Адаптированная рабочая программа по физике
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа по физике. Срок реализации 3года
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.В.Перышкина Физика класс для общеобразовательных учреждений Требования к уровню подготовки детей с ЗПР (учащиеся VII вида обучения) соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения. Поэтому данная рабочая программа использована для обучения физике учащихся класса КРО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz_fizika.docx | 106.53 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АДАПТИРОВАННАЯ
по физике в 7-9 классах для детей с ограниченными возможностями здоровья
Срок реализации 3года
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089);
Федеральный базисный учебный план (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 09.03.2004 г. № 1312);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях 2015-2016 учебный год;
Устав О;
Учебный план ОУ;
Календарный учебный график
Адресность программы: рабочая программа разработана для 7-9 классов (с ОВЗ).
Статус документа
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.В.Перышкина Физика класс для общеобразовательных учреждений Требования к уровню подготовки детей с ЗПР (учащиеся VII вида обучения) соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения. Поэтому данная рабочая программа использована для обучения физике учащихся класса КРО.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
«Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни»
Практическая направленность в преподавании физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала достигается через применение физического эксперимента. Перечень демонстраций и лабораторных работ по каждому разделу указан в рабочей программе. Кроме того, рабочей программой предусмотрено включение экспериментальных заданий, которые направлены на формирование практических умений: проводить наблюдения, планировать, выполнять простейшие эксперименты, измерять физические величины, делать выводы на основе экспериментальных данных.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Формы организации учебного процесса
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией; закрепление в процессе практикумов, тренингов.
Основные типы учебных занятий:
урок введения нового учебного материала,
урок закрепления знаний, умений и отработки навыков,
урок применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний, умений, навыков.
Урок практического применения (лабораторная работа)
Основным типом урока является комбинированный
Особое значение при работе с детьми ОВЗ имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
взаимообучение, диалогические методики;
дополнительные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Федеральный базисный план отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования.( из расчёта 2 часа в неделю)
Учебная деятельность осуществляется при использовании учебно-методического комплекта:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
Авторская программа Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.- Москва: Дрофа, 2009.
Перечень учебников и пособий
- А.В. Перышкин Физика. 7 кл. – М.: Дрофа, -2014
- А.В. Перышкин Физика. 8 кл. – М.: Дрофа, -2014
- А.В. Перышкин Физика. 9 кл. – М.: Дрофа, -2014
- А.В.Перышкин Сборник задач по физике 7-9 классы, М.: «Экзамен», 2013г.
- В.И.Лукашик Сборник вопросов и задач по физике 7-9 классы, М «Просвещение», 2013
- Физика. 7 кл. Тесты к уч. Перышкина А.А. Экзамен
- Поурочные разработки по физике к учебникам А.В. Перышкина (М.: Дрофа)
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 класс. Дидактические материалы М.: Дрофа, 2002.
- .Громцева, О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»/О.И.Громцева.-М.: Издательство «Экзамен»,2012г.
Результаты освоения курса
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются;
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убеждённость в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- развитость теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства этих гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- приобретение ценностных отношений друг к другу, к учителю, авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются;
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своих деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки этих гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- сформированность умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста и находить в нем ответы на вопросы;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитость монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы используя справочные материалы;
• понимание и способность объяснять физические явления;
• умение измерять физические величины;
• владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения физических явлений;
• понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи с использованием полученных знаний;
• владение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
• понимание принципа действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;
• умение использовать полученные знания, умения и навыки для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Система оценки
оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.
Перечень ошибок:
грубые ошибки
- Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
- Неумение выделять в ответе главное. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
- Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
- Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
- Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
- Неумение определить показания измерительного прибора.
- Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.Нерациональный выбор хода решения.
недочеты
- Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
- Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
- Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
- Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
- Орфографические и пунктуационные ошибки
Содержание учебного материала.
№ | Содержание учебной программы основного общего образования по предмету «Физика» | Кол-во часов | Сроки освоения | ||
7 класс | 8 класс | 9 класс | |||
1. | Физика и физические методы изучения природы. | 6 | 4 | - | 2 |
2. | Механические явления. | 95 | 57 | - | 38 |
3. | Тепловые явления. | 31 | 6 | 25 | |
4. | Электрические и магнитные явления | 33 | - | 33 | - |
5. | Электромагнитные колебания и волны. | 21 | - | 9 | 12 |
6. | Квантовые явления | 15 | - | - | 15 |
4. | Резерв свободного учебного времени. | 3 | 1 | 1 | 1 |
итого | 204 | 68 | 68 | 68 |
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
8 класс (34 ч) | ||
1 | Тепловые явления | 7 |
2 | Изменение агрегатных состояний вещества | 6 |
3 | Электрические явления | 15 |
4 | Электромагнитные явления | 3 |
5 | Световые явления | 3 |
итого | 34 |
Краткое содержание курса
7 класс.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Лабораторные работы | Контрольные уроки и тесты | |||
1 | Физика и физические методы изучения природы | 5 | 1ч | - |
Л/работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки» | Кратковременный тест № 1 | |||
2 | Тепловые явления (Первоначальные сведения о строении вещества) | 5 | - | - |
Кратковременный тест № 11 | ||||
3 | Механические явления | 58 | 8ч | 4ч |
Взаимодействие тел | 22 | 4ч | 2ч | |
Л/работа № 2 «Измерение массы тела на рычажных весах» Л/работа № 3, 4 «Измерение объема и плотности вещества (твердого тела и жидкости)» Л/работа № 5 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром» | Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» Контрольная работа за первое полугодие (Тест № 6) Кратковременный тест № 2, 3, 4 | |||
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 19 | 2ч | 1ч | |
Л/работа №6 «Измерение архимедовой силы» Л/работа №7 «Изучение условий плавания тел» | Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (Тест № 16) Кратковременный тест № 12, 13, 14 | |||
Работа и мощность. Энергия | 17 | 2ч | 1ч | |
Л/работа № 8 «Исследование условия равновесия рычага» Л/работа № 9 «Вычисление КПД наклонной плоскости» | Контрольная работа за год (Тест) Кратковременный тест № 7, 8, 10 | |||
Итого | 68 | 9 | 4 и 11 |
Учебно-тематическое планирование
по физике 8 класса
Количество часов:
Всего 68 часа(ов); в неделю: 2 часа.
Плановых контрольных работ 4 тематических и 4 кратковременных, лабораторных работ 10
В курсе 8 класса рассматриваются тепловые, электрические, световые явления и электромагнитные явления Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в рабочей программе рассматривается следующим образом:
- Тепловые явления 25
- Электрические явления 25
- Электромагнитные явления 5
- Световые явления 10
3ч (для обобщающего повторения)
В связи с природными условиями тема «Световые явления» изучаем сразу же после тепловых явлений
Учебно-тематическое планирование
по физике 9 класса
Количество часов:
Всего 68часа(ов); в неделю: 2
Плановых контрольных работ 5 тематических, лабораторных работ 5
В курсе 9 класса рассматриваются вопросы: законы взаимодействия и движения тел, механические колебания и волны, звук, электромагнитное поле, строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в рабочей программе рассматривается следующим образом:
- Законы взаимодействия и движения тел 27
- Механические колебания и волны. Звук 11
- Электромагнитное поле 12
- Строение атома и атомного ядра 15
- 3 (для обобщающего повторения)
При преподавании используются:
- классно-урочная система
- лабораторные и практические занятия
- применение мультимедийного материала
- решение экспериментальных задач
Поурочное планирование уроков физики в 7 классе
№ урока | Тема урока | Обязательный минимум содержания | Практическая часть | Требования к уровню подготовки | Материал учебника | |
Демонстрации | Лабораторные работы и опыты | |||||
Тема 1. Физика и физические методы изучения природы (5 часов) | ||||||
1/1 | Физика – наука о природе. Наблюдения и опыты. Описание физических явлений. Физический эксперимент и физическая теория. | Физика- наука о природе. Наблюдения и описания физических явлений. | Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. | Знать / понимать смысл понятия: физические явления, вещество. Приводить примеры практического использования знаний о механических и тепловых явлениях. | § 1-3 | |
2/2 | Физические величины и единицы их измерение. Лабораторный опыт «Измерение размеров бруска». | Физические величины и их измерения. Физический эксперимент. физические законы. | 1.Измерение размеров бруска. | Использовать физические приборы для измерения размеров. | §4 | |
3/3 | Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические приборы. Лабораторный опыт «Измерение температуры» | Физические приборы. Измерение физических величин. | Физические приборы. | 2.Измерение температуры. | Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. | §5 |
4/4 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки». | Международная система единиц. | 3. Определение цены деления шкалы мензурки. | |||
5/5 | Физика и техника. Тест № 1. | Физика и техника. Роль физики в формировании научной картины мира. | Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников. | §6 |
Тема 2 «Первоначальные сведения о строении вещества» (5 час). | ||||||
1/6 | Строение вещества. Молекулы. | Строение вещества. | §7-8 | |||
2/7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. | Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения молекул. | Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сцепление свинцовых цилиндров. | Уметь описывать и объяснять диффузию. | §9 | |
3/8 | Взаимодействие частиц вещества. | Взаимодействие частиц вещества. | Понимать смысл понятия: взаимодействие молекул. | §10 | ||
4/9 | Три состояния вещества. | Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение свойств вещества на основе этих моделей. | Сжимаемость газов, сохранение объема жидкостей при изменении форм сосуда. | §11-12 | ||
5/ 10 | Повторительно-обобщающий урок. Тест № 11. | §7-12 |
Тема 3 «Взаимодействие тел» (22 час). | ||||||
1/ 11 | Механическое движение. Прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Траектория. Путь. | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Траектория. Путь. Относительность движения. Система отсчета. | Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. | Уметь описывать и объяснять физическое явление: равномерное прямолинейное движение. | §13-14 | |
2/ 12 | Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости. Лабораторный опыт «Измерение скорости равномерного движения». | Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения скорости, расстояния и времени. | 4. «Измерение скорости равномерного движения». | Знать и понимать смысл физических величин: скорость, путь. Представлять результаты измерений с помощью таблиц. Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния и промежутков времени. | §15 | |
3/ 13 | Решение задач на расчет пути и времени движения. | Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. | §13-15 | |||
4/ 14 | Графическое представление движения. Лабораторный опыт «Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении». | График зависимости пути от времени и скорости от времени. | 5. «Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении». | Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость пути от времени. | §16 | |
5/ 15 | Явление инерции. Решение задач. | Явление инерции. | Явление инерции. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств. | §17 | |
6/ 16 | Взаимодействие тел. Тест № 2. | Взаимодействие тел. | Взаимодействие тел. | §18 | ||
7/ 17 | Масса тела. Единицы измерения массы. Методы измерения массы. | Масса. Методы измерения массы. Объяснение и принцип действия весов. | Знать и понимать смысл физической величины масса тела. | §19-20 | ||
8/ 18 | Лабораторная работа № 2 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 6. «Измерение массы тела на рычажных весах». | Использовать физические приборы для измерения физической величины массы. | |||
9/ 19 | Плотность вещества. Методы измерения плотности. | Плотность вещества. Методы измерения плотности. | Знать, понимать смысл физической величины плотность вещества. | §21 | ||
10/20 | Лабораторная работа № 3 «Измерение объема тела и плотности вещества твердого тела». | Методы измерения объема и плотности. Измерение объема и определение плотности жидкости». | 7. «Измерение объема тела и плотности вещества твердого тела». |
| ||
11/21 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема и определение плотности жидкости». | 8. «Измерение объема и определение плотности жидкости». | ||||
12/22 | Расчет массы и объема тела по его плотности. Тест № 3. | Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. | §22 | |||
13/23 | Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества». | §18-22 | ||||
14/24 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы тяжести от массы» | Сила. Сила тяжести. | 9. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела. | Знать и понимать смысл физической величины сила. | §23-24 | |
15/25 | Сила упругости. Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины, измерение коэффициента жесткости». | Сила упругости. Методы измерения силы. | Зависимость силы упругости от деформации. | 10.«Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины, измерение коэффициента жесткости». | Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе зависимость силы упругости от деформации. | §25 |
16/26 | Вес тела. Невесомость. | Вес тела. Невесомость. | Невесомость | §26 | ||
17/27 | Единицы измерения силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Решать задачи на применение изученных физических законов. | §27 | |||
18/28 | Динамометр. Лабораторная работа № 5 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром». | Методы измерения силы. Объяснение устройства и принцип действия динамометра. | 11. «Градуирование пружины и измерение силы динамометром». | Уметь использовать физические приборы для измерения силы. | §28 | |
19/29 | Сложение двух сил. Лабораторный опыт «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом друг к другу». | Правило сложения сил. | Сложение сил. | 12. «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой ». | §29 | |
20/30 | Сила трения. Лабораторный опыт «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения». | Сила трения. Методы измерения силы. | Сила трения. | 13. «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения». | Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе эмпирическую зависимость: силы трения от силы нормального давления. | §30-31 |
21/31 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Сила. Равнодействующая сил». Тест № 4. | §23-31 | ||||
22/32 | Тест № 6 – Итоговая контрольная работа за первое полугодие. |
Тема № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (19 часов). | ||||||
1/ 33 | Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | Давление. | Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. | Знать смысл физической величины: давление. Уметь использовать физические приборы для измерения давлении. | §33-34 | |
2/ 34 | Давление газа. Лабораторный опыт «Зависимость давления от объема при постоянной температуре». | 14. «Зависимость давления от объема при постоянной температуре». | §35 | |||
3/ 35 | Закон Паскаля. Обобщение темы «Давление. Закон Паскаля». Тест № 12. | Закон Паскаля. | Закон Паскаля. | Знать и уметь объяснять физический смысл закона Паскаля. | §33-37 | |
4/ 36 | Давление в жидкости газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Давление. | Уметь описывать и объяснять физическое явление: передача давления в жидкостях и газах. | §38 | ||
5/ 37 | Решение задач на расчет давления. | Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. | ||||
6/ 38 | Сообщающиеся сосуды. Тест № 13. | §39-40 | ||||
7/ 39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Атмосферное давление на разных высотах. | Атмосферное давление. | Обнаружение атмосферного давления. | §41 | ||
8/ 40 | Опыт Торричелли. Барометр – анероид. | Методы измерения давления. Принцип действия и объяснение устройства барометра. | Измерение атмосферного давления барометром- анероидом. | Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления. | §42,45 | |
9/ 41 | Манометр. Тест № 14. | Методы измерения давления. | §43 | |||
10/42 | Решение задач на расчет давления. | Уметь решать задачи на применение изученных законов. Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. | §36-45 | |||
11/43 | Гидравлические машины. | Гидравлические машины. | Гидравлический пресс. | §46,47 | ||
12/44 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда. | Закон Архимеда. | Закон Архимеда. | Знать смысл закона Архимеда. | §48,49 | |
13/45 | Лабораторная работа № 6 «Измерение архимедовой силы». | Методы измерения силы. | 15. «Измерение архимедовой силы». | |||
14/46 | Условие плавания тел. Плавание судов. | Условие плавания тел. | Уметь описывать и объяснять плавание тел. | §50,51 | ||
15/47 | Решение задач на определение архимедовой силы. | Уметь решать задачи на применение изученных законов. Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. |
| |||
16/48 | Лабораторная работа № 7 «Изучение условий плавания тел». | 16. «Изучение условий плавания тел». | ||||
17/49 | Воздухоплавание. Решение задач. | Уметь решать задачи на применение изученных законов. Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. | §52 | |||
18/50 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | §33-52 | ||||
19/51 | Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». (Тест № 16) |
|
Тема № 5 «Работа и мощность. Энергия» (17 часов). | ||||||
1/ 52 | Механическая работа. | Работа. Методы измерения работы. | Знать/ понимать смысл физических величин: работа и мощность | §53 | ||
2/ 53 | Мощность. Лабораторный опыт «Измерение мощности» | Мощность. Методы измерения мощности. | 17. «Измерение мощности». | §54 | ||
3/ 54 | Простые механизмы. Рычаги в технике, быту, природе. Тест № 7. | Простые механизмы. Объяснение и принцип действия простых механизмов. Практическое применение использования простых механизмов в повседневной жизни. | Простые механизмы. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов. | §55,58 | |
4/ 55 | Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | Условие равновесия рычага. | Рычаг. | §56 | ||
5/ 56 | Момент силы. Лабораторный опыт «Нахождение центра тяжести плоского тела». | Момент силы. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. | 18. «Нахождение центра тяжести плоского тела». | §57 | ||
6/ 57 | Лабораторная работа № 8 «Исследование условия равновесия рычага». | 19. «Исследование условия равновесия рычага». | ||||
7/ 58 | Применение законов рычага к блоку. | Блок. | §59 | |||
8/ 59 | «Золотое» правило механики. | §60 | ||||
9/ 60 | Коэффициент полезного действия. Решение задач. | КПД. | Уметь решать задачи на применение изученных физических законов. Знать и понимать смысл физических законов. Знать и понимать смысл физической величины КПД. | §61 | ||
10/61 | Решение задач на расчет КПД. | Уметь решать задачи на применение изученных физических законов. Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. |
| |||
11/62 | Лабораторная работа № 9 «Вычисление КПД наклонной плоскости». | 20. «Вычисление КПД наклонной плоскости». | Доп. материал | |||
12/63 | Энергия потенциальная и кинетическая. Лабораторный опыт «Измерение кинетической энергии и изменения потенциальной энергии». | Потенциальная взаимодействующих тел и кинетическая энергия. Методы измерения энергии. | Изменение энергии тела при совершении работы. | 21.«Измерение кинетической энергии и изменения потенциальной энергии». | Знать и понимать смысл физических величин: кинетическая и потенциальная энергия. | § 62, 63 |
13/64 | Превращение энергии. Закон сохранения механической энергии . Тест №10. | Закон сохранения энергии. | Превращение механической энергии из одной формы в другую. | Знать /понимать смысл физического закона превращения и сохранения энергии. | §62-63
| |
14/65 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Механическая энергия». | |||||
15/66 | Контрольная работа за год (Тест). | |||||
16/67 | Роль математики в физике. | Роль математики в развитии физики. | Доп. материал | |||
68. | Повторение курса 7 класса (1 час) |
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
- смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
- смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;
уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;рационального применения простых механизмов;
Тематическое планирование 8 класс
№ урока | Тема (подтема) | Количество часов | Сроки освоения | Цели | Формы организации учебной деятельности | Вид контроля |
Тепловые явления | 25 | Усвоить понятия: тепловое движение; внутренняя энергия; теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение); количество теплоты, удельная теплоемкость веществ; температура плавления и кристаллизации; удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, закон сохранения и превращения энергии, тепловые двигатели. Уметь: объяснять тепловые процессы с МКТ зрения; пользоваться термометром и калориметром; решать задачи на тепловые процессы; строить графики; пользоваться таблицами. | ||||
1 | Тепловое движение. Температура | 1 | Знать понятие: тепловое движение, температура. | Урок изучения нового материала Беседа. | Фронтальная устная проверка, | |
2 | Внутренняя энергия. | 1 | Знать понятие: внутренняя энергия. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная устная проверка, |
3 | Способы изменения внутренней энергии. | 1 | Знать способы изменения внутренней энергии. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная устная проверка, | |
4 | Теплопроводность. | 1 | Знать понятие «теплопроводность». Хорошие, плохие проводники тепла. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная устная проверка, | |
5 | Конвекция. Излучение. | 1 | Знать понятия: «конвекция», «излучение». Описывать и объяснять данные явления. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальный опрос | |
6 | Особенности различных способов теплопередачи. | 1 | Знать где в повседневной жизни применяются различные виды теплопередачи. | Комбиниро-ванный урок | Тест | |
7 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | 1 | Знать определение «количества теплоты», «удельная теплоемкость» | Урок изучения нового материала. | Опорные карточки. | |
8 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | 1 | Уметь рассчитывать количество теплоты. Уметь решать задачи с применением формулы. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальный опрос | |
9 | Решение задач. | 1 | Уметь применять формулы при решении задач. | Урок – практикум. | Решение задач. Тест. | |
10 | Лаб. работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 | Уметь работать с физическими приборами для расчета количества теплоты, представлять измерения и делать выводы. | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
11 | Лаб. работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | 1 | Уметь работать с физическими приборами для расчета удельной теплоемкости , представлять измерения и делать выводы. | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
12 | Энергия топлива. | 1 | Знать/понимать, что такое топливо, знать виды топлива, уметь рассчитывать количество теплоты. | Урок изучения нового материала. | Работа с таблицами. | |
13 | Закон сохранения и превращения энергии. | 1 | Понимать физический смысл закона. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальный опрос | |
14 | Контрольная работа №1 «Тепловые явления». | 1 | Уметь применять знания при решении типовых задач. | Урок контроля знаний | Контрольная работа | |
15 | Агрегатные состояния вещества. | 1 | Знать понятия: агрегатные состояния вещества. Уметь объяснять по графику переход из одного агрегатного состояния в другое. | Урок изучения нового материала. | Фронтальный опрос Сам. работа | |
16 | Удельная теплота плавления. | 1 | Знать понятие: удельная теплота плавления. | Комбиниро-ванный урок | Работа с таблицами. | |
17 | Решение задач. Кратковременная контрольная работа №2 по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел». | 1 | Уметь решать задачи. | Урок контроля знаний | Контрольная работа | |
18 | Испарение. | 1 | Уметь объяснять процесс испарения с МКТ, особенности. | Урок изучения нового материала. | Фронтальный опрос. | |
19 | Кипение. Удельная теплота парообразования. | 1 | Уметь объяснять процесс кипения с МКТ, особенности. | Комбиниро-ванный урок | ||
20 | Решение задач по теме: «Испарение . Кипение. Удельная теплота парообразования.» | 1 | Уметь применять знания при решении типовых задач. | Урок – практикум. | Фронтальная устная проверка, | |
21 | Влажность воздуха. | 1 | Знать понятие влажность воздуха, уметь пользоваться таблицей влажности. | Урок изучения нового материала. | Тест. | |
22 | Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | Знать устройство и принцип работы ДВС. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальный опрос.Сам.раб | |
23 | Паровая турбина. КПД двигателя. | Знать устройство и принцип работы паровой турбины. | Комбиниро-ванный урок | Опорные карточки. Тест. | ||
24 | Решение задач по теме:. «Изменение агрегатных состояний вещества». Подготовка к контрольной работе. | 1 | Разбор и анализ ключевых формул, задач. | Урок – практикум. | Фронтальная устная проверка,. | |
25 | Контрольная работа № 3 «Изменение агрегатных состояний вещества». | 1 | Уметь применять теоретические знания при решении задач. | Урок контроля знаний | Контрольная работа | |
Электрические явления | 25 | Усвоение понятий: элементарный электрический заряд; строение атом; электрическое поле; электрический ток; электрический ток в металлах; направление электрического тока; электрическая цепь; сила тока; электрическое напряжение; электрическое сопротивление; удельное сопротивление; закон Ома для участка цепи; мощность и работа электрического тока. Умения: применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, существование проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причины электрического сопротивления, нагревание проводников электрическим током. Чертить схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на концах проводника (резистора), сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра; пользоваться реостатом. Решать задачи с применением закона Ома для участка цепи (аналитически и графически); формул сопротивления, мощности, работы электрического тока, количества теплоты. | ||||
26 | Электризация тел при соприкосновении. | 1 | Знать понятие «электризация тел при соприкосновении». Объяснить взаимодействие заряженных тел. | Урок изучения нового материала. | Опорная карточка. | |
27 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | 1 | Знать принцип действия электроскопа, понятие «электрическое поле» Приводить примеры проводников и диэлектриков. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная устная проверка, | |
28 | Делимость электрического заряда. | 1 | Знать закон сохранения электрического заряда, характеристики электрона. | Комбиниро-ванный урок | Тест. | |
29 | Строение атома. Объяснение электрических явлений. | 1 | Знать строение атома, уметь объяснять электрические явления. | Комбиниро-ванный урок | Опорная карточка. | |
30 | Электрический ток. Источники электрического тока. Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Электризация тел. Строение атомов» | 1 | Знать понятия: электрический ток, источники электрического тока, условия возникновения тока. | Урок контроля знаний | Кратковременная контрольная работа | |
31 | Электрическая цепь и ее составные части. | 1 | Знать понятие «электрическая цепь», называть элементы цепи. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная устная проверка, | |
32 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | 1 | Знать понятие « электрический ток в металлах». Уметь объяснить Действие эл. Тока и его направление. | Комбиниро-ванный урок | Опорная карточка. | |
33 | Сила тока. Единицы силы тока. | 1 | Знать понятие «сила тока», обозначение физической величины, единицы измерения. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальный опрос. | |
34 | Амперметр. Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках цепи». | 1 | Знать устройство амперметра, обозначение его в электрических цепях, уметь работать с ним. | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
35 | Электрическое напряжение. | 1 | Знать понятие «напряжение», обозначение физической величины, единицы измерения. | Комбиниро-ванный урок | Тест. | |
36 | Вольтметр. Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». | 1 | Знать устройство вольтметра, обозначение его в электрических цепях, уметь работать с ним. | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
37 | Электрическое сопротивление проводников. | 1 | Знать понятие «сопротивление», обозначение физической величины, единицы измерения. | Комбиниро-ванный урок | Опорная карточка. | |
38 | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома. | 1 | Знать определение закона Ома для участка цепи, его физический смысл. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная устная проверка, сам. раб | |
39 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | 1 | Уметь производить расчет сопротивления проводников, пользоваться таблицей. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная устная проверка, | |
40 | Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом». | 1 | Знать устройство и принцип действия реостата, обозначение его в электрических цепях. | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
41 | Лабораторная работа № 6 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | 1 | Уметь с помощью приборов определять сопротивление проводника. | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
42 | Последовательное соединение проводников. | 1 | Уметь рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении проводников. | Урок изучения нового материала. | Фронтальный опрос, сам. работа | |
43 | Параллельное соединение проводников. | 1 | Уметь рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении проводников. | Урок изучения нового материала. | Тестовый контроль | |
44 | Решение задач по теме: «Электрический ток. Соединение проводников». | 1 | Уметь применять формулы при решении задач. | Урок – практикум. | Сам. работа | |
45 | Работа электрического тока. Кратковременная контрольная работа №5 по теме «Электрический ток. Соединение проводников». | 1 | Уметь объяснять работу тока. Знать формулу. | Урок контроля знаний | Кратковременная контрольная работа | |
46 | Мощность электрического тока. | 1 | Знать понятие мощности, обозначение, единицы измерения. | Урок изучения нового материала. | Опорная карточка. | |
47 | Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | 1 | Уметь снимать показания с приборов и определять мощность и работу тока. | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
48 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. | 1 | Знать и объяснять физический смысл закона Джоуля – Ленца. | Беседа.Урок изучения нового материала. | Фронтальный опрос | |
49 | Лампа накаливания. Короткое замыкание. | 1 | Знать устройство лампы накаливания, условия при которых наступает короткое замыкание. | Беседа.Урок изучения нового материала. | Фронтальный опрос | |
50 | Контрольная работа № 6 по теме «Электрические явления». | 1 | Уметь применять теоретические знания при решении задач | Урок контроля знаний | Контрольная работа | |
Электромагнитные явления | 5 | Усвоение понятий: магнитное поле проводника, магнитное поле катушки с током; электромагниты и их применение; постоянные магниты и их магнитное поле; электродвигатель. Умения: объяснять причины возникновения магнитного поля, его наглядное изображение и свойства; применение электромагнитов в промышленности; собирать электромагнит и испытывать его, объяснять работу двигателя постоянного тока. | ||||
51 | Магнитное поле. Магнитные линии. Магнитное поле катушки стоком. | 1 | Знать понятие «магнитное поле» и его физический смысл. Свойства магнитных линий. Знать, что представляет собой магнитное поле катушки с током, электромагнит. | Урок изучения нового материала. | Фронтальный опрос | |
52 | Лабораторная работа № 8 "Сборка электромагнита и испытание его действия" | 1 | Приобретение навыков при работе с оборудованием. | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
53 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. | 1 | Уметь описывать и объяснять взаимодействие постоянных магнитов, значение и роль магнитного поля Земли. Знать устройство электрического двигателя | Беседа, комбинированный урок | Фронтальный опрос. Тестовый контроль | |
54 | Лабораторная работа № 9 "Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)". | 1 | Объяснять устройство электрического двигателя. | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
55 | Устройство электроизмерительных приборов. Кратковременная контрольная работа № 7 по теме "Электромагнитные явления" | Знать устройство электроизмерительных приборов. Уметь объяснять их работу. | Урок контроля знаний | Кратковременная контрольная работа | ||
Световые явления | 10 | Усвоение понятий: магнитное поле проводника, магнитное поле катушки с током; электромагниты и их применение; постоянные магниты и их магнитное поле; электродвигатель. Умения: объяснять причины возникновения магнитного поля, его наглядное изображение и свойства; применение электромагнитов в промышленности; собирать электромагнит и испытывать его, объяснять работу двигателя постоянного тока. | ||||
56 | Источники света. Распространение света. | 1 | Знать понятия: источники света. Уметь объяснить прямолинейное распространение света. | Световые явления. 9 ч | Опорная карточка. | |
57 | Отражение света. Законы отражения. | 1 | Знать законы отражения света. Уметь строить отраженный луч. | Урок изучения нового материала. | Фронтальный опрос. | |
58 | Плоское зеркало. | 1 | Знать понятие «плоское зеркало». Уметь строить изображения. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальный опрос | |
59 | Преломление света | 1 | Знать законы преломления света. Уметь строить преломленный луч. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальный опрос | |
60 | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 | Знать, что такое линза, ее основные точки, оптическая сила линзы. | Комбиниро-ванный урок | Тест. | |
61 | Изображения, даваемые линзой. | 1 | Уметь строить изображения, даваемые линзой. | Комбиниро-ванный урок | Сам. работа. | |
62 | Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы» | 1 | Уметь пользоваться физическими приборами. Получить изображение при помощи линзы. | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
64 | Повторительно – обобщающий урок. | 1 | Знать основные характеристики, формулы. Уметь применять знания при решении задач. | Беседа.Урок обобщения и закрепления знаний. | Фронтальный опрос. Тестовый контроль | |
65 | Контрольная работа №8 по теме «Световые явления». | 1 | Уметь применять теоретические знания при решении задач | Урок контроля знаний | ||
66- 68 | Итоговое повторение | 3 | Комбиниро-ванные уроки | Решение задач. | ||
Итого 68 |
Лабораторные работы.
1.Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках цепи.
4. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
5. Регулирование силы тока реостатом.
6. Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
7. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
10. Получение изображения при помощи линзы.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха
электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность
электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранение электрического заряда, закона Ома для участка
электрической цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
смысл понятий: физическая величина, материальная точка, система отсчета, волна, электромагнитное поле, атомное ядро;
уметь
· приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых явлениях;
· решать задачи на применение изученных физических законов;
• Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: теплопроводность, конвекцию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, отражение и преломление света.
• Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.
•Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
• Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
•Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
• Решать задачи на применение изученных физических законов.
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
· контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
· рационального применения простых механизмов;
Тематическое планирование 9 класс
№ урока | Тема (подтема) | Количество часов | Сроки освоения | Цели | Формы организации учебной деятельности | Вид контроля |
Законы взаимодействия и движения тел. | 27 | Усвоить понятия: материальная точка, система отсчета, перемещение, ускорение, относительность механического движения, свободное падении тел, импульс. Знать законы: Ньютона, Всемирного тяготения, сохранения импульса; практическое применение: движение ИСЗ, устройство ракеты. Уметь измерять физические величины (время, расстояние, скорость, ускорение, силу); читать и строить графики, выражающие зависимость кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движениях. Решать задачи на определение скорости, ускорения, пути и перемещения при равноускоренном движении, силы, импульса, ускорения свободного падения. | ||||
1 | Материальная точка. Система отсчета | 1 | Знать понятия: механическое движение, система отсчета. Уметь привести примеры механического движения | Урок изучения нового материала Беседа. | Фронтальная устная проверка, | |
2 | Перемещение | 1 | Знать понятия: траектория, путь и перемещение. Уметь объяснить их физический смысл | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная устная проверка, | |
3 | Определение координаты движущегося тела. | 1 | Знать формулу показывающую связь перемещения и координаты. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная устная проверка, | |
4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движение | 1 | Уметь описывать равномерное движение графическим и координатным способами. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная устная проверка, | |
5 | Прямолинейное равноускоренное движение | Знать/понимать смысл физических величие: скорость, ускорение при равноускоренном движении. | ||||
6 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | 1 | Уметь рассчитывать скорость по формуле и с помощью графика. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальный опрос | |
7 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | 1 | Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении. Уметь объяснить физический смысл | Комбиниро-ванный урок | Тест | |
8 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | 1 | Уметь решать графические задачи | Урок изучения нового материала. | Опорные карточки. | |
9 | Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | 1 | Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента) | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
10 | Решение задач по теме: « Равноускоренное движение» | 1 | Применять изученные законы к решению комбинированных задач по механике | Урок – практикум. | Тест. | |
11 | Контрольная работа №1 по теме «Равноускоренное движение» | 1 | Знать формулы для расчета скорости , ускорения, перемещения. Уметь применять формулы при решении задач. | Фронтальный письменный опрос | Контрольная работа | |
12 | Относительность механического движения. | 1 | Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
13 | Инерциальные системы отсчета. 1 закон Ньютона. | 1 | Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной и неинерциальной системы отсчета | Урок изучения нового материала. | Работа с таблицами. | |
14 | Второй закон Ньютона. | 1 | Знать содержание второго закона Ньютона, формулу, единицы измерения физических величин в СИ. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальный опрос | |
15 | Третий закон Ньютона | 1 | Знать содержание третьего закона Ньютона. Его физический смысл. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос, сам. работа | |
16 | Свободное падение тел. | 1 | Знать числовое значение ускорения свободного падения. Применять формулы скорости и перемещения для свободного падения. | Беседа, лекция | Фронтальный опрос Сам. работа | |
17 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. | 1 | Знать, что при движении тела вверх модуль вектора скорости уменьшается. | Комбиниро-ванный урок | Работа с таблицами. | |
18 | Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения» падения» | 1 | Приобретение навыков при работе с оборудованием | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
19 | Закон всемирного тяготения | 1 | Знать понятия; гравитационное взаимодействие, гравитационная постоянная. Написать формулу и объяснить физический смысл | Беседа, лекция | Фронтальный опрос. | |
20 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | 1 | Знать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей | Комбиниро-ванный урок | Сам. работаа | |
21 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | 1 | Знать характеристики движения: период, скорость, ускорение. Уметь применять формулы при решении задач. | Комбинированный урок | Устный фронтальный опрос | |
22 | Решение задач (на движение тела по окружности) | 1 | Уметь применять знания при решении задач по теме | Комбиниро-ванный урок | Устный фронтальный опрос | |
23 | Искусственные спутники Земли. | 1 | Уметь рассчитывать первую космическую скорость. | Комбинированный урок. | Устный фронтальный опрос | |
24 | Импульс тела. Закон сохранения импульса | Знать понятия: импульс тела и импульс силы, замкнутая система. Уметь применять формулы при решении задач. | Комбиниро-ванный урок | Опорные карточки. Тест. | ||
25 | Реактивное движение. Ракеты. | 1 | Знать практическое использование закона со- хранения импульса. Уметь применять формулы при решении задач. | Комбинированный урок | Фронтальная устная проверка,. | |
26 | Решение задач. | 1 | Применяют изученные законы к решению комбинированных задач по механике | Комбиниро-ванный урок | Контрольная работа | |
27 | Контрольная работа №2 по теме «Законы движения» | 1 | Уметь применять знания при решении типовых за- дач | Фронтальный письменный опрос | Контрольная работа | |
Механические колебания и волны. Звук. | 11 | Усвоить понятия: амплитуда, период, частота колебаний, виды колебаний, превращение энергии в колебательных системах; поперечные и продольные волны, длина волны, скорость распространения, частота; звуковые волны, их характеристики. Уметь: измерять период и частоту колебаний маятника. Решать задачи на определение периода, длины маятника; на определение скорости, частоты и периода волны. | ||||
28 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. | 1 | Знать условия существования свободных колебаний, привести примеры | Комбиниро-ванный урок | Тест. | |
29 | Величины, характеризующие колебательное движение | 1 | Знать понятия амплитуда, период, частота. Применять формулу периода. | Комбиниро-ванный урок | Опорная карточка. | |
30 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от его длины» | 1 | Приобретение навыков при работе с оборудованием | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
31 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | 1 | Объяснять и применять закон сохранения энергии для определения полной энергии колеблющегося тела | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная устная проверка, | |
32 | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные. | 1 | Знать механизм распространения механических волн. Продольные и поперечные волны. | Комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | |
33 | Длина волны. Скорость распространения волн. | Знать основные характеристики волн: скорость, длина волны, частота и период. | Комбиниро-ванный урок | Опорная карточка. | ||
34 | Источники звука. Звуковые колебания. | 1 | Знать характеристики звука: громкость, тон, высота. | Комбинированный урок | Сам. работа | |
35 | Распространение звука. Скорость звука. Звуковые волны. | 1 | Знать и уметь объяснить особенности распространения звука в различных средах | Комбиниро-ванный урок | Фронтальный опрос. | |
36 | Отражение звука. Эхо | 1 | Знать особенности поведения звуковых волн на границе раздела двух сред, уметь объяснить | Комбинированный урок | тест | |
37 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Механические колебания и волны. Звук» | 1 | Знать основные характеристики, формулы. Уметь применять знания при решении задач. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная устная проверка | |
38 | Контрольная работа №3 по теме «Колебания и волны» | 1 | Уметь применять знания. | Письменный фронтальный опрос | Контрольная работа | |
Электромагнитное поле | 12 | Усвоение понятий: магнитное поле (однородное и неоднородное); индукция магнитного поля, магнитный поток, электромагнитная индукция, электромагнитное поле, электромагнитные волны. Закон Ампера, опыт Фарадея. Умения: определять с помощью правила буравчика и правила левой руки направление магнитных линий, силы Ампера. | ||||
39 | Магнитное поле и его графическое изображение . Неоднородное и однородное магнитное поле. | 1 | Знать понятие «магнитное поле», магнитные линии и их свойства. | Комбинированный урок | ||
40 | Направление тока и линий его магнитного поля | 1 | Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков, знать правило буравчика. | Комбиниро-ванный урок | Тестовый контроль | |
41 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | 1 | Знать силу Ампера, уметь применять правило левой руки при решении задач | Комбинированный урок. | Фронтальная устная проверка, сам. раб | |
42 | Индукция магнитного поля | 1 | Знать силовую характеристику магнитного поля –индукцию. Уметь применять формулу при решении задач. | Комбиниро-ванный урок | Фронтальная устная проверка, | |
43 | Магнитный поток | 1 | Знать понятия: магнитный поток; написать формулу и объяснить | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | |
44 | Явление электромагнитной индукции | 1 | Знать понятия: электромагнитная индукция, условии возникновения индукционного тока. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос, сам. работа | |
45 | Лабораторная работа №3 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | Знать: понятие «электромагнитная индукция»; соблюдать технику безопасности при работе с электроприборами | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
46 | Получение переменного электрического тока | 1 | Знать способы получения электрического тока. | Комбинированный урок | Сам. работа | |
47 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | 1 | Знать понятие электромагнитное поле и условии его существования. Понимать механизм возникновения электромагнитных волн. | Урок контроля знаний | Кратковременная контрольная работа | |
48 | Электромагнитная природа света. | 1 | Знать историческое развитие взглядов на природу света. | Беседа, лекция | Опорная карточка. | |
49 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Электромагнитное поле» | 1 | Знать основные характеристики, формулы. Уметь применять знания при решении задач. | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | |
50 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле» | 1 | Уметь применять знания. | Фронтальный письменный опрос | Контрольная работа | |
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. | 15 | Усвоение понятий: атомное ядро, элементарная частица, ядерная модель атома, радиоактивный распад, цепная реакция деления, термоядерная реакция. Закон радиоактивного распада, правило смещения, энергия связи. Устройства и принцип работы приборов: счетчик Гейгера и камера Вильсона, устройство ядерного реактора. Умения: определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа, рассчитывать энергетический выход ядерной реакции, определять дефект масс. | ||||
51 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модель атома Резерфорда. | 1 | Знать альфа-, бета-, гамА-лучи (природа лучей), строение атома. | Комбинированный урок | ||
52 | Радиоактивные превращения атомных ядер | 1 | Знать природу радиоактивного распада и его закономерности | Урок изучения нового материала. | Фронтальный опрос | |
53 | Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц | 1 | Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений | Комбинированный урок | ||
54 | Открытие протона и нейтрона | 1 | Знать историю открытия протона и нейтрона | Комбинированный урок | ||
55 | Состав атомного ядра. Ядерные силы | 1 | Знать строение ядра атома, модели. Правило смещения. | Беседа, комбинированный урок | Фронтальный опрос. Тестовый контроль | |
56 | Энергия связи. Дефект масс | 1 | Знать определение энергии связи и уметь применять формулу при решении задач | Комбинированный урок | ||
57 | Деление ядер урана. | 1 | Понимать механизм деления ядра урана на примере капельной модели | Комбинированный урок | Сам. работа | |
58 | Цепные ядерные реакции | 1 | Знать механизм протекания цепной реакции, условия протекания. | Комбинированный урок | ||
59 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. | 1 | Знать устройство ядерного реактора, понимать какие превращения энергии происходят. | Световые явления. 9 ч | Опорная карточка. | |
60 | Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков» | 1 | Урок – практикум. | Оформление и вывод в работе. | ||
61 | Атомная энергетика | 1 | Знать преимущества и недостатки атомных электростанций | Комбиниро-ванный урок | Фронтальный опрос | |
62 | Биологическое действие радиоактивных излучений | 1 | Знать правила защиты от радиоактивных излучений | Комбиниро-ванный урок | Фронтальный опрос | |
63 | Термоядерная реакция | 1 | Знать условия протекания термоядерных реакций, перспективы использования этой энергии | Комбиниро-ванный урок | Тест. | |
64 | Обобщение материала темы. Подготовка к контрольной работе | Знать основные характеристики, формулы. Уметь применять знания при решении задач. | Комбиниро-ванный урок | Сам. работа. | ||
65 | Контрольная работа №5 По теме «Строение атома и атомного ядра» | 1 | Уметь применять знания. | |||
66- 68 | Повторение | 3 | Беседа. Уроки обобщения и закрепления знаний. | Фронтальный опрос. Тестовый контроль | ||
Итого 68 |
Лабораторные работы.
1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2.Измерение ускорения свободного падения.
3.Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
4.Изучение явления электромагнитной индукции.
5.Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
· смысл физических величин: перемещение, координаты, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, период, частота, длина волны, индукция магнитного поля, магнитный поток, радиоактивность, ядерные силы, энергия связи, дефект масс, массовое число, зарядное число, атомная энергия;
· смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения механической энергии, сохранение импульса, закон электромагнитной индукции, закон радиоактивного распада;
смысл понятий: инерциальная система отсчёта, механические колебания и волны, звук, электромагнитное поле, строение атома и ядра, электромагнитные волны, свет;
уметь
•Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
• Решать задачи на применение изученных физических законов.
• Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: искусственных спутников Земли, распространение электромагнитных волн;
• Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: ускорения, периода и частоту механических колебаний;
•Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от нормального давления, периода колебания маятника от длины нити;
• Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
•Приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
• Решать задачи на применение изученных физических законов.
· осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР
Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...
Адаптированная рабочая программа по физике 7-10 класс
Программа разработана для классов, где обучаются дети с нарушением слуха...
Адаптированная рабочая программа по физике, 7 класс
Адаптированная рабочая программа по физике, 7 класс составлены для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психичесого развития...
Адаптированная рабочая программа по физике для детей с ОВЗ ( 6 класс)
Адаптированная рабочая программа по физике для детей с ОВЗ (6 класс)...
Адаптированная рабочая программа по физике 9 класс.
Адаптированная рабочая программа по физике 9 класс для учащихся с ЗПР обучающихся в общеобразовательном классе....
Адаптированная рабочая программа по физике 8 класс.
Адаптированная рабочая программа по физике 8 класс для учащихся с ЗПР обучающихся в общеобразовательном классе....
Адаптированная рабочая программа по физике для 7 класса
Предлагаемая рабочая программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1 человек) с учетом особенностей...