Рабочая программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности"
рабочая программа по физике (10 класс) по теме

Григорьева Жаннета Васильевна

Рабочая программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности» предназначена для учащихся  10 классов, желающих заниматься исследовательской деятельностью. Данный курс направлен на формирование ключевых компетенций в области физики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_osnovy_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

                                 Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

Рассмотрено на заседании ШМО                                                       «Утверждаю»    

Протокол №1                                                                                   Директор школы

От29.09.2014 г.                                                                 ___________Н.И. Гайворонская

                                                                                 Приказ № 65/20  от 01.09. 2014 г

«Согласовано»

 Зам. директора по НМР

 ________ О.С.Ким

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 29.08. 2014 г.

Рабочая программа

элективного курса

«Основы исследовательской деятельности»

для 10 класса

учителя

Григорьевой Ж.В.

на 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности» предназначена для одаренных учащихся 10 класса (физико-математического профиля – 11 человек), желающих заниматься исследовательской деятельностью. Данный курс направлен на формирование ключевых компетенций в области физики. Планируются теоретические и практические занятия с группой учащихся, а также индивидуальная работа с отдельными учащимися.

Изучение элективного курса«Основы исследовательской деятельности» в текущем учебном году следует осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
  3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, учрежденные приказом Министерства образования РФ от 27 марта 2004 года №1312;
  4. Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области  «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 г» №840 от 30.08.2013 г
  5. Концепция профильного обучения на старшей ступени  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002№2783
  6. Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждений Воронежской области №547 от 18.08.2004 г.
  7.  Приказ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Общество сегодня ставит серьезные задачи в области  обучения нового поколения. Государству нужны грамотные, инициативные, успешные  люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо.Поэтому в последнее время возрос интерес к курсам,   ориентирующих обучающихся на овладение определенными видами самостоятельной деятельности, особенно развивающие исследовательские навыки. При этом учитывается, что школьники вряд ли  получат объективно новый результат как ученые, но  знания, полученные в результате исследовательской деятельности, станут новыми и значимыми для каждого ученика.

Цель курса:приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа познания окружающего мира.

Задачи курса:развитие умений и навыков познавательной  и исследовательской деятельности; развитие коммуникативной культуры развитие познавательных  интересов учащихся в осмыслении явлений, событий, процессов в окружающем материальном мире.

Ожидаемые результаты: формирование способности к творческому мышлению и  исследовательской деятельности; опыт выступления перед аудиторией; навыки работы  с различными источниками информации.

Элективный курс рассчитан на 34 часа  в год.

Содержание  курса

  1. Введение – 4 часа.

Виды исследовательскихработ. Основные Всероссийские и региональные  научно-практические конференции и  конкурсы школьников.

  1. Методология научного творчества– 10 часов.

Основные понятия исследовательской работы:  цели, задачи, гипотеза, идея, метод исследования, методология научного познания, объект исследования, предмет исследования.

Общая схема хода исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, обозначение гипотезы, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, справочная), методы поиска информации.

  1. Этапы работы в рамках исследования– 8 часов

Выбор темы. Работа с научной литературой. Составление плана исследовательской работы. Выполнение исследовательской  работы.

  1. Оформление исследовательской работы – 8 часов.

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Общие правила оформления текста исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски, примечания, приложения.

  1. Представление результатов исследовательской работы – 4 часа.

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования  к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема

Кол-во часов

Сроки

Примечание

1, 2, 3

                            Введение

Виды исследовательских работ.

4 ч

3

4

Основные Всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников

1

5, 6

             Методология научного творчества

Основные понятия научно-исследовательской работы

10 ч

2

7, 8

Общая схема хода научного исследования

2

9, 10

Методы научного познания

2

11, 12

Применение логических законов и правил

2

13, 14

Поиск информации:  виды информации, методы поиска

2

15, 16

Этапы работы в рамках научного исследования

Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы

8 ч

2

17, 18

Работа с научной литературой.

2

19, 20

Работа с понятийным аппаратом

2

21, 22

Опытно-экспериментальная работа

2

23,24,25,26

Оформление исследовательской работы

Структура содержания исследовательской работы

8 ч

4

27,28,29,30

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы

4

31

Представление результатов

 научно-исследовательских работ

Психологический аспект готовности к выступлению

4 ч

1

32,33,34

Культура выступления и ведения дискуссии

3

Литература

  1. Блинова Т.В. «Школа исследователей» как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 100-104.
  2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 3. – С. 68-74.
  3. Леонтович А.В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты // Школьные технологии. – 2006, № 6, с. 89-98.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса

Данный  элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный  курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...

рабочая программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренны...

Рабочая программа внеучебной (научно-исследовательской) деятельности

Рабочая программа внеучебной (научно-исследовательской) деятельности...

Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...

Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по информатике"

Элективный курс "Проектная деятельность по информатике" в 10 классе. Срок реализации - 2015/2016 уч.годКоличество часов всего - 34, 1 час в неделю...

Рабочая программа "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СПО и предназначена для специальности Преподавание в начальных классах....

Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"

Рабочая программа элективного курса "Проектная деятельность по экономике"...