Методическая разработка урока по теме "Электрический ток"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
В данной разработке представлен полный план-конспект урока, презентация, контрольный тест. Урок представлен для работы с 8 классом и представляет интерес для внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-_konspekt_k_uroku_s_prilozheniem_po_teme_elektricheskiy_tok.docx | 29.06 КБ |
prezentatsiya_elektricheskiy_tok.pptx | 783.22 КБ |
kontrol_test_elektricheskiy_tok.xls | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
План - конспект урока
Тема урока « Электрический ток»
ФИО Мешкова Галина Николаевна | |
Место работы ГБОУ СОШ №436 | |
Должность Учитель физики | |
Предмет физика | |
Класс 8 класс | |
Тема и номер урока в теме «Электрические явления» урок № 6/32 | |
Базовый учебник А.В. Перышкин «Физика8», учебник для образовательных учреждений М. Дрофа, 2013 |
- Цель урока:
сформировать представление об электрическом токе и его значении.
9. Задачи:
обучающие:
- дать понятие электрического тока;
- выяснить условия существования тока, его действий в цепи;
- познакомить с источниками тока, их устройством и назначением.
развивающие:
- продолжить развитие речи и мышления учащихся, способности наблюдать,
- учить делать выводы, выделять существенные признаки объектов;
- выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.
воспитательные:
- продолжить формирование познавательного интереса и мировоззрения;
- формировать коммуникативные качества, умение общаться.
Тип урока: формирование новых знаний
Применяемые технологии: проблемное обучение с элементами ИКТ, технология сотрудничества
- Формы работы учащихся: беседа, самостоятельная работа с учебником, интернетом дома, постановка проблемы и наблюдение за экспериментом, составление таблицы, обобщение материала.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедйный проектор.
Демонстрационное оборудование: два электроскопа, металлический стержень, эбонитовая палочка, кусок шерсти, провод, ключ, источник тока, штативы, раствор СиSO4, лампочка на подставке, гвоздь.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационная часть | Приветствие учащихся, создание настроения на урок | Подготовка к уроку | 1 мин | |
2. | Актуализация и представление темы урока, основных вопросов урока. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 | Вступительные слова о значении вопроса об электрическом токе. Выражение « Электрический ток « всем давно известно. Электрический ток заставляет зажигаться лампы, работать электрические приборы; нагревать воду в электрическом чайнике или совершать какую-нибудь другую работу. Благодаря электрическому току приводятся в движение станки. Говорят, в этих случаях потребляется электрическая энергия | Слушают и отвечают на вопросы | 3 мин |
3. | Объявление темы урока и цели урока | Что мы знаем об электрическом токе? Что такое ток? Каковы условия его существования7 | Слушают, думают, высказывают гипотезы | 1 мин | |
4. | Формирование новых знаний | Слайд 4 Слайд 5 | Электрическим током называется упорядоченное ( направленное) движение заряженных частиц. Задает вопросы: 1.Видим ли мы движение частиц в проводнике непосредственно? О наличии электрического тока приходится судить по тем действиям или явлениям, которые его сопровождают. Задает вопросы: Что будет с проводником, по которому течет ток? Может ли электрический ток изменять химический состав проводника, например выделять чистую медь из раствора медного купороса? Ток может вызвать намагничивание тела? Демонстрирует опыты по нагреванию проводника, выделении чистой меди на электродах и намагничивании гвоздя | Смотрят на слайд и записывают определение электрического тока. Отвечают: Нет Отвечают на вопросы: Проводник будет нагреваться Предположительно может Да. | 12 мин |
Слайд 6 Слайд 7 | нагреванию проводника, выделению чистой меди и намагничивание гвоздя Вопрос: 1.Как создать условия, при которых все заряженные частицы будут двигаться упорядоченно? 2. Возник ток? Почему уменьшение заряда на одном электроскопе прекратилось? 3.Почему? Условия существования электрического тока: наличие свободных зарядов и электрического тока, цепь замкнута | Наблюдают и убеждаются Отвечают: Достаточно, например, соединить заряженный электроскоп с незаряженным металлическим проводником. Заряды будут перетекать с заряженного шара на незаряженный, то есть начнется упорядоченное движение заряженных частиц. Как только заряды на шарах станут равными, ток прекратится. В общем случае надо создать электрическое поле для поддержания зарядов на 2 шарах. Записывают в тетради | |||
Слайд 8 Слайд 9 | Где есть свободные заряды? Как создать электрическое поле? Какие источники вы знаете и что происходит в них? | Отвечают: в проводниках (металлах) и электролитах. использовать источники тока записи в тетради по слайду | |||
Самостоятельная работа по учебнику | Слайд 10 | Предлагает работу с учебником § 32 « заполняем в тетради таблицу « Виды источников тока»: Проверяет заполнение таблицы | Читают параграф и заполняют таблицу | 8 мин | |
Самостоятельно работа в группах | Рассматриваем более подробнее устройство и работу двух источников тока: гальванического элемента и аккумулятора (1 и 2 варианты) – работа с учебником ( стр.96-97) | Работают по группам: изучают текст (стр. 96-97) | 5 мин | ||
Выступления учащихся | Слайд 11 | Предлагает по желанию выступить по вопросам : гальванический элемент и аккумуляторы ( устройство и принцип работы) | Индивидуальные ответы учащихся | 3 мин | |
4. | Что нового узнали на уроке? (фронтальный опрос). При проведении урока в компьютерном классе контроль тест в таблице Excel | Слайд 12 -14 | Предлагает ответить на вопросы (слайд 12,13,14) | Отвечают на вопросы или выполняют контрольный тест | 10 мин |
5. | Итог урока | Подводит итог урока. (обобщение) | Слушают | 1мин | |
6. | Домашнее задание | Слайд 15 | Домашнее задание § 32, 35 Дополнительно для желающих задания стр.99,103 – самостоятельная работа по поиску в интернет ответов на вопросы | Записывают в дневники и в тетради | 1 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Электрический ток
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Электрический ток | Презентация | Презентация | Собственная разработка |
2. | Модель для изучения характера движения электронов в проводнике при прохождении электрического тока. | Видеоролик - анимация "Электрический ток в металлах" | Видеоролик - анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7196165-38aa-48e9-a7fd-8b258d2468dc/start.html |
3. | Электрический ток. Источники электрического тока | Анимация, рисунки | Презентация-анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba06a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_8.swf |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные вопросы урока 1. Применение электрического тока. 2. Опыты по созданию электрического тока. 3. Понятие электрического тока. 4. Действия электрического тока. 5. Условия существования электрического тока. 6. Виды источников тока. 7. Устройство гальванического элемента. 8. Что нового узнали на уроке. 9. Итог урока. Домашнее задание.
Электрический ток в быту Заставляет зажигаться лампы; работать электрические приборы; нагревать воду в электрическом чайнике или совершает другую какую-то работу. Потребляется электрическая энергия
Действия электрического тока
Как создать упорядоченное движение заряженных частиц ? (опыт)
Условия существования электрического тока Наличие свободных заряженных частиц Наличие электрического поля Проводники Источники тока
Металлы и электролиты
Виды источников тока
№ п / п Название источника тока Превращение какого вида энергии в электрическую 1. Электрофорная машина Механическая в электрическую 2. Термоэлемент Внутренняя в электрическую 3. Фотоэлемент Световая в электрическую 4. Гальванический элемент Внутренняя в электрическую 5. Аккумуляторы Химическая в электрическую 6. Генераторы Магнитная в электрическую
Изобретение гальванического элемента. Первая электрическая батарея появилась в 1799 году. Её изобрел итальянский физик Алессандро Вольта (1745 - 1827) — итальянский физик, химик и физиолог, изобретатель источника постоянного электрического тока.
Что узнали на уроке? Что называется электрическим током? Каковы условия существования тока? Что представляет собой ток в металлах; в электролитах? По каким явлениям можно судить о токе в цепи? Назначение источников тока? Виды источников тока. Какие превращения энергии происходят в источниках тока? 7. Посмотри на рисунки и дай ответ на вопрос:
На рисунке изображены различные виды движения электрических зарядов: а) молния между облаком и Землей; б) тепловое (беспорядочное) движения электронов в металле; в) поток электронов, вызывающих изображение на экране телевизора
Пойдет ли ток по проводнику, соединяющему заряженные электроскопы ?
Спасибо за урок Домашнее задание § 32,35 *Для желающих задание на стр. 9 9 , стр. 103
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...