Исследование последовательного соединения проводников
план-конспект занятия по физике (8 класс) на тему
Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента при изучении раздела «Электрические явления» в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_8_klass.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Исследование последовательного соединения проводников.
Цель урока: Выяснить основные закономерности для характеристик, описывающих процессы, происходящие в электрической цепи при последовательном соединении резисторов.
Оборудование на каждую парту: источник тока, два резистора разного сопротивления, реостат (2А,10 Ом), лабораторные амперметр и вольтметр, соединительные провода.
1 этап урока:
- Фронтальный опрос по вопросам, рассмотренным на предыдущих уроках:
А)
- Какую физическую величину называют силой тока?
- Формула для определения силы тока?
- Единицы измерения силы тока?
- Прибор для измерения силы тока?
- Каким образом амперметр включается в электрическую цепь относительно других элементов?
Б)
- Какую физическую величину называют напряжением?
- Формула для определения напряжения?
- Единицы измерения напряжения?
- Прибор для измерения напряжения?
- Каким образом вольтметр включается в электрическую цепь относительно других элементов?
В)
- Какую физическую величину называют электрическим сопротивлением?
- Формула для определения сопротивления?
- Единицы измерения сопротивления?
- Прибор для измерения сопротивления?
- Для чего необходим элемент электрической цепи, который называется реостат и принцип действия данного прибора?
- Сформулировать закон Ома для участка цепи
- Записать формулу закона Ома для участка цепи.
- Оформление ответов на доске одновременно с фронтальным опросом:
- І = q / t
[ І ] = 1A
- U = A /q
[ U ] = 1В
- R = ρ l / S
[ R ] = 1Ом
Закон Ома для участка цепи:
2 этап урока:
- Учащимся ставится познавательная задача: Имеются два резистора сопротивлением 2 Ом и 4 Ом, источник тока, реостат (2А,10 Ом), лабораторные амперметр и вольтметр, соединительные провода.
Требуется на основе полученных результатов при выполнении фронтального эксперимента ответить на следующие вопросы:
- Чему равна сила тока на различных участках цепи?
- Каково напряжение на резисторах при их последовательном соединении?
- Чему равно сопротивление всего участка цепи, состоящего из двух последовательно включенных резисторов?
Для ответа на эти вопросы учащимся предлагается набор оборудования, оформить работу в тетради, согласно требованиям оформления лабораторной работы, самостоятельно начертить и собрать схему электрической цепи из предложенного оборудования, заполнить таблицу полученных данных в результате эксперимента.
Сопротивление первого резистора, Ом | Сопротивление второго резистора, Ом | Сила тока в цепи, А | Напряжение на первом резисторе, В | Напряжение на втором резисторе, В | Общее напряжение на участке цепи, В | Общее сопротивление на участке цепи, Ом |
- Обсуждается первый вопрос и ставится вывод по полученным результатам:
При последовательном соединении проводников сила тока в различных участках цепи одинакова.
- Обсуждается второй вопрос и ставится вывод по полученным результатам:
С помощью реостата установили в цепи силу тока 0,5 А, измерили напряжение на отдельных участках цепи и на участке, состоящем из двух резисторов. Затем установили силу тока 0,8 А; 1А и произвели те же измерения. Данные эксперимента включили в таблицу и сделали соответствующий вывод:
При последовательном соединении проводников полное напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.
- Выясняется закономерность между напряжением и сопротивлением при выполнении первого фронтального эксперимента и подтверждается ли он результатами второго эксперимента. Ставится вывод по полученным результатам:
Напряжение на участке цепи прямо пропорционально зависит от сопротивления этого участка.
- Обсуждается третий вопрос и ставится вывод по полученным результатам:
Предлагается рассчитать общее сопротивление цепи по закону Ома для участка цепи и сопоставить данное значение с сопротивлениями отдельных участков.
Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников.
3 этап урока:
Практическое применение последовательного соединения проводников:
- Увеличивая число последовательно соединенных элементов электрической цепи, мы увеличиваем длину проводника, от которой зависит прямопропорционально сопротивление проводника, т.е. увеличивая длину проводника, увеличивается сопротивление участка цепи, что приводит к защите цепи от перегрузок.
- «Елочная гирлянда». Учащимся предлагается рассчитать количество лампочек, каждая из которых рассчитана на напряжение 3В, из которых можно сделать «елочную гирлянду», если общее напряжение равно 220В и ответить на вопросы:
- Что произойдет, если убрать один из потребителей (лампочку)?
- Что произойдет, если заменить один из потребителей потребителем с большим сопротивлением? с меньшим сопротивлением?
4 этап урока:
Отработка основных закономерностей для силы тока, напряжения, сопротивления при последовательном соединении проводников (решение задачи):
Общее сопротивление участка цепи, состоящего из трех последовательно соединенных резисторов равно 10 Ом. Сопротивления первого и второго резисторов равны 2 Ом и 5 Ом соответственно. Общее напряжение на участке цепи 5 В. Какая сила тока на участке цепи, каково сопротивление третьего резистора.
5 этап урока:
- Домашнее задание
- Рефлексия урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Последовательное соединение проводников"
На уроке был использован исследовательский метод обяснения нового материала. Обучающиеся сами выводили формулы для последовательного соединения и делали выводы....
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Исследование последовательного соединения проводников"
Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента....
Презентация "Последовательное соединение проводников"
Презентация к уроку физики "Виды соединений проводников" в 8 классе ( по учебнику А.В. Перышкина) , в 9 классе ( по учебнику С.В. Громова)...
Последовательное соединение проводников. Урок исследование.
Цель урока:Изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.Оборудование:Видеопроектор, интерактивная доска, печатный раздаточный материал.Источник пита...
Исследование последовательного соединения проводников
Установление взаимосвязи между электрическими величинами, характеризующими участки цепи (общие сила тока, напряжение; сила тока и напряжение на участках цепи, сопротивления); привитие навыков сб...
Урок-исследование "Последовательное соединение проводников"
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Необходимым его компонентом выступает самостоятельная учебная деятельность школьников. Обучение при этом становится способом развития личности учаще...
Урок по теме: «Исследование последовательного соединения проводников».
Экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи....