Урок по физике "Смешанное соединение проводников"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Невдубская Наталья Олеговна

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные: объяснение, беседа; наглядные: презентация;                                                                                                                                                                                      практические: самостоятельная работа (индивидуальная, групповая с презентацией);  проблемные: вопросы, задачи.

Должны знать: 1) Закон Ома; 2) Зависимость электрического сопротивления от длины проводника и  площади его поперечного сечения, материала проводника; 3) закономерности последовательного соединения проводников; 4)  закономерности параллельного соединения проводников;

Должны уметь: 1) применять теоретические знания  при нахождении параметров комбинированных электрических цепей; 2) правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи;  3) пользоваться электрическими приборами; 4) анализировать результаты измерений, делать выводы.

Межпредметные связи: физика, математика, черчение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smeshannoe_soedinenie_provodnikov.pptx1.42 МБ
Microsoft Office document icon smeshannoe_soedinenie_provodnikov.doc357.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Соединения проводников О, как божественно соединенье Извечно соединенного друг для друга! Н.Г.Гумилев

Слайд 2

R 2 R 1 - + - + R 1 R 2 Рис. 1 Рис. 2 ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ

Слайд 3

- + - + R 1 R 2 В-1 ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ В-2 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ R 1 R 2 1. 6. 2. 7. 3. 8. 4. 9. 5. 10.

Слайд 4

- + - + R 1 R 2 В-1 ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ В-2 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ R 1 R 2 6. 1. 7. 2. 3. 8. 9. 4. 10. 5.

Слайд 6

1. одинаковое 1. одинаковый 2. наименьшим 2. наибольшим 3. наибольшим 3. наименьшим 4. сумме 4. сумме 5. больше Проверьте правильность вписанных слов 1 вариант 2 вариант

Слайд 8

Смешанное соединение проводников R 1 R 2 R 3 R 4 А V

Слайд 9

Смешанное соединение проводников – это такое соединение, при котором часть проводников включается последовательно, а часть параллельно.

Слайд 10

Должны научиться: Находить участки в электрической цепи. Определять тип соединения проводников на каждом участке. Определять тип соединения участков между собой. Рассчитывать общее сопротивление цепи, распределение сил токов и напряжений.

Слайд 11

Алгоритм решения задач на смешанное соединение проводников (резисторов): 1 . Анализируем схему, смотрим , как распределяются токи, определяем участки с последовательным и параллельным соединением проводников

Слайд 12

Алгоритм решения задач на смешанное соединение проводников (резисторов): 2 . Определяем общее сопротивление данного участка и сопротивление всей цепи. 3. Применяя законы последовательного или параллельного соединений и закон Ома, находим распределение токов и напряжений.

Слайд 13

Определить общее сопротивление участка цепи 2 3 1 5 4 5

Слайд 14

2 3 1 5 4 5 1/ R = 1/5+1/5 =2/5 R = 2,5 Ом Шаг 1

Слайд 15

2 3 1 4 2,5 R = 4 +2,5 = 6,5 Ом Шаг 2

Слайд 16

2 3 1 6,5 Шаг 3 R = 2+3 =5 Ом

Слайд 17

5 1 6,5 Шаг 4 1/ R = 1/6,5 + 1/5 = 35/100 R =100 / 35 = 2 , 86 Ом

Слайд 18

2,86 1 Шаг 5 R = 1 + 2,86 = 3,86 Ом Ответ: 3,86 Ом

Слайд 19

Смешанное соединение проводников

Слайд 20

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : 1. Повторить §§ 11-14. 2 . Упр.14 (5)- письменно . 3. Творческое задание: даны 4 резистора, составить максимальное число возможных вариантов их соединений.

Слайд 21

Вопросы: Чему вы научились на уроке? Какие задачи решали? Если я правильно понял, то смешанное соединение – это _____________ Научились ли вы пользоваться алгоритмом решения задач на смешанное соединение проводников? Какие затруднения вызвали у вас эти задачи?

Слайд 22

Должны научиться: Находить участки в электрической цепи. Определять тип соединения проводников на каждом участке. Определять тип соединения участков между собой. Рассчитывать общее сопротивление цепи, распределение сил токов и напряжений.

Слайд 23

Вопросы: Чему вы научились на уроке? Какие задачи решали? Если я правильно понял, то смешанное соединение – это _____________ Научились ли вы пользоваться алгоритмом решения задач на смешанное соединение проводников? Какие затруднения вызвали у вас эти задачи?

Слайд 24

Смешанное соединение конденсаторов

Слайд 25

урок понравился урок не понравился



Предварительный просмотр:

Урок по физике в 8 классе.                                                                               Тема: "Смешанное соединение проводников. Решение задач"

Комплексно-методическое обеспечение: мультимедиа-проектор, доска, комплекты оборудования для выполнения экспериментальных заданий, компьютерная презентация,  карточки-задания, А3, листы достижений.

Цели урока:

Обучающая: проверить и закрепить знания формул и теории по теме, научить применять эти знания при нахождении параметров комбинированных электрических цепей;

Развивающая: развивать графическую культуру, навыки самостоятельности и творческого мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, логически излагать свои мысли, проводить самооценку, взаимооценку деятельности, расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности, научить видеть проявление закономерностей законов в окружающей жизни;

Воспитывающая: воспитывать дисциплину, умение слушать, аккуратность, добросовестность, уверенность в себе при презентации своих знаний, умений и навыков, продолжить формирование познавательного интереса к предмету физика.

Задачи урока: продолжить формирование умений применять закон Ома для расчетов сопротивлений проводников, правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи, пользоваться теоретическими методами физической науки для обоснования и выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные: объяснение, беседа; наглядные: презентация;                                                                                                                                                                                      практические: самостоятельная работа (индивидуальная, групповая с презентацией);  проблемные: вопросы, задачи.

Должны знать: 1) Закон Ома; 2) Зависимость электрического сопротивления от длины проводника и  площади его поперечного сечения, материала проводника; 3) закономерности последовательного соединения проводников; 4)  закономерности параллельного соединения проводников;

Должны уметь: 1) применять теоретические знания  при нахождении параметров комбинированных электрических цепей; 2) правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи;  3) пользоваться электрическими приборами; 4) анализировать результаты измерений, делать выводы.

Межпредметные связи: физика, математика, черчение.

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Актуализация опорных знаний (7 мин.).
  3. Мотивация учебной деятельности (3мин.).
  4. Изучение нового материала (4 мин).
  5. Зарядка для глаз (2 мин.).
  6. Применение знаний, умений и навыков (мини-проекты)   (21 мин.).
  7. Домашнее задание (2 мин.).
  8. Подведение итогов урока (3 мин.).
  9. Рефлексия (2 мин.).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент    

Учитель: Здравствуйте, садитесь!

Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок – вы будете принимать участие в создании своих собственных мини-проектов. В течение урока  каждый  из вас покажет свои знания, умения и навыки по изученной теме: «Электрический ток », и в конце урока, каждый из вас получит оценки за работу на уроке.

  2. Актуализация опорных знаний

Учащимся раздаются «листы достижений» для заполнения в течение урока.

У вас на партах имеется «лист достижений», в правом верхнем углу запишите свою Ф.И.  В течение всего урока вы будете заполнять эту таблицу выполняя задания и  проставляя за каждый  правильный ответ 1 балл. По окончанию работы вы получите две оценки: 1-я за выполнение 1-го и 2-го заданий, а 2-я оценка - за создание мини-проекта.

Прежде чем приступить к изучению новой темы мы проведем «Мозговой штурм». Объединились в группы по 4 человека. Внимание! Вопросы задаются поочереди каждой команде. Все остальные внимательно слушают вопрос и ответ. Если представитель команды дает неправильный ответ, то у других команд есть возможность дать правильный ответ, заработав себе дополнительный балл. Поднятая рука – сигнал ответить.

«Мозговой штурм»  

1команда. При  изучении темы вы познакомились с электрическими величинами. Назовите их (сила тока, напряжение, сопротивление)

2 команда. Какой закон устанавливает зависимость между этими величинами? ( Ома3 команда. С помощью какого прибора можно регулировать силу тока в цепи? (реостата)

4 команда. Каким общим названием можно объединить следующие понятия: источник тока, потребитель электрической энергии, ключ, соединительные провода? ( Электрическая цепь).

1команда. Как потребители электроэнергии могут быть соединены в цепь?                   (Последовательно и параллельно).      

2 команда. На экран выведены две схемы.    Определите на каком из рисунков изображено последовательное соединение, а на каком – параллельное?                                                    (рис.1 – параллельное соединение, рис.2 – последовательное соединение)   ♥

3 команда. Какое соединение называется последовательным?                                                (когда приборы соединяются в цепь друг за другом)

4 команда. Какое соединение называется параллельным?                                                       (когда имеется разветвление в узловых точках цепи)       ♥

  • Ребята, посмотрите на эти закономерности. Ваша задача привести эти формулы в соответствие (1 мин). Заполняя «листы достижений» внесите только номера формул.   Положили ручки. Взяли ручку с зел. цветом пасты и проверили правильность ответов.  Ответы на слайде. Самопроверка.   Выставление баллов.   ♥
  • Перед вами  физический диктант. Впишите пропущенные слова. (3мин.) Положили ручки.  Обменялись с соседом по парте «листами достижений». Взяли ручку с зел.цветом пасты и проверили правильность ответов.  Ответы на слайде. ♥                                                      Нашли сумму баллов за 1-е и 2-е задания. Выставили оценку. Молодцы! Справились с 1-ой частью заданий.

Учитель: А теперь откроем тетради, запишем сегодняшнее число и оставим  место для темы урока. 25 ноября (прописью).  ♥

3. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Работникам промышленных предприятий, радиотехникам приходится работать с очень сложными и запутанными (на первый взгляд) электрическими цепями.  

Как можно назвать такое соединение проводников? (смешанное)

Итак, как мы назовем тему нашего урока?     Пауза  

Тема урока: «Смешанное соединение проводников» (запишите в тетрадь)

4. Изучение нового материала.  

Смешанное соединение проводников такое соединение, при котором часть проводников включается последовательно, а часть параллельно.  ♥

Любая цепь со смешанным соединением проводников состоит из отдельных участков, соединенных между собой. Наша задача научиться находить в электрической цепи эти участки, определять тип соединения проводников на участке и тип соединения участков между собой, а также, рассчитывать  общее сопротивление цепи, распределение сил токов и напряжений

Алгоритм  решения задач на смешанное соединение проводников (резисторов):

  1. Анализируем схему, находим только последовательное или только параллельное соединения, смотрим, как распределяются токи.  ♥
  2. Определяем общее сопротивление данного соединения и сопротивление всей цепи.
  3. Применяя законы последовательного или параллельного соединений и закон Ома, находим распределение токов и напряжений.  ♥

  Пошаговое решение задачи на смешанное соединение

При решении задач на смешанное соединение проводников составляют так называемые эквивалентные схемы, выделяя участки с последовательным и параллельным соединением. ♥,♥,♥,♥,♥,♥

Сопротивления резисторов (5 Ом и 5 Ом) заменило выделенный участок цепи, в котором два проводника соединены параллельно. И т.д.

Вы хорошо поработали, писали, читали, наблюдали и ваши глазки устали. Дадим им немного расслабиться и отдохнуть.

 5. Упражнения для глаз.

 6. Применение знаний, умений и навыков (мини-проекты)   (21 мин.).

 Работа в группах с презентацией.

 Объединились  в группы  по 4 человека  для выполнения заданий и последующей презентацией выполненной работы. Мини-проекты защищаются капитанами команд. Время для решения задач ограниченное (10-15 мин).

Во время работы в группах ведется наблюдение за более и менее активными участниками группы. Соответственно это будет влиять на оценку при проверке записей на листах А3.

Защита работ (по 2-3 мин.)

 Учитель: Жюри подсчитывает баллы, капитаны оценивают работу членов команды, выделяют наиболее активных и тех, кто мало принимал участие в работе.  ♥

7. Домашнее задание

Повторить § 11- 14. Упр. 14 (5), перенести «мини-проект» в рабочую тетрадь.

Творческое задание:

 Даны 4 резистора, составить максимальное число возможных вариантов их соединений.

8.  Подведение итогов урока.

Давайте подведём итоги.

  1. Чему вы научились на уроке? ♥
  2. Какие задачи решали?
  3. Если я правильно понял, то смешанное соединение – это _____________
  4. Научились ли вы пользоваться  алгоритмом  решения задач на смешанное соединение проводников?
  5. Какие затруднения вызвали у вас эти задачи?

     Может у кого-то из вас  радиоэлектроника уже вызвала интерес  и свою дальнейшую жизнь вы хотите посвятить созданию новых современных электроприборов, облегчающих жизнь. И мы еще будем гордиться вами.

 Итак, жюри подвело итоги и сейчас сообщит нам результаты вашей деятельности.

9. Рефлексия   ♥,♥,♥

 После выставления оценок  всем учащимся предлагается выразить свое настроение на данном уроке, выбрать соответствующий жетон и изобразить на своем «листе достижений».

 «Листы достижений» с оценками учащиеся сдают учителю в конце урока.

 - урок понравился              - урок не понравился

10. Заключение.

Спасибо, вам, ребята, за работу! Урок окончен, до свидания!

        

Карточка-задание

  1. Составьте условие задачи на нахождение общего сопротивления цепи.
  2. Начертите схему электрической цепи.
  3. Выполните измерения.
  4. Решите задачу исходя из составленного условия.
  5. Сделайте вывод.

Карточка-задание

  1. Составьте условие задачи на нахождение общего сопротивления цепи.
  2. Начертите схему электрической цепи.
  3. Выполните измерения.
  4. Решите задачу исходя из составленного условия.
  5. Сделайте вывод.

Карточка-задание

  1. Составьте условие задачи на нахождение общего сопротивления цепи.
  2. Начертите схему электрической цепи.
  3. Решите задачу исходя из составленного условия.
  4. Выполните измерения.
  5. Сделайте вывод.

Карточка-задание

  1. Составьте условие задачи на нахождение общего сопротивления цепи.
  2. Начертите схему электрической цепи.
  3. Решите задачу исходя из составленного условия.
  4. Сделайте вывод.

    Два параллельно соединенных резистора сопротивлениями       R1 и R2  соединяют последовательно с резистором сопротивле-нием  R3.

Дано:

R1 = 2 Ом

R2 = 4 Ом

R3 = 3 Ом

I = 6 А

 

Карточка-задание

  1. Составьте условие задачи на нахождение общего сопротивления цепи.
  2. Начертите схему электрической цепи.
  3. Решите задачу исходя из составленного условия.
  4. Сделайте вывод.

Два параллельно соединенных резистора сопротивлениями       R3 и R3  соединяют последовательно с резисторами сопротивле-ниями R1 и R2 .

Дано:

R1 = R2 = R3 = R4 = 120 Ом

U = 36 В

Карточка-задание

  1. Составьте условие задачи на нахождение общего сопротивления цепи.
  2. Начертите схему электрической цепи.
  3. Решите задачу исходя из составленного условия.
  4. Сделайте вывод.

Три параллельно соединенных резистора сопротивлениями       R1 , R2 и R3 соединяют последовательно с резистором сопротив-лением  R4.

Дано:

R1 = 6 Ом

R2 = 2 Ом

R3 = 3 Ом

R4 = 4 Ом

U = 120 В

Оценивание проекта:

  1. Условие (соответствие собранной схеме, логичность, последовательность)  - 2 балла
  2. Схема (аккуратность, правильность) - 2 балла
  3. Решение (применение теоретических знаний, выполнение математических действий) - 2 балла
  4. Точность измерений (соответствие показаний учащихся и    показаний, найденных учителем и жюри) - 2 балла
  5. Презентация проекта - 2 балла

«Соответствие»

Приведите  эти закономерности  в  соответствие (2 мин).

Заполняя «листы достижений» внесите только номера формул.

1 вариант – параллельное соединение проводников

Физический диктант.

Впишите пропущенные слова:

1 вариант

При параллельном соединении двух резисторов, напряжение на резисторах _________,  наибольший ток идет через резистор с _______ сопротивлением, а наименьший ток идет через резистор с _______ сопротивлением. Общий ток в цепи равен _______токов, идущих через включенные резисторы. Общее сопротивление двух параллельно включенных резисторов _______ сопротивления наименьшего резистора.

«Соответствие»

Приведите  эти закономерности  в  соответствие (2 мин).

Заполняя «листы достижений» внесите только номера формул.

2 вариант – последовательное соединение проводников

Физический диктант.

Впишите пропущенные слова:

2 вариант

При последовательном соединении резисторов ток через них _______, наименьшее падение напряжения на резисторе с _______ сопротивлением, а наибольшее падение напряжения на резисторе с _______ сопротивлением. Общее сопротивление последовательно включенных резисторов равно _______ сопротивлений этих резисторов.

«ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ»      Ф.И. учащегося  _________________

№ п/п

       №     задания

1

2

3

4

5

Всего

баллов

«Соответствие»

                             БАЛЛЫ

Физический диктант

                             БАЛЛЫ

Мини-проект

                             БАЛЛЫ

   

Оценка ___________                    Оценка за проект ___________

«ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ»      Ф.И. учащегося  _________________

№ п/п

       №     задания

1

2

3

4

5

Всего

баллов

«Соответствие»

                             БАЛЛЫ

Физический диктант

                             БАЛЛЫ

Мини-проект

                             БАЛЛЫ

   

Оценка ___________                    Оценка за проект ___________

«ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ»      Ф.И. учащегося  _________________

№ п/п

       №     задания

1

2

3

4

5

Всего

баллов

«Соответствие»

                             БАЛЛЫ

Физический диктант

                             БАЛЛЫ

Мини-проект

                             БАЛЛЫ

   

Оценка ___________                    Оценка за проект ___________

«ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ»      Ф.И. учащегося  _________________

№ п/п

       №     задания

1

2

3

4

5

Всего

баллов

«Соответствие»

                             БАЛЛЫ

Физический диктант

                             БАЛЛЫ

Мини-проект

                             БАЛЛЫ

   

Оценка ___________                    Оценка за проект ___________

Тема: "Смешанное соединение   проводников. Решение задач"

Должны знать:

1) Закон Ома;

2) зависимость электрического сопротивления от длины проводника и  площади его поперечного сечения, материала проводника;

3) закономерности последовательного соединения проводников;

4) закономерности параллельного соединения проводников.

Должны уметь: 

1) применять теоретические знания  при нахождении параметров комбинированных электрических цепей;

2) правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи;

 3) пользоваться электрическими приборами;

 4) анализировать результаты измерений, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей и компьютерной технологией. Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников».

Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей  и компьютерной технологией. -Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном и пара...

Урок по физике "Соединение проводников. Работа и мощность электрического тока"

Разработка включает в себя план урока и презентацию PowerPointЦели урока: Образовательные: а)закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных;б)формировать н...

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...

Урок физики в 8 классе. Тема урока: «Электрические явления. Соединения проводников».

Урок - деловая игра "Аттестация специалистов научно - технической лаборатории". На уроке учащиеся закрепят знание основных формул электричества, практически разавьют свои умения и навыки при сборке эл...

Урок-исследование "Последовательное соединение проводников"

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Необходимым его компонентом выступает самостоятельная учебная деятельность школьников. Обучение при этом становится способом развития личности учаще...

Маршрутная карта к уроку физики "Последовательное соединение проводников".

Маршрутная карта к уроку физики в 8 классе "Последовательное соединение проводников". Карта предназначена для учащихся....