Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как одно из средств повышения интереса к изучению физики Проектная и исследовательская деятельность обучающихся тесно связаны между собой как методы научного познания. Думаю, что создать проект, который может быть осуществлён без каких-либо исследований, просто невозможно. Поэтому в своей работе, стараясь развить у детей интерес к изучению физики, часто использую метод проектно-исследовательской деятельности. Слово «проект» в переводе с латинского означает «брошенный вперёд», т.е. метод проектов предполагает решение какой-то проблемы обязательно с выходом на конечный результат. На мой взгляд, этот метод является развитием, усовершенствованием хорошо зарекомендовавшего себя много лет назад метода проблемного обучения. Возможности для проектно-исследовательской деятельности есть в каждом учебном предмете. И, разумеется, в физике она имеет широкое поле применения, начиная с 7 класса. Конечно, проекты, которые могут подготовить семиклассники, нельзя сравнить с продуктом труда старших ребят. Однако пути подготовки и защиты проекта те же: -- постановка проблемы исследования ; --формулирование гипотезы ; --планирование исследовательских действий ; --сбор данных (факты, наблюдения, доказательства), их анализ и синтез; --подготовка и написание сообщения; --выступление с сообщением ; --построение выводов, заключений.
Поэтому навыки работы по реализации проектов, приобретённые в 7-8 классах, помогут учащимся ставить в старших классах более серьёзные проблемы и успешно решать их. Вот как можно применить метод проектно-исследовательской деятельности в 7 классе на уроке физики. Изучение этого предмета начинается с тем «Что изучает физика», «Некоторые физические термины», «Наблюдения и опыты». На уроке , посвящённом изучению этих тем, можно реализовать информационно-прикладной проект, в процессе подготовки которого помочь детям усвоить понятия «физическое явление», «вещество», «тело», «наблюдения», «опыты», некоторые физические термины. Цель урока: познакомить детей с формулировками понятий, научить отличать физические явления от прочих, тело от вещества, опыт от наблюдения, начать составление физического справочника, показать огромную важность физики как науки для развития общества, его технического оснащения. Фрагмент урока с элементами проектной деятельности строю таким образом. Класс делится на 3 группы, каждая из которых выполняет свою часть проекта. Первая группа работает над темой «Физические явления», вторая—над темой «Вещество и тело», третья—«Наблюдения и опыты». Задания каждая группа получает на листах, на которых написаны формулировки понятий и примеры, которые надо распределить по их принадлежности к тому или иному понятию. Работу проводим в течение 5-7 минут, после чего выборные или назначенные лидеры каждой группы обмениваются письменными вариантами исследований для оценивания результатов своих товарищей. В это время правильные ответы проецируются на экран м/м проектором. Лидеры оценивают работу другой группы по указанным на экране нормативам: за 9-10 правильных ответов из десяти-оценка «5», за 7-8 правильных ответов – «4», за 5-6 правильных ответов – «3». Лидеры оценивают также активность и правильность ответов членов группы соответствующим количеством баллов. Фамилии, имена активных с баллами записываются в отчётный лист и сдаются учителю. Результатом выполнения этого проекта будет составление справочника по физике в отдельной тетради, куда вносим изученные на уроке понятия. В домашнюю работу включаю задание дополнить справочник своими примерами (3-5 примеров в каждый раздел). Обобщение результатов выполнения проекта провожу сам с привлечением наиболее сильных учащихся и повторением основных формулировок, обращая внимание на некоторые недостатки в ответах. Главный результат проекта в том, что дети теперь знают различия между физическими и другими явлениями, между телом и веществом, между наблюдением и опытом, что поможет им в дальнейшем при изучении физики. Другой пример исследовательской деятельности на одном уроке: повторительно-обобщающий урок после изучения главы «Взаимодействие тел». На этом уроке предполагается обучение учащихся решению задач по данной теме и часть времени отвожу на получение графической зависимости силы упругости от величины деформации с нахождением коэффициента упругости k и исследованием вида графика в зависимости от величины этого коэффициента. Этот проект рассчитан на более высокий уровень подготовки, так как должен опираться на знания курса математики в части построения графиков прямо и обратно пропорциональной зависимости. Предлагаю обучающимся самим определить основную гипотезу, наметить план действий, определить приборы и материалы для исследования, что необходимо для построения графика. На демонстрационном столе - набор грузов, динамометр, полоска резины, линейка, брусок с крючком. Класс разбивается на группы по 4 человека. Проводим эксперимент. Полученные результаты отмечаем на осях силы упругости и удлинения ( в масштабе), строим график, делаем выводы. Находим отношение Fупр/ l - lo для пружины и полоски резины, т.е. коэффициент упругости k. Предлагаю обобщить результаты исследований и записать формулу закона Гука для 2-х случаев. Fупр = 40 (l – lo) , Fупр = 200 (l – lo). Второй вывод: чем больше коэффициент упругости k, тем круче график. При наличии времени можно найти ответ на вопрос: как по графику найти k ? Подобный проект можно реализовать при изучении темы «Сила трения», где можно найти зависимость силы трения от силы давления на тело. Проекты , которые готовят старшеклассники, требуют гораздо большего времени на подготовку, не менее 2-3-х недель. Их логическим завершением, результатом являются рефераты и доклады на заседаниях секции естественных наук и конференциях НОУ школы. К проектно-исследовательской деятельности относится, и экспериментальная работа учащихся. Появление компьютерной техники, интерактивной доски, видеопособий значительно обогатило арсенал средств, позволяющих сделать преподавание физики более наглядным, а следовательно, и более интересным. Однако нельзя отрицать тот факт, что такие науки, как физика, химия, биология не могут быть хорошо изучены без эксперимента. Поэтому значительную часть времени урока (там, где это возможно) стараюсь отдать опытам. Причём таким, в которых участвует каждый ученик независимо от уровня своей подготовки. Это, в первую очередь, фронтальный эксперимент, где планирую исследовательскую работу в парах и в группах. Во-вторых, это домашние творческие задания экспериментального характера, такие, как выращивание кристаллов поваренной соли или сахара из их насыщенных растворов, определение скорости приземления кошки при её прыжке со стола на пол, расчёт собственной средней скорости бега на короткие и длинные дистанции, а также на лыжах, коньках (по материалам школьных олимпийских игр), изготовление электромагнита и исследование зависимости силы его притяжения от количества витков проволоки, величины силы тока, определение давления на землю человека в разной по форме обуви (ботинки, тапочки, туфли на каблуке, валенки), определение зависимости давления внутри жидкости от высоты её столба и т.д. Дети всегда с интересом выполняют эти задания и рады поделиться со всеми своими наблюдениями и результатами. Несмотря на огромный дефицит времени на изучение физики в связи с переходом на профильное обучение, в конце учебного года (в апреле-мае) провожу физический практикум в старших классах с работами исследовательского характера (5-7 работ) в группах по 4-5 человек, среди которых 2-3 лидера, остальные стараются тянуться за сильными. То, что слабые по знаниям ребята работают вместе с лидерами, даёт надежду на лучшее усвоение учебного материала. Полученный школой по федеральной программе новый комплект учебного оборудования для кабинета физики « L-микро» , расширяет возможности учителя в плане формирования работ практикума и фронтального эксперимента: можно разнообразить темы работ практикума и количество фронтальных лабораторных работ. Использование компьютерных измерительных блоков также повышает интерес учащихся к этому виду деятельности. Конечно, новое время диктует новые подходы. Меняется в лучшую сторону материальная база школ, широко внедряются во все области нашей жизни информационно-коммуникативные технологии, повсеместно вводится ЕГЭ по всем предметам. Но внедряя всё новое, надо не отметать, а использовать проверенные годами и даже десятилетиями старые методы, модернизируя их, наполняя их современным звучанием.
|