Урок физики в 8 классе по теме "Смешанное соединение проводников"
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Урок изучения нового материала. На каждого приготовила буклет "Смешанное соединение" : определение; алгоритм расчета сопротивления, силы тока и напряжения; самостоятельная работа по вариантам; домашняя работа, лист"Контроля знаний" , рубрика "А знаете ли вы, что..." и пожелания. Урок познавательный, насыщенный.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок физики в 8 классе по теме
«Смешанное соединение проводников»
Цель: закрепить знания учащихся о различных соединениях проводников;
сформировать их умения решать задачи на применение закона Ома при смешанном соединении;
продолжить развивать навыки самоконтроля, обучения на доверии;
познакомить учащихся с смешенным соединением потребителей тока.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: демонстрационный планшет смешанного соединения трех одинаковых лампочек, компьютер, видеопроектор, буклеты на каждого ученика.
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель
Ход урока:
- Организационный момент: (Приветствие, знакомство, формулировка темы и цели урока)
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Все посмотрите на меня своими красивыми глазами. Успокойтесь, скажите сами себе: «Я самый умный человек на свете, у меня все получится!».
- Актуализация знаний.
Учитель: В начале занятия давайте проведем физическую разминку и заполним таблицу, сетка которой нарисована на листе буклета.
Необходимо вписать утверждения в соответствующую графу.
Итак! «Проверь Себя»!
Последовательное соединение | Параллельное соединение |
- сила тока в любых частях цепи одна и та же: I=I1=I2=I3=…;
- полное напряжение в цепи равно сумме напряжений на ее участках: U=U1+U2+U3+…;
- напряжение на концах разных проводников одно и то же: U=U1=U2=U3=…;
- общее сопротивление цепи равно сумме сопротивлений отдельных проводников: R=R1+R2+R3…;
- сила тока в цепи равна сумме сил токов в отдельных ее участках: I=I1+I2+I3+…;
- общее сопротивление цепи меньше сопротивления любого из ее участков: 1/R=1/R1+1/R2+1/R3+….
(учащиеся вписывают утверждения в соответствующие графы, затем сдают один экземпляр учителю, второй проверяют с помощью слайда и оценивают свои ответы. Оценки выставляют на листе «Контроль знаний»)
Учитель. Итак, все закончили работу. Какие оценки поставили вы себе?
III. Изучение нового материала.
Учитель. В практике часто применяется смешанное соединение проводников.
Смешанное соединение это – сочетание последовательного и параллельного соединения проводников электрической схемы.
Рассмотрим планшет, где три одинаковые лампы соединены по схеме, приведенной
на рис. 1:
Как будут гореть лампы при включении их в сеть с напряжением, на которое рассчитана каждая лампа?
Ученик: Первая лампа будет гореть ярче, чем вторая и третья.
Учитель: Как будет изменяться накал каждой из ламп, если эти лампы поочередно выключать?
Ученик. Если выключить лампу 1, цепь разомкнется и лампы погаснут.
Учитель: Если выключить лампу 2 или 3, оставшиеся лампы будут включены последовательно с 1-ой лампой, они будут гореть с неполным накалом.
Ответы проверяем на опыте.
Активные ученики получают оценки и выставляют себе в лист контроля.
Учитель: Как же рассчитывать общее сопротивление при смешанном соединении проводников.
Составляем вместе с учащимися алгоритм расчета сопротивления, на примере следующей задачи: три резистора, сопротивления которых R1=3 Ом; R2=2 Ом, R3=8 Ом соединены по схеме, приведенной на рис.2,а.
- В электрической цепи сначала найдите резисторы, соединенные друг с другом либо параллельно, либо последовательно.
Рис.2,а Рис.2,б
Ученик: Как видно из рис.2,а. резисторы R2 и R3 соединены параллельно.
- Учитель: Определите их общее сопротивление R01
Ученик: Общее сопротивление при параллельном соединении:
R23 = R2*R3/(R2+R3); R23 =2*8/(2+8) = 1,6 Ом.
- Учитель: Запишите резисторы R2 и R3 эквивалентным резистором R01 (получается более простая схема).
- Учитель: затем определите общее сопротивление участка R02, на котором иные сопротивления соединены с R01 только последовательно или только параллельно, общее сопротивление цепи:
R0=R1+R23; R0=3+1,6=4,6 Ом.
Как найти распределение сил токов и напряжений в цепи?
- Вы должны еще раз проанализировать схему, которую вам предложили.
- Если на каком-то участке даны две величины, то найдите третью величину, используя закон Ома.
- Затем в зависимости от вида соединения найдите неизвестные величины.
Усложним предложенную задачу: Подключим к резистору R3 амперметр, который будет показывать силу тока в цепи I3=2 А найдем напряжение U3 по закону Ома:
U3=I3*R3; U3=2А*8 Ом=16В
Резисторы R2 и R3 соединены параллельно, отсюда напряжение на концах резисторов одно и то же: U2=U3=16В U2=I2*R2 отсюда I2=U2/R2; R2=2 Ом. I2=16В/2 Ом = 8А.
При параллельном соединении сила тока в цепи равна сумме сил токов в отдельных ее участках:
I2,3=I2+I3; I2,3=8А+2А=10А
Рассмотрим рис.2,б.
Далее I1 = I2,3 = 10А, т.к. при последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одна и та же.
Отсюда U1=I1*R1, где R1=3 Ом
U1=10А*3 Ом=30В
Учитель: Настало время проверить, как вы усвоили новый материал. У каждого из вас на парте лежат буклеты и две таблички, в которые вы должны внести ответы. Одну из них подпишите и сдаете на проверку.
IV. Самостоятельная работа.
(Формирование навыков и контроль знаний)
Вариант 1: Вариант 2:
R1=2 Ом, R2=3 Ом, R3=5 Ом R1=2 Ом, R2=4 Ом, R3=3 Ом, R4=1 Ом; I1=6 А I2=2А
На оценку «4» найдите R0;
На «5» найдите распределение сил токов и напряжений в цепи.
После выполнения самостоятельной работы и сдачи табличек учителю, высвечивает на экране правильные ответы с помощью видеопроектора.
V. Домашняя работа.
Ст.117. упр.25 №=5.
VI. Итоги урока:
(Релаксация)
- С чем познакомились на уроке?
- Что называется смешанным соединением?
- Как рассчитывать общее сопротивление при смешанном соединении проводников?
Выставление оценок
ХОЧЕТСЯ ПОЖЕЛАТЬ, ЧТОБ ВСЕ НАУКИ
О ПРИРОДЕ, К КОТОРЫМ ВЫ УЖЕПРИОБЩИЛИСЬ
- ГЕОГРАФИЯ, БИОЛОГИЯ, ФИЗИКА И ХИМИЯ,
НЕ ОСТАЛИСЬ У ВАСВ ПАМЯТИ ОТДЕЛЬНЫМИ
«КНИЖКАМИ», А СЛИЛИСЬ В МНОГОГРАННУЮ
КАРТИНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС ПРИРОДЫ.
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!
R1
R2
R3
R1
R2
R3
R1
R23
А
R1
R2
R3
А
R2
R1
R3
R4
Предварительный просмотр:
А знаете ли вы, что…
… собираясь в кабинет врача-физиотерапевта на процедуру ЭЛЕКТРОФОРЕЗА, вы должны быть готовы почувствовать жжение и покалывание кожи (осязательные ощущения)?
… ток силой всего 0,1А, протекая через тело человека, приводит к серьезным нарушениям в организме?
…электрическое сопротивление человека от одной ладони до другой 4400 Ом?
… при силе тока 1А через металлический проводник ежесекундно проходит 6000000000000000000 электронов?
… безопасным для человека в сухом помещении является напряжение не более 36В, а в сыром не более - 12В?
… напряжение между облаками во время грозы может достигать 100 миллионов Вольт?
ХОЧЕТСЯ ПОЖЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВСЕ НАУКИ О ПРИРОДЕ, К КОТОРЫМ ВЫ УЖЕ ПРИОБЩИЛИСЬ – ГЕОГРАФИЯ, БИОЛОГИЯ, ФИЗИКА И ХИМИЯ, - НЕ ОСТАЛИСЬ У ВАС В ПАМЯТИ ОТДЕЛЬНЫМИ «КНИЖКАМИ», А СЛИЛИСЬ В МНОГОГРАННУЮ КАРТИНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС ПРИРОДЫ.
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!
Тема урока: СМЕШАННОЕ СОЕДИНЕНИЕ.
«Ум заключается не только
в знании, но и в умении прилагать знания на деле».
Аристотель
__________________________________
(ФИ ученика)
класс_________
ФИО учителя:
Ванюкова Светлана Александровна учитель физики МБОУ «Аксубаевская СОШ №2»
- Проверь себя.
Последовательное соединение | Параллельное соединение |
- Изучение новой темы.
Смешанное соединение – это сочетание последовательного и параллельного соединения проводников электрической схемы.
АЛГОРИТМ РАСЧЕТА СОПРТИВЛЕНИЯ:
- В электрической цепи сначала найдите резисторы, соединенные друг с другом либо параллельно, либо последовательно.
- Определите их общее сопротивление R01.
- Замените эквивалентным резистором (получается более простая схема).
- Затем определите общее сопротивление участка, на котором иные сопротивления соединены с R01 только последовательно или только параллельно.
- И т.п. пока не найдете общее сопротивление всего участка R0
Как найти силу тока
и напряжение ?
- Вы должны еще раз проанализировать схему, которую вам предложили.
- Если на каком-то участке даны две величины, то найдите третью величину, используя закон Ома.
- Затем в зависимости от вида соединения найдите неизвестные величины.
Пример: R1 =3 Ом; R2 =2 Ом; R3=8 Ом
R0 - ?
- Как видно из рисунка, резисторы R2 и R3 соединены параллельно.
- Найдем общее сопротивление для них: R01 = R23 = R2*R3/(R2+R3);
R01 = R23 = 2*8/(2+8) = 1,6 Ом.
- Заменим резисторы R2 и R3 эквивалентным резистором R2,3, получается более простая схема.
4)В эквивалентной схеме, два резистора с сопротивлениями R1 и R2,3 соединены последовательно. Следовательно, общее сопротивление цепи R0 = R1 + R2,3;
R0 = 3 Ом+1 Ом = 5 Ом
- Самостоятельная работа.
ВАРИАНТ 1. R1 = 2 Ом; R2 = 3 Ом; R3 = 5 Ом ; I1 = 6 А.
На оценку «4» найдите Rо ;
На «5» найдите распределение сил токов и напряжений в цепи.
- Д/з: стр.117, упр. 23 №5 .
Лист «Контроля знаний».
1. | Таблица «Проверь себя» | |
2. | Ответы на качественные вопросы. | |
3. | Помощь учителю в составлении алгоритма. | |
4. | Решение задач. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Исследование последовательного соединения проводников"
Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ 8 КЛАСС ПО ТЕМЕ: "Электроскоп. Проводники и непроводники электричества."
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ 8 КЛАСС ПО ТЕМЕ: "Электроскоп. Проводники и непроводники электричества." Цели: познакомить учащихся с устройством электроскопа, сформировать представления учащихся о...
урок по теме "Последовательное и параллельное соединения проводников"
урок содержит план конспект и презентацию...
урок физики в 8 классе по теме: соединение проводников
Дана полная разработка урока, включающая в себя: технологическую карту урока, раздаточный материал и презентацию....
урок физики в 8 классе по теме: соединение проводников
Дана полная разработка урока, включающая в себя: план-консект урока, раздаточный материал, презентацию...
Открытый урок по теме "Последовательное и параллельное соединение проводников" в 10 классе
Открытый урок по теме "Последовательное и параллельное соединение проводников" для учащихся 10 класса. На уроке есть элементы экспериментальной работы....
Подробный план занятий кружка "Экспериментальная физика" по тема «Исследование смешанного соединения проводников» для 9 А (физико-математический профиль) класса
В рамках дистанционного обучения разработан подробный план занятий для обучающихся в рамках кружка "Экспериментальная физика", базирующийся на материалах эксперимента Всероссийской олипиады ...