Урок по физике "Смешанное соединение проводников"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные: объяснение, беседа; наглядные: презентация; практические: самостоятельная работа (индивидуальная, групповая с презентацией); проблемные: вопросы, задачи.
Должны знать: 1) Закон Ома; 2) Зависимость электрического сопротивления от длины проводника и площади его поперечного сечения, материала проводника; 3) закономерности последовательного соединения проводников; 4) закономерности параллельного соединения проводников;
Должны уметь: 1) применять теоретические знания при нахождении параметров комбинированных электрических цепей; 2) правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи; 3) пользоваться электрическими приборами; 4) анализировать результаты измерений, делать выводы.
Межпредметные связи: физика, математика, черчение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smeshannoe_soedinenie_provodnikov.pptx | 1.42 МБ |
smeshannoe_soedinenie_provodnikov.doc | 357.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
R 2 R 1 - + - + R 1 R 2 Рис. 1 Рис. 2 ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ
- + - + R 1 R 2 В-1 ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ В-2 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ R 1 R 2 1. 6. 2. 7. 3. 8. 4. 9. 5. 10.
- + - + R 1 R 2 В-1 ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ В-2 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ R 1 R 2 6. 1. 7. 2. 3. 8. 9. 4. 10. 5.
1. одинаковое 1. одинаковый 2. наименьшим 2. наибольшим 3. наибольшим 3. наименьшим 4. сумме 4. сумме 5. больше Проверьте правильность вписанных слов 1 вариант 2 вариант
Смешанное соединение проводников R 1 R 2 R 3 R 4 А V
Смешанное соединение проводников – это такое соединение, при котором часть проводников включается последовательно, а часть параллельно.
Должны научиться: Находить участки в электрической цепи. Определять тип соединения проводников на каждом участке. Определять тип соединения участков между собой. Рассчитывать общее сопротивление цепи, распределение сил токов и напряжений.
Алгоритм решения задач на смешанное соединение проводников (резисторов): 1 . Анализируем схему, смотрим , как распределяются токи, определяем участки с последовательным и параллельным соединением проводников
Алгоритм решения задач на смешанное соединение проводников (резисторов): 2 . Определяем общее сопротивление данного участка и сопротивление всей цепи. 3. Применяя законы последовательного или параллельного соединений и закон Ома, находим распределение токов и напряжений.
Определить общее сопротивление участка цепи 2 3 1 5 4 5
2 3 1 5 4 5 1/ R = 1/5+1/5 =2/5 R = 2,5 Ом Шаг 1
2 3 1 4 2,5 R = 4 +2,5 = 6,5 Ом Шаг 2
2 3 1 6,5 Шаг 3 R = 2+3 =5 Ом
5 1 6,5 Шаг 4 1/ R = 1/6,5 + 1/5 = 35/100 R =100 / 35 = 2 , 86 Ом
2,86 1 Шаг 5 R = 1 + 2,86 = 3,86 Ом Ответ: 3,86 Ом
Смешанное соединение проводников
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : 1. Повторить §§ 11-14. 2 . Упр.14 (5)- письменно . 3. Творческое задание: даны 4 резистора, составить максимальное число возможных вариантов их соединений.
Вопросы: Чему вы научились на уроке? Какие задачи решали? Если я правильно понял, то смешанное соединение – это _____________ Научились ли вы пользоваться алгоритмом решения задач на смешанное соединение проводников? Какие затруднения вызвали у вас эти задачи?
Должны научиться: Находить участки в электрической цепи. Определять тип соединения проводников на каждом участке. Определять тип соединения участков между собой. Рассчитывать общее сопротивление цепи, распределение сил токов и напряжений.
Вопросы: Чему вы научились на уроке? Какие задачи решали? Если я правильно понял, то смешанное соединение – это _____________ Научились ли вы пользоваться алгоритмом решения задач на смешанное соединение проводников? Какие затруднения вызвали у вас эти задачи?
Смешанное соединение конденсаторов
урок понравился урок не понравился
Предварительный просмотр:
Урок по физике в 8 классе. Тема: "Смешанное соединение проводников. Решение задач"
Комплексно-методическое обеспечение: мультимедиа-проектор, доска, комплекты оборудования для выполнения экспериментальных заданий, компьютерная презентация, карточки-задания, А3, листы достижений.
Цели урока:
Обучающая: проверить и закрепить знания формул и теории по теме, научить применять эти знания при нахождении параметров комбинированных электрических цепей;
Развивающая: развивать графическую культуру, навыки самостоятельности и творческого мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, логически излагать свои мысли, проводить самооценку, взаимооценку деятельности, расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности, научить видеть проявление закономерностей законов в окружающей жизни;
Воспитывающая: воспитывать дисциплину, умение слушать, аккуратность, добросовестность, уверенность в себе при презентации своих знаний, умений и навыков, продолжить формирование познавательного интереса к предмету физика.
Задачи урока: продолжить формирование умений применять закон Ома для расчетов сопротивлений проводников, правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи, пользоваться теоретическими методами физической науки для обоснования и выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные: объяснение, беседа; наглядные: презентация; практические: самостоятельная работа (индивидуальная, групповая с презентацией); проблемные: вопросы, задачи.
Должны знать: 1) Закон Ома; 2) Зависимость электрического сопротивления от длины проводника и площади его поперечного сечения, материала проводника; 3) закономерности последовательного соединения проводников; 4) закономерности параллельного соединения проводников;
Должны уметь: 1) применять теоретические знания при нахождении параметров комбинированных электрических цепей; 2) правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи; 3) пользоваться электрическими приборами; 4) анализировать результаты измерений, делать выводы.
Межпредметные связи: физика, математика, черчение.
План урока.
- Организационный момент (1 мин.).
- Актуализация опорных знаний (7 мин.).
- Мотивация учебной деятельности (3мин.).
- Изучение нового материала (4 мин).
- Зарядка для глаз (2 мин.).
- Применение знаний, умений и навыков (мини-проекты) (21 мин.).
- Домашнее задание (2 мин.).
- Подведение итогов урока (3 мин.).
- Рефлексия (2 мин.).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент ♥
Учитель: Здравствуйте, садитесь!
Ребята, сегодня мы с вами проведем необычный урок – вы будете принимать участие в создании своих собственных мини-проектов. В течение урока каждый из вас покажет свои знания, умения и навыки по изученной теме: «Электрический ток », и в конце урока, каждый из вас получит оценки за работу на уроке.
2. Актуализация опорных знаний
Учащимся раздаются «листы достижений» для заполнения в течение урока.
У вас на партах имеется «лист достижений», в правом верхнем углу запишите свою Ф.И. В течение всего урока вы будете заполнять эту таблицу выполняя задания и проставляя за каждый правильный ответ 1 балл. По окончанию работы вы получите две оценки: 1-я за выполнение 1-го и 2-го заданий, а 2-я оценка - за создание мини-проекта.
Прежде чем приступить к изучению новой темы мы проведем «Мозговой штурм». Объединились в группы по 4 человека. Внимание! Вопросы задаются поочереди каждой команде. Все остальные внимательно слушают вопрос и ответ. Если представитель команды дает неправильный ответ, то у других команд есть возможность дать правильный ответ, заработав себе дополнительный балл. Поднятая рука – сигнал ответить.
«Мозговой штурм»
1команда. При изучении темы вы познакомились с электрическими величинами. Назовите их (сила тока, напряжение, сопротивление)
2 команда. Какой закон устанавливает зависимость между этими величинами? ( Ома3 команда. С помощью какого прибора можно регулировать силу тока в цепи? (реостата)
4 команда. Каким общим названием можно объединить следующие понятия: источник тока, потребитель электрической энергии, ключ, соединительные провода? ( Электрическая цепь).
1команда. Как потребители электроэнергии могут быть соединены в цепь? (Последовательно и параллельно).
2 команда. На экран выведены две схемы. Определите на каком из рисунков изображено последовательное соединение, а на каком – параллельное? (рис.1 – параллельное соединение, рис.2 – последовательное соединение) ♥
3 команда. Какое соединение называется последовательным? (когда приборы соединяются в цепь друг за другом)
4 команда. Какое соединение называется параллельным? (когда имеется разветвление в узловых точках цепи) ♥
- Ребята, посмотрите на эти закономерности. Ваша задача привести эти формулы в соответствие (1 мин). Заполняя «листы достижений» внесите только номера формул. Положили ручки. Взяли ручку с зел. цветом пасты и проверили правильность ответов. Ответы на слайде. ♥ Самопроверка. Выставление баллов. ♥
- Перед вами физический диктант. Впишите пропущенные слова. (3мин.) Положили ручки. Обменялись с соседом по парте «листами достижений». Взяли ручку с зел.цветом пасты и проверили правильность ответов. Ответы на слайде. ♥ Нашли сумму баллов за 1-е и 2-е задания. Выставили оценку. Молодцы! Справились с 1-ой частью заданий.
Учитель: А теперь откроем тетради, запишем сегодняшнее число и оставим место для темы урока. 25 ноября (прописью). ♥
3. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Работникам промышленных предприятий, радиотехникам приходится работать с очень сложными и запутанными (на первый взгляд) электрическими цепями. ♥
Как можно назвать такое соединение проводников? (смешанное)
Итак, как мы назовем тему нашего урока? Пауза ♥
Тема урока: «Смешанное соединение проводников» (запишите в тетрадь)
4. Изучение нового материала.
Смешанное соединение проводников – такое соединение, при котором часть проводников включается последовательно, а часть параллельно. ♥
Любая цепь со смешанным соединением проводников состоит из отдельных участков, соединенных между собой. Наша задача научиться находить в электрической цепи эти участки, определять тип соединения проводников на участке и тип соединения участков между собой, а также, рассчитывать общее сопротивление цепи, распределение сил токов и напряжений
Алгоритм решения задач на смешанное соединение проводников (резисторов):
- Анализируем схему, находим только последовательное или только параллельное соединения, смотрим, как распределяются токи. ♥
- Определяем общее сопротивление данного соединения и сопротивление всей цепи.
- Применяя законы последовательного или параллельного соединений и закон Ома, находим распределение токов и напряжений. ♥
Пошаговое решение задачи на смешанное соединение
При решении задач на смешанное соединение проводников составляют так называемые эквивалентные схемы, выделяя участки с последовательным и параллельным соединением. ♥,♥,♥,♥,♥,♥
Сопротивления резисторов (5 Ом и 5 Ом) заменило выделенный участок цепи, в котором два проводника соединены параллельно. И т.д.
Вы хорошо поработали, писали, читали, наблюдали и ваши глазки устали. Дадим им немного расслабиться и отдохнуть.
5. Упражнения для глаз.
6. Применение знаний, умений и навыков (мини-проекты) (21 мин.).
Работа в группах с презентацией.
Объединились в группы по 4 человека для выполнения заданий и последующей презентацией выполненной работы. Мини-проекты защищаются капитанами команд. Время для решения задач ограниченное (10-15 мин).
Во время работы в группах ведется наблюдение за более и менее активными участниками группы. Соответственно это будет влиять на оценку при проверке записей на листах А3.
Защита работ (по 2-3 мин.)
Учитель: Жюри подсчитывает баллы, капитаны оценивают работу членов команды, выделяют наиболее активных и тех, кто мало принимал участие в работе. ♥
7. Домашнее задание
Повторить § 11- 14. Упр. 14 (5), перенести «мини-проект» в рабочую тетрадь.
Творческое задание:
Даны 4 резистора, составить максимальное число возможных вариантов их соединений.
8. Подведение итогов урока.
Давайте подведём итоги.
- Чему вы научились на уроке? ♥
- Какие задачи решали?
- Если я правильно понял, то смешанное соединение – это _____________
- Научились ли вы пользоваться алгоритмом решения задач на смешанное соединение проводников?
- Какие затруднения вызвали у вас эти задачи?
Может у кого-то из вас радиоэлектроника уже вызвала интерес и свою дальнейшую жизнь вы хотите посвятить созданию новых современных электроприборов, облегчающих жизнь. И мы еще будем гордиться вами.
Итак, жюри подвело итоги и сейчас сообщит нам результаты вашей деятельности.
9. Рефлексия ♥,♥,♥
После выставления оценок всем учащимся предлагается выразить свое настроение на данном уроке, выбрать соответствующий жетон и изобразить на своем «листе достижений».
«Листы достижений» с оценками учащиеся сдают учителю в конце урока.
- урок понравился - урок не понравился
10. Заключение.
Спасибо, вам, ребята, за работу! Урок окончен, до свидания!
Карточка-задание
- Составьте условие задачи на нахождение общего сопротивления цепи.
- Начертите схему электрической цепи.
- Выполните измерения.
- Решите задачу исходя из составленного условия.
- Сделайте вывод.
Карточка-задание
- Составьте условие задачи на нахождение общего сопротивления цепи.
- Начертите схему электрической цепи.
- Выполните измерения.
- Решите задачу исходя из составленного условия.
- Сделайте вывод.
Карточка-задание
- Составьте условие задачи на нахождение общего сопротивления цепи.
- Начертите схему электрической цепи.
- Решите задачу исходя из составленного условия.
- Выполните измерения.
- Сделайте вывод.
Карточка-задание
- Составьте условие задачи на нахождение общего сопротивления цепи.
- Начертите схему электрической цепи.
- Решите задачу исходя из составленного условия.
- Сделайте вывод.
Два параллельно соединенных резистора сопротивлениями R1 и R2 соединяют последовательно с резистором сопротивле-нием R3.
Дано:
R1 = 2 Ом
R2 = 4 Ом
R3 = 3 Ом
I = 6 А
Карточка-задание
- Составьте условие задачи на нахождение общего сопротивления цепи.
- Начертите схему электрической цепи.
- Решите задачу исходя из составленного условия.
- Сделайте вывод.
Два параллельно соединенных резистора сопротивлениями R3 и R3 соединяют последовательно с резисторами сопротивле-ниями R1 и R2 .
Дано:
R1 = R2 = R3 = R4 = 120 Ом
U = 36 В
Карточка-задание
- Составьте условие задачи на нахождение общего сопротивления цепи.
- Начертите схему электрической цепи.
- Решите задачу исходя из составленного условия.
- Сделайте вывод.
Три параллельно соединенных резистора сопротивлениями R1 , R2 и R3 соединяют последовательно с резистором сопротив-лением R4.
Дано:
R1 = 6 Ом
R2 = 2 Ом
R3 = 3 Ом
R4 = 4 Ом
U = 120 В
Оценивание проекта:
- Условие (соответствие собранной схеме, логичность, последовательность) - 2 балла
- Схема (аккуратность, правильность) - 2 балла
- Решение (применение теоретических знаний, выполнение математических действий) - 2 балла
- Точность измерений (соответствие показаний учащихся и показаний, найденных учителем и жюри) - 2 балла
- Презентация проекта - 2 балла
«Соответствие»
Приведите эти закономерности в соответствие (2 мин).
Заполняя «листы достижений» внесите только номера формул.
1 вариант – параллельное соединение проводников
Физический диктант.
Впишите пропущенные слова:
1 вариант
При параллельном соединении двух резисторов, напряжение на резисторах _________, наибольший ток идет через резистор с _______ сопротивлением, а наименьший ток идет через резистор с _______ сопротивлением. Общий ток в цепи равен _______токов, идущих через включенные резисторы. Общее сопротивление двух параллельно включенных резисторов _______ сопротивления наименьшего резистора.
«Соответствие»
Приведите эти закономерности в соответствие (2 мин).
Заполняя «листы достижений» внесите только номера формул.
2 вариант – последовательное соединение проводников
Физический диктант.
Впишите пропущенные слова:
2 вариант
При последовательном соединении резисторов ток через них _______, наименьшее падение напряжения на резисторе с _______ сопротивлением, а наибольшее падение напряжения на резисторе с _______ сопротивлением. Общее сопротивление последовательно включенных резисторов равно _______ сопротивлений этих резисторов.
«ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ» Ф.И. учащегося _________________
№ п/п | № задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего баллов |
«Соответствие» | |||||||
БАЛЛЫ | |||||||
Физический диктант | |||||||
БАЛЛЫ | |||||||
Мини-проект | |||||||
БАЛЛЫ |
Оценка ___________ Оценка за проект ___________
«ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ» Ф.И. учащегося _________________
№ п/п | № задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего баллов |
«Соответствие» | |||||||
БАЛЛЫ | |||||||
Физический диктант | |||||||
БАЛЛЫ | |||||||
Мини-проект | |||||||
БАЛЛЫ |
Оценка ___________ Оценка за проект ___________
«ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ» Ф.И. учащегося _________________
№ п/п | № задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего баллов |
«Соответствие» | |||||||
БАЛЛЫ | |||||||
Физический диктант | |||||||
БАЛЛЫ | |||||||
Мини-проект | |||||||
БАЛЛЫ |
Оценка ___________ Оценка за проект ___________
«ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ» Ф.И. учащегося _________________
№ п/п | № задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Всего баллов |
«Соответствие» | |||||||
БАЛЛЫ | |||||||
Физический диктант | |||||||
БАЛЛЫ | |||||||
Мини-проект | |||||||
БАЛЛЫ |
Оценка ___________ Оценка за проект ___________
Тема: "Смешанное соединение проводников. Решение задач"
Должны знать:
1) Закон Ома;
2) зависимость электрического сопротивления от длины проводника и площади его поперечного сечения, материала проводника;
3) закономерности последовательного соединения проводников;
4) закономерности параллельного соединения проводников.
Должны уметь:
1) применять теоретические знания при нахождении параметров комбинированных электрических цепей;
2) правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи;
3) пользоваться электрическими приборами;
4) анализировать результаты измерений, делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей и компьютерной технологией. Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников».
Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей и компьютерной технологией. -Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном и пара...
Урок по физике "Соединение проводников. Работа и мощность электрического тока"
Разработка включает в себя план урока и презентацию PowerPointЦели урока: Образовательные: а)закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных;б)формировать н...
Урок по теме:" Параллельное соединение проводников". Урок физики для 8 класса.
Конспект урока для 8 класса....
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...
Урок физики в 8 классе. Тема урока: «Электрические явления. Соединения проводников».
Урок - деловая игра "Аттестация специалистов научно - технической лаборатории". На уроке учащиеся закрепят знание основных формул электричества, практически разавьют свои умения и навыки при сборке эл...
Урок-исследование "Последовательное соединение проводников"
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Необходимым его компонентом выступает самостоятельная учебная деятельность школьников. Обучение при этом становится способом развития личности учаще...
Маршрутная карта к уроку физики "Последовательное соединение проводников".
Маршрутная карта к уроку физики в 8 классе "Последовательное соединение проводников". Карта предназначена для учащихся....