Последовательное соединение проводников. Урок исследование.
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Цель урока:

Изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.

Оборудование:

  1. Видеопроектор, интерактивная доска, печатный раздаточный материал.
  2. Источник питания, ключ, лампочка на подставке, резистор, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Последовательное соединение проводников.

Урок исследование.

8 класс

Цель урока:

Изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.

Образовательная:

  • исследовать закономерности протекания электрического тока в цепи при последовательном соединении проводников,
  • отработать понятия, постоянный электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи, закон сохранения энергии;
  • совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием;
  • выработать навыки решения задач на расчет параметров участка цепи с последовательным соединением проводников.

Развивающая:

  • развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
  • продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Воспитательная:

  • продолжить развивать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность.

Тип урока:  комбинированный.

Оборудование:

  1. Видеопроектор, интерактивная доска, печатный раздаточный материал.
  2. Источник питания, ключ, лампочка на подставке, резистор, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Этапы урока

Время, мин.

Приемы и методы

1.Организационный

2.Проверка ранее изученного материала.

3.Изучение нового материала.

4. Закрепление полученных знаний.

5.Контроль знаний.

6. Подведение итогов.

1-2

5-7

23

5

5

3

Беседа

Решение тестовых заданий.

Беседа. Постановка эксперимента. Самостоятельная работа.

Беседа. Обсуждение и решение задач.

Самостоятельное решение задач.

Рефлексия.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

0

Подготовительный

1.Готовится оборудование для фронтального эксперимента.

2.Включается мультимедийный комплекс для показа сопроводительной презентации.

1.Дежурные учащиеся раскладывают на столы наборы для эксперимента и печатные листы для работы

1

Организационный (2 мин.)

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Учащиеся встают для приветствия и, тем самым, настраиваются на работу.

2

Проверка ранее изученного материала. (5-7 мин.)

1.Учитель называет тему урока, знакомит учащихся с целью урока. (слайд №2)

2.Проводится тест для актуализации и проверки ранее усвоенных знаний.

3.Учитель показывает ответы теста. (слайд №3)

1.Учащиеся записывают тему урока на листах отчета.

2.Учащиеся самостоятельно решают тестовые задания.

3.Учащиеся проверяют правильность решения и оценивают свою работу.

3

Изучение нового материала.(20 мин.)

1.Прежде, чем приступить к исследованию мы вспомним основные правила по технике безопасности при работе с электрическим оборудованием.

-подключение источника производить после сборки цепи;

- в дальнейшем работать с цепью при разомкнутом ключе;

-как подключается в цепь амперметр?

-как подключается в цепь вольтметр?

2.Первый эксперимент- исследуется  сила тока при последовательном соединении проводников.

Как вы считаете, какие приборы потребуются?

(слайд №4)

3.Учащимся предлагается обратить внимание на листы отчета, в которых заготовлена таблица для записи измерений.

4.Учитель наблюдает за ходом эксперимента и дает индивидуальные консультации.

(слайды №№5-11)

5.Учитель обращает внимание на результат эксперимента. Предлагает сравнить силу тока на каждом приборе и на всем участке электрической цепи. (слайд  №12)

6.Второй эксперимент – исследуется напряжение на различных участках электрической цепи.

Какими приборами в этом эксперименте мы будем пользоваться? (слайд №13)

7.Учитель предлагает на листах отчета изобразить схему электрической цепи, которую будем использовать во втором эксперименте.(слайд №13)

8. Учитель наблюдает за ходом эксперимента и дает индивидуальные консультации.

(слайды №№14-16)

9. Учитель обращает внимание на результат эксперимента. Предлагает сравнить напряжение на каждом приборе и на всем участке электрической цепи. (слайд №17)

10.Третья часть эксперимента – определяется сопротивление на различных участках электрической цепи.

Как можно найти сопротивление проводника, зная силу тока, проходящую через него, и напряжение на проводнике?

11.Учитель предлагает вычислить сопротивление на различных участках электрической цепи и занести результаты в таблицу.

12.Учитель обращает внимание на результат вычислений. Предлагает сравнить полученные сопротивления на каждом приборе и на всем участке электрической цепи. (слайд №18)

13.Учитель подводит итог исследованию последовательного соединения проводников.

(слайд №19)

1.Учащиеся слушают рассказ учителя. Отвечают по ходу беседы на вопросы.

-амперметр в цепь включается последовательно с прибором, на котором измеряют силу тока, с учетом полярности прибора;

-вольтметр включается в цепь параллельно прибору, на котором измеряется напряжение, с учетом полярности прибора.

2.Учащиеся предлагают необходимый набор приборов: источник тока, лампочка на подставке, резистор, амперметр и соединительные провода.

3.На листах отчета изображают основную схему электрической цепи.

4.Учащиеся изображают на схеме подключение амперметра на различных участках электрической цепи, самостоятельно измеряют силу тока на различных участках электрической цепи  и результаты эксперимента записывают в таблицу.

5.Учащиеся формулируют и записывают  вывод.

При последовательном соединении проводников сила тока в любых участках цепи одна и та же:  I3= I1 = I2

6. Учащиеся предлагают необходимый набор приборов: источник тока, лампочка на подставке, резистор, вольтметр и соединительные провода.

7.На листах отчета изображают основную схему электрической цепи.

8. Учащиеся изображают на схеме подключение вольтметра на различных участках электрической цепи, самостоятельно измеряют напряжение на различных участках электрической цепи  и результаты эксперимента записывают в таблицу.

9. Учащиеся формулируют и записывают  вывод.

При последовательном соединении проводников общее напряжение цепи равно сумме напряжений на отдельных её участках: U3 = U1 + U2

10.Ученики отвечают, что определить сопротивление проводника можно, используя формулу закона Ома.

I=U/R  из нее следует  R=U/I

11.Учащиеся самостоятельно производят вычисления сопротивления различных участков электрической цепи и заносят результаты в таблицу.

12. Учащиеся формулируют и записывают  вывод.

Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных её участков:   R3 = R1 + R2

13.Учащиеся  проговаривают формулы, отражающие закономерности последовательного соединения проводников:  I3= I1 = I2 =const

                         U3 = U1 + U2

                         R3 = R1 + R2

4

Закрепление полученных знаний.(5 мин)

1.Учитель предлагает решить задачу, применяя полученные закономерности. (слайд №20). По ходу беседы при необходимости задает наводящие вопросы.

Кто какие закономерности увидел?

2.Главное, что нужно для решения задач с последовательным соединением проводников – это найти хоть одну силу тока. Тогда можно считать, что мы нашли сразу все силы тока.           (слайды №№21-22). Если мы знаем две характеристики элемента, то третья находится без проблем.

1.Учащиеся принимают участие в решении и обсуждении задачи №1

-Значение силы тока везде одинаковое.

-Общее напряжение равно сумме напряжений.

-Общее сопротивление равно сумме сопротивлений.

2.Учащиеся решают задачу №2 самостоятельно.

Проверяют правильность своего решения.

5

Рефлексия.(5 мин.)

1.Учитель предлагает  выполнить последнее задание: ответить на вопросы, помещенные в конце отчетного листа.

2.Учитель предлагает оценить свою работу на уроке и поставить оценку.

1.Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы.

-Каковы мои результаты урока, что я понял, чему научился?

-Какая часть урока вызвала наибольший интерес и почему?

-Каковы были основные трудности в работе на уроке и как я их преодолевал?

-Замечания и предложения на будущее (себе, учителю)

2.Самооценка за работу на уроке.

6

Подведение итогов. (3 мин)

1.Учитель благодарит учащихся за работу на уроке и выставляет отметки в журнал.

2.Задает домашнее задание: § 48, упр.22 (слайд №23).

1.Учащиеся записывают домашнее задание: § 48, упр.22



Предварительный просмотр:

Вариант  1.

1.Укажите какая физическая величина измеряется в В?

1.Работа.

2.Напряжение

3.Давление.

4.Сила тока

5.Сопротивление

2.Какой формулой выражается закон Ома для участка электрической цепи?

1. I = U*R

2. U = I/R

3. I = U/R

3.На какой схеме включен амперметр в электрическую цепь правильно?

4.На каком рисунке изображена электрическая лампочка?

5.На рисунке изображена шкала вольтметра. Выберите правильное утверждение.

1.Цена деления равна 1В.

2.Вольтметр показывает 4,6В.

3.Вольтметр подключается к резистору последовательно.

Вариант 2.

1.Укажите какая физическая величина измеряется в А?

1. .Работа.

2.Напряжение

3.Давление.

4.Сила тока

5.Сопротивление

2.С помощью какой формулы можно вычислить напряжение на участке электрической цепи?

1. I = U/R

2. U = I/R

3. U = I*R

3.На какой схеме вольтметр включен в электрическую цепь правильно?

4.На каком рисунке изображен резистор?

5.На рисунке изображена шкала амперметра. Выберите правильное утверждение.

1.Цена деления равна  0,5 А.

2.Амперметр показывает 2,5 А.

3.Амперметр подключается к лампочке параллельно.

Вариант 3.

1.По данным приведенным на рисунке, вычислите показания вольтметра.

1. 0,5 В.      2.  110 В.      3.  440В        4. 1100В.

2.Пографику изображенному на рисунке определите силу тока в проводнике при напряжении 6 В.

1.0,5 А.          2. 1 А.           3. 1,5 А           4. 2 А.

3.Выразите 250 мА в амперах.

1. 250 А.      2. 25 А.       3. 2,5 А.      4. 0,25 А.      5. 0,025 А.

4.По какой формуле можно рассчитать сопротивление проводника.

1.

2.

3.

5.В какой схеме выключатель не играет роли?

Вариант 4.

1.По данным приведенным на рисунке вычислите показания амперметра.

  1. 0,5 А             2. 72 А.           3. 2 А.            4. 6 А.

2.По графику изображенному на рисунке определите напряжение на проводнике при силе тока 2,5 А.

  1. 2В.          2. 4 В.             3. 8 В.            4. 10 В.

3.Сколько киловольт в 750 В?

1. 750000 кВ.          2. 0,75 кВ.            3. 75 кВ.              4. 7,5 кВ.

4.Какое из приведенных ниже выражений может служить определением понятия «электрическое сопротивление»? Выберите правильное утверждение.

  1. Физическая величина, характеризующая действие тока.
  2. Свойство проводника ограничивать силу тока в цепи.
  3. Физическая величина, характеризующая напряжение на участке цепи.

5.Какая схема правильно нарисована?



Предварительный просмотр:

Рабочая карта ученика.

Фамилия, имя_________________________________________

Класс_________________

Тема урока: «Последовательное сопротивление проводников»

Цель урока: изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного тока.

1.Задание. Ответьте на вопросы теста.

Вариант №____

№ вопроса

Варианты ответов

1

1

2

3

4

5

2

1

2

3

4

5

3

1

2

3

4

5

4

1

2

3

4

5

5

1

2

3

4

5

     

Проверьте правильность своих ответов и оцените свою работу     ___________

2.Исследование закономерностей последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.

2.1.Измерьте силу тока в различных участках электрической цепи.

            Таблица измерений.                                                                Схема цепи.


I3=


I1=


I2=

                                                                                   

Сделайте вывод:________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.2.Измерьте напряжение на различных участках электрической цепи.

              Таблица измерений.                                                              Схема цепи.


U3=


U1=


U2=

                                                                                   

Сделайте вывод:______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2.3.Рассчитайте сопротивление различных участков электрической цепи.


R3=


R1=


R2=

Сделайте вывод:______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3.Решите задачу.

Проверьте правильность своего решения.

4.Вывод урока-исследования.

Ответьте на вопросы.

1.Каковы мои результаты урока, что я понял (а), чему научился (ась)?





2.Какая часть урока вызвала наибольший интерес и почему?




3.Каковы были основные трудности в работе на уроке, и как я их преодолевал (а)?




4.Замечания и предложения на будущее (себе, учителю)




5.Поставь себе оценку за работу на уроке _____________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Последовательное соединение проводников"

На уроке был использован исследовательский метод обяснения нового материала. Обучающиеся сами выводили формулы для последовательного соединения и делали выводы....

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Исследование последовательного соединения проводников"

Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента....

Презентация урока "Последовательное соединение проводников".

Презентация урока "Последовательное соединение проводников"....

Исследование последовательного соединения проводников

Установление  взаимосвязи между электрическими величинами, характеризующими участки цепи (общие сила тока, напряжение; сила тока и напряжение на участках цепи, сопротивления); привитие навыков сб...

Урок-исследование "Последовательное соединение проводников"

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Необходимым его компонентом выступает самостоятельная учебная деятельность школьников. Обучение при этом становится способом развития личности учаще...

Исследование последовательного соединения проводников

Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента при изучении раздела «Электрические явления» в 8 классе....

Урок по теме: «Исследование последовательного соединения проводников».

Экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи....