Рабочая программа 11 класс 2014-2015
календарно-тематическое планирование по физике (11 класс) на тему

Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике с учетом примерной программы среднего 9полного0 общего образования (базовый уровень; 10-11 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа 11 класс 2014-2015175.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено                                   «Согласовано»                                      «Утверждаю»

на заседании ШМО»                        Зам. директора по УВР                    Директор МБОУ СОШ №15

Протокол №__ от _____                  _____ Маханькова Н.М.                   __________ Гацкевич О.Г.

Рук. ШМО _____________                Дата ________________                     Дата _______________

                      Худякова И.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15  г. КРАСНОГОРСКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  физике для 11 класса

базовый уровень

Учитель Гилевич Ольга Георгиевна

2014 – 2015 учебный год


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа  составлена на  основании авторской программы Л.З. Генденштейна, В.И.Зинковского.

Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень; 10— 11-й классы). В этих документах сформулированы цели изучения физики в 10—11-м классах на базовом уровне:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;

воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, а также чувства ответственности за охрану окружающей среды;

использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни и обеспечения безопасности собственной жизни.

Изучение физики в 10—11-м классах на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества - важнейший элемент общей культуры.

Физика как учебный предмет важна и для формирования научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.

Программа даёт возможность подготовиться к ЕГЭ по физике наиболее успевающим учащимся. Для этого разработан вариант поурочного планирования на 3 ч в неделю. Третий час в неделю (из школьного компонента) предлагается использовать в основном для решения задач и подготовки к ЕГЭ.

Эффективное изучение учебного предмета предполагает преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранее знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале. Это особенно важно учитывать при изучении физики в старших классах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомы учащимся по курсу физики основной школы. Следует учитывать, однако, что среди старшеклассников, выбравших изучение физики на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе. Поэтому в данной программе предусмотрено повторение и углубление основных идей и понятий, изучавшихся в курсе физики основной школы.

Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10—11-м классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы надо сфокусировать внимание учащихся на центральной идее темы и её практическом применении. Только в этом случае будет достигнуто понимание темы и осознана её ценность — как познавательная, так и практическая. Во всех учебных темах необходимо обращать внимание на взаимосвязь теории и практики.

Предлагаемая программа реализуется с помощью учебно-методических комплектов (УМК).

УМК для каждого класса включает:

учебник;

задачник;

методические материалы для учителя; самостоятельные и контрольные работы; тетрадь для лабораторных работ;

материалы для подготовки к Единому государственному экзамену «ЕГЭ: шаг за шагом»;

компакт-диск с анимациями и видеофрагментами.


2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

11 класс (70 ч; 2 ч в неделю)

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (37 ч)

1. Законы постоянного тока (10 ч)

Электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Действия электрического тока.

Электрическое сопротивление и закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Измерения силы тока и напряжения.

Работа тока и закон Джоуля — Ленца. Мощность тока.

ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Передача энергии в электрической цепи.

2. Магнитные взаимодействия (5 ч)

Взаимодействие магнитов. Взаимодействие проводников с токами и магнитами. Взаимодействие проводников с токами. Связь между электрическим и магнитным взаимодействием. Гипотеза Ампера.

Магнитное поле. Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы.

Демонстрации

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитная запись звука.

Лабораторные работы

  1. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
  1. Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током.

3. Электромагнитное поле (10 ч)

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Производство, передача и потребление электроэнергии. Генератор переменного тока. Альтернативные источники энергии. Трансформаторы.

Электромагнитные волны. Теория Максвелла. Опыты Герца. Давление света.

Передача информации с помощью электромагнитных волн. Изобретение радио и принципы радиосвязи. Генерирование и излучение радиоволн. Передача и приём радиоволн. Перспективы электронных средств связи.

Демонстрации

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Генератор переменного тока.

Излучение и приём электромагнитных волн.

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Лабораторные работы

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.
  1. Изучение устройства и работы трансформатора.

4. Оптика (12 ч)

Природа света. Развитие представлений о природе света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света.

Линзы. Построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы.

Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой.

Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение.

Демонстрации

Интерференция света.

Дифракция света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решётки.

Поляризация света.

Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.

Оптические приборы.

Лабораторные работы

  1. Определение показателя преломления стекла.
  1. Наблюдение интерференции и дифракции света.

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (17 ч)

5. Кванты и атомы (8 ч)

Равновесное тепловое излучение. Ультрафиолетовая катастрофа. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта.

Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спектральный анализ. Энергетические уровни. Лазеры. Спонтанное и вынужденное излучение. Применение лазеров.

Элементы квантовой механики. Корпускулярно-волновой дуализм. Вероятностный характер атомных процессов. Соответствие между классической и квантовой механикой.

6. Атомное ядро и элементарные частицы (9 ч)

Строение атомного ядра. Ядерные силы.

Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер. Реакции синтеза и деления ядер.

Ядерная энергетика. Ядерный реактор. Цепные ядерные реакции. Принцип действия атомной электростанции. Перспективы и проблемы ядерной энергетики. Влияние радиации на живые организмы.

Мир элементарных частиц. Открытие новых частиц. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы и фундаментальные взаимодействия.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счётчик ионизирующих частиц.

Лабораторные работы

  1. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
  2. Изучение треков заряженных частиц по фотографиям.
  1. Моделирование радиоактивного распада.

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (9 ч)

7. Солнечная система (3 ч)

Размеры Солнечной системы. Солнце. Источник энергии Солнца. Строение Солнца.

Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы.

8. Звёзды, галактики, Вселенная (6 ч)

Разнообразие звёзд. Расстояния до звёзд. Светимость и температура звёзд. Судьбы звёзд.

Наша Галактика — Млечный путь. Другие галактики.

Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегание галактик. Большой взрыв.

Подведение итогов учебного года (1ч)

Подготовка к итоговому тематическому оцениванию (3 ч)

Резерв учебного времени (3 ч)

В программу внесены изменения:

за счет уменьшения учебных недель, т.к. 2014-2015 учебный год составляет  34 учебные недели, т.о. на изучение курса отводится 68 учебных часов (2 ч в неделю), уменьшено  количество часов на изучение некоторых тем. Сравнительная таблица приведена.

Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.

п/п

Основные разделы (темы) курса

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

1

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

37

37

1. Законы постоянного тока

10

10

2. Магнитные взаимодействия

5

5

3. Электромагнитное поле

10

10

4. Оптика

12

12

2

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА

17

17

5. Кванты и атомы 

8

8

6. Атомное ядро и элементарные частицы 

9

9

3

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

9

9

7. Солнечная система

3

3

8.Звёзды, галактики, Вселенная

6

6

4

Подведение итогов учебного года

1

1

5

Подготовка к итоговому тематическому оцениванию

3

3

6

Резерв учебного времени

3

1


3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения физики на базовом уровне учащиеся должны:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  • вклад в науку российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё не известные явления;
  •  приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.


4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(Л.Э.Генденштейн. Ю.И.Дик. Учебник «Физика 11 класс» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Издательство «Мнемозина», 2012 г.).

№№ п/п

Тематика

Задание на дом

Дата урока

план

 

 

I полугодие (32 ч)

 

 

 

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (37 ч)

 

 

 

1.Законы постоянного тока (10 ч)

 

1

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Электрический ток. Сила тока

§1; № 1.3, 1.5, 1.14, 1.22

03.09-05.09

2

2

Закон Ома для участка цепи

§2; № 1.15, 1.18, 1.25, 1.39

3

3

Последовательное и параллельное соединение проводников

§3; № 2.6, 2.7, 2.15, 2.17

10.09-12.09

4

4

Решение задач

§1-3; № 1.34, 1.35, 2.18, 2.21

5

5

Работа и мощность постоянного тока

§4; № 3.8, 3.19, 3.21, 3.22

17.09-19.09

6

6

Закон Ома для полной цепи

§5; № 4.11, 4.15, 4.19, 4.21

7

7

Решение задач

§4-5; описание ЛР №1; № 3.24, 4.25, 4.28

24.09-26.09

8

8

Инструктаж по ТБ. ЛР № 1 Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

№ 3.25, 4.16, 4.26, 4.30

9

9

Обобщающий урок по теме "Законы постоянного тока"

§1-5

01.10-03.10

10

10

КР № 1 "Законы постоянного тока"

 

 

 

2.Мавгнитные взаимодействия (5 ч)

 

11

1

Взаимодействие магнитов и токов

§6; № 5.5, 5.8, 5.20, 5.21

08.10-10.10

12

2

Магнитное поле

§7; № 5.9, 5.13, 5.23, 5.30

13

3

Решение задач

§6-7; описание ЛР № 2; № 5.33, 5.37

15.10-17.10

14

4

Инструктаж по ТБ. ЛР № 2 Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током

№ 5.15, 5.18, 5.35, 5.38

15

5

Обобщающий урок по теме "Магнитные взаимодействия"

§6-7; № 5.19, 5.27,5.32,5.34

22.10-24.10

 

 

3.Электромагнитное поле (9 ч )

 

16

1

Электромагнитная индукция

§ 8; № 6.2, 6.7, 6.10, 6.19

22.10-24.10

17

2

Правило Ленца. Индуктивность. Энергия магнитного поля

§9; № 6.20, 6.21,6.22, 6.24

29.10-31.10

18

3

Решение задач

§8-9; описание ЛР №3; № 5.38, 6.25, 6.32

19

4

Инструктаж по ТБ. ЛР № 3 Изучение явления электромагнитной индукции

№ 6.26, 6.29, 6.40, 6.41

12.11-14.11

20

5

Производство, передача и потребление электроэнергии

§10; описание ЛР № 4; № 7.2, 7.19, 7.24

21

6

Инструктаж по ТБ. ЛР № 4 Изучение устройства и работы трансформатора

№ 7.16, 7.17, 7.22, 7.26

19.11-21.11

22

7

Электромагнитные волны

§11; № 8.6, 8.7, 8.12, 8.33

23

8

Передача информации с помощью электромагнитных волн

§12; № 8.10, 8.16, 8.17, 8.41

26.11-28.11

24

9

Обобщающий урок по темам "Магнитные взаимодействия". "Электромагнитное поле"

Повторить§6-12

25

10

КР № 2  "Магнитные взаимодействия", Электромагнитное поле"

 

03.12-05.12

 

 

4.Оптика (12 ч )

 

26

1

Природа света.

§13 (пп 1-2); № 9.1, 9.2, 9.17, 9.26

03.12-05.12

27

2

Законы геометрической оптики

§13 (пп 3-4); описание ЛР № 5; № 9.16, 9.21, 9.42

10.12-12.12

28

3

Инструктаж по ТБ. ЛР № 5 Определение показателя преломления стекла

№ 9.22, 9.30, 9.33, 9.35

29

4

Линзы

§14 (пп 1-2); № 10.2, 10.5, 10.7, 10.12

17.12-19.12

30

5

Построение изображений в линзах

§14 (п 3); № 10.13, 10.19, 10.20, 10.21

31

6

Решение задач

повторить §14, №10.14,10.15,10.16,10.17

24.12-26.12

32

7

Глаз и оптические приборы

§15; № 10.22, 10.23, 10.25, 10.30

 

 

II полугодие

 

33

8

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Световые волны.

§16; № 11.15, 11.20, 11.37

14.01-16.01

34

9

Инструктаж по ТБ. ЛР № 6 Наблюдение интерференции и дифракции света

№11.25,11.26,11.28,11.31

35

10

Цвет

§17; № 11.31, 11.32, 11.35, 11.36

21.01-23.01

36

11

Обобщающий урок  по теме "Оптика"

повторить §12-17

37

12

КР № 3 "Оптика"

 

28.01-30.01

 

 

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (17 ч)

 

 

 

5.Кванты и атомы (8 ч)

 

38

1

Кванты света - фотоны

§18; № 12.3, 12.10, 12.11, 12.17

28.01-30.01

39

2

Фотоэффект

§19; № 12.5, 12.14, 12.21, 12.22

04.02-06.02

40

3

Строение атома

§20; № 13.14, 13.15, 13.16, 13.17

41

4

Атомные спектры.

§21; описание ЛР № 7; № 13.19, 13.29

11.02-13.02

42

5

Инструктаж по ТБ. ЛР № 7 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

№ 13.18, 13.24, 13.27, 13.28

43

6

Лазеры

§22; № 13.13, 13.25, 13.26, 13.30

18.02-20.02

44

7

Квантовая механика

§23; № 14.4, 14.11, 14.20, 14.21

45

8

Обобщающий урок по теме "Кванты и атомы"

повторить §18-23

25.02-27.02 

 

 

6.Атомное ядро и элементарные частицы (9 ч )

 

46

1

Атомное ядро

§24; № 15.5, 15.11, 15.21, 15.29

25.02-27.02 

47

2

Радиоактивность

§25; № 15.14, 15.16, 15.22, 15.23

04.03-06.03

48

3

Ядерные реакции и энергия связи атомных ядер

§26; № 16.8, 16.17, 16.18, 16.20

49

4

Ядерная энергетика

§27; описание ЛР № 8; № 16.38, 16.50

11.03-13.03

50

5

Инструктаж по ТБ. ЛР № 8 Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям

§18-21; описание ЛР № 9;  № 16.22, 16.27

51

6

Инструктаж по ТБ. ЛР № 9 Моделирование радиоактивного распада

№ 16.23, 16.24, 16.26, 16.36

18.03-20.03

52

7

Мир элементарных частиц

§28; № 17.3, 17.10, 17.12, 17.20

53

8

Обобщающий урок по теме "Квантовая физика"

§22-28

01.01-04.04

54

9

КР № 4 "Квантовая физика"

 

 

 

СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (9 ч)

 

55

1

Размеры Солнечной системы

§29; № 18.17, 18.25,

03.04

56

2

Солнце.

§30, № 18.6, 18.15, 18.23, 18.35

08.04-10.04

57

3

Природа тел Солнечной системы

§31, № 18.2, 18.5, 18.9, 18.20

58

4

Разнообразие звезд

§32, 33; № 19.20, 19.23, 19.31

15.04-17.04

59

5

Судьбы звезд

§33; № 19.13, 19.21, 19.22,19.29

60

6

Галактики

§34; № 20.12, 20.13, 20.32.20.33

22.04-24.04

61

7

Происхождение и эволюция Вселенной

§35; № 20.8,20.21,20.28,20.40

62

8

Обобщающий урок по теме "Строение и эволюция Вселенной"

повторить §29-35

29.04-01.05

63

9

КР № 5 "Строение и эволюция Вселенной"

 

 

 

 

 

 

64

1

Подведение итогов учебного года

 

06.05-08.05

 

 

Резерв (4 ч)

 

65

1

 

 

13.05-15.05

66

2

 

 

67

3

 

 

20.05-22.05

68

4

 

 


5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика 7 – 11 классы / сост. Л.Э.Генденштейн, В.И.Зинковский. – М.: Мнемозина, 2010.
  2. Л.Э.Генденштейн. Ю.И.Дик. Учебник «Физика 11 класс» для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Издательство «Мнемозина», 2012 г.
  3. Л.Э.Генденштейн. Ю.И.Дик. Методические материалы учителя «Физика 11 класс». Издательство «ИЛЕКСА», 2009 г.
  4. Л.Э.Генденштейн,  Л.А.Кирик, И.М.Гельфгат, И.Ю.Ненашев «Задачник. Физика 10 класс». Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Издательство «Мнемозина», 2012 г.
  5. О.И.Громцева. Тематические контрольные и самостоятельные работы «Физика 10 класс». Издательство «Экзамен», 2012 г.
  6. С.А.Соколова. Физика. Экспресс-диагностика. 11класс. 44 диагностических варианта. Издательство «Национальное образование», Москва, 2012 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 6 класс 2014-2015

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение программы....

Рабочая программа по музыке 7 класс 2014-2015

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение программы....

Рабочие программы на 2014-2015 уч.год

Рабочие программы на 2014-2015 уч.год . Составлены учителем математики Голубевой Ольгой Михайловной...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ НА 2014-2015 г.

1.   Аннотация к рабочей программе2.   Пояснительная записка3.  Календарно-тематическое планирование                         ...

География. Рабочая программа 8класс 2014-2015

Рабочая программа для 8 класса   к учебнику И.Ию Бариновой содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....

Рабочие программы на 2014-2015 учебный год

Рабочие программы по технологии 5-9 кл                                   по ИЗО  4-7 кл    ...

Рабочие программы на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного ста...