Водородный показатель
методическая разработка по физике (11 класс) на тему
Очень часто затруднения вызывает решение задач на водородный показатель.
Постараемся рассмотреть некоторые задачи на эту тему, и может быть это кому-нибудь из учителей поможет при рассмотрении данной темы.
Вода слабый электролит. Н2О+ОН
Напишем выражение для константы диссоциации воды:
КД=
Перепишем это уравнение следующим образом:
=К[H2O]; [H2O]Kд=
Произведение концентраций ионов водорода и гидроксид – ионов называется ионным произведением воды.
Установлено, что при 250С ионное произведение воды КН2О=10-14
Ионное произведение величина постоянная.
Растворы, в которых концентрация, ионов водорода и гидроксид-ионов одинакова, называются нейтральными растворами. При 250С, как уже сказано, в нейтральных растворах концентрация, как ионов водорода, так и гидроксид-ионов, равна 10-7моль/л.
В кислых растворах больше концентрация ионов водорода, в щелочных-концентрация гидроксид-ионов. Но какова бы ни была реакция раствора, произведение концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов остаётся постоянным.
Нейтральный раствор [н+]=10-7моль/л
Кислый раствор [н+]>10-7моль/л
Щелочной раствор [н+]<10-7моль/л
Кислотность или щёлочность раствора можно выразить другим, более удобным способом: вместо концентрации ионов водорода указывают её десятичный логарифм, взятый с обратным знаком. Последняя величина называется водородным показателем и обозначается рН. Например, если [н+]=10-5моль/л, то рН=5; если[н+]=10-9моль/л, то рН=9.
Отсюда ясно, что в нейтральном растворе р Н =7
В кислых растворах р Н<7
В щелочных растворах р Н>7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodorodnyy_pokazatel.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Водородный показатель
Очень часто затруднения вызывает решение задач на водородный показатель.
Постараемся рассмотреть некоторые задачи на эту тему, и может быть это кому-нибудь из учителей поможет при рассмотрении данной темы.
Вода слабый электролит. Н2О+ОН
Напишем выражение для константы диссоциации воды:
КД=
Перепишем это уравнение следующим образом:
=К[H2O]; [H2O]Kд=
Произведение концентраций ионов водорода и гидроксид – ионов называется ионным произведением воды.
Установлено, что при 250С ионное произведение воды КН2О=10-14
Ионное произведение величина постоянная.
Растворы, в которых концентрация, ионов водорода и гидроксид-ионов одинакова, называются нейтральными растворами. При 250С, как уже сказано, в нейтральных растворах концентрация, как ионов водорода, так и гидроксид-ионов, равна 10-7моль/л.
В кислых растворах больше концентрация ионов водорода, в щелочных-концентрация гидроксид-ионов. Но какова бы ни была реакция раствора, произведение концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов остаётся постоянным.
Нейтральный раствор [н+]=10-7моль/л
Кислый раствор [н+]>10-7моль/л
Щелочной раствор [н+]<10-7моль/л
Кислотность или щёлочность раствора можно выразить другим, более удобным способом: вместо концентрации ионов водорода указывают её десятичный логарифм, взятый с обратным знаком. Последняя величина называется водородным показателем и обозначается рН. Например, если [н+]=10-5моль/л, то рН=5; если[н+]=10-9моль/л, то рН=9.
Отсюда ясно, что в нейтральном растворе р Н =7
В кислых растворах р Н<7
В щелочных растворах р Н>7
Задача №1. Определить концентрацию гидроксид-ионов, если концентрация ионов водорода равна
10-3 моль/л.
ДАНО: РЕШЕНИЕ
[Н+]=10-3 моль/л КН2О=[Н+][ОН-]; КН2О=10-14; 10-3>10-7;
__________ [ОН-]===10-11моль/л; [Н+]>7 среда кислотная.
[ОН-]=? Ответ. [ОН-]=10-11моль/л;
Задача №2.Определить концентрацию ионов водорода, если концентрация гидроксид-ионов равна
10-5 моль/л.
ДАНО: РЕШЕНИЕ
[ОН-]=10-5моль/л КН2О=[Н+][ОН-]; [Н+]==10-9моль/л
_______________ [Н+]<10-7 cреда щелочная. Ответ. [Н+]=10-9моль/л
[Н+]=?
Задача №3. Определить концентрацию ионов водорода, если р Н раствора равен 1,6
ДАНО: РЕШЕНИЕ
р Н=1,6 р Н=-lg[H+]; [H+]=10-р Н; [Н+]=10-1,6 0,025 =2,510-2
________
[Н+]=?
Задача №4. Концентрация ионов водорода в растворе равна 410-3моль/л.
Определите р Н раствора.
ДАНО: РЕШЕНИЕ
[Н+]=410-3моль/л р Н= -lg[H+]; р Н=-lg410-3 = -(lg4+lg10-3)= -(lg4-3)=
________________ =3-lg4 =3-0,6 = 2,4
р Н=?
Задача №5. Чему равна концентрация гидроксид-ионов в растворе р Н которого равна 10,8
ДАНО: РЕШЕНИЕ
р Н =10,8 р Н =-lg[H+]; [H+]=10-PH; [H+]=10-10,8;
__________ KH2O=[H+][OH-]; [OH-]==10-3,2=6,3110-4/
[ОН-]=?
Задача №6. Чему равна молярная концентрация растворов HNO3 и NaOH, если для первого раствора р Н =2, а для второго-13?
Для сильных электролитов [Н+]=СМ (молярной концентрации)
ДАНО: РЕШЕНИЕ
р Н(HNO3)=2 HNO3H++NO3-
_____________ т. к. кислота одноосновная [HNO3]=[H+];
C(HNO3)=? p H =2[H+]=10-2моль/л. [H+]=C, тогда С(HNO3)=10-2моль/л
С(NaOH)=? NaOHNa++OH-; [OH-]=[NaOH](т. к. основание однокислотное). р Н =13; [H+]= 10 -p H; [H+]=10-13; [OH-]=; [OH-]==10-1моль/л.
С(NaOH)=[OH-]; C(NaOH)=10-1моль/л
Для слабых электролитов [Н+]=, отсюда видно, что для слабых электролитов
необходимо знать константу диссоциации. (Кg-это справочный материал).
Задача №7.Какое значение р Н раствора, в котором а) концентрация HCN=0,1моль/л, в) молярная концентрация CH3COOH=5,7510-4моль/л
ДАНО: РЕШЕНИЕ
С(HCN)=0,1моль/л а)p H = -lg[H+]; [H+]==0,88810-5моль/л
Кд(HCN)=7,910-10 p H = -lg0,88810-5= -(lg0,888+lg10-5)= -(lg0,888-5)=5- lg0,888
C(CH3COOH)=5,7510-4 =5,05
Кq(CH3COOH)=1,810-5
______________________
р Н =? б) р Н =- lg[H+]; [H+]=
==1,01710-4
p H = -lg1,01710-4 = -(lg1,017+lg10-4)= -(lg1,017-4) =
=4-lg1,017=3,99
р Н можно вычислить и для солей, когда даётся буферный раствор, т. е. соль + кислота или соль + основание.
ПРИМЕР: слабая кислота и её соль.
CH3COOHCH3COO- +H+
CH3COONaCH3COO- +Na+
KK=; [H+]= ; CC =; CK= .
[CH3COO-]=CКИСЛОТЫ(СК)
[CH3COO-]=CСОЛИ(СС)
КК-константа диссоциации кислоты, справочный материал.
р Н= р К - lg; р К = -lgК
Задача №1 Рассчитать концентрацию ацетата натрия в 0,01 молярном растворе уксусной кислоты, р Н которого равен 5.
ДАНО: РЕШЕНИЕ
р Н =5 р Н=р К - lg; 5=4,75 -lg;
Кк=1,810-5 lgCCОЛИ=lg0,01+5-4,75; lgCC= -2+0,25
С(сн3соон)=0,01моль/л lgCc= - 1,75
____________________ Cc=10-1,75 =0,01778моль/л
Сс=?
Можно решить через формулу Сс= ; р Н =-lg[H+]; [H+]=10-PH
[H+]=10-5; Cc=0,01=0,018моль/л
Справка: Кк=1,810-5; следовательно р К=4,75
ПРИМЕР: слабое основание и его соль
NH4OHNH4++OH-
NH4ClNH4++Cl-
КОСНОВ.=; [OH-]=;
Cсоли=; КОСН=;
р ОН=р Косн-lg; р ОН заменем на р Н и тогда р Н =14-р ОН отсюда
р Н =14- (р Кон- -lg=14-р Косн+lg;
Задача №2 Рассчитать концентрацию хлорида аммония в 0,02 молярном растворе гидроксида аммония, р Н раствора которого равен 3.
ДАНО: РЕШЕНИЕ
р Н =3 Cсоли=; [OH-]=; p H= -lg[H+];[H+]=10-pH
СNH4OH =0,02моль/л [H+]=10-3; [OH-]==10-11моль/л
Косн=1,810-5 Ссоли==3,6104
р К =4,75
___________________
Ссоли=?
МОЖНО РЕШИТЬ ПО ДРУГОМУ:
р ОН=р Косн-lg т. к. р Н даётся, то его выразим так: р Н=14-(р Косн - lg)
3=14-4,75+lg; lgCcоли= +lg0,02-3+9,25; lgCc=-1,699-3+9,25;
lgCc=4,55; Cc=104,551; Cc=35563 или Сс =3,6104
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химия, 11 класс. Сценарий модульного урока "Водородный показатель" и презентация
Данный урок знакомит с количественной характеристикой процесса электролитической диссоциации веществ в водных растворах, о молярной концентрации веществ...
Изучение водородного показателя в профильном классе
Понятие «водородный показатель» впервые встречается в курсе химии 8 класса, когда обучающиеся рассматривают изменение окраски индикаторов в зависимости от среды раствора. Математическое обоснование эт...
Урок по хими "Водородный показатель"
Урок - практикум по химии 9 класс по УМК Л.М. Кузнецовой "Водородный показатель"Папка содержит конспект урока в виде технологической карты и презентацию к уроку....
План-конспект урока по теме "Водородный показатель".
Материал научит учащихся определять среду вещест, рассчитывать водородный показатель pH, pOH....
Водородный показатель-решение задач
Очень часто затруднения вызывает решение задач на водородный показатель. Постараемся рассмотреть некоторые задачи на эту тему, и может быть это кому-нибудь из учителей поможет при рассмотрении да...
Водородный показатель в нашей жизни
План-конспект и презентация к уроку химии в 11 классе по программе О.С. Габриеляна "Водородный показатель". Материал может быть использован при изучении биологии в 8 классе и химии в 9 классе...
Электролитическая диссоциация. Водородный показатель.
Презентация по химии 11 класс. Электролитическая диссоциация. Водородный показатель....