Рабочая программа по физике
рабочая программа по физике на тему
Программа по физике для 7-9 классов разработана в соответствии:
- С требованиями к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17)
- С рекомендациями «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);
- С авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.)
- С возможностями линии УМК по физике для 7–9 классов системы учебников «Вертикаль» и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса);с особенностями основной образовательной программы и образовательными потребностями и запросами обучающихся воспитанников (см. основную образовательную программу основного общего образования Школы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_7-8-9_klass.docx | 432.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по физике для 7-9 классов разработана в соответствии:
- С требованиями к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, стр.16-17)
- С рекомендациями «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);
- С авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.)
- С возможностями линии УМК по физике для 7–9 классов системы учебников «Вертикаль» и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса); с особенностями основной образовательной программы и образовательными потребностями и запросами обучающихся воспитанников (см. основную образовательную программу основного общего образования Школы).
1. Планируемые результаты освоения курса
Выпускник научится:
Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов.
Ставить эксперименты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу опыта, собирать установку из предложенного оборудования, проводить опыт и формулировать выводы. Проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объём, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
Проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования.
Проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учётом заданной точности измерений.
Анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения. Понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств; условия их безопасного использования в повседневной жизни. Использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях и ресурсы Интернета).
Выпускник получит возможность научиться:
Понимать роль эксперимента в получении научной информации. Осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и её вклад в улучшение качества жизни. Использовать приёмы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов. Сравнивать точность измерения величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений. Самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учётом необходимой точности измерений, обосновывать -выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов.
Воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя её содержание и данные об источнике информации.
Создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Работать в группе сверстников при решении познавательных задач, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
РАЗДЕЛ «МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»
Выпускник научится:
Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами,атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение.
Описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины.
Анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические понятия и законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, первый, второй и третий законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
Различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта.
Решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, первый, второй и третий законы Ньютона, закон сохранения импульса (для абсолютно неупругого соударения), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
Использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде.
Приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии, экологических последствий исследования космического пространства. Различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.).
Использовать приёмы поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.
Находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
РАЗДЕЛ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
Выпускник научится:
Распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплообмена (теплопередачи).
Описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины.
Анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии.
Различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел.
Решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
Использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций
Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях
Различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов.
Использовать приёмы поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.
Находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
РАЗДЕЛ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
Выпускник научится:
Распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
Составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей.
Использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
Описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании верно передавать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
Анализировать свойства тел, электромаГНИТНЫе явления и процессы, используя физические понятия и законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
Решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение электрическое сопротивление, удельное электрическое сопротивления вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
Использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы.
Приводить примеры практического использования физических знаний об электромагнитных явлениях.
Различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.)
Использовать приёмы построения физических моделей, поиска и формулировки доказателъств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.
Находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, пак и при помощи методов оценки.
РАЗДЕЛ «КВАНТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»
Выпускник научится:
Распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность,α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома.
Описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины.
Анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности изучения и поглощения света атомом; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
Различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра.
Приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
Использовать полученные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами: счётчиком ионизирующих частиц, дозиметром для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде
Соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы.
Приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования.
Понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
РАЗДЕЛ «ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОНОМИИ»
Выпускник научится:
Указывать названия планет Солнечной системы, различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд.
Выпускник получит возможность научиться:
Указывать общие свойства и различия планет земной группы и планет-гигантов, малых тел Солнечной системы и больших планет. Пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба.
Различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой.
Различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
2. Содержание основного общего образования по учебному предмету
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации
Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.
Лабораторные работы и опыты
- Измерение расстояний.
- Измерение времени между ударами пульса.
- Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Механические явления. Кинематика
Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Демонстрации:
1. Равномерное прямолинейное движение. ^ 2. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.
- Свободное падение тел.
- Равноускоренное прямолинейное движение.
- Равномерное движение по окружности. Лабораторные работы и опыты:
1.Измерение скорости равномерного движения.
2.Измерение ускорения свободного падения.
3.Измерение центростремительного ускорения.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. «Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила -векторная величина Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движения и силы.
Сила__упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон все-мщшого тяготения. Центр тяжести.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации:
1. Явление инерции.
2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
3. Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаи-
модействии.
4. Измерение силы по деформации пружины.
5. Третий закон Ньютона.
6. Свойства силы трения.
7. Сложение сил.
8.Явление невесомости.
9. Равновесие тела, имеющего ось вращения.
10. Барометр.
11. Опыт с шаром Паскаля.
12. Гидравлический пресс.
13. Опыты с ведерком Архимеда.
Лабораторные работы и опыты:
1. Измерение массы тела. _
2. Измерение плотности твердого тела.
3. Измерение плотности жидкости.
4.Исследование зависимости удлинения стальной пру-
жины от приложенной силы.
5. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
6.Сложение сил, направленных под углом.
7. Измерения сил взаимодействия двух тел.
8.Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
9. Измерение атмосферного давления.
10. Исследование условий равновесия рычага.
11. Нахождение центра тяжести плоского тела.
12. Измерение архимедовой силы.
Законы сохранения импульса и механической энергии. Механические колебания и волны
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.
Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.
Демонстрации:
- Реактивное движение модели ракеты.
- Простые механизмы.
- Наблюдение колебаний тел.
- Наблюдение механических волн.
5. Опыт с электрическим звонком, помещенным под ко-
локол вакуумного насоса.
Лабораторные работы и опыты:
1. Изучение столкновения тел.
2. Измерение кинетической энергии по длине тормозного
пути.
3. Измерение потенциальной энергии тела.
4. Измерение потенциальной энергии упругой деформа-
ции пружины.
- Измерение КПД наклонной плоскости.
- Изучение колебаний маятника.
7. Исследования превращений механической энергии.
Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница,
строительная площадка.
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.
Демонстрации:
- Диффузия в растворах и газах, в воде.
- Модель хаотического движения молекул в газе.
- Модель броуновского движения.
- Сцепление твердых тел.
- Повышение давления воздуха при нагревании.
- Демонстрация образцов кристаллических тел.
- Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
- Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Лабораторные работы и опыты:
- Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
- Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.
3. Вырашивание кристаллов поваренной соли или сахара.
Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации:
- Принцип действия термометра.
- Теплопроводность различных материалов.
- Конвекция в жидкостях и газах.
- Теплопередача путем излучения.
- Явление испарения.
- Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.
- Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.
- Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.
Лабораторные работы и опыты:
- Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
- Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.
- Измерение удельной теплоемкости вещества.
- Измерение удельной теплоты плавления льда.
- Исследование процесса испарения.
- Исследование тепловых свойств парафина.
- Измерение влажности воздуха.
Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию кристаллов, инкубатор.
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации:
- Электризация тел.
- Два рода электрических зарядов.
- Устройство и действие электроскопа.
- Закон сохранения электрических зарядов.
- Проводники и изоляторы.
- Электростатическая индукция.
- Устройство конденсатора.
- Энергия электрического поля конденсатора.
- Источники постоянного тока.
- Измерение силы тока амперметром. П. Измерение напряжения вольтметром.
- Реостат и магазин сопротивлений.
- Свойства полупроводников.
Лабораторные работы и опыты:
1. Опыты по наблюдению электризации тел при сопри-
косновении.
2. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
3. Сборка и испытание электрической цепи постоянного
тока.
- Изготовление и испытание гальванического элемента.
- Измерение силы электрического тока.
- Измерение электрического напряжения.
- Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
- Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.
- Измерение электрического сопротивления проводника.
- Изучение последовательного соединения проводников.
- Изучение параллельного соединения проводников.
- Измерение мощности электрического тока.
- Изучение работы полупроводникового диода.
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Электромагнитная индукция. Электрогенератор. Трансформатор.
Демонстрации:
- Опыт Эрстеда.
- Магнитное поле тока.
- Действие магнитного поля на проводник с током.
- Устройство электродвигателя.
- Электромагнитная индукция.
- Правило Ленца.
- Устройство генератора постоянного тока.
- Устройство генератора переменного тока.
- Устройство трансформатора.
Лабораторные работы и опыты:
- Исследование явления магнитного взаимодействия тел.
- Исследование явления намагничивания вещества.
3.Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
4.Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
- Изучение принципа действия электродвигателя.
- Изучение явления электромагнитной индукции.
- Изучение работы электрогенератора постоянного тока.
8. Получение переменного тока вращением катушки в магнитном поле.
Возможный объект экскурсии — электростанция.
Электромагнитные колебания и волны
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации:
- Свойства электромагнитных волн.
- Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
- Принципы радиосвязи.
- Прямолинейное распространение света.
- Отражение света.
- Преломление света.
- Ход лучей в собирающей линзе.
- Ход лучей в рассеивающей линзе.
- Получение изображений с помощью линз.
10. Принцип действия проекционного аппарата и фотоап-
парата.
- Модель глаза.
- Дисперсия белого света.
13. Получение белого света при сложении света разных цве-
тов.
Лабораторные работы и опыты:
1. Исследование свойств электромагнитных волн с по-
мощью мобильного телефона.
2. Изучение явления распространения света.
3. Исследование зависимости угла отражения света от уг-
ла падения.
- Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
- Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
6. Получение изображений с помощью собирающей
линзы.
7. Наблюдение явления дисперсии света.
Возможные объекты экскурсии: телефонная станция, физиотерапевтический кабинет поликлиники, радиостанция, телецентр, телеграф.
Квантовые явления
Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.
Влияние радиоактивных- излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.
Демонстрации:
1. Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.
2. Устройство и принцип действия счетчика ионизирую-
щих частиц.
3. Дозиметр.
Лабораторные работы и опыты:
- Измерение элементарного электрического заряда.
- Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.
Демонстрации:
1. Астрономические наблюдения.
- Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звездного неба.
- Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звезд.
Класс – 7 3. Календарно-тематическое планирование уроков физики на 2018-2019 учебный год Планирование составлено на основе: примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы (В.А. Орлов, О.Ф. Кабардин и др., М., «Просвещение», 2013 г.) Учебник: А.В. Перышкин, физика 7 класс, 2014 г. | ||||||
№ урока | Дата |
Тема урока | Учебно-методическое обеспечение | К-во часов | Домашнее задание | |
По плану | По факту | |||||
Физика и физические методы изучения природы (4ч.) | ||||||
1 | Физика - наука о природе. Физические термины. | 1 | §1,2 | |||
2 | Наблюдения и опыты. Физические величины. | 1 | §3,4 | |||
3 | Точность и погрешность измерений. Физика и техника. | 1 | §5,6 | |||
4 | Л.р. №1 «Определение цены деления измерительного прибора» | 1 | Стр.19 №15,25,42 | |||
Первоначальные сведения о строении вещества (6ч.) | ||||||
5 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | §7,8 | |||
6 | Л. р. №2 «Определение размеров малых тел» | 1 | №47,49,50 | |||
7 | Движение молекул. | 1 | §9,10 | |||
8 | Взаимодействие молекул. | 1 | §11 | |||
9 | Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. | 1 | §12,13 | |||
10 | С.р. «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 | Стр.38 №60,67,73,85 | |||
Взаимодействие тел (23ч.) | ||||||
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 1 | §14,15 | |||
12 | Скорость. Единицы скорости. | 1 | §16 | |||
13 | Расчёт пути и времени движения. | 1 | §17 | |||
14 | Инерция. | 1 | §18 | |||
15 | Взаимодействие тел. | 1 | §19 | |||
16 | Масса тела. Единицы массы. | 1 | §20 | |||
17 | Измерение массы тела на весах. Л.р. № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | §21 | |||
18 | Плотность вещества. | 1 | §22 | |||
19 | Л.р. № 4; «Измерение объёма тела». Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | 1 | §23 | |||
20 | Л.р. №5 «Определение плотности твёрдого тела» ». Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | 1 | §23 | |||
21 | Решение задач по темам «Механическое движение. Масса. Плотность вещества» | 1 | №99,112,196, 219 | |||
22 | К.р. №1 «Механическое движение. Масса. Плотность вещества» | 1 | №252,254,255 | |||
23 | Сила. | 1 | §24 | |||
24 | Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | §25 | |||
25 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | §26 | |||
26 | Вес тела. Единицы . Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 | §27,28 | |||
27 | Сила тяжести на других планетах. | 1 | §29 | |||
28 | Динамометр. Л.р. №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | §30 | |||
29 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | 1 | §31 | |||
30 | Сила трения. Трение покоя. | 1 | §32,33 | |||
31 | Трение в природе и технике. Л.р. № 7 «Измерение силы трения скольжения силы трения качения с помощью динамометра» | 1 | §34 | |||
32 |
| Решение задач по темам «Силы. Равнодействующая сил» | 1 | №268,276,317 | ||
33 | К.р. №2по темам «Вес тела. Силы. Равнодействующая сил. Графическое изображение сил» | 1 | Стр.97 | |||
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (21ч.) | ||||||
34 | Давление. Единицы давления. | 1 | §35 | |||
35 | Способы уменьшения увеличения давления. | 1 | §36 | |||
36 | Давление газа. | 1 | §37 | |||
37 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 1 | §38 | |||
38 | Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | §39,40 | |||
39 | С.р. по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля » | 1 | Стр. 115,120 | |||
40 | Сообщающиеся сосуды. | 1 | §41 | |||
41 | Вес тела. Атмосферное давление. | 1 | §42 | |||
42 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | §43,44 | |||
43 | Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | §45, 46 | |||
44 | Манометры. | 1 | §47 | |||
45 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | 1 | §48,49 | |||
46 | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. | 1 | §50 | |||
47 | Закон Архимеда. | 1 | §51 | |||
48 | Л.р. № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело» | 1 | Стр.51 | |||
49 | Плавание тел. | 1 | §52 | |||
50 | Решение задач по темам «Архимедова сила. Условия плавания тел» | 1 | №486,472,476 | |||
51 | Л.р. №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | 1 | №490,478 | |||
52 | Плавание судов. Воздухоплавание. | 1 | §53,54 | |||
53 | Решение задач по темам «Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.» | 1 | №473,485,511 | |||
54 | К.р. №3 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | 1 | Стр.161 | |||
Работа и мощность. Энергия. (16ч.) | ||||||
55 | Механическая работа. Единицы работы. | 1 | §55 | |||
56 | Мощность. Единицы мощности. | 1 | §56 | |||
57 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 | §57,58 | |||
58 | Момент силы. | 1 | §59 | |||
59 | Рычаги в технике, быту и природе. Л.р. №10 «Выяснение условия равновесия рычага» | 1 | §60 | |||
60 | Блоки. «Золотое правило» механики. | 1 | §61,62 | |||
61 | Решение задач по теме «Условие равновесия рычага» | 1 | №578,599 | |||
62 | Центр тяжести тела. | 1 | §63 | |||
63 | Условия равновесия тел. | 1 | §64 | |||
64 | Коэффициент полезного действия механизмов. Л. р. №11 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» | 1 | §65 | |||
65 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | 1 | §66,67 | |||
66 | Превращение одного вида механической энергии в другой. | 1 | §68 | |||
67 | К.р. №4 «Работа и мощность. Энергия» | 1 | Стр.200 | |||
68 | Повторение. | 1 | Стр.201 | |||
69 | Итоговая контрольная работа. | 1 | ||||
70 | Обобщение материала. | 1 |
Класс – 8 3. Календарно-тематическое планирование уроков физики на 2018-2019 учебный год Планирование составлено на основе: примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы (В.А. Орлов, О.Ф. Кабардин и др., М., «Просвещение», 2013 г.) Учебник: А.В. Перышкин, физика 8 класс, 2014 г. | |||||||
№ урока | Дата | Тема урока | Учебно-методическое обеспечение | К-во часов | Домашнее задание | ||
По плану | По факту | ||||||
Тепловые явления (23ч.) | |||||||
1 | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. | 1 | §1,2 | ||||
2 | Способы изменения внутренней энергии. | 1 | §3 | ||||
3 | Виды теплопередачи. Теплопроводность. | 1 | §4 | ||||
4 | Конвекция. Излучение. | 1 | §5,6 | ||||
5 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | 1 | §7 | ||||
6 | Удельная теплоёмкость. | 1 | §8 | ||||
7 | Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | 1 | §9 | ||||
8 | Л.р. №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры» | 1 | №742,747 | ||||
9 | Л.р. №2 «Измерение удельной теплоемкости твёрдого тела» | 1 | №763 | ||||
10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | §10 | ||||
11 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | §11 | ||||
12 | С.р.№1 «Тепловые явления» | 1 | Стр.35-36 | ||||
13 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. | 1 | §12,13 | ||||
14 | График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | 1 | §1414,15 | ||||
15 | Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация» | №830,828 | |||||
16 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении её при конденсации пара. | 1 | §16,17 | ||||
17 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | 1 | §18,20 | ||||
18 | Решение задач на расчёт удельной теплоты парообразования, количества теплоты. | 1 | №872 | ||||
19 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Л.р. №3 «Измерение влажности воздуха» | 1 | §19 | ||||
20 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | §21,22 | ||||
21 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 | §23,24 | ||||
22 | Подготовка к контрольной работе по теме «Агрегатные состояния вещества» | 1 | Стр.73-74 | ||||
23 | К.р.№1 по теме «Агрегатные состояния вещества» | 1 | Стр. 71-73 | ||||
Электрические явления (29ч.) | |||||||
24 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. | 1 | §25 | ||||
25 | Электроскоп. Электрическое поле. | 1 | §26,27 | ||||
26 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. | 1 | §28,29 | ||||
27 | Объяснение электрических явлений. | 1 | §30 | ||||
28 | Проводники, полупроводники и непроводники электричества. | 1 | §31 | ||||
29 | Электрический ток. Источники электрического токе. | 1 | §32 | ||||
30 | Электрическая цепь и её составные части. | 1 | §33 | ||||
31 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. | 1 | §34,35,36 | ||||
32 | Сила тока. Единицы силы тока. | 1 | §37 | ||||
33 | Амперметр. Измерение силы тока. Л.р. №4 « Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» | 1 | §38 | ||||
34 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. | 1 | §39,40 | ||||
35 | Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. | 1 | §41,42 | ||||
36 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Л.р. №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 | §43 | ||||
37 | Закон Ома для участка цепи | 1 | §44 | ||||
38 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | 1 | §45 | ||||
39 | Примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения. | 1 | §46 | ||||
40 | Реостаты. Л.р. №6 «Регулирование силы тока реостатом» | 1 | §47 | ||||
41 | Л.р. № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | 1 | №1039,1020 | ||||
42 | Последовательное соединение проводников. | 1 | §48 | ||||
43 | Параллельное соединение проводников. | 1 | §49 | ||||
44 | Решение задач по темам «Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи.» | 1 | №1069,1092,1075 | ||||
45 | К.р.№2 по темам «Электрический ток. Напряжение. Сопротивление. Соединение проводников» | 1 | №1123 | ||||
46 | Работа и мощность электрического тока. | 1 | §50,51 | ||||
47 | Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Л.р. №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | 1 | §52 | ||||
48 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. | 1 | §53 | ||||
49 | Конденсатор. | 1 | §54 | ||||
50 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители. | 1 | §55,56 | ||||
51 | Подготовка к контрольной работе по темам «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Конденсатор.» | 1 | №1144,1158,1192 | ||||
52 | Контрольная работа №3 по темам «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Конденсатор.» | 1 | №1204 | ||||
Электромагнитные явления (5 ч.) | |||||||
53 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 | §57,58 | ||||
54 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Л.р. № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 | §59 | ||||
55 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 | §60,61 | ||||
56 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Л.р.№10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» | 1 | §62 | ||||
57 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления» | 1 | №1255,1235,1212 | ||||
Световые явления (13ч.) | |||||||
58 | Источники света. Распространение света. | 1 | §63 | ||||
59 | Видимое движение светил. | 1 | §64 | ||||
60 | Отражение света. Закон отражения света. | 1 | §65 | ||||
61 | Плоское зеркало. | 1 | §66 | ||||
62 | Преломление света. Закон преломления света. | 1 | §67 | ||||
63 | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 | 68 | ||||
64 | Изображения, даваемые линзой. | 1 | §69 | ||||
65 | Л.р. №11 «Получение изображения при помощи линзы» | 1 | №1343 | ||||
66 | Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз. | 1 | №1260,1275,1286, 1345 | ||||
67 | Глаз и зрение. | 1 | §70 | ||||
68 | Контрольная работа №5 по теме «Световые явления» | 1 | №1334,1338 | ||||
69 | Повторение изученного материала | 1 | Итоговый тест | ||||
70 | Итоговая контрольная работа | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский
Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...