Адаптированная рабочая программа по физике для детей с ОВЗ ( 6 класс)
рабочая программа по физике (6 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа по физике для детей с ОВЗ (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_fizike_dlya_detey_s_zpr.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Принцип преемственности в современной школе предусматривает непрерывность естественнонаучного образования на всех ступенях обучения.
Профильное обучение предполагает углублённое изучение курса физики, поэтому возникает необходимость предварительного ознакомления учащихся с понятийным аппаратом данного курса. Это позволит сформировать у учащихся более чёткие представления о физике как науке о природе, усилить физические представления о явлениях природы и её законах.
По учебному плану школы для изучения курса «Физика» предназначается 1 час в неделю. Так как в последние годы не издавались программы пропедевтических курсов, а программы прошлых лет рассчитаны на 2 часа в неделю, возникла необходимость разработки авторской программы, предусматривающей использование учебника для общеобразовательных учреждений [1] для изучения монопредметного курса физики с опорой на экспериментальную часть.
Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета. При её разработке частично использовалась физическая составляющая программы А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак «Физика. Химия. 5-6 классы» [6, с. 203-212], включенной в перечень программ для общеобразовательных учреждений.
На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.
Монопредметный курс является принципиально новым, ориентированным, прежде всего, на развитие личности ребёнка.
С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволит при изучении основного курса физики выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира. Для формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ, использование игровых ситуаций, а также большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ.
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов и рассчитана на 68 учебных часов: 5 класс – 34 часа, 6 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы предусматривает проведение 22 лабораторных работ и 5 контрольных работ.
В курсе 6-го класса в процессе знакомства с природными явлениями динамичность мира предстаёт перед учащимися при изучении механических, тепловых, электромагнитных и световых явлений. Интегрирующие функции здесь выполняет понятие «физические явления». Учащиеся знакомятся с Землёй как местом обитания человека, при этом отмечается влияние человека на природу и даётся оценка последствий этого влияния.
При изучении физики в 7-11 классах данный курс позволит облегчить понимание физических терминов, формирование устойчивых навыков решения задач, теоретических и математических выводов законов природы, различных теорий и исследовательских проектов.
Цели и задачи курса:
• овладение конкретными физическими понятиями, необходимыми для изучения курса физики, для продолжения образования;
• интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для физической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
• формирование представлений об идеях и методах изучения природы, о физике как форме её описания и методе познания действительности;
• формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости физики для общественного прогресса;
• пробуждение интереса к самостоятельному творческому мышлению;
• формирование у учащихся рациональных умений и приёмов умственной деятельности;
• воспитание культуры мышления, мировоззренческой культуры учащихся.
Методы и средства обучения.
В спецкурсе используются эвристические исследовательские методы обучения: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Основные формы организации учебных занятий.
В соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.
Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:
• консультация с учителем;
• работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий;
• подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.
Структура программы « Физика» (34 ч).
6 класс | |||||
1 | Механические явления | 8 | 2 | 0 | 4 |
2 | Тепловые явления | 4 | 1 | 1 | 5 |
3 | Электромагнитные явления | 12 | 5 | 1 | 11 |
4 | Световые явления | 9 | 4 | 1 | 10 |
5 | Человек и природа | 12 | 0 | 0 | 4 |
Итого: | 45 | 12 | 3 | 34 | |
Всего: | 68 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Требования к организации пространства
Уроки физики проводятся в специально оборудованном кабинете. Для обучающихся с задержкой психического развития создано доступное пространство, которое позволяет воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники. А именно, удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования кабинета физики, расписании уроков, таблицами по физике и т.д. Организация рабочего пространства обучающегося с задержкой психического развития в классе предполагает выбор парты и партнера. Однако, обучающиеся с задержкой психического развития постоянно должен находиться в зоне внимания педагога (поэтому желательна первая парта). При обучении детей с ЗПР предусматривается специальный подход при комплектовании класса общеобразовательной организации, в котором будет обучаться ребенок с ЗПР.
Особое значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
- урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
- адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
- формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
- взаимообучение, диалогические методики;
- дополнительные упражнения;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Формы индивидуальной работы при обучении физике детей с ЗПР:
- Составление карточек индивидуальных заданий по темам (карточки, схемы, таблицы, занимательный материал, иллюстрации и т.д.)
- Специальные индивидуальные задания на уроке.
- Дифференцированные задания при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.
- Предупреждающие опросы.
- Выполнение заданий по индивидуальным карточкам дома.
- Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.
- Оказание помощи обучающемуся перед уроком.
Рекомендации, которые необходимо помнить при адаптированном обучении школьников:
1. При опросе необходимо: давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
2. По возможности задавать обучающемуся наводящие вопросы, которые помогут ему последовательно изложить материал.
3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых обучающийся отсутствовал по той или иной причине.
4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.
5. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающего ученика обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к нему с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы при затруднениях в усвоении нового материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке обучающемуся по адаптированной программе рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.
7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
Учебный и дидактический материал.
При освоении ООП обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, и специальную поддержку освоения АООП.
Требования к личностным результатам освоения адаптированной образовательной программы по физике:
1) воспитание патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества на примере деятельности учёных-физиков, конструкторов техники;
2) формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности, определения собственных профессиональных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении: желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих партнеров по общению, нацеленность на результативность общения;
5) формирование у обучающихся с ЗПР осознания ценности здорового и безопасного образа жизни;
6) формирование основ экологической культуры: развитие опыта экологически ориентированной деятельности в практических ситуациях;
Требования к метапредметным результатам освоения адаптированной образовательной программы по физике:
Метапредметные результаты освоения программы по физике предполагают овладение обучающимися с ЗПР межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями:
а) регулятивными: действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные и выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебных действий, строить алгоритмы реализации учебных действий); действиями по организации учебной деятельности (организовывать свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы; выполнять и контролировать подготовку домашних заданий);
б) познавательными: конспектировать заданный учебный материал; подбирать необходимый справочный материал из доступных источников; проводить наблюдение, на основе задания педагога; использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания учебной информации; выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном материале; проводить классификацию учебного материала по заданным педагогом параметрам; устанавливать аналогии на изученном материале; адекватно использовать усвоенные понятия для описания и формулирования значимых характеристик различных явлений);
в) коммуникативными: аргументировать свою точку зрения; организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации учебно-воспитательных задач; понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и понятия);
г) практическими: способностью к использованию приобретенных знаний и навыков в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками), владение навыками проектной деятельности (самостоятельно выполнять задания педагога с целью более глубокого освоения учебного материала с использованием учебной и дополнительной литературы; выполнять практические задания по составленному совместно с педагогом плану действий).
Требования к предметным результатам освоения адаптированной образовательной программы по физике:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием измерительных приборов под руководством педагога;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду;
5) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
6) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с учётом полученных знаний по физике с целью здоровьесбережения;
7) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.
Требования к подготовке учащихся 6 класса.
В результате изучения курса учащиеся должны:
• знать и понимать смысл понятий: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления, их существенные признаки; механическое движение, траектория, путь, скорость, относительность механического движения, звук, источники звука; температура, теплопередача, виды теплопередач, агрегатные переходы; электрический ток, сила тока, напряжение, источники тока, виды соединений потребителей тока, тепловое, химическое, магнитное действие электрического тока; свет, луч света, тень, отражение и преломление света, атмосфера, влажность воздуха; механическая работа, энергия;
• уметь приводить примеры учёта, проявления или применения физических явлений в природе, технике и быту; описывать опыты, иллюстрирующие притяжение тел к Земле, трение, выталкивание тел из жидкости и газа; приводить примеры проявления, использования, учёта в быту, технике, в природе действий электрического тока, отражение и преломление света; приводить примеры источников шума в быту, на производстве; способов борьбы с шумом; использовать символы физических величин; пользоваться измерительными приборами (термометр, динамометр, барометр, психрометр);
- научиться думать, рассуждать;
- уметь обобщать и делать выводы;
- применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА « ФИЗИКА» 6 класс
(34 ч, 1 ч в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Оборудование | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт. | ||||||
РАЗДЕЛ 1. МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (4 часа) | |||||||
1 | Механическое движение. Виды механических движений. | 1 | Механическое движение. Траектория. Путь и время движения. Различные виды движений. | мультимед. проектор, презентация, тележки, маятник | [1, с. 72-73] | ||
2 | Скорость. Лабораторная работа № 1 «Вычисление скорости движения бруска». | 1 | Скорость равномерного движения. Единицы скорости. | мультимед. проектор, презентация , линейка или измерит. лента, секундомер, брусок, блок, нитка | [1, с. 74-76], [3, № 130] | ||
3 | Относительность механического движения. | 1 | Представление об относительности движения. | тележки | [1, с. 77-78], [3, № 95] | ||
4 | Звук. Источники звука. Эхолот. Лабораторная работа № 2 «Наблюде-ние источников звука». | 1 | Звук как источник информации об окружающем мире. Условия возникновения звука. Распространение звука в различных средах. Отражение звука. Эхо. | мультимед. проектор, презентация , камертон, музыкальные инструменты, линейка, маятник на нити | [1, с. 79-80] | ||
РАЗДЕЛ 2. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (5 часов) | |||||||
5/1 | Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел. | 1 | Изменение длины и объёма тела при нагре-вании и охлаждении. Учёт и использова-ние теплового расширения в технике. | шар с кольцом, спиртовка, линейка | [1, с. 81-82] | ||
6/2 | Плавление и отвердевание. | 1 | Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое и наоборот. Температура плавления. | мультимед. проектор, презентация, стеклянная труб-ка, спиртовка | [1, с. 83-85] | ||
7/3 | Испарение и конденса-ция. Лабораторная работа № 3 «От чего зависит скорость испарения жидкости». | 1 | Процессы испарения и конденсации. Их объяснение с точки зрения строения вещества. Скорость испарения жидкости. | мультимед. проектор, презентация , пипетка, вода, спирт, веер, пробирка, спиртовка, стекло | [1, с. 86-87] | ||
8/4 | Теплопередача. | 1 | Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. | спиртовка, металлический стержень, пластилин, кнопки, прибор для демонстрации конвекции в жидкости, термоскоп, манометр, лампа | [1, с. 88-89] | ||
9/5 | Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления». | 1 | карточки | ||||
РАЗДЕЛ 3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (11 часов) | |||||||
10/1 | Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Лабо-раторная работа № 4 «Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел». | 1 | Электризация тел трением. Электрические явления. Принцип действия электроскопа. Взаимодействие зарядов. | мультимед. проектор, презентация , штатив, нить, ножницы, кусок полиэтилена и отрез шёлка, стержни из эбонита и стекла, бумажные султаны, электроскоп | [1, с. 56-57] | ||
11/2 | Электрическое поле. Объяснение электричес-ких явлений. | 1 | Электрическое поле. Строение атома. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. | стержни из эбонита и стекла, мех, шёлк | [1, с. 58] | ||
12/3 | Электрический ток. Сила тока. Амперметр. | 1 | Электрический ток как направленное движение электрических зарядов. Сила тока. Амперметр. | амперметр, набор электрометров с принадлежностями | [1, с. 90] | ||
13/4 | Напряжение. Вольтметр. Источники тока. | 1 | Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор. Постоянный и переменный ток. Напряжение. Вольтметр. | вольтметры, источники тока | [1, с. 91-93] | ||
14/5 | Электрические цепи. | 1 | Составные части электрических цепей и их обозначение на схеме. | лабораторный набор «Электричество 1» | [1, с. 94-95] | ||
15/6 | Последовательное и параллельное соединение. | 1 | Последовательное и параллельное соединение проводников. Их отличие, использование в различных цепях. | лабораторный набор «Электри-чество 1» | [1, с. 96-97] | ||
16/7 | Лабораторная работа № 5 «Последовательное соединение». | 1 | Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения на участках и в общей части последовательной цепи. | мультимед. проектор, презентация , лабораторный набор «Электричество 1» | [1, с. 98] | ||
17/8 | Лабораторная работа № 6 «Параллельное соединение». | 1 | Измерение силы тока на участках и в общей части параллельной цепи. | мультимед. проектор, презентация , лабораторный набор «Электричество 1» | [1, с. 98-99] | ||
18/9 | Действия электрического тока. Лабораторная работа № 7 «Наблюде-ние магнитного действия тока». | 1 | Тепловое, магнитное и химическое действия тока. Электромагниты и их применение. | мультимед. проектор, презентация , лабораторный набор «Электричество 1», магнитная стрелка | [1, с. 100-103] | ||
19/10 | Постоянные магниты. Магнитное поле. Взаимодействие магнитов. Лабораторная работа № 8 «Наблюдение магнитного взаимодействия» | 1 | Взаимодействие постоянных магнитов. Полюсы магнита. Магнитная стрелка. Магнитные линии магнитного поля. | мультимед. проектор, презентация , лабораторный набор «Электричество 1», комплект магнитов | [1, с. 59-61] | ||
20/11 | Контрольная работа № 2 по теме «Электромагнит-ные явления». | 1 | карточки | ||||
РАЗДЕЛ 4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (10 часов) | |||||||
21/1 | Свет. Источники света. Распространение света. | 1 | Свет как источник информации. Закон прямолинейного распространения света. | источники света | [1, с. 104-105], [3, № 1484] | ||
22/2 | Световой луч. Образование теней. Солнечное и лунное затмения. Лабораторная работа № 9 «Свет и тень». | 1 | Луч. Образование тени и полутени. Затмения. | мультимед. проектор, презентация , лабораторный набор «Оптика» | [1, с. 105-107] | ||
23/3 | Отражение света. Зеркала. Лабораторная работа № 10 «Отражение света зеркалом». | 1 | Проявление закона отражения в действии зеркал. Изображение в плоском зеркале. | мультимед. проектор, презентация , лабораторный набор «Оптика» | [1, с. 108-109] | ||
24/4 | Преломление света. Лабораторная работа № 11 «Наблюдение за преломлением света». | 1 | Явление преломления света. | мультимед. проектор, презентация , лабораторный набор «Оптика» | [1, с. 110-111] | ||
25/5 | Линзы. Ход лучей в линзах. | 1 | Различные типы линз. Фокус линзы. Увеличение линзы. | набор линз | [1, с. 112] | ||
26/6 | Лабораторная работа № 12 «Наблюдение изображений в линзе» | 1 | Действительное и мнимое изображения. | мультимед. проектор, презентация , лабораторный набор «Оптика» | [1, с. 113] | ||
27/7 | Оптические приборы. | 1 | Назначение и использование фотоаппарата, проектора, микроскопа, телескопа. | фотоаппарат, проектор, мик-роскоп, телескоп | [1, с. 114] | ||
28/8 | Глаз и очки. | 1 | Строение глаза. Изображение, получаемое на сетчатке. Недостатки зрения, использование очков. | мультимед. проектор, презентация | [1, с. 115] | ||
29/9 | Разложение белого света в спектр. Цвет тел. | 1 | Разложение белого цвета с помощью призмы. Спектр. Объяснение цвета тел. | стеклянная призма, мультимед. проектор, презентация | [1, с. 116-117] | ||
30/10 | Контрольная работа № 3 по теме «Световые явления». | 1 | карточки | ||||
РАЗДЕЛ 5. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (4 часа) | |||||||
31/1 | Атмосфера. Барометр. | 1 | Состав и строение атмосферы. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. | барометр, мультимед. проектор, презентация | [1, с. 148-150] | ||
32/2 | Влажность воздуха. Гигрометр и психрометр. | 1 | Важность измерения влажности воздуха. | гигрометр, психрометр | [1, с. 151-154] | ||
33/3 | Механизмы. Механическая работа. | 1 | Знакомство с простыми механизмами: рычаг, наклонная плоскость, блоки. | рычаг, наклонная плоскость, блоки | [1, с. 157, 160] | ||
34/4 | Энергия. Механическая энергия. Источники энергии. | 1 | Кинетическая и потенциальная энергия. Внутренняя энергия. Различные виды источников энергии. Механическая работа. Единицы работы. | мультимед. проектор, презентация | [1, с. 162-166] |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР
Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...
Адаптированная рабочая программа по физике 7-10 класс
Программа разработана для классов, где обучаются дети с нарушением слуха...
Адаптированная рабочая программа по физике, 7 класс
Адаптированная рабочая программа по физике, 7 класс составлены для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психичесого развития...
Адаптированная рабочая программа по физике 9 класс.
Адаптированная рабочая программа по физике 9 класс для учащихся с ЗПР обучающихся в общеобразовательном классе....
Адаптированная рабочая программа по физике 8 класс.
Адаптированная рабочая программа по физике 8 класс для учащихся с ЗПР обучающихся в общеобразовательном классе....
Адаптированная рабочая программа по физике для 7 класса
Предлагаемая рабочая программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (1 человек) с учетом особенностей...
Адаптированная рабочая программа по физике для детей с ЗПР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике и Федерального компонента государственного стандарта основ...