Последовательное соединение проводников. Урок исследование.
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Цель урока:
Изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.
Оборудование:
- Видеопроектор, интерактивная доска, печатный раздаточный материал.
- Источник питания, ключ, лампочка на подставке, резистор, амперметр, вольтметр, соединительные провода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План урока | 71.5 КБ |
Тест к уроку | 175 КБ |
Рабочая карточка ученика | 42.5 КБ |
posledovatelnoe_soedinenie_provodnikov.ppt | 870 КБ |
Предварительный просмотр:
Последовательное соединение проводников.
Урок исследование.
8 класс
Цель урока:
Изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.
Образовательная:
- исследовать закономерности протекания электрического тока в цепи при последовательном соединении проводников,
- отработать понятия, постоянный электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи, закон сохранения энергии;
- совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием;
- выработать навыки решения задач на расчет параметров участка цепи с последовательным соединением проводников.
Развивающая:
- развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
- продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
Воспитательная:
- продолжить развивать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Видеопроектор, интерактивная доска, печатный раздаточный материал.
- Источник питания, ключ, лампочка на подставке, резистор, амперметр, вольтметр, соединительные провода.
Этапы урока | Время, мин. | Приемы и методы |
1.Организационный 2.Проверка ранее изученного материала. 3.Изучение нового материала. 4. Закрепление полученных знаний. 5.Контроль знаний. 6. Подведение итогов. | 1-2 5-7 23 5 5 3 | Беседа Решение тестовых заданий. Беседа. Постановка эксперимента. Самостоятельная работа. Беседа. Обсуждение и решение задач. Самостоятельное решение задач. Рефлексия. |
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
0 | Подготовительный | ||
1.Готовится оборудование для фронтального эксперимента. 2.Включается мультимедийный комплекс для показа сопроводительной презентации. | 1.Дежурные учащиеся раскладывают на столы наборы для эксперимента и печатные листы для работы | ||
1 | Организационный (2 мин.) | ||
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. | Учащиеся встают для приветствия и, тем самым, настраиваются на работу. | ||
2 | Проверка ранее изученного материала. (5-7 мин.) | ||
1.Учитель называет тему урока, знакомит учащихся с целью урока. (слайд №2) 2.Проводится тест для актуализации и проверки ранее усвоенных знаний. 3.Учитель показывает ответы теста. (слайд №3) | 1.Учащиеся записывают тему урока на листах отчета. 2.Учащиеся самостоятельно решают тестовые задания. 3.Учащиеся проверяют правильность решения и оценивают свою работу. | ||
3 | Изучение нового материала.(20 мин.) | ||
1.Прежде, чем приступить к исследованию мы вспомним основные правила по технике безопасности при работе с электрическим оборудованием. -подключение источника производить после сборки цепи; - в дальнейшем работать с цепью при разомкнутом ключе; -как подключается в цепь амперметр? -как подключается в цепь вольтметр? 2.Первый эксперимент- исследуется сила тока при последовательном соединении проводников. Как вы считаете, какие приборы потребуются? (слайд №4) 3.Учащимся предлагается обратить внимание на листы отчета, в которых заготовлена таблица для записи измерений. 4.Учитель наблюдает за ходом эксперимента и дает индивидуальные консультации. (слайды №№5-11) 5.Учитель обращает внимание на результат эксперимента. Предлагает сравнить силу тока на каждом приборе и на всем участке электрической цепи. (слайд №12) 6.Второй эксперимент – исследуется напряжение на различных участках электрической цепи. Какими приборами в этом эксперименте мы будем пользоваться? (слайд №13) 7.Учитель предлагает на листах отчета изобразить схему электрической цепи, которую будем использовать во втором эксперименте.(слайд №13) 8. Учитель наблюдает за ходом эксперимента и дает индивидуальные консультации. (слайды №№14-16) 9. Учитель обращает внимание на результат эксперимента. Предлагает сравнить напряжение на каждом приборе и на всем участке электрической цепи. (слайд №17) 10.Третья часть эксперимента – определяется сопротивление на различных участках электрической цепи. Как можно найти сопротивление проводника, зная силу тока, проходящую через него, и напряжение на проводнике? 11.Учитель предлагает вычислить сопротивление на различных участках электрической цепи и занести результаты в таблицу. 12.Учитель обращает внимание на результат вычислений. Предлагает сравнить полученные сопротивления на каждом приборе и на всем участке электрической цепи. (слайд №18) 13.Учитель подводит итог исследованию последовательного соединения проводников. (слайд №19) | 1.Учащиеся слушают рассказ учителя. Отвечают по ходу беседы на вопросы. -амперметр в цепь включается последовательно с прибором, на котором измеряют силу тока, с учетом полярности прибора; -вольтметр включается в цепь параллельно прибору, на котором измеряется напряжение, с учетом полярности прибора. 2.Учащиеся предлагают необходимый набор приборов: источник тока, лампочка на подставке, резистор, амперметр и соединительные провода. 3.На листах отчета изображают основную схему электрической цепи. 4.Учащиеся изображают на схеме подключение амперметра на различных участках электрической цепи, самостоятельно измеряют силу тока на различных участках электрической цепи и результаты эксперимента записывают в таблицу. 5.Учащиеся формулируют и записывают вывод. При последовательном соединении проводников сила тока в любых участках цепи одна и та же: I3= I1 = I2 6. Учащиеся предлагают необходимый набор приборов: источник тока, лампочка на подставке, резистор, вольтметр и соединительные провода. 7.На листах отчета изображают основную схему электрической цепи. 8. Учащиеся изображают на схеме подключение вольтметра на различных участках электрической цепи, самостоятельно измеряют напряжение на различных участках электрической цепи и результаты эксперимента записывают в таблицу. 9. Учащиеся формулируют и записывают вывод. При последовательном соединении проводников общее напряжение цепи равно сумме напряжений на отдельных её участках: U3 = U1 + U2 10.Ученики отвечают, что определить сопротивление проводника можно, используя формулу закона Ома. I=U/R из нее следует R=U/I 11.Учащиеся самостоятельно производят вычисления сопротивления различных участков электрической цепи и заносят результаты в таблицу. 12. Учащиеся формулируют и записывают вывод. Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных её участков: R3 = R1 + R2 13.Учащиеся проговаривают формулы, отражающие закономерности последовательного соединения проводников: I3= I1 = I2 =const U3 = U1 + U2 R3 = R1 + R2 | ||
4 | Закрепление полученных знаний.(5 мин) | ||
1.Учитель предлагает решить задачу, применяя полученные закономерности. (слайд №20). По ходу беседы при необходимости задает наводящие вопросы. Кто какие закономерности увидел? 2.Главное, что нужно для решения задач с последовательным соединением проводников – это найти хоть одну силу тока. Тогда можно считать, что мы нашли сразу все силы тока. (слайды №№21-22). Если мы знаем две характеристики элемента, то третья находится без проблем. | 1.Учащиеся принимают участие в решении и обсуждении задачи №1 -Значение силы тока везде одинаковое. -Общее напряжение равно сумме напряжений. -Общее сопротивление равно сумме сопротивлений. 2.Учащиеся решают задачу №2 самостоятельно. Проверяют правильность своего решения. | ||
5 | Рефлексия.(5 мин.) | ||
1.Учитель предлагает выполнить последнее задание: ответить на вопросы, помещенные в конце отчетного листа. 2.Учитель предлагает оценить свою работу на уроке и поставить оценку. | 1.Учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы. -Каковы мои результаты урока, что я понял, чему научился? -Какая часть урока вызвала наибольший интерес и почему? -Каковы были основные трудности в работе на уроке и как я их преодолевал? -Замечания и предложения на будущее (себе, учителю) 2.Самооценка за работу на уроке. | ||
6 | Подведение итогов. (3 мин) | ||
1.Учитель благодарит учащихся за работу на уроке и выставляет отметки в журнал. 2.Задает домашнее задание: § 48, упр.22 (слайд №23). | 1.Учащиеся записывают домашнее задание: § 48, упр.22 |
Предварительный просмотр:
Вариант 1.
1.Укажите какая физическая величина измеряется в В?
1.Работа.
2.Напряжение
3.Давление.
4.Сила тока
5.Сопротивление
2.Какой формулой выражается закон Ома для участка электрической цепи?
1. I = U*R
2. U = I/R
3. I = U/R
3.На какой схеме включен амперметр в электрическую цепь правильно?
4.На каком рисунке изображена электрическая лампочка?
5.На рисунке изображена шкала вольтметра. Выберите правильное утверждение.
1.Цена деления равна 1В.
2.Вольтметр показывает 4,6В.
3.Вольтметр подключается к резистору последовательно.
Вариант 2.
1.Укажите какая физическая величина измеряется в А?
1. .Работа.
2.Напряжение
3.Давление.
4.Сила тока
5.Сопротивление
2.С помощью какой формулы можно вычислить напряжение на участке электрической цепи?
1. I = U/R
2. U = I/R
3. U = I*R
3.На какой схеме вольтметр включен в электрическую цепь правильно?
4.На каком рисунке изображен резистор?
5.На рисунке изображена шкала амперметра. Выберите правильное утверждение.
1.Цена деления равна 0,5 А.
2.Амперметр показывает 2,5 А.
3.Амперметр подключается к лампочке параллельно.
Вариант 3.
1.По данным приведенным на рисунке, вычислите показания вольтметра.
1. 0,5 В. 2. 110 В. 3. 440В 4. 1100В.
2.Пографику изображенному на рисунке определите силу тока в проводнике при напряжении 6 В.
1.0,5 А. 2. 1 А. 3. 1,5 А 4. 2 А.
3.Выразите 250 мА в амперах.
1. 250 А. 2. 25 А. 3. 2,5 А. 4. 0,25 А. 5. 0,025 А.
4.По какой формуле можно рассчитать сопротивление проводника.
1. | |
2. | |
3. |
5.В какой схеме выключатель не играет роли?
Вариант 4.
1.По данным приведенным на рисунке вычислите показания амперметра.
- 0,5 А 2. 72 А. 3. 2 А. 4. 6 А.
2.По графику изображенному на рисунке определите напряжение на проводнике при силе тока 2,5 А.
- 2В. 2. 4 В. 3. 8 В. 4. 10 В.
3.Сколько киловольт в 750 В?
1. 750000 кВ. 2. 0,75 кВ. 3. 75 кВ. 4. 7,5 кВ.
4.Какое из приведенных ниже выражений может служить определением понятия «электрическое сопротивление»? Выберите правильное утверждение.
- Физическая величина, характеризующая действие тока.
- Свойство проводника ограничивать силу тока в цепи.
- Физическая величина, характеризующая напряжение на участке цепи.
5.Какая схема правильно нарисована?
Предварительный просмотр:
Рабочая карта ученика.
Фамилия, имя_________________________________________
Класс_________________
Тема урока: «Последовательное сопротивление проводников»
Цель урока: изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного тока.
1.Задание. Ответьте на вопросы теста.
Вариант №____
№ вопроса | Варианты ответов | ||||
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Проверьте правильность своих ответов и оцените свою работу ___________
2.Исследование закономерностей последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.
2.1.Измерьте силу тока в различных участках электрической цепи.
Таблица измерений. Схема цепи.
I3= | I1= | I2= |
Сделайте вывод:________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.2.Измерьте напряжение на различных участках электрической цепи.
Таблица измерений. Схема цепи.
U3= | U1= | U2= |
Сделайте вывод:______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.3.Рассчитайте сопротивление различных участков электрической цепи.
R3= | R1= | R2= |
Сделайте вывод:______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.Решите задачу.
Проверьте правильность своего решения.
4.Вывод урока-исследования.
Ответьте на вопросы.
1.Каковы мои результаты урока, что я понял (а), чему научился (ась)?
2.Какая часть урока вызвала наибольший интерес и почему?
3.Каковы были основные трудности в работе на уроке, и как я их преодолевал (а)?
4.Замечания и предложения на будущее (себе, учителю)
5.Поставь себе оценку за работу на уроке _____________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Последовательное соединение проводников"
На уроке был использован исследовательский метод обяснения нового материала. Обучающиеся сами выводили формулы для последовательного соединения и делали выводы....
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Исследование последовательного соединения проводников"
Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента....
Презентация урока "Последовательное соединение проводников".
Презентация урока "Последовательное соединение проводников"....
Исследование последовательного соединения проводников
Установление взаимосвязи между электрическими величинами, характеризующими участки цепи (общие сила тока, напряжение; сила тока и напряжение на участках цепи, сопротивления); привитие навыков сб...
Урок-исследование "Последовательное соединение проводников"
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Необходимым его компонентом выступает самостоятельная учебная деятельность школьников. Обучение при этом становится способом развития личности учаще...
Исследование последовательного соединения проводников
Изучение нового материала с использованием фронтального эксперимента при изучении раздела «Электрические явления» в 8 классе....
Урок по теме: «Исследование последовательного соединения проводников».
Экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи....