Рабочая программа физики 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) по теме
Рабочая программа физики 8 класс ФГОС. Примерная программа по физике основного общего образования и авторской программе Е.М.Гутника и А.В. Перышкина. Всего 68 часов из расчета 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета физика для 8 класса составлена на основе:
1.Сборника нормативных документов. Физика. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО. Федеральный базисный учебный план и учебный план МБОУ «СОШ №2» с.Мугур-Аксы.
2.На основе примерной программы по физике основного общего образования ( VII-IX) ) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина Физика. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2008 год.
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 год
4.Основной образовательной программы МБОУ «СОШ №2» с.Мугур-Аксы
Учебник А.В.Перышкин Физика 8 класс, Дрофа - 2016
Общая характеристика учебного предмета
Физика - фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика - наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает
в себя как процесс познания, так и результат - сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и
объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о
современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли
практики в познании физических явлений и законов; формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и учебного плана МБОУ «СОШ №2» с.Мугур-Аксы на изучение физики в 8 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Количество контрольных работ 5.
Содержание учебного предмета
Тема | Количество часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ |
Тепловые явления | 23 | 2 | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» |
Электрические явления | 27 | 5 | Контрольная работа№2 по теме «Электрические явления» |
Электромагнитные явления | 7 | 2 | Контрольная работа №3 по теме «Электромагнитные явления» |
Световые явления | 9 | 1 | Контрольная работа№4 по теме «Световые явления» |
Повторение | 2 | Итоговая контрольная работа | |
Всего: 68 | 10 | 5 |
Основное содержание программы
Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Вид теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации
- принцип действия термометра
- теплопроводность различных материалов
- конвекция в жидкостях и газах.
- теплопередача путем излучения
- явление испарения
- постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении
- понижение температуры кипения жидкости при понижении давления
- наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом
Эксперименты
- исследование изменения со временем температуры остывания воды
- изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды
- измерение влажности воздуха
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации
- электризация тел
- два рода электрических зарядов
- устройство и действие электроскопа
- закон сохранения электрических зарядов
- проводники и изоляторы
- источники постоянного тока
- измерение силы тока амперметром
- измерение напряжения вольтметром
- реостат и магазин сопротивлений
- свойства полупроводников
Эксперименты
- объяснить , что это? ( нуклон, аккумулятор, диэлектрик, потенциал, манганин.
- исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения
- изучение последовательного соединения проводников
- изучение параллельного соединения проводников
- регулирование силы тока реостатом
- измерение электрического сопротивления проводника
- измерение мощности электрического тока
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током
Электродвигатель постоянного тока
Демонстрации
- Опыт Эрстеда
- Магнитное поле тока
- Действие магнитного поля на проводник с током
- устройство электродвигателя
Лабораторная работа
- Изучение принципа действия электродвигателя
Световые явления
Свет – электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света
Демонстрации
- прямолинейное распространение света
- отражение света
- преломление света
- ход лучей в собирающей линзе
- ход лучей в рассеивающей линзе
- построение изображений с помощью линз
- Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
- Дисперсия белого света
- Получение белого света при сложении света разных цветов
Лабораторные работы
- Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
- Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Формирование универсальных учебных действий
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные. Формировать УУД на уроках физики при изучении конкретных тем школьного курса в 8 классе отражены в КТП.
Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения:
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
- уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения физики 8 класса учащийся должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом;
Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение , плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение/ преломление света;
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;
Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения;
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы СИ;
Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;
Решать задачи на применение физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения и преломления света;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников информации ( учебных текстов, справочных и научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах ( словесно, с помощью рисунков и презентаций);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений к друг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Учебно – методический комплект
1. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011
2. Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 8 класс. – 3 –е изд.. переработ. и доп. – М.: ВАКО, 2014
3. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике.-М.: Экзамен, 2013
3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М.; Просвещение, 2009
4. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2016
Используемые технические средства
- Ноутбук
- Мультимедийный проектор
- Проекционный экран
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении развития творческих способностей
Наглядные пособия: презентации, учебники, опорные конспекты-плакаты, портреты ученых, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ.
Календарно-тематическое планирование 8 класса (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Понятия | Характеристика основных видов деятельности учеников | Домашнее задание | Дата проведения | |||
Предметные | Познавательные | Личностные | По плану | Фактически | |||||
Тема 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (23 часа) | |||||||||
1/1 | Техника безопасности в кабинете физики. Тепловое движение. Температура. | Изучение нового материала | Температура, тепловое равновесие, тепловое движение, | Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний; | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; | Систематизация изученного материала осознание важности физического знания | §1. | ||
2/2 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии | Изучение нового материала | Кинетическая и потенциальна энергия. Внутренняя энергия, совершение работы. | Умение различать виды энергии, измерять температуру, анализировать взаимное превращение различных видов энергии | Закрепление умений измерять физические величины, умение работать с текстовой информацией. | Убежденность в возможности познания природы, развитие внимательности, аккуратности, умение работать в коллективе. | §2,3. Задание 1. №932 | ||
3/3 | Теплопроводность. | Комбинированный | Теплопередача | Участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. | Формирование положительной мотивации к поиску информации | §4. Упр.4-2 | ||
4/4 | Конвекция Излучение. | Повторение и обобщение | Конвекция (искусственная и естественная), излучение. Внутренняя энергия, теплообмен, виды теплообмена. | Овладение умением пользования методом рядов при измерении размеров малых тел самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; получение представления о размерах молекул | Анализировать виды теплообмена, встречающиеся в природе и технике. Умения приводить свои примеры. | Умение работать в группе, формирование познавательных интересов. | Упр.2-2. Упр.3-2 | ||
5/5 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты | Изучение нового материала | Количество теплоты, масса, Джоуль, разность температур. | Понимать физический смысл удельной теплоемкости. | Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение | Формирование убежденности в возможности познания природы и описание ее с помощью математического аппарата. | №991,993 | ||
6/6 | Удельная теплоемкость вещества. | Комбинированный | Количество теплоты, масса, удельная теплоемкость, Джоуль, разность температур. | Использовать формулу количества теплоты, количественный анализ зависимости Qот массы, разности температур и рода вещества. | Умение работать с буквенными выражениями. | Наблюдать, делать умозаключения, самостоятельность в практических умений; | №1016, 1018 | ||
7/7 | Решение задач по теме «Количество теплоты» | Закрепление | Количество теплоты, масса, Джоуль, удельная теплоемкость | Использовать формулу количества теплоты, количественный анализ зависимости Qот массы, разности температур и рода вещества. | Умение работать с буквенными выражениями и решать задачи | самостоятельность в практических умений; | №1030, 1031 | ||
8/8 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1"Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры” | Закрепление | Количество теплоты, масса, температура, теплообмен. | Измерение температуры, перевод единиц измерения в систему СИ | Развитие умений работать с таблицами, количественные расчеты, использование округления в физике. | Развитие умений целеполагания, разработки хода эксперимента, умений делать выводы и их логически объяснять. | №1006 | ||
9/9 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела» | Закрепление | Измерение температуры, перевод единиц измерения в систему СИ | Развитие умений работать с таблицами, количественные расчеты, использование округления в физике | Развитие умений целеполагания, разработки хода эксперимента, умений делать выводы и их логически объяснять | №1039, 1040 | |||
10/ 10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | Изучение нового материала | Сгорание топлива. Энергия сгорания топлива, закон сохранения механической энергии, закон | формирование представлений о сохранении и превращении энергии. Расчет количества теплоты при полном сгорании топлива | приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием таблиц, работы со степенями. | Формирование аккуратности при оформлении работ, самостоятельности в приобретении новых знаний. | Упр.5-2,3 | . | |
11/ 11 | Решение задач «Тепловые явления» | Обобщение и повторение | Внутренняя энергия, количество теплоты, закон сохранения энергии в тепловых процессах. | Умение применять знания по данной теме в различных ситуациях. | Приобретение опыта анализа информации для решения поставленных задач. | Умение работать в группе формирование мотивации образовательной деятельности. | №1037, 1038 | ||
12/ 12 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. | Изучение нового материала | Агрегатные состояния вещества, молекулярное строение. Кристаллизация и плавление, Графическое представление тепловых процессов. | Умение различать агрегатные состояния вещества и объяснять это различие с точки зрения молекулярного строения. Понимание и способность объяснять явления плавления и кристаллизации, их графическое представление. | Умение систематизировать знания в виде таблицы. Умение работать с текстовой информацией. | Формирование уважительного отношения друг к другу, формирование познавательных интересов. | Упр.7- 3,4,5 | ||
13/ 13 | График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | Изучение нового материала | Количество теплоты, удельная теплота плавления, масса, энергия, теплообмен. | Понимание физического смысла удельной теплоты плавления, решение простейших количественных задач, анализ взаимосвязи между количеством теплоты, необходимой для плавления, массой тела и его удельной теплотой плавления. | Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; | Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; | Упр8 – 2,3. Задание 1. | ||
14/ 14 | Решение задач по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел» | Закрепление | Решение количественных задач, анализ взаимосвязи между количеством теплоты, необходимой для плавления, массой тела и его удельной теплотой плавления. | Формирование умений работать в группе с выполнением различных | Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; | №1065, 1067 | |||
15/ 15 | Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении её при конденсации пара. | Комбинированный | Количество теплоты, парообразование и конденсация, испарение, кипение, температура кипения. | Уметь объяснять причины парообразования и конденсации, изменение внутренней энергии в этих процессах. | Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; | Выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи | Упр.9- 4,5,6 | ||
16/ 16 | Кипение, удельная теплота парообразования | Изучение нового материала | Кипение и конденсация, температура кипения, удельная теплота | Понимать физический смысл удельной теплоты парообразования, умение читать и | формирование умений работать в группе с выполнением различных | Умение аргументировать свою точку зрения, работать в коллективе, | Упр.10-3,4,5 | ||
17/ 17 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | Комбинированный | Абсолютная влажность, давление, относительная влажность, приборы для измерения влажности. | Умение пользоваться психрометрической таблицей, умение рассчитывать влажность воздуха | формирование умений работать с информационными ресурсами ( психрометрической таблицей), развитие монологической и диалогической речи | Формирование уважительного отношения друг к другу, формирование познавательных интересов. | §19.вопросы 3,4,5. №1147 | ||
18/ 18 | Решение задач по теме «Кипение. Парообразование и конденсация». | Закрепление | Количество теплоты, теплообмен, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, уравнение теплового баланса | Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни | осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; формулировать и осуществлять этапы решения задач | Сформированность познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся; | №1103, 1104, | ||
19/ 19 | Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. | Изучение нового материала | Двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. Принцип действия холодильника. | Понимание принципа действия теплового двигателя, безопасное использование. | Обсуждать экологические последствия применения тепловых двигателей. Умение пользоваться информационными математическими расчетами | Формирование ценностных отношений к результатам обучения изученных явлений; формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях | Задание 5 | ||
20/ 20 | Решение задач по теме «КПД». | Закрепление | КПД, уравнение теплового баланса | Понимание принципа действия теплового двигателя | Формирование умений работать в группе с выполнением различных | Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; | №1140, 1143 | ||
21/ 21 | Решение задач | Закрепление | Формирование умений работать в группе с выполнением различных | Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; | №1021,1051 | ||||
22/ 22 | Повторение тем «Тепловые явления и. Изменение агрегатных состояний вещества» | Обобщение и повторение | Агрегатные состояния вещества, фазовый переход, закон сохранения энергии в тепловых процессах. | Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. | Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; | Определить силы, возникающие при деформации; продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления | Повторить. Готовиться к к.р. | ||
23/ 23 | Контрольная работа | Контроль знаний и умений | Понятия тепловых явлений и. агрегатных состояний вещества | Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. | Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий | Формирование ценностных отношений к результатам обучения | |||
Тема 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (27 часов) | |||||||||
24/1 | Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. | Изучение нового материала з | Способы электризации, взаимодействие зарядов. | Умение выявлять электрические явления, объяснять взаимодействие заряженных тел. | Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. | Умение выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения, самостоятельно оформлять результаты работы | №1175, 1176 | ||
25/2 | Электроскоп. Проводники и непроводники электрического тока. | Изучение нового материала | Умение отличать проводников из диэлектриков. | Формирование умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы | Умение выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения, | №1193, 1194 | |||
26/3 | Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. | Комбинированный | Ш.Кулон, Электрическое поле, электрон, заряд, силовое воздействие. | Умение исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков. | Формирование умений устанавливать факты, различать причины и следствия, выдвигать гипотезы | Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся | №1202, 1203 | ||
27/4 | Строение атома. Объяснение электрических явлений | Комбинированный | Вещество, молекула, атом, ядро, протон, нейтрон, электрон, Ион. | Понимание модели строения вещества. | формирование умений строить модели и выдвигать гипотезы. | Формирование умений участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы. | №1212, 1216, 1218 | ||
28/5 | Электрический ток. Источники электрического тока | Изучение нового материала | закон сохранения заряда, электризация, взаимодействие зарядов. | Формирование способности объяснять явления электризации тел. | формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. | Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, результатам обучения. | Задание 6-2 | ||
29/6 | Электрические цепи и её составные части. | Комбинированный | Электрический ток, источник тока, гальванический элемент. | Понимание принципа действия источников тока, механической аналогии электрического тока. | Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами | Развитие кругозора мотивациям образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода | Упр.13-2,3,5 | ||
30/7 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. | Комбинированный | Кристаллическое строение металлов, свободные заряды, действия тока, | Понимание причин возникновения электрического тока в металлах на основе их строения, обнаружение тока по его действиям(тепловому, световому, химическому, магнитному) | Овладение экспериментальными методами обнаружения электрического тока. | Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; | №1230 | ||
31/8 | Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение илы тока. | Изучение нового материала | Сила тока, взаимодействие проводников с током, Ампер, амперметр. | Выполнение расчетов по формуле силы тока, нахождение неизвестной величины в соответствии с | Формирование умений работать в группе с выполнением различных | Развитие кругозора мотивациям образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода | Упр14-2, №1260 | ||
32/9 | Решение задач по теме «Сила тока» | Закрепление | Сила тока, электрический заряд | Выполнение расчетов по формуле силы тока, нахождение неизвестной величины | Формирование умений работать в группе с выполнением различных задач | Развитие ответственности, самостоятельности внимательности собранности | №1261, 1263 | ||
33/ 10 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 "Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках" | Закрепление | Последовательное соединение, источник тока, резистор, ключ, соединительные провода. | Овладение навыками по сборке электрической цепи, измерения силы тока на различных участках цепи. | Овладение навыками организации учебной деятельности. | Развитие внимательности собранности и аккуратности | §38, упр 15-2,3 | ||
34/ 11 | Электрическое напряжение Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | Изучение нового материала | Работа электрического тока, заряд, напряжение, Вольт, вольтметр, параллельное соединение. | Овладение навыками по сборке электрической цепи, измерения напряжения на различных участках цепи. | Овладение навыками организации учебной деятельности | Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения | Упр16-2,3 №1266 | ||
35/ 12 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа№4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | Закрепление | Работа электрического тока, заряд, напряжение, Вольт, вольтметр, параллельное соединение | Овладение навыками по сборке электрической цепи, измерения напряжения на различных участках цепи. | Овладение навыками организации учебной деятельности | Развитие внимательности собранности и аккуратности | №1263, 1270 | ||
36/ 13 | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи | Изучение нового материала | Электрическое сопротивление. Ом. | Умение пользоваться методами научного исследования. | Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать | Способность выслушивать, понимать точку зрения собеседника | Упр 18 -2,3 | ||
37/ 14 | Решение задач «Сила тока. Напряжение. Закон Ома для участка цепи» | Закрепление | Сила тока. Ампер. Напряжение. Вольт. Сопроивление | Выполнение расчетов по формуле силы тока, напряжения, нахождение неизвестной величины с помощью закона Ома | Формирование умений работать в группе с выполнением различных расчетов | Развитие ответственности, самостоятельности внимательности собранности | №1280, 1281, 1282 | ||
38/ 15 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | Комбинированный | Удельное сопротивление проводника, сопротивление, длина, площадь, сила тока, напряжение | Владение экспериментальными методами исследования в процессе изучения зависимости сопротивления проводника от его длины и площади поперечного сечения и материала. | Формирование умений работать в группе представлять и отстаивать взгляды и убеждения | Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения | №1303, 1304 | ||
39/ 16 | Реостаты. Лабораторные работы №5,6. «Регулирование силы тока реостатом», «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | Закрепление | Сила тока, напряжение, сопротивление, амперметр, вольтметр, последовательное и параллельное соединение проводников | Умение измерять сопротивление проводника, определять цену деления и погрешность измерений | Овладение навыками организации учебной деятельности | Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений | Упр 21- 2,3 | ||
40/17 | Решение задач на расчёт сопротивления | Закрепление | Сопротивление проводников | Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. | Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем. | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; | №1314, 1320 | ||
41/18 | Последовательное соединение проводников. | Изучение нового материала | Сила тока, напряжение, сопротивление. | Умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни. | Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. | формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. | Упр22-3, №1339 | ||
42/19 | Параллельное соединение проводников | Комбинированный | Сила тока, напряжение сопротивление. | Понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике. | формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах. | Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно –ориентированного подхода. | Упр 23-4,5. №1366 | ||
43/20 | Решение задач (закон Ома для участка цепи, параллельное и последовательное соединение проводников) | Закрепление | Сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи... | Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. | Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; проблем. | №1355, 1368,1383 | ||
44/ 21 | Работа и мощность электрического тока | Изучение нового материала | Работа и мощность электрического тока, закон Джоуля-Ленца, Джоуль, Ватт. | Развитие теоретического мышления на основе умения устанавливать факты, различать причины и следствия, выводить физические законы. | формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию | мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; | Упр 24-3, упр25-3,4 | ||
45/ 22 | Решение задач по теме «Работа и мощность электрического тока» | Закрепление | Работа, мощность тока | Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. | Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем. | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; | №1396, 1400 | ||
46/ 23 | Лабораторная работа № 7 "Измерение мощности и работы тока в электрической лампе". | Закрепление | Умение измерять силу тока и напряжение, рассчитывать работу и мощность тока. | овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; | формирование ценностных отношений к результатам обучения | №1402,1422 | |||
47/ 24 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. | Изучение нового материала | Закон Джоуля- Ленца. | Понимание и способность объяснять нагревание проводников | прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей | Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей | Упр 27 – 3,4 | ||
48/25 | Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители. | Повторение | Короткое замыкание. Предохранители. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока. | Понимание смысла закона Джоуля-Ленца. | приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; | самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; уважение к творцам науки и техники. | Задание 8 | ||
49/26 | Решение задач | Обобщение и повторение | Знание законов, умение их объяснять, на основании теоретических знаний умение объяснять и понимать различные электрические явления. | Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем. | Развитие диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | №1306,1362, 1404 | |||
50/27 | Контрольная работа № 3 "Электрические явления. Электрический ток" | Контроль знаний и умений | Знание законов, умение применить при решении задач | Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; | формирование ценностных отношений к результатам обучения | ||||
Тема 3. Магнитные явления (7 часов) | |||||||||
51/ 1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. | Изучение нового материала. | Магнитное поле, силовые линии, взаимодействие проводников с током, магнитные силы. | Умение описывать магнитное поле графически, словесно. | Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и информационных технологий для решения познавательных задач. | развитие навыков устного счета отработка практических навыков при решении задач | |||
52/2 | Магнитное поле катушки с током | Изучение нового материала | Магниты, магнитные полюса, электромагнит, сердечник. | Владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного поля катушки от силы тока, числа витков и наличия сердечника. | Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности. | Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. | |||
53/3 | Применение электромагнитов. Электромагнитное реле. | Повторение | Электромагнит, электромагнитное реле, сепаратор. | Понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств. | формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической форме | Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы | |||
54/4 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8 "Сборка электромагнита и испытание его действия" | Закрепление | Электромагнит, магнитное поле, магнитное действие. | овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; | соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения | ||||
55/5 | Постоянные магниты. | Комбинированный | Магнит, северный полюс, южный полюс, магнитное поле, силовые линии, взаимодействие магнитов, магнитное поле Земли. | Понимание и способность объяснять взаимодействие магнитов, поведение компаса в магнитном поле Земли. | Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать | формирование ценностных отношений к авторам открытий, изобретений, уважение к творцам науки и техники | |||
56/6 | Электродвигатель. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя и испытание его действия» | Закрепление | Сила Ампера, Электрический двигатель, Б.С. Якоби. КПД электродвигателя. | Понимание принципа действия электродвигателя и способов обеспечения безопасности при его использовании. | овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; | Формирование ценностных отношений к результатам обучения | |||
57/7 | Контрольная работа №4 «Электромагнитные явления» | Проверка знаний и умений | Знание законов, умение применить при решении задач | Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; | формирование ценностных отношений к результатам обучения | ||||
Тема 4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (9 часов) | |||||||||
58/1 | Источники света. Прямолинейное распространение света | Изучение нового материала | Источники света, точечный источник, прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения | Понимание смысла света, явления затмения, типы источников света | Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника | Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. | |||
59/2 | Отражение света. Законы отражения | Изучение нового материала | Падающий луч, отраженный луч, угол падения, угол отражения, закон отражения света, отражающая поверхность, обратимость световых лучей. | Понимание и способность объяснять отражение света, понимание смысла закона отражения света. | Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | Самостоятельность в приобретении практических умений. | |||
60/3 | Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света | Комбинированный | зеркальное и рассеянное отражение, равное отражение, симметричное отражение. | Геометрическое построение зеркального отражения, умение объяснять свойства зеркального отражения, понимание отличий между ним и рассеянным отражением. | овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез | соблюдать технику безопасности, отработает навыки обращения с лабораторным оборудованием на практике убедится в истинности правил моментов | |||
61/4 | Преломление света. | Комбинированный | Падающий луч, преломленный луч, угол падения, угол преломления, преломляющая поверхность, оптически более плотная среда, оптически менее плотная среда, граница раздела двух сред. | умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; | мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; | |||
62/5 | Линзы. Изображения, даваемые линзами | Изучение нового материала | Линза, собирающая линза, рассеивающая линза, оптический центр линзы фокус, фокусное расстояние, главная оптическая ось, ход лучей. | Геометрическое построение хода основных лучей, проходящих через линзу, умение различать линзы. | приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; | развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; уважение к творцам науки и техники | |||
63/6 | Лабораторная работа №10"Получение изображения при помощи линзы" | Закрепление | Линза, экран, рабочее поле, цена деления, расстояние, величина изображения | Умение измерять фокусное расстояние линзы, получать изображения, даваемые линзами. | Формулировать и осуществлять этапы решения задач овладение основами реализации проектно-исследовательской деятельности | Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений | |||
64/7 | Оптическая сила линзы. Фотографический аппарат | Комбинированный | Фокус, фокусное расстояние, диоптрия, обратная пропорциональност ь. | Имение измерять оптическую силу линзы, понимание физического смысла оптической силы линзы. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; объяснять процессы и отношения, выявляемые в ходе исследования; | соблюдать технику безопасности, практическое изучение свойств простых механизмов | |||
65/8 | Контрольная работа № 4 "Световые явления" | Контроль знаний и умений | овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; | формирование ценностных отношений к результатам обучения | |||||
66/1 | Повторение | Комбинированный | Глаз как оптическая система, близорукость, дальнозоркость, аккомодация, очки. | умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; овладение основами реализации проектноисследовательской деятельности | формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. | |||
67/2 | Итоговая контрольная работа | Контроль знаний и умений | Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний | Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, | Систематизация изученного материала за весь год, осознание важности физического знания и физики в целом. | ||||
68/ 3 | Анализ итоговой контрольной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-163388-1355483522.jpg)
Рабочая программа (физика 7 класс)
Данная рабочая программа является программой основной школы(авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/04/picture-159496-1380874261.jpg)
Рабочая программа .Физика 7 класс.
Рабочая программа и пояснительная записка физика 7 класс, автор Перышкин А.В....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/04/picture-159496-1380874261.jpg)
Рабочая программа.Физика 8 класс.
Рабочая программа и пояснительная записка по физике 8 класс, автор Перышкин А.В....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-163388-1355483522.jpg)
Рабочая программа физика 8 класс
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы до...