Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда.
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
урок физики в 7 классе.
Тема: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда.
Тип урока:. Объяснение нового материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
урок физики в 7 классе.
Тема: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда.
Тип урока:. Объяснение нового материала.
Задачи урока:
1) Повторить изученный ранее материал;
2) Подготовить учащихся к восприятию нового материала «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила» - от понятия к умению;
3) Выяснить причину возникновения выталкивающей силы;
4) Вывести формулу для расчета и прийти к методам определения силы Архимеда на практике;
5) Исследовать зависимость этой силы от различных параметров, и каким образом определить недостающие параметры;
6) Закрепить изученный материал при решении качественных задач, с последующей проверкой на опыте, способствовать развитию практических навыков, умению анализировать, обобщать, применять ранее изученное в новой ситуации.
Основные вопросы урока:
1. Давление в жидкости и газе.
2. Сила давления.
3. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
4. Умение находить силу Архимеда различными способами.
5. Исследовать зависимость силы Архимеда от параметров.
6. Умение применить полученные знания при решении качественных задач и проверить правильность решения на опыте.
План урока:
Повторение
1. Как изменяется давление внутри жидкости и от чего оно зависит?
2. Как определить силу давления на некоторую площадку, помещенную внутрь жидкости? От чего она зависит?
3. С помощью какого прибора можно определить вес тела?
4. Как связан вес тела с силой тяжести, если тело покоится?
5. Как связана масса тела с плотностью и объемом?
II. Демонстрация и новый материал.
Обратимся к эксперименту. Опустим мячик для настольного тенниса в воду и отпустим его. Он тут же всплывет на поверхность. Подобное действие оказывают и газы. Например, шарик, наполненный гелием быстро поднимается вверх. И сегодня на уроке мы рассмотрим действие жидкостей и газов на погруженное в них тело. Запишите тему урока.
Обратимся к эксперименту. Укрепим на штативе пружину, а к пружине подвесим груз. Пружина растянется под действием веса груза. Положение нижнего конца пружины отметим с помощью стрелки-указателя на стойке штатива
Что произошло при опускании тела в воду?
-Если теперь погрузить подвешенное на пружине тело в воду, растяжение пружины уменьшилось.
-Что делает эта сила с телом?( Она толкает его вверх)
-Куда направлена эта сила?(Она направлена вертикально вверх
- Какой силе она противоположна?(Она противоположна силе тяжести)
-Эту силу называют выталкивающей, но у нее есть еще одно название - сила Архимеда, так как ее открыл древнегреческий ученый Архимед. Сформулируйте определение этой силы, в нем надо сказать, что делает эта сила телом и куда она направлена. начните со слов: сила Архимеда - это сила (выталкивающая тело из жидкости и направленная вертикально вверх, противоположно силе тяжести)
Таким образом получается, что на тело, погруженное в жидкость действует сила давления со стороны жидкости, которая направлена…? Вверх!
Попытаемся выяснить теоретически, почему эта сила возникает. Для этого рассмотрим тело в виде прямоугольного параллелепипеда, погруженное в жидкость и сделаем соответствующий рисунок.
Сравните давления жидкости на уровнях верхней и нижней граней бруска. Какое из них больше? (давление жидкости на нижнюю грань больше) Почему? ( потому, что она находится на большей глубине) Следовательно, и сила, с которой жидкость действует на нижнюю грань, будет больше, чем сила, с которой жидкость действует на верхнюю грань. Куда направлена равнодействующая этих сил? (вверх – в сторону действия большей силы) Равнодействующую этих сил и называют выталкивающей или архимедовой силой. А как можно найти силу Архимеда? (Надо из большей силы давления жидкости на нижнюю грань вычесть меньшую силу, с которой жидкость действует на верхнюю грань бруска.) Выведем величину силы Архимеда: (На экране последовательно демонстрируется опорный конспект)
Подставляя выражения для Fн и Fв, получим:
Чему равна разность высот столбов жидкости ? (разность высот столбов жидкости hн и hв равна высоте бруска) Верно, обозначим высоту бруска через h. А чему равно произведение площади основания бруска на его высоту? (Произведение площади основания на высоту равно объёму бруска.) И мы получаем ещё один способ нахождения архимедовой силы. Будем называть этот способ расчетным.
Это и есть выталкивающая сила, которую еще называют силой Архимеда.
Но ведь жидкость действует на тело со всех сторон, т.е. действует и на боковые грани, но эти силы сжимают тело, деформируют его и их действие не вызывает движения тела вверх.
Таким образом, мы доказали существование выталкивающей силы, как результирующей, действующей на тело, погруженное в жидкость и определили ее направление: вертикально вверх.
А почему тяжелые предметы легче в жидкости, в частности в воде?
Если тело подвешено к динамометру, то он показывает вес тела Р, который численно равен силе тяжести, т.к. тело находится в покое.
Если тело в воздухе, то он покажет вес Р. В жидкости динамометр тоже покажет вес Р1, но он будет меньше на величину силы Архимеда Р1 = Р - FАрх. Чем меньше вес тела в жидкости, тем больше сила Архимеда. Таким образом, силу Архимеда можно определить как разницу веса тела в воздухе и в жидкости.
Таким образом, мы получили способ определения силы Архимеда:
FАрх = Р- Р1
Сформулируем полученный нами результат.
Убедимся, что на тело, погруженное в жидкость или газ
действует сила, равная весу жидкости или газа, вытесненной этим телом.
Опыт с ведерком Архимеда.
А теперь, работая в группах, вам предлагается исследовать, от каких фактов зависит или не зависит выталкивающая сила.
Каждая группа получает свое задание.
Исследование для 1 группы.
Оборудование: Сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры, нить.
1. Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел.
2. Сравните эти силы.
3. Сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от плотности тела.
Исследование для 2 группы.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объёма из пластилина, динамометр.
1. Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел.
2. Сравните эти силы.
3. Сделайте вывод о зависимости или независимости Архимедовой силы от объёма.
Исследование для 3 группы.
Оборудование: динамометр, сосуд с водой, солёной водой, спиртом.
1. Определите Архимедовы силы, действующие на тело в воде, солёной воде, спирте.
2. Чем отличаются эти жидкости?
3. Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело, погруженное в различные жидкости ( плотности этих жидкостей различны).
4. Сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от плотности жидкости, в которую погружено тело.
Исследование для 4 группы.
Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, динамометр.
1. Определите Архимедовы силы, действующие на тело на произвольной глубине Н1 и на глубине Н2, большей , чем Н1.
2. Сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от глубины погружения тела.
Исследование для 5 группы.
Оборудование: Кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
1. Кусочку пластилина придайте последовательно форму шара, куба, цилиндра.
2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на погруженное в жидкость тело.
3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости или не зависимости Архимедовой силы от объёма тела.
Решение задач. Определите выталкивающую силу, действующую на тело объёмом 2л, полностью погруженное в воду. На какой из опущенных в воду шаров действует наибольшая выталкивающая сила? В сосуде с водой плавает брусок из льда, на котором лежит деревянный шар. Плотность вещества шара меньше плотности воды. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лед растает? Опустим в сосуд с водой стеариновую свечу (на ее нижнем конце закреплен небольшой грузик). Свеча плавает, как поплавок. Как долго будет гореть свеча? Итог урока.
Что мы узнали на уроке?
- познакомились с новой силой – силой Архимеда;
- выяснили, что она результат разной силы давления на тело, погруженное в жидкость, снизу и сверху и направлена вверх;
- научились на практике определять эту силу двумя способами;
- вывели формулу для расчета и выяснили, что FАрх зависит только от плотности жидкости и объема погруженной части тела и не важно, из какого вещества это тело сделано;
- повторили ранее изученный материал: давление, сила давления, масса и как ее выразить через плотность и объем, вес тела;
- закрепили навыки практической работы, полученные ранее: измерение силы динамометром, определение массы тела на рычажных весах, объема тел с помощью мерного цилиндра, вспомнили формулу объема параллелепипеда;
- еще раз убедились, что физика без математики не существует.
Домашнее задание.
- прочитать §§ 48, 49;
- упр. 32 (1-3)
Вы хорошо поработали на уроке. Всем спасибо за сотрудничество!
Литература:
1. А.В. Перышкин, Н.А. Родина «Физика 7», Москва, «Просвещение», 1989 г.
2. М.Е. Тульчинский «Качественные задачи по физике 6-7 кл.», Москва, «Просвеще-ние», 1976 г.
3. Л.А. Кирик «Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы 7 класс. Механика. Давление жидкостей и газов», Моск-ва-Харьков, «Илекса «Гимназия», 1998 г.
4. «Контрольные работы по физике в 7-11 классах», дидактический материал, под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шамаша, Москва, «Просвещение», 1991 г.
5. И.С. Шутов, К.М. Гуринович «Физика 7-8. Решение практических задач», учебное пособие, Минск, «Современное Слово», 1997 г.
6. «Модульный внутришкольный контроль на рефлексивной основе по физике», ме-тодическое пособие, сост. Е.Ф. Аврутина, Т.Г. Базилевич, Калуга, «Адэль», 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Урок физики в 7 классе. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....
Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».
Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...
Открытый урок физики в 7классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда."
Урок рассматривает теоретическое обоснование возникновения выталкивающей силы и различные способы её олределения. Убеждает в равносильности всех способов на примере одного и того же тела. Исследует не...
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Урок "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" лежит в завершающей части раздела "Давление твердых тел, жидкостей и газа" и является подготовительным этапом для введения темы "Архимедова си...
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда.
Урок физики в 7 классе "Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда" знакомит учеников с новой силой. Изучает способы её определения на практике, исследует зависимос...
Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»
Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...
Действие жидкости или газа на погружённое в них тело. Закон Архимеда
выяснить причины возникновения выталкивающей силы в жидкостях и газах; объяснить природу их происхождения , сформировать понятие архимедовой силы ; научиться объяснять действие жидкости или газа...