Проектно- исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса.
статья по физике (7 класс) на тему
Чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и проектно-исследовательской, организация которой рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология.
Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе. Помимо учебных целей и задач, современное образование ставит перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-_issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно- исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса.
Главный принцип современных преобразований - ориентация на индивидуализацию обучения.
Под индивидуализацией обучения понимается организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. Индивидуализация осуществляется также и в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения . (В. II. Беспалько, Т. А. Боровских, А. А. Кирсанов, Е. А. Климова, А. И Конев, М Н Скаткин, Г Ф Суворова, И Э Унт)
Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и проектно-исследовательской, организация которой рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология.
Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе. Помимо учебных целей и задач, современное образование ставит перед учащимися и задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Главное отличие проекта от учебного исследования: Проект предполагает получение продукта деятельности, исследование предполагает поиск истины или неизвестного, с обязательным выдвижением гипотезы .
Организация проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках и в системе внеклассной работы ,сложившаяся в моей практике включает следующие формы работы
- -организация исследовательской деятельности на уроке;
- -проведение наблюдений или эксперимента дома;
- -продолжение исследования на занятиях кружка;
- -самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, поиск информации в том числе и в Интернете и т.д.);
- -целенаправленная подготовка к участию в различных конкурсах
Исследование нового обязательно станет неотъемлемой частью познания.
Экспериментальный метод научного исследования – детище Нового времени.
Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом.
Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию, а значит необходимо увлечь учащихся исследовательской деятельностью. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач.
Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. В результате у учащихся вырабатываются такие важные умения, как:
- умение находить информацию;
- изучение материала самостоятельно;
- умение анализировать, сравнивать;
- ставить и формулировать проблему;
- осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку.
Главное условие повышения качества образования –реализация компетентностного подхода
Компетентностный подход отражает объективные потребности в усилении внимания к личностно-значимым и востребованным в практической деятельности результатам обучения.
Исходя из этого формированием навыков исследовательской деятельности можно считать:
- развитие мышления, способности критически осмысливать информацию и вырабатывать собственное мнение, применять полученные знания для определения поведения в конкретных ситуациях;
-овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в публикациях, средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы, делать аргументированные выводы по экономическим и социально-политическим вопросам с привлечением методов научного анализа.
Именно, в процессе исследовательской деятельности формируются многие, если не все, ключевые компетенции:
- ценностно-смысловая компетенция;
- общекультурная компетенция;
- учебно-познавательная;
- информационная;
- коммуникативная;
- социально-трудовая;
- личностная компетенция – самосовершенствование.
Стремление создать наилучшие условия для развития творческих способностей учащихся, их профильную компетентность нашли отражение в пересмотре учебной программы; обогащение внеклассной деятельности через организацию исследовательской деятельностью.
Таким образом на протяжении нескольких лет, работая с разными параллелями классов, мне удалось проектно- исследовательскую деятельность включить как в урочную так и во внеурочную деятельность и получить следующие результаты
В 2013-14 учебном году исследуя « Золотое сечение» мои ученики увлеклись так работой, что в ней принял участие весь класс, а затем мы провели конкур и лучшая работа была направлена на фестиваль проектов в МБОУ СОШ №14 « Зеленый шум .
В работе над проектом я применяла систему задач, которые необходимо было решать ученикам. Все этапы были размещены на моем мини сайте.( ns portal.ru мой мини сайт)
В этом же году мы продолжили работу, но уже погрузившись в исследовании атмосферного давления, доказали его существование. Проект « Атмосферное давление» физика (7 класс.) Реализация проекта проходила по этапам
В 2014-2015 мы занялись исследованием инерции с целью выяснения ее роли в природе и в жизни человека. Проект « Инерция силы трения» физика ( 7 класс), с которым мы также приняли участие в фестивале и взяли приз зрительских симпатий. В 2015-2016 учебном году мы занялись исследованием и выявлением новых источников ( природных) энергии . Запустили проект
« Фруктовые батарейки» .Стали призерами на фестивале проектов.
В 2016-2017 нас заинтересовал вопрос истории и возможности применения обыкновенных дробей в различный областях науки и жизни человека. Проект « удивительные дроби» для учащихся 6 класса стал отправной точкой для дальшнейшего исследования и поиска новых тем.
Итак, проектно- исследовательская деятельность в учебном процессе, основанная на сочетании как традиционной классно-урочной системой так и внеурочнной деятельности обеспечивает индивидуализацию обучения , формирование положительной мотивации к изучению физики ,а также способствуют качественному изменению знаний учащихся, формированию у них универсальных учебных действий.
Патрина Елена Геннадьевна
Учитель физики первой категории
Муниципальное образовательное учреждение
« Школа-гимназия №37 города Волжского Волгоградской области»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа как фактор повышения эффективности учебного процесса
В последнее время имеет место общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выра- жение в ориентации процесса обучения на развитие личности обуча...
Исследовательская работа как фактор повышения эффективности учебного процесса
В последнее время имеет место общемировая направленность на гуманизацию образования, что в преподавании иностранных языков находит выражение в ориентации процесса обучения на развитие личности обучаем...
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как средство воспитания патриотизма
Данный материал представляет собой методические паспорта двух исследовательских проектов, над которыми мы с моими обучающимися плодотворно работали в течение последних лет....
«Использование педагогических технологий как фактора повышения эффективности образовательного процесса»
Сегодня для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его уче...
Исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса
На сегодняшний день основным механизмом развития системы основного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности...
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как одно из средств повышения интереса к изучению физики.
Возможности для проектно-исследовательской деятельности есть в каждом учебном предмете. И, разумеется, в физике она имеет широкое поле применения, начиная с 7 класса.Поэтому навыки работы по реализаци...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....