Исследовательский подход в обучении физики
статья по физике на тему

Остроухов Владимир Васильевич

Необходимость применения исследовательского подхода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskiy_podhod_v_obuchenii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский подход в обучении физики.

Формирование физической картины мира как части естественно – научной картины мира достигается при условии, что изучение физики как учебного предмета является, прежде всего, средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение её интеллектуальных возможностей.

Необходимость применения исследовательского подхода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования о совершенствовании форм и методов учебной работы. Исследовательский подход в обучении – такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на уроке, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования.

Функции исследовательского подхода в обучении:

  • Воспитание познавательного интереса;
  • Создание положительной мотивации учения и образования;
  • Формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
  • Развитие интеллектуальной сферы личности;
  • Формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности;
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, увидеть картину природы как единого целого.

Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы, планирование исследования, оформление результатов проведенного исследования.

Именно исследовательский подход в обучении ставит учащихся в позицию творческого участника процесса познания, а не пассивного потребителя готовой информации.

Таким образом, систематическое выполнение экспериментальных и исследовательских заданий развивает в учениках такие умения, как самостоятельная сборка экспериментальных установок, измерение физических величин, представление результатов опытов в виде таблиц, выводы из экспериментов и объяснение результатов своих наблюдений с теоретической позиции. Проводя уроки - исследования, можно  заметить, что этот процесс происходит на эмоциональном уровне, ученик, делая для себя открытие, практически подтверждает то, что узнал теоретически, и у него появляется мотивация к обучению и саморазвитию.

Использование кроссворда на этапе закрепления знаний придает особый, занимательно – мотивационный аспект процессу обучения, способствует развитию поисково-творческих способностей обучающихся, умению применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретенных сведениях.

Кроме того, применение на уроках компьютерных технологий дополняет практический эксперимент и объяснение учителя, позволяет глубже понять суть практической работы, учит творчески мыслить и расширяет кругозор учащихся.

Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Каковы функции? Их несколько, и все они находятся в диалектическом взаимодействии. К функциям исследовательского подхода в обучении относятся:

  • воспитание познавательного интереса;
  • создание положительной мотивации учения и образования;
  • формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
  • развитие интеллектуальной сферы личности;
  • формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

  1. во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
  2. в организации учебной и вне учебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
  3. в актуализации внутри предметных и межпредметных связей;
  4. в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
  5. в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.

Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения,

Исследовательский метод – это одна из форм проблемного обучения. Проблемная ситуация предполагает, что в ходе деятельности человек наталкивается на что-то непонятное и неизвестное. «Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации, результатом которого является формирование задачи (проблемы). Исследовательский метод – это тот случай, где самостоятельность учащихся достигает наиболее высокого уровня. Его цель – научить школьников самостоятельно осуществлять процесс познания. Имеется ввиду учебное исследование. Учение в процессе исследования устанавливает истины, новые только для него, а не для науки.

Исследовательский метод во многих случаях требует от учащихся использования различных источников. Учащиеся обращаются к дополнительной литературе, периодической печати, документам и обязательно пользуются информационными услугами компьютерных сетей.

Применение исследовательской технологии позволяет быстрыми темпами получать информацию, научить учащихся мыслить логично, научно, творчески. Способствует переходу знаний в убеждения, вызывает у учащихся глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах, формирует интерес к научному знанию. Установлено, что «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания их быстро можно восстановить.

. Одной из форм организации деятельности учащихся является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.

Научное искание (в нашем случае формирование исследовательского типа мышления), основанное на научном мировоззрении, может стать основой базовой культуры личности. Размышляя об общности научного мировоззрения, В.И. Вернадский писал: «В жизни нового времени, в разнообразии и вражде отдельных классов, национальностей, государств научная творческая работа является связующим и объединяющим элементом, так как основы ее не зависят от особенностей племенных или исторических».

Сложной является задача включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Во-первых, включиться в новую деятельность подросток может, лишь если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из субъектов.

Во-вторых, деятельность должна быть направлена на достижение вполне определенных, понятных ребенку целей, на решение конкретных задач.

В-третьих, деятельность, в которую включается подросток, должна восприниматься им как социально-значимая.

Организация исследовательской деятельности

на уроках

         

Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Функции исследовательского подхода в обучении:

- воспитание познавательного интереса;

- создание положительной мотивации учения и образования;

- формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

- развитие интеллектуальной сферы личности;

- формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование

  способов активной познавательной деятельности;

- развитие познавательной активности и самостоятельности.

Сущность исследовательского подхода в обучении:

- введение общих и частных методов научного исследования в процесс

  учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на

  практике);

- организация учебной и внеучебной научно-образовательной,

  поисково-творческой деятельности;

- актуализация внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

- изменение характера взаимоотношений «учитель – ученик – коллектив

  учащихся в сторону сотрудничества.

          Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.

          Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.

          Прием сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений. Использование приема сопоставления дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия.

          Прием доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений; этот прием направлен на формирование у учащихся умений оценивать социально-политические явления в жизни общества.

          Прием обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательских и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский подход в конструировании современного урока.

В современном мире, где  процесс появления новых знаний ускоряется настолько, что  возникает потребность в новых профессиях, от педагога требуется готовность  к постоянному обновлению и...

Методы и приёмы исследовательского подхода при работе с текстовой информацией на уроках русского языка.

Организовать работу с текстовой информацией на уроках русского языка помогает применение технологии исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность — самостоятельная деятельн...

Исследовательский подход при обучении на уроках химии

Исследовательский подход при обучении на уроках химии даёт возможность во-первых, помочь обучающимся в осознании проблемности предъявляемых задач, во-вторых, найти способы сделать разрешение проблемны...

Эссе на тему «Исследовательский подход на уроке нужен для педагога или учащихся?».

Педагогическое рассуждение на тему актуальности деятельностного подхода в преподавательской практике....

Исследовательский подход на уроках русского языка

Методические материалы с презентацией (по материалам обобщения опыта  по теме "Исследовательский подход на уроках русского языка" )...

Урок химии в логике исследовательского подхода

Работа включает план урока, технологическую карту урока и карту с учётом вариативности....

Использование элементов исследовательского подхода во внеурочной деятельности по географии и краеведению

Из опыта работы учителя географии по использованию элементов исследовательского подхода в учебно-воспитательном процессе....