Исследовательский подход на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Методические материалы с презентацией (по материалам обобщения опыта по теме "Исследовательский подход на уроках русского языка" )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_podkhod_na_urokakh_russkogo_yazyka.pptx | 163.04 КБ |
issledovatelskiy_podkhod_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 39.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель учителя - организатора исследовательской деятельности организация системы работы, основанной на поэтапном приобщении учащихся к исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.
Различие между учебным и научным исследованиями Цель - приобретение учащимися функционального навыка исследования , развитии способности к исследовательскому типу мышления , активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Учебное исследование Цель- приобретение самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося, имеющих практическую направленность Проектное исследование Цель - производство новых знаний в общекультурном значении Научное исследование
Психологический аспект исследовательских навыков мышления+ укрупнение дидакт ед-ц , л-о обучение Проектный метод Д.Дьюи Культурно-историческая теория Л.С. Выготского Психо проблемное обучение И.Я. Лернера Развивающее обучение В.В.Давыдова Теория рефлексивного мышления Н.Г.Алексеева Концепция свободного воспитания С.Т.Шацкого (юношеские научные общества и малые академии наук 50-80 гг )
Типология учебных исследований учащихся По целям Инновационные (предполагающие получение объективно новых научных результатов) и репродуктивные. По содержанию Эмпирические и теоретические. Естествознание и гуманитарная сфера. Монопредметные, межпредметные, надпредметные. По методам Экспериментальные и др. По времени и месту Урочные (на уроках и факультативах) и внеклассные. По продолжительности Кратковременные (урок или его часть), среднесрочными (несколько дней или недель), долговременными (месяцы или годы). По составу участников Индивидуальные, коллективные.
Цель учебной исследовательской деятельности развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности ; развитие способности к исследовательскому типу мышления; активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося)
4) работа с первоисто-чниками и свидетельствами при разработке версий; 5) анализ и принятие на основе анализа одной версии в качестве истинной . 1) Выделени е в учебном материале проблемных точек , предполагающих неоднозначность; конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала ; 2) формирование или выделение гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование 3 ) работа с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала , сравнения и др .); Технология исследова-тельской деятельнос-ти
НАВЫКИ выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию ; умения видеть логические взаимосвязи между фактами, поиск аналога для нового варианта решения проблемы , доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.
Приёмы Прием сопоставления Прием доказательства ( анализ явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений ) Прием выдвижения гипотез ( доказательство гипотезы или аргументированное обоснование ее неправомерности ) Прием обобщения ( обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи индуктивно-дедуктивных или дедуктивно-индуктивных рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод )
Домашнее задание. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». Докаж ите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы . Домашнее задание. «В русских словах приставка не может стоять после корня». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.
Анализ способов описания Задание. Даны следующие примеры, иллюстрирующие основные способы словообразования имени существительного и прилагательного. Имя существительное: Приставочный — безоблачность. Суффиксальный — орешник. Приставочно -суффиксальный — подосиновик. Сложение — паровоз Имя прилагательное: Приставочный — досрочный. Суффиксальный — серебряный. Приставочно-суффиксальный — безымянный. Сложение — прошлогодний. Найдите ошибочные примеры и подберите к этим способам словообразования более удачные иллюстрации.
Анализ противоречащих интерпретаций Задание. Три студента-филолога до начала занятия решили сверить домашнее задание. Оказалось, что они по-разному разобрали слово следовательно: след-ова-тель-н-о; след-ова-тель-но ; след-ова-тельн-о ; след-ова-тельно . Каждый готов был доказывать правильность своего разбора. Какие аргументы привел каждый из них? Кто из них разобрал слово подберезовик так: под-берез-овик .
Задания по анализу материала, вводящие новое понятие, способ интерпретации. Задание. Можно ли считать синонимичными суффиксы - изн -, -от- и -ев- в словах белизна, краснота, синева ? ( Каково значение этих суффиксов?) Чем отличаются от этих примеров слова зелень, глушь и чернь?
Задание: запишите словообразовательную цепочку, восстановив недостающие звенья, укажите словообразовательные морфемы. 1) Вода → водянистость 2) Юбилей → предъюбилейный 3) Резать → изрезаться. Одинаков ли способ образования слов «изрезаться» и «исстрадаться»?
Исследовательское задание по сбору языкового материала с последующим его анализом и выходом на проблему Домашнее задание. Подберите и выпишите на листок 7 слов, наиболее сложных для словообразовательного разбора.
А ) От каких слов и каким способом образовались данные устаревшие и диалектные слова? Приведите примеры современных слов, образованных некогда по такой же модели. Сформулируйте общее (словообразовательное) значение, объединяющее слова этого типа. Какие конкретные предметы могут ими обозначаться? Сушило, седало , пяло, мяло, било, колотило, писало, стукало, махало. Что объединяет данные слова? Можно ли в современном языке найти слова с такими же признаками? Б) Как вы понимаете смысл выделенного выражения: Приказчик человек тёртый, бывавший и в мяле и в пяле.
Произведите этимологический анализ слов, восстанавливая морфемный состав, укажите древнее значение. Что такое де этимологизация? С помощью каких слов можно раскрыть этот термин? Дар, дача, доблесть, кольцо, крыльцо, мир, неряха , окно, пир, порошок, столица, ящик, пир, мир, порох. Для справок : ряхый – «красивый», доблий – «храбрый» , яск – «корзина», порох, дати – «дать», коло – «колесо» , око – «глаз» , крыло, стол, пити – «пить», мити – «мирить, примирять» Вилка, крылатый, мешок, крыльцо, столица; Голубой, коричневый, фиолетовый. Красить, сердиться.
Найти слова, связанные этимологически. Карга, каракуль, карий, карболка, карета, карикатура, карандаш, карать, карбонад, карбонарий. Треск, треска, трескать, трескаться, трещать. Колодец, колея, колесо, околица, колокол. Ветчина, ветхий, ветка, ветошь.
Лексическое значение фразеологизма Витать в облаках . Установите исконное значение слова ВИТАТЬ, учитывая следующие факты Учитывая аналогичное изменение звуков на стыке приставки и корня, восстановите исторический корень и укажите родственные слова с полным корнем: обёртка, обязать, обод, обычай, оболочка, обладать, обоз, обидеть . Соответствие с корнями латинского происхождения : Виталий, витамин. Этимологическое родство со словами обитель, обитать, обитатель (об- - этимол приставка, нач . звук корня вит- выпал) obvitati→obitati Попробуйте раскрыть связь слов ОБОНЯНИЕ и БЛАГОВОНИЕ; ОБЛАСТЬ и ВОЛОСТЬ
Сравните слово брат в индоевропейских языках: брат (русск.) brother (англ.) brat (польск.) Bruder (нем.) brathir (ирл.) bhrata (санскр.) Слова очень похожие, но разные. О чем это говорит?
русский украинский белорусский болгарский польский чешский отец отець айцец отец о jciec otec мать ma т i мац i майка matka matka сын син сын син syn syn брат брат брат брат brat bratr сестра сестра сястра сестра siostra sestra
Сумно , сумно аж за край... Не дивись на мене, грай, музико , грай! Зимно , зимно на душі ... Забирай, що хочеш , тількі залиши Одну калину за вiкном , Одну родину за столом, Одну стежину , щоб до дому йшла сама , Одну любов на все життя , Одну журбу до забуття І Україну , бо в нас іншої нема!
Предварительный просмотр:
Исследовательский подход на уроках
русского языка.
Транслируемое знание не выполняет роли средства, развивающего личность. Учащихся занимают в учебном процессе пассивную роль и быстро теряют интерес к учёбе.
Часто, получая задание, ученик не может увидеть его «проблемные» точки, не знает, с чего начать его выполнение - подпункты. Найденную информацию ученики не всегда могут структурировать. Если же в задании прописан алгоритм работы, как в большинстве заданий учебников, деятельность ученика простроена заранее. Средний выпускник школы не обладает навыком самостоятельной работы с информацией, у него не развит навык анализа и обобщения. А перед нами задача - ориентировать его не только на поиск информации, но и на самостоятельное решение проблемы, организацию своей деятельности по её решению. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых ученик может занять активную личностную позицию. Так возникла идея о приобщении учащихся к исследовательской деятельности. Использование этого метода в преподавании русского языка и литературы помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.
Как организатор исследовательской деятельности я ставлю цель: СЛАЙД 2 организация системы работы, основанной на поэтапном приобщении учащихся к исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.
Теоретические основы исследовательского опыта
В программах 20-х гг. отмечалось, что значение метода главным образом в том, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и добытые знания и навыки уметь применять в жизни. [1]. Как психологический аспект исследовательских навыков мышления СЛАЙД 4.
Ведущий специалист в области организации исследовательской деятельности школьников Леонтович А.В. считает, что психологической основой исследовательской деятельности учащихся является поисковая активность, присущая каждому человеку. СДЕЛАТЬ ЕЁ осознанной и целенаправленной, тогда она обуславливает исследовательское поведение и предполагает применение соответствующих средств. Но поисковую активность надо будить.
С этой точкой зрения перекликается мнение профессора А.И. Савенкова, считающего, что «основа исследовательского поведения – психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределённой ситуации. Таким образом, исследовательская деятельность по сути своей предполагает активную познавательную позицию, основанную на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос...
Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. видят суть этой деятельности в «определении конкретных способов и средств действий через постановку проблемы.
Типы исследований СЛАЙД 5
Принято отличать собственно исследование, направленное на открытие объективно нового знания, от учебного исследования, которое средствами научного познания приводит учащегося к субъективному открытию знания, полученного учеными ранее. Главной целью исследовательской деятельности в образовании является СЛАЙД 6
1. развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.
2. приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для них. В этом, по мнению Леонтовича, заключается серьёзный обучающий потенциал этих проблем. Предъявляя такую проблему для исследования, учитель зачастую знает ее результат, ход решения и черты деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Тем самым он предусматривает деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности.
Несмотря на разницу в подходах разных МЕТОДИСТОВ, видно, что процесс исследовательского поиска учёного и этапность учебного исследования школьника в основных своих чертах схожи. этапы:
Выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию, постановка проблемы;
формулировка гипотезы; планирование и разработка учебных действий;
сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
анализ, проверка гипотез;
формулирование решения, объяснения; проверка решения:
выводы, презентация итогов.
Основываясь на работах А.И. Савенкова, можно сказать, что базой исследовательской компетенции служат исследовательские способности, которые проявляются в исследовательском поведении учащихся:
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Исследовательские задания моделируют исследовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы на каждом уроке-исследовании.
Технология исследовательской деятельности СЛАЙД 7
При использовании исследовательского подхода вырабатываются следующие навыки: СЛАЙД 8
Кроме того, исследовательская деятельность помогает учащемуся научиться работать с литературой, обобщать выводы различных авторов, выступать перед аудиторией, вести диалог с оппонентом; формулировать результаты наблюдений и коротко их описывать; делать выводы и излагать их в различной форме (в т.ч. в форме докладов, рефератов, тезисов).
Мне как учителю-практику близок принцип широкой трактовки понятия «исследование» профессора Савенкова. В методлитературе это понятие часто сводится к опытной стороне исследовательской практики. При таком сужении понятия «исследование» к исследовательским умениям и навыкам относят только имеющие прямое отношение к опытному знанию. Между тем эти навыки (умение видеть проблему, структурировать материал, полученный в ходе собственных изысканий, умение доказывать и защищать свои идеи и даже извлекать принципиально новую информацию на основе анализа текстов) необходимы любому исследователю. Психологи считают, что легко усваивается материал, включенный в активную работу мышления, но не всё, что осваивает ребенок в образовании, он должен открывать в ходе самостоятельных изысканий. Потому исследовательские методы следует сочетать с репродуктивными.
Как основные формы работы с учащимися использую:
- уроки-исследования разных типов;
- организация учебных занятий с использованием элементов исследовательской технологии, отдельных исследовательских методов и приемов;
- практические занятия по освоению элементов технологии (как в урочное время для учащихся всего класса, так и во внеурочное – для всех желающих);
- индивидуальные и групповые консультации на различных этапах выполнения исследования;
- деловые игры с исследовательской направленностью;
- участие школьников в разнообразных конкурсах исследовательских работ различных уровней;
В развитии этих умений использую приёмы СЛАЙД 9
Я придерживаюсь точки зрения Леонтовича, что большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи, требующие прохождения основных этапов процесса исследования.
1.отработать этапы исследования настолько, чтобы алгоритм перешёл на подсознательный уровень ученика. 2. Подбирать или конструировать задания без готового алгоритма, постепенно обучая его построению детей. Суть исследовательского метода при этом - способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.
На уроках русского языка можно отрабатывать такие этапы исследовательской деятельности, как постановка проблемы, сбор языкового материала, ндилиз существующих в литературе способов описания и методов анализа материала, собственно анализ материала (первоисточника).
Обучение на уроках строится на заданиях учебно-исследовательского характера, используются проблемные задания по русскому языку, которые, чтобы обеспечить выход на новую информацию, должны содержать движение в сторону открытия новой информации, иметь открытый финал. СЛАЙД 10
Домашнее задание. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.
Домашнее задание. «В русских словах приставка не может стоять после корня». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.
Т.е. подбираются или формулируются задания, где целью поиска языковых фактов является ответ на проблемный вопрос, предполагающий неоднозначный ответ. Проблема (вычленяется в задании), подбор материала для наблюдений более подготовленные осуществляют самостоятельно, менее подготовленные – из материала, предложенного учителем.
Анализ способов описания как этап исследования
Задание. Даны следующие примеры, иллюстрирующие основные способы словообразования имени существительного и прилагательного. . СЛАЙД 11
Имя существительное:
Приставочный — безоблачность.
Суффиксальный — орешник.
Приставочно –суффиксальный — подосиновик.
Сложение — паровоз
Найдите ошибочные примеры и подберите к этим способам словообразования более удачные иллюстрации - проводят наблюдение, в ходе выявляют проблему (ошибочный пример). И хотя проблема с т. зр. сторонников строго научного исследования носит скорее прикладной характер, тем не менее отработка необходимых этапов проводится. Выдвижение и проверка гипотез, защита, подбор своих примеров - отрабатываются все необходимые ступени исследования.
Ещё один этап – анализ противоречащих интерпретаций СЛАЙД 12
Задание. Три студента-филолога до начала занятия решили сверить домашнее задание. Оказалось, что они по-разному разобрали слово следовательно. Какие аргументы привел каждый из них?
Алгоритм работы разрабатываем с учащимися:
Вычленить проблему в задании (какой разбор верный?, сформулировать гипотезы – варианты разборов, в ходе построения словообразовательных цепочек проводим наблюдения; проверяя гипотезы, выясняем, почему возникли ошибки – анализ, вывод, обоснование (если ученик или группа работали самостоятельно – защита результатов).
Задания такого вида использую как пролог к проблемной беседе.
В конце изучения темы можно осложнить задание, предложив в качестве проблемного вопрос Кто из них разобрал слово подберезовик так: под-берез-овик (о принципах концентра будет сказано ниже).
Анализ материала, выводящий классификацию. СЛАЙД 13,14
Задание. Можно ли считать синонимичными суффиксы -изн-, -от- и –ев- в словах белизна, краснота, синева? ( Каково значение этих суффиксов?) Чем отличаются от этих примеров слова зелень, глушь и чернь?
Задание вновь прописывает алгоритм деятельности. Чтобы преобразовать его в исследовательское, можно убрать вопрос, играющий роль подсказки (в скобках). Вычленив в задании проблему, ученики должны самостоятельно прийти к вопросу о значении суффиксов, проверяя гипотезу подбором примеров, рассуждают об общем значении слов зелень, глушь и способе их словообразовании.
Считаю особо актуальными упражнения, которые полностью моделируют цикл исследовательской деятельности – исследовательские задания по сбору языкового материала с последующим его анализом и выходом на проблему.
СЛАЙД 15 Домашнее задание. Подберите и выпишите на листок 7 слов, наиболее сложных для словообразовательного разбора.
В классе эти слова разбирает сосед по парте. После самопроверки пара выбирает из своих 14 слов 5 наиболее сложных и неоднозначных и обменивается новым списком с другой парой. Самопроверка. Все случаи, в которых четверка не достигла согласия, выписываются на доску. Таким образом, анализ материала ведет к выявлению проблемы. Способ решения возникших проблем зависит от учителя и возможностей учащихся (объяснение, проблемная беседа, исследование). Одну из выявленных таким образом проблем можно оформить как индивидуальную или групповую исследовательскую работу.
На любую из этих проблем нацеливаю учащихся, частично подобрав необходимый материал.
Задания даются различных уровней сложности в зависимости от возраста и уровня подготовки учеников. Вначале помогаю увидеть проблему, сформулировать гипотезы и выстроить схему работы. Затем дети делают это с помощью учителя. Постепенно подвожу их к самостоятельной работе. При этом подбираю или преобразовываю задания так, чтобы алгоритм не был простроен заранее.
Очень полезны в этом отношении упражнения, связанные с этимологическим анализом.
Если сразу предложить задание
СЛАЙД 16 А) От каких слов и каким способом образовались данные устаревшие и диалектные слова? Приведите примеры современных слов, образованных некогда по такой же модели. Сформулируйте общее (словообразовательное) значение, объединяющее слова этого типа. Какие конкретные предметы могут ими обозначаться?
Что объединяет данные слова? Можно ли в современном языке найти слова с такими же признаками?, несложно заметить, что в формулировке задания все действия предписаны, хотя предложена задача повышенной лингвистической сложности. Чтобы логически подготовить учеников, провожу их через следующие этапы.
Произведите морфемный разбор (слова для разбора записаны на доске, вслух не читаю)
шило, стекло, мыло
Вначале возникают гипотезы (варианты разборов). Но приступив к работе, ученики сталкиваются с трудностью. Неизбежно появляются вопросы по поводу ударения, частей речи. Какие варианты? На что это влияет?)- При помощи этимологического анализа выясняем разницу – в ударении, частеречной принадлежности, отсюда – морфемном составе.
И после этого первое предложенное задание может выполнено. Но чтобы создать ситуацию поиска, задание переконструировано следующим образом.
Сушило, седало, пяло, мяло, било, колотило, писало, стукало, махало.
Что объединяет данные слова? Можно ли в современном языке найти слова с такими же признаками?
При таком задании ученики при помощи учителя выстраивают последовательность действий.
Какова проблема? Гипотезы? Чтобы ответить, что вы сделаете - сначала, потом?
Задания с использованием этимологического анализа использую с 5 класса как очень полезные в воспитании исследовательских навыков.
СЛАЙД 17 Произведите этимологический анализ слов, восстанавливая морфемный состав, укажите древнее значение.
Дар, дача, доблесть, кольцо, крыльцо, мир, неряха, окно, пир, порошок, столица, ящик, пир, мир, порох.
Первое знакомство со словами порождает предположения, но очевидна сложность. После её возникновения предлагаются слова для справок
- Для справок: ряхый – «красивый», доблий – «храбрый», яск – «корзина», порох, дати – «дать», коло – «колесо» , око – «глаз», крыло, стол, пити – «пить», мити – «мирить, примирять»
После выполнения задания дети чувствуют несоответствие между уровнем своей подготовки и заданием. Логично их замечание: «Мы не знали …». И так же логично знакомство с этимологическими словарями как источниками ценной и интересной информации. В подобных случаях важно ещё одно правило, описанное Савенковым – от удивления к познанию. Умение удивиться, озадачиться – по мнению учёного, хороший стимул к возникновению исследовательского поведения, особенно если ребёнок вооружён знанием, где и как добыть заинтересовавшую информацию.
Программирование учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Пройдя первый круг в начале раздела или урока, целесообразно вернуться к аналогичным занятиям позднее: в конце урока, темы, в старшем классе. При сохранении общей направленности заданий они усложняются от ступени к ступени. Примером такого возвращения может быть задание по деэтимологизации слов,
Что такое деэтимологизация? С помощью каких слов можно раскрыть этот термин?
- Вилка, крылатый, мешок, крыльцо, столица;
- Голубой, коричневый, фиолетовый.
- Красить, сердиться.
(слова вперемешку). Алгоритм определяем с учениками. Определяем, в чём сложность (проблема) – 1.термин ДЕЭТИМОЛОГИЗАЦИЯ, 2.суть процесса, пытаемся определить значение и происхождение (этимологию) слов. О словарях как об источнике информации сообщают ученики. Отталкиваясь от выясненных значений, раскрываем значение термина.
об этимологическом родстве слов, похожих по звучанию, но имеющих различных этимологических «предков»
СЛАЙД 18 Найти слова, связанные этимологически. Найти слова, связанные этимологически ПРОБЛЕМА: есть ли такие слова? Какие (обосновать)? Принцип группировки? (Для решения задачи ученики после выстраивания алгоритма обращаются к определению этимологии слов при помощи этимологического словаря (при необходимости - нескольких), установлению этимологических связей).
СЛАЙД 19 Задание.
Алгоритм уже задан. Учитель изменяет формулировку задания.
Можно ли установить взаимосвязь между словом ВИТАТЬ во фразеологизме Витать в облаках со словами Виталий, витамин. укажите лексическое значение родственные слова с полным корнем: обёртка, обязать, обод, обычай, оболочка, обладать, обоз, обидеть.
СЛАЙД 20
Задания по анализу материала, выявляющие определенную закономерность
Задание.
- Сравните слово брат в индоевропейских языках:
брат (русск.),
brother (англ.),
brat (польск.),
Bruder (нем.),
brathir (ирл.),
bhrata (санскр.)
Слова очень похожие, но разные. О чем это говорит? Задание такого типа предваряет проблемную беседу о родстве языков, о фонетических процессах, приводящих к различному звучанию).
Задание.
Что находим в немецком языке на месте английского сочетания [st] в начале слова?
Стоять, оставаться | to stay | stehen |
Начинать | to start | starten |
Улица | a street | die Strasse |
Студент | a student | der Student |
Пишу слово по-русски и по-немецки, а ученики переводят на английский. Задания такого типа полезны не только с точки зрения межпредметных навыков и приёмов сопоставления, обобщения и т.д. Они пробуждают исследовательское поведение и интерес к внутрилингвистическим вопросам, показывают их связь с историческими и культурными процессами.
СЛАЙД 21, 22
Очень результативной и интересной стала для семиклассников работа по лингвистическому исследованию текстов украинских песен без использования словаря. Проблемный вопрос фрагмента урока: «Если славянские языки родственны, а самые близкие к русскому – украинский и белорусский, сможем ли мы понять что-либо в песнях этих народов, не прибегая к словарям?».
Проводим наблюдение связей в славянских языках
- ЗЕМЛЯ ОТТИЧ И ДЕДИЧ: ОТТИЧ - отчий, отец, отчество, Отчизна, Отечество – БАТЬКИВЩИНА -….
УКРАИНСКИЕ ПЕСНИ
- Несе Галя воду, Чом ти не прийшов (СТЕЖКИ не знав) –прослушивание с текстами
- Цвите терен
- Одна калина – песня без текста - затруднение – анализ фрагмента
РОДИНУ - ПОРОДА, УРОЖАЙ, ВЫРОДОК
СТЕЖИНА (стёжки-дорожки, стезя – старосл. СТЕГА)
ІНШОЇ Созвучные слова (ИНОЙ, ИНОЯЗЫЧНЫЙ)
ЖУРБА – НЕ ЖУРИСЬ, ХЛОПЧЕ
НАДПИСИ на упаковках (вироблено, склад) УКР., БЕЛОРУС., РУС –(репортажи с Украины, плакаты).
Так же интересен ученикам такой вид работы, как сопоставление русских и иноязычных фразеологизмов, случаев взаимопроникновения из языка в язык устойчивых выражений, числовая и цветовая символика в фольклоре разных народов и т. д.
При выполнении подобных заданий у учеников формируется сознание, что исследование - не частный способ познания, а путь формирования стиля жизни, при котором поисковая активность занимает ведущее место. Это развивает их поисковую активность в различных жизненных ситуациях..
Исследование – это не просто набор методов и приемов учения. Оно является его содержанием и смыслом. У учащегося формируется представление об исследовании не просто как о наборе когнитивных инструментов, позволяющих продуктивно решать познавательные задачи, а как о ведущем способе контакта с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта. Личностно - ориентированный подход на уроках русского языка
Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразоват...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Использование проектно-исследовательского метода на уроках русского языка. (на примере раздела русского языка 7 класса «Морфология. Наречие»)
Для уроков русского языка...
«Компетентностный подход на уроках русского языка и литературы» М.А.Пирожкова преподаватель русского язык и литературы МОУ «СОШ № 111»г.Перми
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную ...
Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Комментарии
Исследовательский подход на уроках русского языка
Спасибо за хороший материал. Интересные задания - возьму себе на заметку.