Рабочая программа и КТП элективного курса по физике "Термодинамика и электродинамика"
рабочая программа по физике (10 класс) на тему
Программа разработана на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) Г.Я. Мякишева "Физика для школ (классов) с углубленным изучением предмета. 10- 11 классы.
Программа соответствует государственным стандартам общего образования.
Данную программу можно рекомендовать учителям физики для практического использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП и РП элективного курса "Термодинамика и электродинамика" | 33.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ
УТВЕРЖДЕНО
Решением педсовета
протокол №1
от «30» августа 2017 года
Председатель педсовета
___________Л.В. Неверова
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по физике «Термодинамика и электродинамика»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс):
среднее (полное) общее образование 10 – 11 кл.; 10Б
Количество часов: 34, в неделю 1 час
Уровень: базовый
Учитель: Соловьева Любовь Владимировна
Программа разработана на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) Г.Я. Мякишева «Физика для школ (классов) с углубленным изучением предмета. 10 – 11 классы» // Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» // сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
- Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта и на основе авторской программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) Г.Я. Мякишева «Физика для школ (классов) с углубленным изучением предмета. 10 – 11 классы» // Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл.» // сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
Все разделы программы курса по выбору «Молекулярная физика» тесно связаны по структуре и по методическим идеям с основным курсом физики. Она способствует дальнейшему совершенствованию уже усвоенных учащимися знаний и умений. Особое внимание уделяется изложению фундаментальных и наиболее сложных вопросов школьной программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания физики и в вузе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности.
Данный элективный курс имеет практическую направленность, т.к. значительное количество времени отводится на решение физических задач.
Данный курс предназначен для 10-х классов общеобразовательных учреждений (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в вуз. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы механики, динамики, статики и законов сохранения. Программа рассчитана в 10 классе на 34 часа(1 час в неделю).
Любое задание экзаменационной работы требует опоры на определённый теоретический материал по физике. Чтобы облегчить ученику ориентировку в нём, следует привести его знания в определённую систему. Поэтому первый этап подготовки – систематизация теоретического материала. Нужно, во-первых, актуализировать знания по определённому блоку физического материала; во-вторых, выстроить их в систему, удобную для решения задач. При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, анализу полученного ответа. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.
Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задания подбираются учителем, исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задания технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях элективного курса изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.
Задачи курса:
• развитие физической интуиции;
• приобретение определенной техники решения задач по физике в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня
процессов во всех областях жизнедеятельности человека.
Цель курса:
• развитие самостоятельности мышления учащихся, умения анализировать, обобщать;
• формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний;
• создание условий для самореализации учащихся в процессе обучения.
Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к подготовке по физике выпускников школы возросли, а количество часов, предусмотренных на изучение предмета, сократилось.
Программа курса предполагает проведение занятий в виде лекций и семинаров, а также индивидуальное и коллективное выполнение заданий. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе физики, проводится анализ решения, и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами. Учащиеся, в ходе занятий, приобретут:
-навыки самостоятельной работы;
-овладеют умениями анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи;
-составлять план решения;
-проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи).
Методы и организационные формы обучения
Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач, самостоятельная работа учащихся, консультации, зачет. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому национальному тестированию, подбор и составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный характер и включать в себя самостоятельную работу.
Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:
физические приборы;
графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики);
дидактические материалы;
учебники физики для старших классов средней школы;
учебные пособия по физике, сборники задач.
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач, решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.
Ожидаемыми результатами занятий являются:
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач, различных методах приемах решения задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;
сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
получение представлений о роли физики в познании мира, физических и математических методах исследования.
Требования к уровню освоения содержания курса:
Учащиеся должны уметь:
анализировать физическое явление;
проговаривать вслух решение;
анализировать полученный ответ;
классифицировать предложенную задачу;
составлять простейших задачи;
последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи
средней трудности;
выбирать рациональный способ решения задачи;
решать комбинированные задачи;
владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим, экспериментальным и т.д.;
владеть методами самоконтроля и самооценки.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | |||
1 | Механическая энергия | 3 | |
2 | Законы сохранения энергии | 5 | |
3 | Внутренняя энергия | 5 | |
4 | Работа в термодинамике | 7 | |
5 | Количество теплоты | 9 | |
6 | Первый закон термодинамики | 5 | |
Итого | 34 |
- Содержание курса
10 класс
Механическая энергия (3 часа)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач.
Общее требование при решении физических задач. Этапы решения физических задач. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка и ее решения (план решения). Выполнение плана решение задач. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задач. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физических задач. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы физических задач: алгоритм, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей, графические решения и т.д.
Закон сохранения энергии (5 часов)
Графические задачи на закон.
Внутренняя энергия (5 часов)
Задачи на нахождения внутренней энергии и её зависимости от характеристик.
Работа в термодинамике (7 часов)
Решение задач на определение работы при различных процессах.
Количество теплоты (9 часов)
Задачи на определение количества теплоты на различные процессы.
Первый закон термодинамики (5 часов)
- Учебно-методическое обеспечение программы
Для учителей:
- Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. - М.: Просвещение, 1983 г.
- Гофман Ю. В. Законы, формулы, задачи физики. «Наукова думка», 1977 г.
- Демидова М.Ю., Нурминский И. И. ЕГЭ 2010. Физика: сборник экзаменационных заданий. – Издательство «Эксмо», 2010 г.
- Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. - М.: Просвещение, 1987.
- Мясников С.П., Осанова Т.Н. Пособие по физике. - М.: Высшая школа, 1980 г.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А. - М.: Методика решения задач по физике. - Л.: ЛГУ, 1972.
- Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.
- Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004.
- Тульнинский М. Е. Качественные задачи по фи зике. М.: Просвещение, 1972.
Для учащихся:
- Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
- Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2004.
- Козел С. М., Слободянин В. П.. Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001 / М.: Вер-бум-М, 2002.
- Рымкевич А. П. Сборник задач по физике для 10-11 классов средней школы. - М.: Дрофа, 2006.
Интернет ресурсы
Для учителя:
http://www.alleng.ru/edu/phys2.htm
http://www.alleng.ru/d/phys/phys52.htm
http://www.ph4s.ru/book_ab_ph_zad.html
для учеников:
http://www.abitura.com/textbooks.html
http://tvsh2004.narod.ru/phis_10_3.htm
СОГЛАСОВАНО: | СОГЛАСОВАНО: |
Протокол заседания МО учителей математики, физики, информатики от 29.08. 2017г. № __ Руководитель МО ________________ С.Н. Нитребская | Заместитель директора по УВР _____________ С.И. Кузнецова
«30» августа 2017г. |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________________
«30 » августа 2017 года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ГОРЯЧИЙ КЛЮЧ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса
по физике «Термодинамика и электродинамика»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс):
среднее (полное) общее образование 10 – 11 кл.; 10Б
Количество часов: 34, в неделю 1 час
Уровень: базовый
Учитель: Соловьёва Любовь Владимировна
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя физики Соловьёвой Любови Владимировна, утверждённой решением педсовета,
протокол №1 от « 30 » августа 2017 года.
Календарно – тематическое планирование
10 класс
№ урока | Содержание учебного материала (разделы, темы) | Кол- во час. | Дата проведения |
план | |||
Механическая энергия. | 3 | ||
1 | Виды механических энергий. | 1 | |
2 | Потенциальная энергия. | 1 | |
3 | Кинетическая энергия. | 1 | |
Закон сохранения энергии. | 5 | ||
4 | Закон сохранения энергии. | 1 | |
5 | Решение задач на закон сохранения энергии. | 1 | |
6 | Решение задач на закон сохранения энергии. | 1 | |
7 | Решение задач на закон сохранения энергии. | 1 | |
8 | Решение задач на закон сохранения энергии. | 1 | |
Внутренняя энергия | 5 | ||
9 | Внутренняя энергия. | 1 | |
10 | Способы изменения внутренней энергии. | 1 | |
11 | Решение задач на определение внутренней энергии. | 1 | |
12 | Решение задач на определение внутренней энергии. | 1 | |
13 | Решение задач на определение внутренней энергии. | 1 | |
Работа в термодинамике. | 7 | ||
14 | Работа в термодинамике. | 1 | |
15 | Решение задач на определение работы. | 1 | |
16 | Решение задач на определение работы. | 1 | |
17 | Решение задач на определение работы. | 1 | |
18 | Решение задач на определение работы. | 1 | |
19 | Решение задач на определение работы. | 1 | |
20 | Решение задач на определение работы. | 1 | |
Количество теплоты. | 9 | ||
21 | Количество теплоты. | 1 | |
22 | Уравнение теплового баланса. | 1 | |
23 | Решение задач на тепловые процессы | 1 | |
24 | Решение задач на тепловые процессы | 1 | |
25 | Решение задач на тепловые процессы | 1 | |
26 | Решение задач на тепловые процессы | 1 | |
27 | Решение задач на тепловые процессы | 1 | |
28 | Решение задач на тепловые процессы | 1 | |
29 | Решение задач на тепловые процессы | 1 | |
Первый закон термодинамики. | 5 | ||
30 | Решение задач на первый закон термодинамики. | 1 | |
31 | Решение задач на первый закон термодинамики. | 1 | |
32 | Решение задач на первый закон термодинамики. | 1 | |
33 | Решение задач на первый закон термодинамики. | 1 | |
34 | Решение задач на первый закон термодинамики. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 9 класс элективный курс
Рабочая программа 9 класс элективный курс Введение в избирательное право...
Рабочая программа и КТП элективного курса "Искусство устной и письменной речи" 10-11 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы С.И. Львовой. Она предназначена для проведения занятий элективного курса в 10-11 классе...
Рабочая программа 9 класс элективный курс
Рабочая программа по элективному курсу "Пенсионный всеобуч" 9 класс 17 часов...
Рабочая программа 8 класс элективный курс ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ
Рабочая программа 8 класс элективный курс ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ...
Рабочая программа и КТП элективного курса "Общество и мы" 5 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Общество и мы", уровень предпрофильный.Курс предполагает изучение начал экономики...
Рабочая программа по литературе (элективный курс)
Рабочая программа...
Рабочая программа по информатике элективный курс
Рабочая программа по элективному курсу «Создаем школьный сайт в Интернете»составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений Информатика и ИКТ, 5-9 классы под редакцией М. Н...