Исследовательский подход в обучении физики
статья по физике на тему
Необходимость применения исследовательского подхода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_podhod_v_obuchenii.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский подход в обучении физики.
Формирование физической картины мира как части естественно – научной картины мира достигается при условии, что изучение физики как учебного предмета является, прежде всего, средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение её интеллектуальных возможностей.
Необходимость применения исследовательского подхода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования о совершенствовании форм и методов учебной работы. Исследовательский подход в обучении – такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на уроке, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования.
Функции исследовательского подхода в обучении:
- Воспитание познавательного интереса;
- Создание положительной мотивации учения и образования;
- Формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
- Развитие интеллектуальной сферы личности;
- Формирование умений и навыков самообразования, т.е. формирование способов активной познавательной деятельности;
- Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, увидеть картину природы как единого целого.
Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей, сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы, планирование исследования, оформление результатов проведенного исследования.
Именно исследовательский подход в обучении ставит учащихся в позицию творческого участника процесса познания, а не пассивного потребителя готовой информации.
Таким образом, систематическое выполнение экспериментальных и исследовательских заданий развивает в учениках такие умения, как самостоятельная сборка экспериментальных установок, измерение физических величин, представление результатов опытов в виде таблиц, выводы из экспериментов и объяснение результатов своих наблюдений с теоретической позиции. Проводя уроки - исследования, можно заметить, что этот процесс происходит на эмоциональном уровне, ученик, делая для себя открытие, практически подтверждает то, что узнал теоретически, и у него появляется мотивация к обучению и саморазвитию.
Использование кроссворда на этапе закрепления знаний придает особый, занимательно – мотивационный аспект процессу обучения, способствует развитию поисково-творческих способностей обучающихся, умению применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретенных сведениях.
Кроме того, применение на уроках компьютерных технологий дополняет практический эксперимент и объяснение учителя, позволяет глубже понять суть практической работы, учит творчески мыслить и расширяет кругозор учащихся.
Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении — это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Каковы функции? Их несколько, и все они находятся в диалектическом взаимодействии. К функциям исследовательского подхода в обучении относятся:
- воспитание познавательного интереса;
- создание положительной мотивации учения и образования;
- формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
- развитие интеллектуальной сферы личности;
- формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;
- развитие познавательной активности и самостоятельности.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
- во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
- в организации учебной и вне учебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
- в актуализации внутри предметных и межпредметных связей;
- в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
- в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.
Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; приемы и средства стимулирования учения,
Исследовательский метод – это одна из форм проблемного обучения. Проблемная ситуация предполагает, что в ходе деятельности человек наталкивается на что-то непонятное и неизвестное. «Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации, результатом которого является формирование задачи (проблемы). Исследовательский метод – это тот случай, где самостоятельность учащихся достигает наиболее высокого уровня. Его цель – научить школьников самостоятельно осуществлять процесс познания. Имеется ввиду учебное исследование. Учение в процессе исследования устанавливает истины, новые только для него, а не для науки.
Исследовательский метод во многих случаях требует от учащихся использования различных источников. Учащиеся обращаются к дополнительной литературе, периодической печати, документам и обязательно пользуются информационными услугами компьютерных сетей.
Применение исследовательской технологии позволяет быстрыми темпами получать информацию, научить учащихся мыслить логично, научно, творчески. Способствует переходу знаний в убеждения, вызывает у учащихся глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах, формирует интерес к научному знанию. Установлено, что «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания их быстро можно восстановить.
. Одной из форм организации деятельности учащихся является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности.
Научное искание (в нашем случае формирование исследовательского типа мышления), основанное на научном мировоззрении, может стать основой базовой культуры личности. Размышляя об общности научного мировоззрения, В.И. Вернадский писал: «В жизни нового времени, в разнообразии и вражде отдельных классов, национальностей, государств научная творческая работа является связующим и объединяющим элементом, так как основы ее не зависят от особенностей племенных или исторических».
Сложной является задача включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность. Во-первых, включиться в новую деятельность подросток может, лишь если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из субъектов.
Во-вторых, деятельность должна быть направлена на достижение вполне определенных, понятных ребенку целей, на решение конкретных задач.
В-третьих, деятельность, в которую включается подросток, должна восприниматься им как социально-значимая.
Организация исследовательской деятельности
на уроках
Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Функции исследовательского подхода в обучении:
- воспитание познавательного интереса;
- создание положительной мотивации учения и образования;
- формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
- развитие интеллектуальной сферы личности;
- формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование
способов активной познавательной деятельности;
- развитие познавательной активности и самостоятельности.
Сущность исследовательского подхода в обучении:
- введение общих и частных методов научного исследования в процесс
учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на
практике);
- организация учебной и внеучебной научно-образовательной,
поисково-творческой деятельности;
- актуализация внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;
- изменение характера взаимоотношений «учитель – ученик – коллектив
учащихся в сторону сотрудничества.
Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.
Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.
Прием сопоставления играет важную роль в процессе усвоения новых понятий, фактов, явлений. Использование приема сопоставления дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия.
Прием доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений; этот прием направлен на формирование у учащихся умений оценивать социально-политические явления в жизни общества.
Прием обобщения имеет немалое значение в ходе выполнения учащимися различных видов исследовательских и творческих заданий. Творческий характер учебного познания при исследовательском подходе требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский подход в конструировании современного урока.
В современном мире, где процесс появления новых знаний ускоряется настолько, что возникает потребность в новых профессиях, от педагога требуется готовность к постоянному обновлению и...
Методы и приёмы исследовательского подхода при работе с текстовой информацией на уроках русского языка.
Организовать работу с текстовой информацией на уроках русского языка помогает применение технологии исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность — самостоятельная деятельн...
Исследовательский подход при обучении на уроках химии
Исследовательский подход при обучении на уроках химии даёт возможность во-первых, помочь обучающимся в осознании проблемности предъявляемых задач, во-вторых, найти способы сделать разрешение проблемны...
Эссе на тему «Исследовательский подход на уроке нужен для педагога или учащихся?».
Педагогическое рассуждение на тему актуальности деятельностного подхода в преподавательской практике....
Исследовательский подход на уроках русского языка
Методические материалы с презентацией (по материалам обобщения опыта по теме "Исследовательский подход на уроках русского языка" )...
Урок химии в логике исследовательского подхода
Работа включает план урока, технологическую карту урока и карту с учётом вариативности....
Использование элементов исследовательского подхода во внеурочной деятельности по географии и краеведению
Из опыта работы учителя географии по использованию элементов исследовательского подхода в учебно-воспитательном процессе....