Блок уроков Плотность вещества, смешанное соединение проводников
план-конспект урока по физике (7, 8 класс) на тему
Блок уроков по теме "Плотность вещества" состоит из 6 уроков, один из которых проводится как внеурочное занятие "Решение экспериментальных задач". Так же представлены уроки решения задач и контрольная работа.
Урок "Смешанное соединение проводников" разработан на деятельностной основе работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blok_urokov_plotnost_veshchestva_smeshannoe_soedinenie_provodnikov.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок уроков по теме: «Плотность вещества»
1) Урок – исследование «Плотность вещества»
Цель для учащихся: самостоятельно сформулировать зависимость плотности вещества
от массы тела и его объема.
Задачи для учителя:
Образовательные: 1) ввести понятие плотности вещества на основе наблюдений и
опытов, проведенных учащимися самостоятельно.
2) выработать навыки определения объема тела с помощью
измерительного цилиндра (мензурки) и массы тела с помощью
весов и разновесов.
- научить рассчитывать плотность вещества, зная массу тела и его
объем.
Развивающие: продолжить работу
1) по развитию мышления, познавательных, общетрудовых
умений;
2) овладение методами научного исследования (наблюдение,
постановка эксперимента, умение делать выводы на основе
анализа общих и отличительных черт объектов);
3) по развитию самостоятельности учащихся.
Воспитательные: 1) продолжить работу по формированию у учащихся добросовест-
ного отношения к учебному труду;
2) положительных мотивов учения;
3) коммуникативных умений.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы обучения: беседа, рассказ, фронтальные лабораторные опыты, обсуждение
демонстраций.
Методы обучения: иллюстрационный (работа с отрывком из видеофильма), репродук-
тивный (проговаривают изучаемый материал), проблемный (ответы
на проблемные вопросы учителя, выдвижение гипотезы), поисковый
(выполнение практических экспериментальных задач), исследова-
тельский метод (выяснение теоретических закономерностей при их
проверке на практике)
Особенность занятия: оно строится на деятельностной основе.
Оборудование: весы, разновесы, измерительный цилиндр (мензурка), два цилиндра
одинакового объема (латунный и алюминиевый), два кубика разного
объема одинаковой массы, два параллелепипеда одной массы, одного объ-
ма, одной плотности, два мяча: баскетбольный и надувной большой, ап-
паратура для просмотра видеофильма; линейка, листочки с ТБ.
Учащиеся должны:
знать:
- физическую величину и формулу для ее определения;
- правила техники безопасности при выполнении практической работы.
уметь:
- отличать формулу плотности среди других;
- привести примеры плотности разных веществ;
- работать с таблицей плотностей веществ;
- решать задачи (качественные, расчетные, экспериментальные);
- пользоваться лабораторными весами и измерительным цилиндром (мензуркой).
иметь представление:
- о плотности вещества, массе тела и объеме.
№ | Структурные элементы урока | Деятельность | |
Учителя | Учащихся | ||
1. | Актуализация ранее усвоенных знаний (3 мин) | Учитель задает вопросы классу:
| Ученики отвечают на вопросы. |
2. | Мотивация учебной работы (4 мин) |
|
|
3. | Постановки цели урока |
| |
4. | Проблемный эксперимент (1 мин) |
|
|
5. | Выдвижение гипотезы |
|
|
6. | Экспериментальная проверка гипотезы (5 мин) |
|
( учащиеся выполняют опыт, записывают расчеты. Делают вывод: у алюминия и латуни массы 1 см3 вещества разные).
|
7. | Введение понятия «плотность вещества» (6 мин) |
m
ρ V
|
кг/м3 в г/см3: 1000. |
8. | Актуализация полученных знаний (8 мин). |
|
|
9. | Экспериментальная задача (15 мин). |
|
|
10. | Подведение итогов урока (1 мин). |
|
|
11. | Организация работы дома (2 мин). |
|
|
2) Урок решения экспериментальных задач*
(урок проводится на внеурочном занятии)
Цель для учащихся: закрепить практические умения и теоретические знания по данной
теме на основе решения экспериментальных задач.
Задачи для учителя:
Образовательные: 1) закрепить понятие плотности вещества на основе наблюдений и
опытов, проведенных учащимися самостоятельно.
2) закрепить навыки определения объема тела с помощью
измерительного цилиндра (мензурки) и массы тела с помощью
весов и разновесов.
- закрепить навык рассчитывания плотности вещества.
- отработка навыка постановки цели, составления плана работы,
определение методов работы и поиска необходимого оборудования
для достижения поставленной темы.
Развивающие: продолжить работу
1) по развитию мышления, познавательных, общетрудовых
умений;
2) овладение методами научного исследования (наблюдение,
постановка эксперимента, умение делать выводы на основе
анализа общих и отличительных черт объектов);
3) по развитию самостоятельности учащихся.
4) формирование исследовательской позиции учащихся.
Воспитательные: 1) продолжить работу по формированию у учащихся добросовест-
ного отношения к учебному труду;
2) положительных мотивов учения;
3) коммуникативных умений.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Формы обучения: беседа, фронтальные лабораторные опыты, обсуждение
демонстраций.
Методы обучения: репродуктивный (проговаривают изучаемый материал), проблемный
(ответы на проблемные вопросы учителя, выдвижение цели), по-
исковый (выполнение практических экспериментальных задач), ис-
следовательский метод (выяснение теоретических закономерностей
при их проверке на практике).
Особенность занятия: оно строится на деятельностной основе.
Оборудование: весы (2 шт.), разновесы, измерительный цилиндр (мензурка) (2 шт.),
стакан (2 шт.), вода, песок, молоко, насыщенный раствор поваренной
соли, листочки с ТБ, планы проведения экспериментальных задач.
Учащиеся должны:
знать:
- физическую величину плотность и формулу для ее определения;
- на основе формулы определять массу вещества и ее объем.
- правила техники безопасности при выполнении практической работы.
уметь:
- отличать формулу плотности среди других;
- привести примеры плотности разных веществ;
- работать с таблицей плотностей веществ;
- решать задачи (качественные, расчетные, экспериментальные);
- пользоваться лабораторными весами и измерительным цилиндром (мензуркой).
иметь представление:
- о плотности вещества, массе тела и объеме.
№ | Структурные элементы урока | Деятельность | |
Учителя | Учащихся | ||
1. | Актуализация знаний (5 мин). | Учитель задает классу вопросы:
|
|
2. | Проверка домашнего задания (4 мин). |
|
|
3. | Решение экспериментальных задач (30 мин). |
|
|
4. | Подведение итогов урока (1 мин). |
| |
5. | Организация работы дома(5 мин). |
|
|
Урок 3 Лабораторная работа «Определение плотности вещества твердого тела»
Цель урока: определение плотности твердого тела помощью весов и измерительного цилиндра.
Оборудование: весы, разновесы, измерительный цилиндр, нитка, алюминиевый и стальной цилиндр из набора калориметрических тел.
План урока.
- Проверка домашнего задания.
- Решение задач № 257, № 259 из задачника В.И.Лукашика, Е.В.Иванова 7-9 класс.
- Выполнение лабораторной работы по инструкции учебника А.В.Перышкина 7 класс.
- Домашнее задание: № 256, 260.
Уроки 4, 5 «Решение расчетных задач»
Урок 6. Контрольная работа по теме «Взаимодействие. Масса и плотность тела».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 ПО ТЕМЕ «ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА»
ВАРИАНТ 1
- Какова масса меда, если он заполняет банку вместимостью 500 см3? (Плотность меда 1,4 г/см3).
- Масса медного бруска 17,8 кг. Какова плотность меди?
- В один из измерительных цилиндров налита вода, а в другой – керосин. В каком из них находится керосин? (плотность воды 1000 кг/м3, керосина 800 кг/м3)
- У вас есть мензурка, весы, разновесы. Как измерить плотность молока?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 ПО ТЕМЕ «ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА»
ВАРИАНТ 2
- Керосин массой 4 кг занимает объем 5 л. Какова его плотность?
- Определите массу сухой сосновой балки, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда, длиной 4 м, шириной 0,3 м, высотой 0,2 м. (Плотность сосны 400 кг/м3).
- На одну чашу весов помещен брусок из свинца, на другую – из олова. На какой чашке находится свинцовый брусок? (Плотность свинца 11300 кг/м3, олова 7300 кг/м3).
4. Одинаковую ли массу имеют ведро с питьевой водой и такое же ведро, заполненное морской водой?
Урок «Смешанное соединение проводников» (8 класс)
Цели деятельности педагога:
- образовательные: закрепить знания учащихся по теме: «Последовательное и параллельное соединение проводников»; научить решать задачи на смешанное соединение проводников.
- развивающие: продолжить работу по развитию мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений; овладению методами научного исследования (собирать установки по схемам, делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).
- воспитательные: продолжить работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному труду; положительных мотивов учения, коммуникативных умений, дисциплинированности.
Учащиеся должны:
знать:
- закон Ома для участка цепи;
- законы последовательного соединения проводников;
- законы параллельного соединения проводников;
- правила техники безопасности при выполнении практической работы.
уметь:
- читать схемы;
- собирать электрическую цепь по принципиальной схеме (соблюдение полярности, подключение измерительных приборов амперметра и вольтметра в цепь);
- пользование терминологией на данную тему;
- решать задачи с использованием законов и формул (качественных и количественных).
Иметь представление:
- о смешанном соединении проводников.
Действия учащихся и методы обучения:
- пользуются готовыми схемами (иллюстрационный метод);
- проговаривают про себя или в группе изучаемый материал (репродуктивный метод);
- отвечают на проблемные вопросы учителя (проблемный метод);
- включаются в аргументацию выдвинутой гипотезы, обобщают факты, выделяют части схем, записей, ориентирующих на выделение проблемы, выполняют практические экспериментальные задачи (частично-поисковый метод);
- выясняют причины приближенного выполнения теоретических закономерностей при их проверке на практике (исследовательский метод).
Оборудование:
- Для работы групп экспериментаторов: источники питания (2), ключи (2), амперметры (6), вольтметры (6), низковольтные лампы на подставке (4), соединительные провода.
- Инструкция по технике безопасности.
- Наборы рисунков, схем по данной теме.
- Дидактический раздаточный материал (домашнее задание).
- Набор магнитов.
- Ход практических работ.
№ | Этап урока | Деятельность | |
Учителя | учащихся | ||
1. | Организационный момент (2 мин). |
|
|
2. | «Затравка» (постановки цели урока, 3 мин). |
|
|
3. | Чтение схем (4-5 мин). |
|
|
4. | Практическая работа «Последовательное и параллельное соединение» (15 мин). |
|
|
5. | Выводы (1 мин). |
|
|
6. | Решение задач на смешанное соединение проводников (12 мин). |
|
|
7. | Моя электрическая квартира (работа с рисунками – 3 мин). |
|
|
8. | Домашнее задание (2 мин). |
|
|
9. | Итоги урока (1 мин). |
|
|
10. | Резерв (1 мин). |
Ход урока.
I.Оргмомент.
- Вступительное слово учителя.
- Деление класса на группы.
II. «Затравка».
- Игра с карточками: найти последовательное и параллельное соединение проводников на рисунках и найти соответствующее математическое выражение законов параллельного и последовательного соединения;
- Игра по группам: последовательное и параллельное соединение проводников (изобразить, обратиться потом к рисункам);
- Сегодня на уроке мы с вами, ребята, закрепим знания по теме: «Последовательное и параллельное соединение проводников» и научимся решать задачи на смешанное соединение проводников.
III. Чтение схем.
Каждой группе дается по 3 карточки со схемами. Выявить ошибки в схемах (если они есть),
состав схем (из каких элементов состоит схема), направление тока в цепи.
IV. Практическая работа в группах.
- Инструктаж по ТБ (у каждой группы на партах).
- Практическая работа № 1. Расчет общего сопротивления цепи при последовательном соединении проводников. (выполняет первая группа).
Оборудование: источник питания, ключ, вольтметр (3 шт), амперметр (3 шт), низковольтные лампы на подставке (2 шт), соединительные провода.
Ход работы.
- Собрать электрическую цепь по схеме (схема на столе).
- Снять показания амперметров.
- Снять показания вольтметров.
- Используя законы последовательного соединения проводников: I0 = I1= I2,
U0 = U1 + U2 и закон Ома I = U/ R вычислить общее сопротивление R0 = R1 + R2.
- Записи ведутся на листочке, а потом один ученик на доске.
- Погрешность вычислений.
Практическая работа № 2. Расчет общего сопротивления цепи при параллельном сое-
динении проводников. (выполняет вторая группа).
Оборудование: источник питания, ключ, вольтметр (3 шт), амперметр (3 шт), низко-
вольтная лампа на подставке (2 шт), соединительные провода.
Ход урока.
- Собрать электрическую цепь по схеме (схема на столе).
- Снять показания амперметров.
- Снять показания вольтметров.
- Используя законы параллельного соединения проводников I0 = I1 + I2,
U0 = U1 = U2 и закон Ома I= U/ R вычислить общее сопротивление цепи по формуле: = + .
- Ведут записи на листочке, а потом один ученик на доске.
- Погрешность вычислений.
V. Выводы: общее сопротивление цепи при последовательном соединении увеличивается;
общее сопротивление при параллельном соединении уменьшается.
VI. Решение задач на смешанное соединение проводников.
Устная работа:
- рис.1. найти общее сопротивление на участке цепи АБ.
- рис.2. Решить задачу письменно.
- Решение задач по схемам (см. схемы).
- Используя схему электрической цепи, изображенную на рис. 3, определите общее напряжение на участке АС (решает ученик из первой группы).
Дано: Решение:
I0 = 5 А R1, R2 и R3 соединены параллельно
R1 = 2 Ом U1 = U2 = U3 = U
R2 = 3 Ом (R1, R2 = R3) и R4 последовательно
R3 = 6 Ом U0 = U + U4
R4 = 5 Ом I0 = I4 = I
Найти: U4 = I4* R4, U4 = 5 A * 5 Ом = 25 В
U0 = + +
= + + = 1 R0 = 1 Ом
U = 5 А * 1 Ом = 5 В U0 = 5 В + 25 В = 30 В
Ответ: 30 В.
- Участок электрической цепи состоит из трех сопротивлений. Определите показания вольтметров V1 и V и амперметров А1 и А2 (рис. 4) (решает ученик из второй группы).
Дано: Решение:
R1 = 20 Ом По закону Ома:
R2 = 10 Ом U3 = I3*R3 U3 = 2A*15 Ом = 30 В
R3 = 15 Ом R2 и R3 соединены параллельно
I3 = 2 A U = U3 = U2
Найти: U = U2 = U3 = 30B
I2 = I2 = = 3 A
I = I2 + I3 I = 2A + 3A = 5A
I1 = I = 5 A
U1 = I1 * R1 U1 = 5 A* 20 Ом = 100 В
Ответ: 30 В; 100 В; 5 А; 3А.
VII. Моя электрическая квартира (работа с рисунками).
- Верно ли на рисунке соединены квартиры в единую цепь? Вес параллельно, кроме… (предохранителей).
- Макет «Моя электрическая квартира»
- Не включайте много приборов одновременно!
VIII. Домашнее задание - домашняя контрольная работа (каждому раздается задание на
листочках).
1. Исследование квартиры.
- Все электрические приборы, которые есть у вас дома, работают при напряжении 220 В. В каком из приборов сила тока наибольшая? Наименьшая? (Мощность)
- Вы включили магнитофон. Как изменилось сопротивление квартиры?
- В какое время суток сопротивление вашей квартиры наибольшее? наименьшее?
- Карточки – задания (2 шт).
- Задача на смешанное соединение проводников (по уровню сложности).
IX. Подведение итогов урока.
- Оценки выставляются по группам.
- Благодарю всех за трудоемкую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Смешанное соединение проводников"
Конспект открытого занятия "Смешанное соединение проводников" для учащихся 9-10 лет в объединении "Электрифицированная игрушка" Дома Юных Техников г. Тосно. С презентацией этого занятия я выступала на...
Презентация открытого занятия "Смешанное соединение проводников"
Занятие "Смешанное соединение проводников" проводилось с учащимися 3-4 -х классов, использовались электроконструкторы для проведения лабораторных работ по физике, презентация с наглядным материалом....
Урок физики в 8 классе по теме "Смешанное соединение проводников"
Урок изучения нового материала. На каждого приготовила буклет "Смешанное соединение" : определение; алгоритм расчета сопротивления, силы тока и напряжения; самостоятельная работа по вариантам; домашня...
Смешанное соединение проводников.
Урок разработан в технологии системно-деятельностного подхода. Материалы к нему включают в себя презентацию урока и технологическую карту к нему....
Технологическая карта урока "Смешанное соединение проводников".
В этом файле находятся технологическая карта к уроку "Смешанное соединение проводников" и домашнее задание на карточке с обязательной и дополнительной частями....
Разноуровневый урок физики «Решение комплексных задач на смешанное соединение проводников»
Материал урока физики в 8 классе включает в себя: конспект урока, бланки для работы учеников, самостоятельную работу, презентацию для интерактивной доски и тест-презентацию...
Урок по физике "Смешанное соединение проводников"
Тип урока: комбинированный.Методы обучения: словесные: объяснение, беседа; наглядные: презентация...