Технологическая карта урока "Последовательное соединение проводников"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Мишкина Ираида Юриевна

Технологическая карта урока "Последовательное соединение проводников" физика 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_mishkina_i.yu_.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: физика.

Класс: 8

Тема урока: Последовательное соединение проводников

Цель: изучить последовательное соединение проводников, на основе эксперимента

Задачи

образовательные:

  • экспериментально определить силу тока, напряжение  на отдельных участках цепи при последовательном соединениях проводников;
  • экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников;
  • продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).

воспитательные:

  • продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке;
  • продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).

развивающие:

  • продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
  • продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.

Материально-техническое оснащение: источник питания (4В); амперметр лабораторный; вольтметр лабораторный;  ключ; лампочка на подставке;

Тип урока: урок «открытия» нового знания;

Место урока в системе уроков по данной теме: данный урок занимает одно из важнейших мест в системе уроков «Электрические явления»

Форма урока: Интегрированный урок с элементами исследования

Структура урока:

  1. Мотивация познавательной деятельности
  • организационный момент
  • определение темы и цели урока
  1. Актуализация необходимых знаний
  • Проверка выполнения домашнего задания
  1. Организация познавательной деятельности
  • Этап усвоения новых знаний и способов действий
  • Этап закрепление новых знаний
  1. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
  2. Подведение итогов
  3. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
  4. Оценки за урок
  5. Рефлексия

Планируемые образовательные результаты: научить составлять схемы электрических цепей с последовательным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей.

 Технологическая карта с дидактической структурой урока

Ф. И. О. педагога: Мишкина Ираида Юрьевна
Предмет: физика
Класс: .8.
Тип урока: урок «открытия» нового знания

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Универсальные учебные действия

Мотивация познавательной деятельности

 

Организационный этап

 Настраиваются на урок

 Здравствуйте!

Ребята, вы любите праздники? Какие? А новый год? Почему? Да в доме у всех елка , а на елке гирлянда. Вот сегодня мы поговорим об этом, как она работает, и почему не работает когда перегорает одна из лампочек. Выдвигает проблему

 

Определение темы и цели урока

Отвечают на вопросы учителя. Собирают цепь.  Значит,  мы изучаем последовательное соединение проводников.

Соберите цепь по имеющейся схеме. Как вы соединили приборы? Верно, последовательно. Значит… Верно, запишем тему урока «Последовательное соединение»  

Схема 1

http://class-fizika.narod.ru/8_class/8_urok/8_el/100.jpg

П:  действие со знаково - символическими средствами

К: оформлять свои мысли в устной форме

Актуализация необходимых знаний

Проверка выполнения домашнего задания

 Заполняют карточки

Сегодня у вас есть возможность пополнить знания, но без знаний, которые мы получили на прошлых занятиях, мы не можем. На прошлых занятиях вы познакомились с такими электрическими величинами, как сила тока, напряжение, сопротивление; познакомились с приборами для измерения силы тока и напряжения; экспериментально установили Закон Ома для участка цепи, научились собирать простейшую электрическую цепь.

 Заполните таблицу

Название физической ведичины

Обозначеие

Единицы измерения

Формула для вычисления

Сила тока

Напряжение

сопротивление

 

 П:  структурирование знаний

 

Последовательное соединение — это соединение, при котором конец одного проводника соединяется с началом другого.

 А ещё, можно и так сказать, что это соединение когда один проводник следует за другим

Вывод: (особенность последовательного соединения — отсутствуют разветвления: «конец» первого провода соединен с «началом» второго и т.д.)

Что такое последовательное соединение проводников? В чём его особенность?

Организация познавательной деятельности

Этап усвоения новых знаний и способов действий

 Измеряют силу тока с помощью амперметра, записывают измеренные значения в тетрадях

- Измерьте силу тока на первой и второй лампочках.

Сила тока

I1

I2

I

 Измерить силу тока на 1 и 2 лампочках, записать в тетради, сделать вывод.

 Л: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

 П: поиск и выделение необходимой информации

ток, протекающий через все лампочки (проводники) при последовательном соединении один и тот же

- Что же можно сказать о силе тока на первой и второй лампочках?.

Записать в тетрадях

  Iобщ = I1 = I2

Измеряют напряжение с помощью вольтметра. При  последовательном соединении проводников общее напряжение на всем соединении равно сумме напряжений на каждом проводнике

А давайте измерим напряжение на каждой лампе и на двух лампах.

Каково напряжение в цепи, состоящей из последовательно соединенных потребителей тока?

Записать в тетрадях Uобщ = U1 + U2

Напряжение

U1

U2

U

Заполнить таблицу

Л: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Вычисляют в тетрадях.

Пишут закон Ома. Находят  напряжение. Находят общее сопротивление. IRобщ = IR1 + IR2 , так как Iобщ = I1 = I2 = const => Rобщ = R1 + R2 если R1=R2=R3, то R-R1*n

…увеличиваем сопротивление проводника

Делают вывод.

Общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников равно сумме сопротивлений отдельных проводников (или отдельных участков цепи) ,

Вычислите сопротивление на первой и второй лампе, и в обшей цепи, используя закон Ома для участка цепи.

Соединяя две лампы мы увеличиваем длину проводника, значит …

Сопротивление

R1

R2

R

   

Записать формулу.

    Rобщ = R1 + R2

П: поиск и выделение необходимой информации

Л: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

Р: внесение изменений в результат своей деятельности

Л: установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

1. При последовательном соединении сила тока в любых частях цепи одна и та же, т.е.

                   I = I1 = I2.

2. Полное напряжение в цепи при последовательном соединении, или напряжение на полюсах источника тока, равно сумме напряжений на отдельных участках цепи:

                  U = U1 + U2

3. Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников:

                   R = R1 + R2.

Итак, какой же вывод можно сделать?

Л: синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Этап закрепление новых знаний

 Проговаривая решают задачу вместе с учителем

 Показывает решение задачи на применение законов последовательного соединения, демонстрирует на доске.

 

 

 Р: проговаривание последовательности своих действий

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

1.При последовательном соединении сила тока везде одинакова, поэтому во втором проводнике сила тока будет 4А.

2. При последовательном соединении общее напряжение будет равно сумме напряжений на участках цепи. Так как лампы одинаковые, то 120:4=30В

3. При последовательном соединении общее сопротивление будет равно сумме сопротивлений на участках цепи, если лампы имеют одинаковое сопротивление, то 400∙6=2400Ом.

Решают задачи, проверяют попарно

Задает устные задачи, после их решения более сложные

Вы готовы решать более сложные задачи

    Контролирует решение задач

Устные задачи

1.Сила тока в первом проводнике сопротивлением 3 Ом равна 4 А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 15 Ом. (4 А)

2.В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 4 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе. (30 В)

3.В классе 6 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом каждая. Чему равно общее сопротивление? (2400 Ом)

Задачи для решения из сборника задач В.И.Лукашик

№1356В цепь включены последовательно три проводника сопротивлениями: R1=5 Ом,    R2=6 Ом, R3=12 Ом (рис). Какую силу показывает амперметр и каково напряжение между точками А и В, если показание вольтметра 1,2 В?

А.Е.Марон, Е.А.Марон «Дидактические материалы физика 8»

СР-9 Вариант 9 (1), 10 (1)-решить самостоятельно

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

  Л: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Подведение итогов

Информация о домашнем задании

Записывают и слушают учителя

Дает домашнее задание  , комментирует задание

Прочитать параграф 48 по учебнику, упр.22

 П: умение делать выбор и обосновывать его

 

Оценки за урок

Мы получили законы последовательного соединения проводников, которые будем применять для решения задач.

Какой можно сделать общий вывод сегодняшнего урока?

П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий

Рефлексия

Обучающиеся дают оценку и анализируют деятельность на уроке.

Молодцы ребята, все работали хорошо Учитель раздает карточки для заполнения (плюсы, минусы).

Учитель обобщает ответы учащихся и делает вывод о достижении цели урока всем классом.

Вопросы:

Узнал новое

Понял всё

Запомнил новое

Научился применять новое

Получилось

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Смешанное соединение проводников".

В этом файле находятся технологическая карта к уроку  "Смешанное соединение проводников" и домашнее задание на карточке с обязательной и дополнительной частями....

Технологическая карта открытого урока по физике в 8 классе по теме « Электрическая цепь. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников»

Цель урока – это поделиться своим опытом, показать, как эффективно можно использовать возможности интерактивной доски SMART  Notebook  на уроках физики....

Технологическая карта к уроку физики в 8 классе "Последовательное соединение проводников"

Технологическая карта к уроку физики в 8 классе по теме "Последовательное соединение проводников". УМК А.В. Перышкин....

Технологическая карта урока "Соединения железа"

Технологическая карта к уроку "Соединения железа"....

Технологическая карта "Азот.Соединения азота"

разработка урока по теме "Азот.Соединения азота"...

Технологическая карта урока "Соединение проводников"

Класс, предмет: 8 класс, физикаТема: Соединение проводников.Тип урока:  отработка полученных знаний и навыковПланируемые предметные результаты урока: понимать смысл физических величин сила тока, ...