozhenie_k_uroku.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: биология
Класс: 7
Учитель: Мищенко Светлана Ильинична
УМК: под редакцией В.В.Пасечника и др.
Место урока в системе уроков данного раздела: 3-ий урок в теме «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»
Тема урока: Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: выяснить какие законы в Российской Федерации регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления.
Задачи урока: образовательные (предметные), развивающие (метапредметные), воспитательные (личностные).
1) образовательные (предметные):
- сформировать понятие о мониторинге и методах его осуществления;
- продолжить формирование у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать с различными источниками информации (законы — как источник информации);
- сформировать у учащихся навыки работы с документами;
- способствовать становлению умения оценивать полученные результаты в ходе выполнения практической работы;
- помочь учащимся увидеть результаты своего труда в ходе подведения результатов исследования.
2) развивающие (метапредметные):
- создать условия для развития логического мышления, памяти, внимания и познавательных умений;
- способствовать расширению словарного запаса, умения сравнивать и анализировать, а так же обобщать и делать выводы;
- продолжить формирование умения работать с различной литературой (учебной, дополнительной) и другими источниками информации (интернет-ресурсами, работать в программе MS Excel и с файловыми документами);
- сформировать умение анализа статистических данных.
3) воспитательные (личностные):
- развитие умения осуществлять самоконтроль, организовывать рабочее пространство;
- создать условия для коллективной работы;
- продолжить формирование умения работать в группах;
- воспитание сознательности на уроке;
- развитие культуры речи;
- развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
5) Создать условия для развития универсальных учебных действий:
Личностных – развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательных – умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивных – умение проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативных – умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точи зрения и приходить к единому мнению.
Методы обучения:
По традиционной классификации (Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А.), общий признак - источник знаний:
- практические методы: выполнение практической работы; работа с электронными ресурсами (работа с электронной таблицей с использованием программы MS Excel);
- наглядные: демонстрация, наблюдение;
- словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, дискуссия.
По типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.):
- практические методы: выполнение практической работы; работа с электронными ресурсами (работа с электронной таблицей с использованием программы MS Excel);
- наглядные: демонстрация, наблюдение;
- словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, дискуссия.
По бинарной классификации. Методы преподавания:
- информационный;
- объяснительно-побуждающий
Им соответствуют методы учения:
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
По дидактическим целям(Данилов В.А., Есипов П.Н.):
- методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа);
- методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практические упражнения).
Формы обучения:
- работа с текстом (статьи);
- работа с наглядным материалом (презентации);
- работа с интернет-ресурсами (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях”, закон “О животном мире”);
- работа учащихся по инструкции;
- работа с электронными таблицами (MS Excel) с использованием ИКТ.
Особенности урока: практическая направленность изучаемого материала, использование навыков работы с электронными таблицами, проведение практической работы с обработкой статистических данных, использование на уроке навыков работы учащихся с ИКТ, использование на уроке опережающих заданий (сообщения о первых российских заповедниках).
Средства обучения и оборудование:
- интернет-ресурсы для подготовки опережающего задания (справочные материалы, статьи, законы)
- распечатки статей Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях”, и закона “О животном мире”;
- презентация к уроку: «Законы об охране природы»;
- мультимедиа оборудование (для демонстрации презентаций);
- рабочее место учащегося (компьютеры) для обработки статистических данных.
Ход урока:
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
1 этап. Организационный (1 — 2 минуты) Цель этапа:
| Приветствие учащихся учителем. Настрой учащихся на работу, организация рабочего места. | Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства. | Умение организовывать свою учебную деятельность, создание мотивации во включение в учебный процесс | Приветствуют учителя и одноклассников в соответствии с требованиями | Умение слушать, вступать в диалог в соответствии с различными способами взаимодействия | Учащиеся мобилизируют свои силы и энергию, настраиваются и включаются в рабочий процесс | Умение управлять своим поведением и деятельностью. |
2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (4 минуты): Цель этапа:
| Вступительное слово учителя | Прогнозируют, проговаривают цель и задачи урока, предполагают план работы на уроке, используя опыт изучения аналогичных уроков | Самостоятельное выделение и формулирование темы урока; Планирование учебного сотрудничества с учителем - определение цели, функций участников, способов взаимодействия | В диалоге с учителем делает предположения и учится самостоятельно и грамотно формулировать цели | Умение слышать и слушать; осознанное построение речевого высказывания в устной форме | По наводящим вопросам приходят к постановке цели и задач урока | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик |
3 этап Формулирование темы урока. (2 минуты) | Дата: 14.05.1015 Тема урока: Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | Формулируют тему урока, записывают тему в тетрадь | Планирование учебного сотрудничества с учителем, умение оформлять записи в тетради | Прослушивают грамотно сформулированную учителем тему урока, задают интересующие вопросы | Умение слушать и вступать в диалог | Чередует речевую активность и механическое записывание | Саморегуляция и умение организовывать свое эмоциональное состояние |
4 этап. Первичное усвоение новых знаний (14 минут) Цель этапа:
| Информационный блок №1 Законы об охране природы (смотри приложение 1, работа со статьями из законов (текстовые файлы) | Анализ полученной от учителя информации, работа с различными источниками информации; | Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; свободная ориентация в информации, определение основной и второстепенной информации | Участвуют в обсуждении поставленных учителем вопросов; формулируют ответы на поставленные учителем вопросы | Построение продуктивного сотрудничества на уроке; умение слушать и вступать в диалог; планирование способов взаимодействия | Учащиеся внимательно прослушивают информацию, работают с файловыми документами в поисках необходимой информации, концентрируют внимание | Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий |
5 этап. Первичное усвоение новых знаний (продолжение) (5 минут) Цель этапа:
| Краткое объяснение учителем понятия мониторинг и демонстрация одного из методов мониторинга на примере метода пробных площадок (смотри приложение, пункт 2) | Восприятие и осознание прослушанной информации, занесение краткой записи в рабочую тетрадь | Выстраивание логической цепочки; анализ и синтез информации; установление причинно-следственных связей; | Выслушивают учителя, выполняют поставленные перед ними задачи | Умение слушать и вступать в диалог; инициативное сотрудничество в поиске информации | Прослушивают информацию и осознают важность данных методов в современной науке | Саморегуляция и самоорганизация, осознание качества и уровня знаний |
6 этап. Первичная проверка понимания (5 минут) | Инструктаж учащихся по выполнению практической работы, деление на мигрирующие группы (5 пар учащихся). (смотри приложение 3) | Внимательно прослушивают инструктаж к выполнению практической работы, осознают все этапы работы | Извлечение информации из различных источников, умение выделить главное из общего объёма информации | Воспринимает информацию , анализируют, задают возникшие в ходе объяснения вопросы | Умение воспринимать информацию и делать соответствующие выводы для выполнения практической работы | Самоорганизация при просмотре и изучении инструкции; развитие внимания и силы воли | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение самоорганизовываться |
7 этап. Первичное закрепление (8 минут). Цель этапа:
| Практическая работа учащихся по анализу статистических материалов (работа в группах), (смотри приложение 4) Учитель внимательно выслушивает результаты работы учащихся после практической части, корректирует работу учащих, задает наводящие вопросы (смотри приложение, пункт 4) | Используя подробную инструкцию выполняют практическую работу с использованием одного из методов мониторинга | Умение ставить перед собой учебную задачу; выдвижение гипотез и их обоснование; использование полученных ранее знания в новой ситуации | Работают в микро группах в соответствии с поставленной учителем задачей; высказывает предположения по возникшим затруднениям и вопросам | Выстраивание учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение слушать и вступать в диалог; умение применять полученные знания в формулировке ответа; умение работать в группах | Учащиеся работают в микро группах, учатся взаимодействовать друг с другом | Выстраивание совместной работы с материалом; прогнозирование результата; контроль в форме сличения действий и конечного результата; самоорганизация как способность к мобилизации сил и энергии |
8 этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты) Цель этапа:
| Формулировка домашнего задания § 59 | Учитель формулирует домашнее задание | Извлечение необходимой информации из предложенной на уроке; построение логической цепи рассуждений | Прослушивание и запись домашнего задания | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем; владение монологической и диалогической формами речи | Делает выбор уровня и вида Д/З. | Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения |
9 этап. Рефлексия (подведение итогов). (2-3 минуты) Цель этапа:
| Подведение итогов урока (Приложение 5) Выставление оценок за урок. | Обобщение результатов своей деятельности по достижению цели. | Осуществление сравнения обобщения и классификации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Участвуют в обсуждении урока; выражают собственное мнение о работе и полученном результате. | Монологическая, диалогическая речь. Контроль, коррекция, оценка действий. Умение участвовать в обсуждении проблемы. Умение выражать свои мысли. | Анализ правильности выполненных действий и уровень усвоения. | Развитие способности к волевому усилию. Осознание качества и уровня усвоения. |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
- Законы об охране природы.
1919–1920 г.г. Опубликованы декреты, определявшие общие условия охоты, охраны и воспроизводства промысловых зверей и птиц.
1921 г. декрет «Об охране памятников природы, садов, парков».
По этим декретам были созданы заповедники.
Формы работы: Сообщения учащихся по опережающим заданиям: о первых российских заповедниках с демонстрацией презентации.
1. АСТРАХАНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен в приморской части дельты Волги, на территории Астраханской области России. Площадь около 67 тыс. га — состоит из трех участков. Ландшафты заповедника представляют собой классический образец дельты крупной равнинной реки. В дельте Волги выделяют 10 природных зон; в границах заповедника — 5.
2. ИЛЬМЕНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК, расположен в Челябинской области, в восточных предгорьях Южного Урала (Ильменские горы), близ Миасса. Заповедник основан как минералогический (около 200 видов минералов), в 1935 году преобразован в комплексный. Площадь 30380 га.
3. БАРГУЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК (Баргузинский биосферный заповедник), расположен в Бурятии на северо-восточном побережье Байкала и западных склонах Баргузинского хребта. Площадь 374,3 тыс. га; заповедна также трехкилометровая полоса акватории озера Байкал площадью 150 тыс. га. Территория заповедника отнесена к объектам Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Формы работы: Беседа учителя о Конституции Российской Федерации, учащиеся находят и зачитывают статьи 9 и 58 Конституции.
В основе законов Российской Федерации, регламентирующих охрану животного мира, лежит Конституция Российской Федерации. Которая была официально одобрена 12 декабря 1993 года на всеобщем референдуме:
Статья 9.
- Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
- Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 58.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Формы работы: Рассказ учителя о Федеральных законах “О животном мире” и “Об особо охраняемых природных территориях”, в которых заложены основы правового регулирования охраны и использования животного мира и среды его обитания:
Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.
Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях” регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Приложение №2
2. Мониторинг.
Формы работы: Краткое объяснение учителя понятия мониторинг.
МОНИТОРИНГ, наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Различают глобальный, региональный и локальный уровни мониторинга. Проводится с помощью телевизионных изображений, фотографий, многоспектральных снимков и т. д., получаемых с космических аппаратов, а также путем сбора данных с наземных и морских станций. Космический мониторинг позволяет оперативно выявлять очаги и характер изменений окружающей среды, прослеживать интенсивность процессов и амплитуды экологических сдвигов, изучать взаимодействие техногенных систем. Служба мониторинга создана во многих странах; 1988 организован Всемирный центр мониторинга охраны природы (ВЦМОП).
Все собранные данные по численности животных собираются и обрабатываются в управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Статья 15 Федерального закона “О животном мире”: Государственный мониторинг объектов животного мира.
Государственный мониторинг объектов животного мира – система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания.
Государственный мониторинг объектов животного мира проводится в целях своевременного выявления указанных в части первой настоящей статьи параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.
Порядок ведения государственного мониторинга объектов животного мира устанавливается Правительством Российской Федерации.
Формы работы: Демонстрация одного из методов мониторинга за животными на примере метода пробных площадок (метод используется для подсчёта численности животных).
Подсчитаем количество следов косули на небольших участках (площадках), и затем подсчитаем численность на территории сельского поселения «Алтанское».
Мы выберем 3 площадки:
- В северной части поселения, Кыренгитуй.
- В южной части поселения, Баяктали.
- В юго-восточной части поселения, Кормочи.
Площадки все одинакового размера 10 на 10 километров.
Плошадка | Кыренгитуй | Баяктали | Кормочи |
Количество, шт | 2 | 2 | 3 |
Площадь территории сельского поселения «Алтанское» 15000 км2.
Среднее число особей косули 2,3 шт., на 100 км2. А на территории всего поселения число особей косули 345 штук.
Приложение №3.
Практическая работа учащихся.
Формы работы: Практическая работа учащихся по анализу статистических материалов.
Рассмотрим и проанализируем динамику запасов охотничье-промысловых животных на территории сельского поселения «Алтанское», Кыринского района.
Динамика запасов основных видов охотничье-промысловых животных на территории сельского поселения.
№ | ВИД | ЧИСЛЕННОСТЬ (КОЛИЧЕСТВО ОСОБЕЙ) | |||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |||
1. | БЕЛКА | 357 | 1200 | 2000 | 1250 | 1300 | 720 | 510 | |
2. | ВОЛК | 30 | 27 | 20 | 12 | 32 | 16 | 22 | |
3. | ЗАЯЦ – БЕЛЯК | 152 | 159 | 137 | 132 | 157 | 50 | 60 | |
4. | КОЛОНОК | 13 | 10 | 92 | 28 | 23 | 35 | 45 | |
5. | КОСУЛЯ | 62 | 60 | 22 | 12 | 89 | 39 | 24 | |
6. | ЛИСИЦА | 9 | 8 | 12 | 12 | 89 | 9 | 11 | |
7. | ЛОСЬ | 12 | 2 | 3 | 3 | 2 | 5 | 5 | |
8. | РОСОМАХА | 5 | 4 | 7 | 2 | 11 | 4 | 4 | |
9. | РЫСЬ | 14 | 11 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | |
10. | ГЛУХАРЬ | 80 | 94 | 22 | 12 | 38 | 14 | 30 | |
11. | РЯБЧИК | 124 | 248 | 575 | 189 | 839 | 403 | 996 | |
12. | ТЕТЕРЕВ | 75 | 95 | 401 | 116 | 222 | 272 | 150 |
Разделим класс на 5 пар:
Первая пара рассматривает динамику численности боровой дичи, вторая пара рассматривает динамику хищных зверей, третья - пушных зверей, четвёртая пара динамику численности копытных, пятая пара – динамику численности боровой дичи.
Инструкция по выполнению самостоятельной работы учащимися:
- На рабочем столе откройте папку био7, откройте файл MS Excel.
- Из таблицы “Динамика запасов охотничье-промысловых животных на территории сельского поселения «Алтанское” данные о своей группе животных занесите в таблицу Excel.
- Выделить столбцы таблицы, содержащие данные. Откройте Меню «Вставка», затем «Диаграммы», затем «Гистограммы» .
- Обсудите полученные результаты, сделайте выводы.
- Сохраните полученные результаты под именем АВС (где АВС – ваши инициалы).
Приложение №4
4. Заключительная часть урока.
Каждая группа демонстрирует полученные графики и знакомит учащихся со своими выводами:
- Численность боровой дичи постоянно изменяется.
Так численность глухарей в 2011 году 12 особей – это самый низкий показатель, за период наблюдения. Максимальное число в 2009 году – 94 особи. На начало 2014 года число глухарей снизилось почти в 3 раза и их насчитывается 30 особей.
Количество рябчиков меньше всего было в 2008 году – 124 особи. На начало 2014 года их насчитывается 996 особей, что больше, чем в 2008 году более чем в 8 раз.
Тетеревов в 2008 году было 75 особей, а в2010 году численность увеличилась до 401 особи – это максимальная численность за время наблюдения. На начало 2014 года 150 особей.
- Численность хищных и пушных зверей меняется следующим образом.
Белка. В 2008 году насчитывалось 357 особей – это минимальная численность за период наблюдения. Через год их численность возрастает в 5,6 раз и составляет 2000 особей. В 2014 г. Численность составила 510 особей.
Рысь. Самое наименьшее число особей 2, в 2011 году. Максимальное число особей 14 в 2008 году. В 2014 году их насчитывается 3.
Лисица. Самое наибольшее число особей было в 2012 году – 89 особей. Самое меньшее в 2009 году – 8. В 2014 их насчитывается 11 особей.
После анализа запасов копытных на территории поселения пришли к выводу:
Косуля. Наименьшая численность в 2011 году – 12 особей, максимальная в 2012 – 89. На начало 2014 года насчитывается 24 особи.
Лось. Максимальная численность особей в 2008 году – 12, минимальная в 2009 и 2012 – 2. В 2014 году 5 особей.
Приложение №5
- Какие законы лежат в основе законов об охране животных в Российской Федерации?
- В каких статьях Конституции Российской Федерации отображена природоохранная направленность?
- Что такое мониторинг?
- Какую роль играет мониторинг в сохранении объектов животного и растительного мира?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. 7 класс
Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Цели принятия законов об охране животного мира.- Зачем принимают законы об охране животного мира?- В каких странах п...
Методическая разработка технологической карты урока по теме: « Лесные животные » по УМК «Шаги» для 3-его класса под редакцией И.Л. Бим учителя немецкого языка
Урок общеметодологической направленности по технологии :" Развитие критического мышления через чтение и письмо". Материал урока направлен на формирование личностных, метапредметных, предметных ко...
Технологическая карта урока в 5 классе "Животные со всего мира"
Технологическая карта урока...
урок биологии 7 класс "Законы об охране животного мира"
Учащимся предлагается поссмотреть видеоурок и выполнить итоговую контрольную работу...
Презентация по биологии 7 класс "Законы России об охране животного мира. Рациональное использование животного мира."
Данная презентация разработана для учащихся 7 класса как вспомогательный материал изучения при дистанциооном образовании....
Технологическая карта урока по теме "Описание животного" для 3-го класса.
Данная технологическая карта подходит для организации обычного урока, а также для внеурочного занятия. К карте имеется видео-инструкция, которую могу отправить всем заинтересованным лицам по запросу....
Группа МЖКХ 3 Технология. 01.03.2021. Тема. Практическое занятие 14 «Составление технологической карты монтажа отдельных узлов охранно-пожарных систем».
Практическое занятие 14 «Составление технологической карты монтажа отдельных узлов охранно-пожарных систем».Задание1. Выполнить практическую работу по данной теме. См. файл....