Рабочая программа учебного курса по физике для 7 класса
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Программа используется мною 4-й год для работы в классах по нормативам ФГОС.
На городском МО учителей физики и астрономии я поделилась в коллегами этой программой. Они теперь тоже по ней работают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7kl_2017-2018.doc | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
г.Сасово Рязанской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________ _/________ Протокол № __ ___от «_____»_______20___ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР __________ _/_________ «_____»_______20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №6» _________ ___/____________ Приказ № __ от «_____» _________20_____г |
Рабочая программа
учебного курса по физике
для 7 класса
Учитель : Неронова Л.Н.
20_17__-20_18_ учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по физике для основной школы разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год);
- с рекомендациями Программы (Программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2012 .-79с.);
- с авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.);
- Программа курса. «Физика». 7–9 классы / авт.сост. Э.Т.Изергин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – с. – (ФГОС. Инновационная школа).
- Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. -48 с. – (Стандарты второго поколения).
Программа по физике для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Предлагаемая программа обеспечивает систему фундаментальных знаний основ физической науки для всех учащихся основной школы.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по физике составлена на основе обязательного минимума в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений по 2 часа в неделю в 7-9 классах, авторской программой А.В.Перышкина и в соответствии с выбранными учебниками:
А.В.Перышкин Физика 7 класс И.Д. «Дрофа» 2009 г.
А.В.Перышкин Физика 8 класс И.Д. «Дрофа» 2008 г.
А.В.Перышкин Е.М.Гутник Физика 9 класс И.Д. «Дрофа» 2008 г.
В программе, кроме перечня элементов учебной информации, предъявляемой учащимся, содержится перечень демонстраций и фронтальных лабораторных работ.
Цели и образовательные результаты представлены на личностном, метапредметном и предметном уровнях.
Структура программы
Программа по физике для основной школы включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимого на их изучение, включая школьный компонент; требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике; рекомендации по оснащению учебного процесса; календарно-тематическое планирование приложено отдельно.
Общая характеристика учебного предмета
Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цель изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующей цели:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Эта цель достигается благодаря решению следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;
- овладение учащимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;
- формирование у учащихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;
- овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам обучения физике в основной школе относятся:
- мотивация образовательной деятельности школьников;
- сформированность познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся;
- убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- понимание, а также умение объяснять следующие физические явления: свободное падение тел, явление инерции, явление взаимодействия тел, колебания математического и пружинного маятников, резонанс, атмосферное давление, плавание тел, большая сжимаемость газов и малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, испарение жидкости, плавление и кристаллизация вещества, охлаждение жидкости при испарении, диффузия, броуновское движение, смачивание, способы изменения внутренней энергии тела, электризация тел, нагревание проводника электрическим током, электромагнитная индукция, образование тени, отражение и преломление света, дисперсия света, излучение и поглощение энергии атомом вещества, радиоактивность;
- умение измерять и находить: расстояния, промежутки времени, скорость, ускорение, массу, плотность вещества, силу, работу силы, мощность, кинетическую и потенциальную энергию, КПД наклонной плоскости, температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, атмосферное давление, силу электрического тока, напряжение, электрическое сопротивление проводника, работу и мощность тока, фокусное расстояние и оптическую силу линзы;
- владение экспериментальным методом исследования в процессе исследования зависимости удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения от площади соприкасающихся тел и от силы давления, силы Архимеда от объёма вытесненной жидкости, периода колебаний маятника от его длины, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, силы индукционного тока в контуре от скорости изменения магнитного потока через контур, угла отражения от угла падения света;
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их для объяснения наблюдаемых явлений: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения импульса и энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, законы распространения, отражения и преломления света;
- понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми человек встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе, основанными на частных предметных результатах, являются:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить и фиксировать наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, кодировать извлечённую из опытов информацию в виде таблиц, графиков, формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений;
- умения применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитое теоретическое мышление, включающее умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, формулировать доказательства выдвинутых гипотез;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать различные источники информации.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями;
- умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символичной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, излагать содержание текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы;
- развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
- освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.
Метапредметные результаты при обучении физике в 7 классе:
- Овладение навыками:
- самостоятельного приобретения новых знаний;
- организации учебной деятельности;
- постановки целей;
- планирования;
- самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
- Овладение умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
- Понимание различий между:
- исходными фактами и гипотезами для их объяснения;
- теоретическими моделями и реальными объектами.
- Овладение универсальными способами деятельности на примерах:
- выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- разработки теоретических моделей процессов и явлений.
- Формирование умений:
- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах;
- анализировать и преобразовывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
- выявлять основное содержание прочитанного текста;
- находить в тексте ответы на поставленные вопросы;
- излагать текст.
- Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
- Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать правоту другого человека на иное мнение.
- Освоение приемов действий в нестандартной ситуации, овладение эвристическими методами решения проблем.
- Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по физике
познавательные:
- общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
- логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
- постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения
регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана
личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей
Лабораторных работ - 11;
Контрольных работ - 344
Зачётов - 2.
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ7 класс
(70 ч, 2 ч в неделю)
№ урока | Тема | Формы урока | Дата (план); ЧЕТВЕРТЬ, неделя | Дата (факт) |
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты Инструктаж по ТБ и ПБ | Лекция | 1 четверть 1 | ||
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений | Объяснение нового материала. | 1 | ||
Лабораторная работа № 1 | Лабораторная работа | 2 | ||
Физика и техника | Комбинированный урок | 2 | ||
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение | Объяснение нового материала. | 3 | ||
Лабораторная работа № 2 | Лабораторная работа | 3 | ||
Движение молекул | Комбинированный урок | 4 | ||
Взаимодействие молекул | Лекция | 4 | ||
Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел | Урок обобщения и систематизации знаний | 5 | ||
Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Зачет | 5 | ||
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Объяснение нового материала. | 6 | ||
Скорость. Единицы скорости. | Комбинированный урок | 6 | ||
Расчет пути и времени движения | Решение задач. | 7 | ||
Инерция | Объяснение нового материала. Решение задач. | 7 | ||
Взаимодействие тел | Комбинированный урок | 8 | ||
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах | Объяснение нового материала. | 8 | ||
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Лабораторная работа | 2 четверть 9 | ||
Плотность вещества | Объяснение нового материала. | 9 | ||
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | Лабораторная работа | 10 | ||
Расчет массы и объема тела по его плотности | Решение задач | 10 | ||
Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | Урок обобщения и систематизации знаний | 10 | ||
Контрольная работа №1 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | Контрольная работа | 11 | ||
Сила | Объяснение нового материала. | 12 | ||
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах | Комбинированный урок | 12 | ||
Сила упругости. Закон Гука | Объяснение нового материала. | 13 | ||
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела | Комбинированный урок | 13 | ||
Динамометр. Лабораторная работа№6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | Лабораторная работа | 14 | ||
. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | Решение задач. | 14 | ||
Сила трения. Трение покоя | Объяснение нового материала. | 15 | ||
Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»15 | Лабораторная работа | 15 | ||
Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил» | Решение задач | 16 | ||
Контрольная работа №2 по темам «Вес тела»,«Графическое изображение сил», «Силы»,«Равнодействующая сил» | Контрольная работа | 16 | ||
34. | Зачет по теме «Взаимодействие тел» | Зачет | 3 четверть 17 | |
33. | Давление. Единицы давления | Объяснение нового материала. Решение задач. | 17 | |
Способы уменьшения и увеличения давления | Комбинированный урок | 18 | ||
Давление газа | Лекция | 18 | ||
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля | Объяснение нового материала. | 19 | ||
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | Решение задач. | 19 | ||
Решение задач. Самостоятельная работа | Решение задач. Урок обобщения и систематизации знаний | 20 | ||
Сообщающиеся сосуды | Комбинированный урок | 20 | ||
Вес воздуха. Атмосферное давление | Комбинированный урок | 21 | ||
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | Объяснение нового материала. Решение задач. | 21 | ||
Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах | Решение задач. | 22 | ||
Манометры | Комбинированный урок | 22 | ||
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс | Решение качественных задач. | 23 | ||
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | Комбинированный урок | 23 | ||
Закон Архимеда | Объяснение нового материала. | 24 | ||
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Лабораторная работа | 24 | ||
Плавание тел | Объяснение нового материала. | 25 | ||
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел» | Решение задач | 25 | ||
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | Лабораторная работа | 26 | ||
Плавание судов. Воздухоплавание | Комбинированный урок | 26 | ||
Решение задач | Урок обобщения и систематизации знаний | 27 | ||
Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Зачет | 4 четверть 27 | ||
Механическая работа. Единицы работы | Объяснение нового материала. | 28 | ||
Мощность. Единицы мощности | Комбинированный урок | 28 | ||
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | Решение задач. | 29 | ||
Момент силы | Решение качественных задач. | 29 | ||
Рычаги в технике, быту и природе Лабораторная работа№10 «Выяснение условия равновесия рычага» | Лабораторная работа | 30 | ||
Блоки. «Золотое правило» механики | Объяснение нового материала. | 30 | ||
Решение задач | Решение задач по теме «Условия равновесия рычага» | 31 | ||
Центр тяжести тела | Комбинированный урок | 31 | ||
61. 62 | Условия равновесия тел | Объяснение нового материала. Комбинированный урок | 32 32 | |
63. | Коэффициент полезного действия механизмов Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Лабораторная работа | 33 | |
64 | Эн33ергия. Потенциальная и кинетическая энергия | Решение задач | 33 | |
65 | Превращение одного вида механической энергии в другой | Решение задач | 34 | |
66 | Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия» | Зачет | 34 | |
67 – 68 Повторение | 1.Урок обобщения и систематизации знаний 2.Итоговое занятие | 35 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса геометрии 10 класс
Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, на осно...
Рабочая программа курса алгебра 9 класс
Рабочая программа и КТП составлена на 136 часов в год( 4часа в неделю)...
Рабочая программа курса геометрии 9 класс
Рабочие программы основного общего образования по алгебре составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной прог...
Рабочая программа курса геометрии 9 класс
Рабочие программы основного общего образования по алгебре составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной прог...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа курса "Биология" для классов СПО
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ.На изучение курса биологии в соответствии с учебным планом колледжа выделено 78 часо...
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...