Конспект занятия для 8 класса по теме "Проводники, полупроводники, диэлектрики"
план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему
Во время занятия обучающиеся становятся исследователями, которые открывают для себя новые знания. На их основе ребята ответят на следующие вопросы, которые каждый задавал себе в детстве: «Почему при расчёсывании волос пластмассовым гребнем, волосы как бы «прилипают» к нему (иногда слышно лёгкое потрескивание; в темноте проскакивают маленькие искорки)?», «Почему поглаживая кошку ладонью, можно заметить в темноте небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Какова причина возникновения искр?» Таким образом, обучающиеся в течение всего занятия находят нужный материал для объяснения данных явлений. Все свои теоретические знания, обучающиеся проверят с помощью проведения опытов. Исследователи делятся на четыре группы, которым предлагается выполнить и объяснить один из экспериментов: «Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов», «Изучение поведения тела в электрическом поле», «Исследование электризации различных тел», «Изучение взаимодействия заряженных тел». Дополнительно всем желающим предоставляется возможность выполнить творческую работу в виде сочинения-рассуждения на тему: «Проявление электризации тел в жизни» или «Электризация в жизни человека». К концу занятия все полученные результаты, оформленные в виде индивидуальных рабочих листов и творческой работы, сдаются учителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_8_klass.docx | 67.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
ФИЗИКА (8 класс)
Общая информация
Название занятия | «Какой же праздник без электрического тока?» | |
Возрастная группа обучающихся (класс) | 8 класс | |
Группа предметных областей (предметная область) | Физика | |
Разработчик занятия | Стелянидий Наталья Владимировна – учитель физики | |
Цель занятия | Создание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности при изучении темы: «Проводники, полупроводники и непроводники электричества» | |
Задачи занятия |
| |
Педагогические технологии |
| |
Используемые площадки проведения |
| |
Краткое описание (аннотация) занятия | Во время занятия обучающиеся становятся исследователями, которые открывают для себя новые знания. На их основе ребята ответят на следующие вопросы, которые каждый задавал себе в детстве: «Почему при расчёсывании волос пластмассовым гребнем, волосы как бы «прилипают» к нему (иногда слышно лёгкое потрескивание; в темноте проскакивают маленькие искорки)?», «Почему поглаживая кошку ладонью, можно заметить в темноте небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Какова причина возникновения искр?» Таким образом, обучающиеся в течение всего занятия находят нужный материал для объяснения данных явлений. Все свои теоретические знания, обучающиеся проверят с помощью проведения опытов. Исследователи делятся на четыре группы, которым предлагается выполнить и объяснить один из экспериментов: «Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов», «Изучение поведения тела в электрическом поле», «Исследование электризации различных тел», «Изучение взаимодействия заряженных тел». Дополнительно всем желающим предоставляется возможность выполнить творческую работу в виде сочинения-рассуждения на тему: «Проявление электризации тел в жизни» или «Электризация в жизни человека». К концу занятия все полученные результаты, оформленные в виде индивидуальных рабочих листов и творческой работы, сдаются учителю. Воспитательная – 1.Формировать материалистическое мировоззрение, способы безопасной жизнедеятельности. Соблюдать технику безопасности на рабочем месте (воспитание безопасного поведения при работе с устройствами, накапливающими электрические заряды). 2. Содействовать профориентации учащихся – выбору будущей профессии. | |
Дидактические единицы (единицы содержания) |
| |
Темы занятий в рамках занятия | Блок общего образования | |
Строение атомов. Объяснение электрических явлений | ||
Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты) | ||
1. | Продукты, созданные обучающимися |
|
2. | Эффекты занятия | Достижение обучающимися таких образовательных результатов, как знать/уметь:
|
Сопровождение занятия
Перечень | Назначение | Кол-во | ||
1. Материально-техническое сопровождение | ||||
1. | Таблицы по физике | Усвоение нового материала | 2 шт | |
2. | Таблица Менделеева | Выполнения эксперимента | 13 шт | |
3. | Мультимедийный экран | Демонстрация презентации | 1 шт | |
4. | Фломастеры/карандаши/мелки восковые | Оформление творческой работы | 4 уп | |
5. | Точилка | 4 шт | ||
6. | Ластик | 4 шт | ||
7. | Бумага белая А4/ ватман | 10, 2 шт | ||
8. | Белая офисная бумага А4 | Раздаточный материал. | 2 уп. | |
9. | Ноутбуки с выходом в интернет | Поиск информации, проведение исследования | 10 | |
2. Транспортное обеспечение | ||||
1. | - | - | - | |
3. Информационно-техническое обеспечение | ||||
1. | Библиотекарь | Предоставление литературы, доступа к учебной и вне учебной литературы |
Блок общего образования
Рабочий (оценочный) лист обучающихся
Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Электризация в жизни человека» | Исследовательская работа Участник(ца) экспериментариума по физике Фамилия, имя _______________________________________________ Класс, лагерь, отряд___________________________________________ Поток: I или II, смена: 1 или 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
КЕЙС №1 Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине нити при электризации друг о друга и о детали станка путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка. Вопросы к кейсу: - Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности? ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ - Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович? __________________ ___________________________________________________________________ - Могли ли быть последствия при трении нитей и несоблюдении влажностного режима более серьёзными? _______________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Исследование электризации различных тел. Оборудование: полиэтиленовая пленка, бумажная полоска, шелковая ткань, пластмассовая ручка, штатив, нити, карандаш. 1. Закрепите карандаш с помощью нитей в штативе. 2. Полиэтиленовую пленку натрите на столе шелковой тканью, поднесите сначала пленку, а затем шелк к концу подвешенного карандаша. Запишите результат наблюдения. 3. Проделайте то же с пластмассовой ручкой и бумажной полоской, натирая их о полиэтилен или шелк. 4. Бумажную и полиэтиленовую полоски сильно прижмите к столу и проведите несколько раз рукой. Взаимодействуют ли они между собой? Вопросы: 1) Какими способами можно наэлектризовать тело? _______________________________________________________________ 2) Оба ли тела электризуются при соприкосновении? _________________ 3) Как обнаружить, наэлектризовано тело или нет? ___________________ 4) Когда про тело можно сказать, что оно наэлектризовано или что ему сообщен электрический заряд? ____________________________________ 5) Какие тела можно наэлектризовать? _____________________________ 6) С какими телами взаимодействует наэлектризованное тело?__________________________________________________________ | Вставьте нужные слова вместо пропусков
Строение атома
Вывод_________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||
КЕЙС №2 Комиссия, проверяющая работу в типографии, была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара. Вопросы к кейсу: - Кто прав: Иван Иванович или комиссия? __________________________________________________________________________________________________________________________ - Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции? ____________________________________________________ Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов. Оборудование: два детских воздушных шарика, газета, эбонитовая палочка, шерсть, штатив. 1) Наэлектризуйте два шара о газету. Подвесьте их на длинных нитях рядом. 2) Объясните наблюдаемое явление. 3) Наэлектризуйте один шар о газету, а второй - о кусок шерстяной материи. Подвесьте их на некотором расстоянии друг от друга. 4) Объясните наблюдаемое явление. 5) Что будет происходить, если оба шара положить на столе? Вопросы: 1) Как взаимодействуют шары в 1 и в 3 случаях? ___________________ 2) Как можно объяснить различие взаимодействия? _________________ _____________________________________________________________ 3) Какие два рода зарядов существуют в природе? _____________________________________________________________ 4) Как взаимодействуют одноименно и разноименно заряженные тела? _____________________________________________________________ | Вставьте нужные слова вместо пропусков
состоящее из _____________ и _____________, а вокруг ядра движутся ________________.
Строение атома
Вывод_________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ |
КЕЙС №3 Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Пётр Кузьмич не подписал путёвку в рейс Синицыну Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицын самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицын был лишён водительских прав сроком на 1 год. Вопросы к кейсу: - Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли? __________________________ ____________________________________________________________________ - Прав ли был механик автоколонны? ____________________________________ - Не слишком ли суровое наказание понёс Синицын? _______________________ ____________________________________________________________________ Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов. Оборудование: полиэтиленовая пленка, бумажная полоска, пластмассовая ручка, штатив. 1) Небольшой кусочек полиэтиленовой пленки подвесьте на нити. Потрите пленку (осторожно!) куском бумаги. 2) На бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. Обе полоски должны наэлектризоваться. 3) Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу. Наблюдайте их взаимодействие. 4) Поднесите сначала бумажную, а затем полиэтиленовую полоску к пленке, висящей на нити. Обратите внимание на их поведение. 5) Поднесите к заряженной пленке на нити пластмассовую ручку, натертую сначала о бумагу, а затем о полиэтилен. Какие заряды возникали на ручке в обоих случаях? Вопросы 1) Как взаимодействует каждая полоска с пленкой? __________________ _______________________________________________________________ 2) Как можно объяснить различные взаимодействия? _________________ ______________________________________________________________ 3) Какие два рода зарядов существуют в природе? ___________________ 4) Как взаимодействуют одноименно и разноименно заряженные тела? _______________________________________________________________ | Вставьте нужные слова вместо пропусков
состоящее из _____________ и _____________, а вокруг ядра движутся ________________.
Строение атома
Вывод_________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||
КЕЙС №4 Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль, не доехав немного до автозаправки, остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую симпатичную пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше. Вопросы к кейсу: - Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна? __________________________ - Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться? ____________________________________________________________________ - Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге? _____________________________________________________________ Изучение поведения тела в электрическом поле. Оборудование: эбонитовая палочка, шерсть, комочек ваты, диск от разборного конденсатора. 1) Хорошо натрите эбонитовую палочку о шерсть. 2) Распушите очень маленький комочек ваты и положите его на палочку. 3) Осторожно сдуйте с палочки пушинку вверх. 4) Быстро переместите палочку под ватку, наблюдайте за парением ватки в электрическом поле заряженной палочки. (Если пушинка прилипнет к палочке, сдуйте ее и снова повторите опыт, пока не добьетесь парения пушинки). 5) Наэлектризуйте металлический диск и возьмите его за изолированную ручку. Опустите на него ватку. Сверху к ватке поднесите эбонитовую палочку. Объясните наблюдаемое явление. Вопросы 1) Какой заряд получила пушинка относительно заряда палочки: одноименный или разноименный? _________________________________ _______________________________________________________________ 2) Какие силы действуют на пушинку во время ее парения? 3) Почему пушинка не падает в электрическом поле? _________________ ______________________________________________________________ 4) Почему ватка начинает прыгать от диска к палочке? _______________ _______________________________________________________________ 5) От чего зависит сила взаимодействия заряженных тел? _______________________________________________________________ | Вставьте нужные слова вместо пропусков
состоящее из _____________ и _____________, а вокруг ядра движутся ________________.
Строение атома
Вывод_________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ |
КЕЙС №5 Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине нити при электризации друг о друга и о детали станка путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка. Вопросы к кейсу: - Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности? ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ - Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович? ___________________ ___________________________________________________________________ - Могли ли быть последствия при трении нитей и не соблюдении влажностного режима более серьёзными? ___________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Изучение поведения тела в электрическом поле. Оборудование: эбонитовая палочка, шерсть, комочек ваты, диск от разборного конденсатора. 1) Хорошо натрите эбонитовую палочку о шерсть. 2) Распушите очень маленький комочек ваты и положите его на палочку. 3) Осторожно сдуйте с палочки пушинку вверх. 4) Быстро переместите палочку под ватку, наблюдайте за парением ватки в электрическом поле заряженной палочки. (Если пушинка прилипнет к палочке, сдуйте ее и снова повторите опыт, пока не добьетесь парения пушинки). 5) Наэлектризуйте металлический диск и возьмите его за изолированную ручку. Опустите на него ватку. Сверху к ватке поднесите эбонитовую палочку. Объясните наблюдаемое явление. Вопросы 1) Какой заряд получила пушинка относительно заряда палочки: одноименный или разноименный? _________________________________ _______________________________________________________________ 2) Какие силы действуют на пушинку во время ее парения? 3) Почему пушинка не падает в электрическом поле? _________________ ______________________________________________________________ 4) Почему ватка начинает прыгать от диска к палочке? ________________ _______________________________________________________________ 5) От чего зависит сила взаимодействия заряженных тел? _______________________________________________________________ | Вставьте нужные слова вместо пропусков
состоящее из _____________ и _____________, а вокруг ядра движутся ________________.
Строение атома
Вывод_________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||||||||
КЕЙС №6 Неприятность в дороге произошла с водителем-любителем Смирновой Ольгой Ивановной. Её автомобиль, не доехав немного до автозаправки, остановился, т.к. кончился бензин. Ольга Ивановна всегда возила с собой в багажнике, на всякий случай, небольшую симпатичную пластиковую канистру с бензином. - Какая я всё-таки молодец! – подумала Ольга Ивановна, долила бензин в бензобак и поехала дальше. Вопросы к кейсу: - Действительно ли «молодец» Ольга Ивановна? __________________________ - Какую важную ошибку допустила Ольга Ивановна? Что могло случиться? ____________________________________________________________________ - Что должен делать водитель, что бы такая неприятность с ним не случилась в дороге? _____________________________________________________________ Исследование: «Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов». Оборудование: полиэтиленовая пленка, бумажная полоска, пластмассовая ручка, штатив. 1) Небольшой кусочек полиэтиленовой пленки подвесьте на нити. Потрите пленку (осторожно!) куском бумаги. 2) На бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. Обе полоски должны наэлектризоваться. 3) Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу. Наблюдайте их взаимодействие. 4) Поднесите сначала бумажную, а затем полиэтиленовую полоску к пленке, висящей на нити. Обратите внимание на их поведение. 5) Поднесите к заряженной пленке на нити пластмассовую ручку, натертую сначала о бумагу, а затем о полиэтилен. Какие заряды возникали на ручке в обоих случаях? Вопросы 1) Как взаимодействует каждая полоска с пленкой? __________________ _______________________________________________________________ 2) Как можно объяснить различные взаимодействия? _________________ ______________________________________________________________ 3) Какие два рода зарядов существуют в природе? ___________________ 4) Как взаимодействуют одноименно и разноименно заряженные тела? _______________________________________________________________ | Вставьте нужные слова вместо пропусков
состоящее из _____________ и _____________, а вокруг ядра движутся ________________.
Строение атома
Вывод_________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ |
КЕЙС №7 Комиссия, проверяющая работу в типографии, была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения замятия, разрыва бумаги и возможности пожара. Вопросы к кейсу: - Кто прав: Иван Иванович или комиссия? ______________________________________________________________________________________________________________________________ - Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции? ____________________________________________________ Исследование «Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов». Оборудование: два детских воздушных шарика, газета, эбонитовая палочка, шерсть, штатив. 1) Наэлектризуйте два шара о газету. Подвесьте их на длинных нитях рядом. 2) Объясните наблюдаемое явление. 3) Наэлектризуйте один шар о газету, а второй - о кусок шерстяной материи. Подвесьте их на некотором расстоянии друг от друга. 4) Объясните наблюдаемое явление. 5) Что будет происходить, если оба шара положить на столе? Вопросы: 1) Как взаимодействуют шары в 1 и в 3 случаях? ____________________ 2) Как можно объяснить различие взаимодействия? __________________ _______________________________________________________________ 3) Какие два рода зарядов существуют в природе? ______________________________________________________________ 4) Как взаимодействуют одноименно и разноименно заряженные тела? ______________________________________________________________ | Вставьте нужные слова вместо пропусков
состоящее из _____________ и _____________, а вокруг ядра движутся ________________.
Строение атома
Вывод_________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями".
Презентация к конспекту занятия (мастер-класса) Арт-студии "Юные художники" "Имитация витража: витражная роспись по стеклу и матирование стекла для детей 6-10 лет с родителями" создана в л...
Конспект занятия. 5 класс "My collection"
Цель урока:Предметные:-применение на практике речевых знаний, умений, навыков.-формирование и активизация навыков работы с прослушиваемой информацией.Метопредметные:-развитие общих познавательных спас...
Конспект занятия. 9 класс. Тема:Решение задач "Равноускоренное прямолинейное движение тела".
Эстафетный метод решения задач...
Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы
Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....
Конспект занятий 8 класс. "Искусство в нашей жизни".
Конспект занятий "Искусство в нашей жизни" для учителей МХК....
План-конспект занятия (4 класс) на тему: Занятие педагога-психолога «Что рассказали нитки и пуговицы о моем настроении»
Цели: - развитие и гармонизация эмоциональной сферы учащихся; - понижение уровня психоэмоционального напряжения детей. Задачи: - снять эмоциональное и мышечное...
Конспект занятия 3 класса « В гостях у доктора Пилюлькина».
Формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека....