Рабочая программа по музыке 6 класс 2014-2015
рабочая программа по музыке (6 класс) по теме

Калинина Елена Аркадьевна

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke_6_kl._2014-2015.doc150 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

1.1. Нормативные документы

Рабочая программа по музыке   разработана на основе документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

2.Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от    22.04.2013 г. № 375

3.О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

4.Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047

5.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

6.Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

7.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

8.Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

9.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011г. № 19993).

10. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089

12. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

13. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

14.Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.

15.О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839

 16.Положение «О рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» МОУ № 43.

1.2. Место предмета «Музыка»

Широкое культурологическое пространство программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.

1.3. Цели обучения

  Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

  Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.

  Освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизни.

  Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), и инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.

  Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской  и исполнительской культуры учащихся.

1.4. Соответствие рабочей программы примерной, авторской программам.

Рабочая программа составлена на основе примерной  и авторской программы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка.5-7 классы. Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2010.

 Выбранная программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного  стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047) и  является завершенной предметной линией. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и включены в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Программа предусматривает изучение предмета на основной общей ступени образования. В рабочую программу включается национально-региональный компонент в объеме 10%.  

1.5. Учебно – тематический план:

№п.п.

Тема

Кличество часов

По прог рамме

По плану

Региональный компонент

1

Разнообразие вокальной и вокально-инструментальной музыки.

12

12

2

1

Основные жанры камерной инструментальной и симфонической музыки.

11

11

1

2

Музыкальный образ и музыкальная драматургия.

12

12

1

35

35

4

1.6. Межпредметные связи:

Музыка как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами средней школы.

Окружающий мир  – линия «Природа и музыка» дает возможность ребенку понять неразрывное единство человека с природой.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов  речевой деятельности и основных типов  учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической   деятельности.

Литературное чтение – работа с текстами для  создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности.

1.7.  Особенности организации учебного процесса по  музыке:    

  Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система.

1.8. Контроль уровня обученности:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Певческого и инструментального музицирования  дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • Размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • Музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей прослушивание музыкальных радио – и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий;

Определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности

1.9. Специальные способы деятельности по учебному предмету:

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
  • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у  школьников универсальные учебные действия.

1.10. Особенности обучающихся в специальных (коррекционных) классах:

По рекомендации ПМПК  класс составлен из учащихся с ЗПР психического генеза. Это дети с низкими учебными возможностями, с низким уровнем развития познавательных процессов, с недостаточно сформированной мыслительной деятельностью, что отражается на качестве усвоения математических и обще-учебных умений. Каждый ребенок этого класса требует индивидуального подхода с учетом его проблем, возможностей и перспектив развития.

Условно можно поделить детей на две группы:

Группа А. Дети, которые понимают инструкцию к работе с первого раза, могут самостоятельно выполнять посильные задания, сохраняют работоспособность в течение урока, достаточно легко включаются в учебную деятельность, более объективны к оценке результатов своей деятельности . Особенности психического развития данной категории детей обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие вычислительных навыков, развитие математической речи, развитие логического мышления.

Группа Б. Дети, которые затрудняются устанавливать причинно- следственные связи, произвольное внимание неустойчивое. Этим детям требуется постоянная направляющая помощь при выполнении заданий, они не уверены в своих знаниях, быстро утомляются и с трудом включаются в работу. Особенности психического развития этих детей обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие произвольного внимания, создание условий для понимания поставленной учебной задачи, формирование приоритетных  в музыке обще-учебных умений и навыков.

1.11. Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать/понимать

  • Специфику музыки как вид искусства;
  • Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  • Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
  • Основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • Многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • Основные формы музыки;
  • Характерные черты и образы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • Виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  • Имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

Уметь

  • Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  •  Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • Выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
  • Исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
  • Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
  • Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • Различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
  • Устанавливать взаимосвязи между разными  видами искусства на уровне общности идей, тем художественных образов;

1.12. Реализация национально-регионального компонента

      Национально-региональный компонент реализуется в количестве 10% учебного времени на 7 уроках, что соответствует требованиям ОБУП.

Включение содержания НРК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения учащихся. Является источником разносторонних знаний о жизни региона и все: страны, традициях и обрядах своего народа. Это позволяет учащимся получить реальную возможность применения полученных знаний и умений на практике.        

№ П/П

Тема

№ урока.

1

Музыкальный фольклор России. Е.Родыгин «Уральская рябинушка».

3

2

Авторские песни урала, О.Митяев.

11

3

Музыкальная жизнь Урала. А.Д.Кривошей.

23

4

Е.Родыгин «А мне все кажется» из к/ф «Во власти золота».

35

2. Календарно-тематическое планирование

6 класс

Название раздела. Тема.

Кол-во

Дата

Корр-ка

Федеральный компонент государственного стандарта

НРК

п/п

часов

даты

Обязательный минимум

содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы контроля

Разнообразие вокальной и вокально-инструментальной музыки (12ч)

1

Специфика русской народной музыкальной культуры

1

 

 

наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни

Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Ответ на уроке

 

2

Основные жанры русской народной музыкальной культуры

1

 

 

былины, лирические песни, частушки

Ответ на уроке

 

3

Образцы песенной и инструментальной народной музыки

1

 

 

 

Иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

Музыкальная викторина

Музыкальный фольклор России "Уральская рябинушка" Е.Родыгин

4

Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всенощная, литургия

1

 

хоровой концерт, всенощная, литургия

Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Ответ на уроке

 

5

Жанры светской музыки: вокальная музыка (романс)

1

 

 

музыкальная речь, поэтическая речь

Ответ на уроке

 

6

Жанры светской музыки: вокальная музыка (романс) С.В. Рахманинов романс "Сирень"

1

 

 

Уметь по характерным признакам определять принадлежность

Ответ на уроке

 

7

Жанры светской музыки: вокальная музыка (романс) Ф.Шуберт

1

 

 

 

Ответ на уроке

 

 музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю

Ответ на уроке

8

Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин

1

 

 

 

Ввладеть навыками музицирования

Ответ на уроке

 

9

Выдающиеся зарубежные исполнители.

1

 

 

 Э Карузо, М.Каллас, В.Горовиц

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Ответ на уроке

 

10

Международный музыкальный конкурс имени П.И.Чайковского

1

 

 

Раскрывать образный строй музыкальных  произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

Подготовка презентации на тему «Лауреаты конкурса им.П.И.Чайковского»

 

11

Творчество отечественых композиторов-песенников, ставшего "музыкальным символом" своего времени

1

 

 

И.О.Дунаевский, А.В.Александров

Ответ на уроке

Авторские песни урала, О. Митяев

12

 Спиричуэл, блюз.

1

 

 

Э.Фицджеральд

 

Ответ на уроке

 

Основные жанры камерной инструментальной и симфонической музыки (11ч)

13

Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах

1

 

 

двухчастная, трехчастная, рондо

Развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности.

Ответ на уроке

 

14

Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах

1

 

 

сюита, сонатно-симфонический цикл

Совершенствовать умения и навыки самообразования.

Ответ на уроке

 

15

Жанры светской музыки: камерная инструментальная

1

 

 

этюд, прелюдия, ноктюрн, баллада, вальс, мазурка, полонез

 

Ответ на уроке

 

16

Жанры светской музыки: камерная инструментальная, Ф.Шопен

1

 

 

 

Ответ на уроке

17

Жанры светской музыки: соната,  концерт, симфония

1

 

 

концерт, концертная симфония

Ответ на уроке

 

18

Жанры светской музыки. А.Вивальди "Времена года", "Итальянский концерт"

1

 

 

программная музыка

Ответ на уроке

 

19

Жанры светской музыки. Свиридов Музыкальные иллюстрации "Метель"

1

 

 

 

Ответ на уроке

 

20

Жанры светской музыки. Л.Бетховен "Эгмонт"

1

 

 

увертюра

Ответ на уроке

 

21

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. А.Г. Шнитке

1

 

 

сюита

Пополнение личной фонотеки

22

Знакомство с наиболее яркими произведениями зарубежных композиторов XX века. К.Орф, М.Равель

1

 

 

 

Пополнение личной фонотеки

 

23

Обобщение и повторение материала

1

 

 

Реферативные работы на тему «Разнообразие вокальной и инструментальной музыки»

Музыкальная жизнь Урала Анатолий Давидович Кривошей

 

Музыкальный образ и музыкальная драматургия (12ч)

24

Образы духовной музыки: реквием

 

 

 

 

Ответ на уроке

 

25

Жанры светской музыки: опера, балет

1

 

 

драматургия, конфликт

Сообщение на тему «Опера и балет в творчестве русских композиторов»

 

26

Оперный жанр в творчестве композиторов 19 века.  Ж.Бизе, Д.Верди

1

 

 

инструментальная музыка, вокальная музыка

Музыкальная викторина

 

27

Жанры светской музыки: опера. Чайковский "Ромео и Джульетта"

1

 

 

инструментальная музыка, вокальная музыка

Ответ на уроке

 

28

Жанры светской музыки: балет. Прокофьев "Ромео и Джульетта"

1

 

 

 

Ответ на уроке

 

29

Взаимопроникновение "легкой" и "серьезной" музыки. (Л.Бернстайн "Вестсайдская история". Мюзикл)

1

 

 

выразительность, изобразительность

Ответ на уроке

 

30

Взаимопроникновение "легкой" и "серьезной" музыки. ( Н.Рота муз. к к/ф "Ромео и Джульетта")

1

 

 

выразительность, изобразительность

Ответ на уроке

 

31

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Глюк "Орфей и Эвридика". Опера

1

 

 

образ-портрет, образ-пейзаж

Ответ на уроке

 

32

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Журбин "Орфей и Эвридика".Рок-опера

1

 

 

образ-портрет, образ-пейзаж

Ответ на уроке

 

33

Певческие голоса, хоры, оркестры

1

 

 

 

Пополннение  личной фонотеки

 

34

Всемирно известные театры оперы и балета

1

 

 

"Ла-Скала" (Италия,Милан), "Гранд-опера" (Франция, Париж), "Ковент-Гарден" (Англия, Лондон), "Метрополитен-опера" (США, Нью-Йорк)

Реферативные работы на тему «Музыкальный образ и музыкальная драматургия»

 

35

Обобщение и повторение материала

 

 

 

 

Ответ на уроке

Е.Родыгин  "А мне все кажется" из к/ф "Во власти золота"


3. Учебно-методическое обеспечение программы

Программа

Учебник

Учебная дополнительная литература для учащихся

Учебно – методическая литература для учителя

Инструментарий для проверки знаний учащихся

Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2010.

Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 5-7 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011

Сергеева Г.П.

Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Сергеева Г.П. Музыка: Творческая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.

Фонохрестоматия к учебнику «Музыка 6 класс»./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.: Просвещение

ина, Е.А.

Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания./ Е.А. Смолина. Ярославль: Академия развития, 2006.

Сергеева Г.П. Музыка: Творческая тетрадь. 6 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....