Эссе на тему «Исследовательский подход на уроке нужен для педагога или учащихся?».
статья по химии на тему

Коваль Ирина Николаевна

Педагогическое рассуждение на тему актуальности деятельностного подхода в преподавательской практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

                     Педагогическое эссе на тему:

«Исследовательский подход на уроке нужен для педагога или учащихся?».

Автор: Коваль И.Н., учитель химии, биологии, член литературного объединения «Заполярье».

В каждой профессии есть свои  особенности. У психологов – диагностика, у экономистов, скажем, - рентабельность, у инженеров – коэффициент полезного действия... Но суть перечисленного - одна.  Любое профессиональное действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами. Затратами наших сил, нервов, времени. Учитель, даже молодой, интуитивно стремится к эффективности своего труда,  следит за изменениями Государственного стандарта, знакомится с инновациями, пробует, применяет, делает свои выводы…

Получается, что реальная практика учителя – сплошной эксперимент.  Жизнь постепенно отбрасывает те приёмы, которые требуют  слишком много усилий, но не гарантируют формирования у ребёнка задуманного.  И только успешный стажист, пропуская всё сквозь призму своего опыта, когда не чувствует системных изменений, вдруг видит псевдоновизну,. Ведь новизна является таковой, если не имеет аналогов. Получается, что Стандарт есть, а в выборе технологии мы вольны… Как же не наделать ошибок и прибиться, наконец-то, к такой руководящей идее, которая будет полезна и ученику, и учителю?

Мы часто слышим слова, вроде - «они ничего не привыкли делать самостоятельно», «им ничего не интересно», «контроля со стороны родителей нет»…И в тоже время, «они» прекрасно владеют компьютером, набирают текст, не глядя на клавиатуру, общаются по «скайпу», побеждая время и расстояние. Отдельные индивиды, выйдя из школы и имея посредственные результаты, становятся успешными бизнесменами, талантливыми менеджерами, к двадцати пяти - тридцати годам «сколачивают» солидный капитал…  А что же ты? Так и стоишь у доски со своим мелком, рассказывая о каком-то там  неосязаемом донорно-акцепторном механизме,  демонстрируешь своё превосходное знание предмета, в то время как  ученик изо всех сил пытается запомнить свойства каких-то там алканов,  алкенов  или алкадиенов (в лучшем случае)?  Конечно, мы уже осознали, что передаём ученику схоластическую сумму знаний, как ненужный балласт. Но объёмы этих знаний, согласно Госстандартам, такие, что каждый раз искать условия и границы их применимости, различные связи и соотношения с жизнью нет времени! Что же делать? Как работать? Где же тот урок, на который хочется идти и учителю, и ученику? Как сформировать это самое «новое мышление», самому имея «старую закваску»?

Отделяем «зёрна от плевел». Будем  отталкиваться от природы, используя мудрость великих мыслителей.

  1. «Способность познавать всё – это врождённое качество человека». Сюнь-цзы.

Замечательно, что мы видим в процессе познания генетику! Будем верить, что это качество развивается с пелёнок.

  1. «Способность к знанию – это прирождённый дар, благодаря которому приобретается знание, но это ещё не само знание, подобно тому, как видят солнце, обладая способностью видеть».   Поздние моисты.

Весомый аргумент в пользу поиска единственно верных способов приобретения знаний! Где же они?

  1. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Бернард Шоу.

И, наконец-то, энциклопедический словарь: «Вид познавательной деятельности, процесс выработки новых знаний – исследование».

Свершилось?

Объектом исследования химии является вещество и его превращения. Чтобы изучить вещество, надо, чтобы оно как-то себя проявляло. Что мы предлагаем?  Ставим проблемный вопрос и создаём условия для эксперимента. Так или иначе, но учителю-химику дана такая универсальная учебная деятельность как опыт, химическое явление, маленькое, реальное открытие, которое является генетическим в области познания мира вообще. Но организовать в эксперименте поиск – сложнейшая из задач учителя!  Он ведь и сам, наверное,  не был участником научного исследования, имитировать которое пытается для учеников.  Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, управляемых учителем, их самостоятельной познавательной деятельности, необходимо организовать эти поиски, развивать познавательную деятельность учащихся, что, несомненно, более сложно и требует методической подготовки более высокого уровня, чем просто объяснение изложенного в школьном учебнике материала и требование его заучивания учащимися. Но игра, несомненно, стоит свеч!

Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых, он формирует черты творческой деятельности.  В-третьих, является условием формирования интереса. В-четвертых, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.

И вот, что интересно! Парадоксом исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле идей такого обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом-исследователем, но не носителем всех знаний на свете! В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей.

Тем самым, мы несомненно увидели, что исследовательский подход на уроке – это та необходимая составляющая современной педагогики, которая делает ученика и учителя равноправными партнёрами, а сам урок – источником впечатлений, информации, общения, где присутствует динамизм, конструктивность и  мобильность. Такой подход нужен и учителю, и ученику. А расхожая фраза «Нет проблем!», господа химики, очевидно не для нас. Проблемы, проблемы и ещё раз проблемы…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме индивидуальный подход на уроках английского языка

Статья, касаема вопросов организации учебной деятельности школьников на уроках английского языка при индивидуальном и дифференцированном подходах, а также о формах индивидуализации и дифференциации об...

Статья на тему "Деятельностный подход на уроках иностранного языка"

Одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся на иностранном языке является обучение общению. Научить детей общаться естественным образом на иностранном языке в услов...

Отчёт по методической теме «Интегрированный подход на уроках русского языка и литературы»

Обоснование значимости методической темы  Учебные дисциплины: русский язык и литература относятся к циклу гуманитарных предметов. Процесс преподавание таких предметов связан с использованием боль...

Исследовательский подход на уроках русского языка

Методические материалы с презентацией (по материалам обобщения опыта  по теме "Исследовательский подход на уроках русского языка" )...

Эссе на тему "Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?"

Размышления на тему "Что принесет учителю новый стандарт педагога?"...

Эссе на тему: «Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения!!!».

Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения«Уча других, мы учимся сами».Луций Анней Сенека Вы спросите почему Я выбрала эту цитату? Потому что каждый день на пороге...

Эссе на тему: Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения!

Эссе на тему: Инновационные подходы в преподавании. Мои маленькие достижения!...