Рабочая программа по музыке 6 класс 2014-2015
рабочая программа по музыке (6 класс) по теме
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_6_kl._2014-2015.doc | 150 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативные документы
Рабочая программа по музыке разработана на основе документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2.Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375
3.О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
4.Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
5.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
6.Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
7.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
8.Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
9.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011г. № 19993).
10. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089
12. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
13. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
14.Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
15.О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839
16.Положение «О рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» МОУ № 43.
1.2. Место предмета «Музыка»
Широкое культурологическое пространство программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.
1.3. Цели обучения
Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.
Освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизни.
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), и инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
1.4. Соответствие рабочей программы примерной, авторской программам.
Рабочая программа составлена на основе примерной и авторской программы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка.5-7 классы. Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2010.
Выбранная программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047) и является завершенной предметной линией. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и включены в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Программа предусматривает изучение предмета на основной общей ступени образования. В рабочую программу включается национально-региональный компонент в объеме 10%.
1.5. Учебно – тематический план:
№п.п. | Тема | Кличество часов | ||
По прог рамме | По плану | Региональный компонент | ||
1 | Разнообразие вокальной и вокально-инструментальной музыки. | 12 | 12 | 2 |
1 | Основные жанры камерной инструментальной и симфонической музыки. | 11 | 11 | 1 |
2 | Музыкальный образ и музыкальная драматургия. | 12 | 12 | 1 |
35 | 35 | 4 |
1.6. Межпредметные связи:
Музыка как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами средней школы.
Окружающий мир – линия «Природа и музыка» дает возможность ребенку понять неразрывное единство человека с природой.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности.
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности.
1.7. Особенности организации учебного процесса по музыке:
Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система.
1.8. Контроль уровня обученности:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- Размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- Музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей прослушивание музыкальных радио – и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий;
Определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности
1.9. Специальные способы деятельности по учебному предмету:
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
- пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у школьников универсальные учебные действия.
1.10. Особенности обучающихся в специальных (коррекционных) классах:
По рекомендации ПМПК класс составлен из учащихся с ЗПР психического генеза. Это дети с низкими учебными возможностями, с низким уровнем развития познавательных процессов, с недостаточно сформированной мыслительной деятельностью, что отражается на качестве усвоения математических и обще-учебных умений. Каждый ребенок этого класса требует индивидуального подхода с учетом его проблем, возможностей и перспектив развития.
Условно можно поделить детей на две группы:
Группа А. Дети, которые понимают инструкцию к работе с первого раза, могут самостоятельно выполнять посильные задания, сохраняют работоспособность в течение урока, достаточно легко включаются в учебную деятельность, более объективны к оценке результатов своей деятельности . Особенности психического развития данной категории детей обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие вычислительных навыков, развитие математической речи, развитие логического мышления.
Группа Б. Дети, которые затрудняются устанавливать причинно- следственные связи, произвольное внимание неустойчивое. Этим детям требуется постоянная направляющая помощь при выполнении заданий, они не уверены в своих знаниях, быстро утомляются и с трудом включаются в работу. Особенности психического развития этих детей обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие произвольного внимания, создание условий для понимания поставленной учебной задачи, формирование приоритетных в музыке обще-учебных умений и навыков.
1.11. Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать/понимать
- Специфику музыки как вид искусства;
- Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- Основные жанры народной и профессиональной музыки;
- Многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- Основные формы музыки;
- Характерные черты и образы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- Виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- Имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
Уметь
- Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- Выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
- Исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- Различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- Устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем художественных образов;
1.12. Реализация национально-регионального компонента
Национально-региональный компонент реализуется в количестве 10% учебного времени на 7 уроках, что соответствует требованиям ОБУП.
Включение содержания НРК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения учащихся. Является источником разносторонних знаний о жизни региона и все: страны, традициях и обрядах своего народа. Это позволяет учащимся получить реальную возможность применения полученных знаний и умений на практике.
№ П/П | Тема | № урока. |
1 | Музыкальный фольклор России. Е.Родыгин «Уральская рябинушка». | 3 |
2 | Авторские песни урала, О.Митяев. | 11 |
3 | Музыкальная жизнь Урала. А.Д.Кривошей. | 23 |
4 | Е.Родыгин «А мне все кажется» из к/ф «Во власти золота». | 35 |
2. Календарно-тематическое планирование
6 класс | ||||||||||
№ | Название раздела. Тема. | Кол-во | Дата | Корр-ка | Федеральный компонент государственного стандарта | НРК | ||||
п/п | часов | даты | Обязательный минимум содержания образования | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы контроля | |||||
Разнообразие вокальной и вокально-инструментальной музыки (12ч) | ||||||||||
1 | Специфика русской народной музыкальной культуры | 1 |
|
| наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни | Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. | Ответ на уроке |
| ||
2 | Основные жанры русской народной музыкальной культуры | 1 |
|
| былины, лирические песни, частушки | Ответ на уроке |
| |||
3 | Образцы песенной и инструментальной народной музыки | 1 |
|
|
| Иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. | Музыкальная викторина | Музыкальный фольклор России "Уральская рябинушка" Е.Родыгин | ||
4 | Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всенощная, литургия | 1 |
| хоровой концерт, всенощная, литургия | Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. | Ответ на уроке |
| |||
5 | Жанры светской музыки: вокальная музыка (романс) | 1 |
|
| музыкальная речь, поэтическая речь | Ответ на уроке |
| |||
6 | Жанры светской музыки: вокальная музыка (романс) С.В. Рахманинов романс "Сирень" | 1 |
|
| Уметь по характерным признакам определять принадлежность | Ответ на уроке |
| |||
7 | Жанры светской музыки: вокальная музыка (романс) Ф.Шуберт | 1 |
|
|
| Ответ на уроке |
| |||
музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю | Ответ на уроке | |||||||||
8 | Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин | 1 |
|
|
| Ввладеть навыками музицирования | Ответ на уроке |
| ||
9 | Выдающиеся зарубежные исполнители. | 1 |
|
| Э Карузо, М.Каллас, В.Горовиц | Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. | Ответ на уроке |
| ||
10 | Международный музыкальный конкурс имени П.И.Чайковского | 1 |
|
| Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства. | Подготовка презентации на тему «Лауреаты конкурса им.П.И.Чайковского» |
| |||
11 | Творчество отечественых композиторов-песенников, ставшего "музыкальным символом" своего времени | 1 |
|
| И.О.Дунаевский, А.В.Александров | Ответ на уроке | Авторские песни урала, О. Митяев | |||
12 | Спиричуэл, блюз. | 1 |
|
| Э.Фицджеральд |
| Ответ на уроке |
| ||
Основные жанры камерной инструментальной и симфонической музыки (11ч) | ||||||||||
13 | Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах | 1 |
|
| двухчастная, трехчастная, рондо | Развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности. | Ответ на уроке |
| ||
14 | Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах | 1 |
|
| сюита, сонатно-симфонический цикл | Совершенствовать умения и навыки самообразования. | Ответ на уроке |
| ||
15 | Жанры светской музыки: камерная инструментальная | 1 |
|
| этюд, прелюдия, ноктюрн, баллада, вальс, мазурка, полонез |
| Ответ на уроке |
| ||
16 | Жанры светской музыки: камерная инструментальная, Ф.Шопен | 1 |
|
|
| Ответ на уроке | ||||
17 | Жанры светской музыки: соната, концерт, симфония | 1 |
|
| концерт, концертная симфония | Ответ на уроке |
| |||
18 | Жанры светской музыки. А.Вивальди "Времена года", "Итальянский концерт" | 1 |
|
| программная музыка | Ответ на уроке |
| |||
19 | Жанры светской музыки. Свиридов Музыкальные иллюстрации "Метель" | 1 |
|
|
| Ответ на уроке |
| |||
20 | Жанры светской музыки. Л.Бетховен "Эгмонт" | 1 |
|
| увертюра | Ответ на уроке |
| |||
21 | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. А.Г. Шнитке | 1 |
|
| сюита | Пополнение личной фонотеки | ||||
22 | Знакомство с наиболее яркими произведениями зарубежных композиторов XX века. К.Орф, М.Равель | 1 |
|
|
| Пополнение личной фонотеки |
| |||
23 | Обобщение и повторение материала | 1 |
|
| Реферативные работы на тему «Разнообразие вокальной и инструментальной музыки» | Музыкальная жизнь Урала Анатолий Давидович Кривошей | ||||
| Музыкальный образ и музыкальная драматургия (12ч) | |||||||||
24 | Образы духовной музыки: реквием |
|
|
|
| Ответ на уроке |
| |||
25 | Жанры светской музыки: опера, балет | 1 |
|
| драматургия, конфликт | Сообщение на тему «Опера и балет в творчестве русских композиторов» |
| |||
26 | Оперный жанр в творчестве композиторов 19 века. Ж.Бизе, Д.Верди | 1 |
|
| инструментальная музыка, вокальная музыка | Музыкальная викторина |
| |||
27 | Жанры светской музыки: опера. Чайковский "Ромео и Джульетта" | 1 |
|
| инструментальная музыка, вокальная музыка | Ответ на уроке |
| |||
28 | Жанры светской музыки: балет. Прокофьев "Ромео и Джульетта" | 1 |
|
|
| Ответ на уроке |
| |||
29 | Взаимопроникновение "легкой" и "серьезной" музыки. (Л.Бернстайн "Вестсайдская история". Мюзикл) | 1 |
|
| выразительность, изобразительность | Ответ на уроке |
| |||
30 | Взаимопроникновение "легкой" и "серьезной" музыки. ( Н.Рота муз. к к/ф "Ромео и Джульетта") | 1 |
|
| выразительность, изобразительность | Ответ на уроке |
| |||
31 | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Глюк "Орфей и Эвридика". Опера | 1 |
|
| образ-портрет, образ-пейзаж | Ответ на уроке |
| |||
32 | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. Журбин "Орфей и Эвридика".Рок-опера | 1 |
|
| образ-портрет, образ-пейзаж | Ответ на уроке |
| |||
33 | Певческие голоса, хоры, оркестры | 1 |
|
|
| Пополннение личной фонотеки |
| |||
34 | Всемирно известные театры оперы и балета | 1 |
|
| "Ла-Скала" (Италия,Милан), "Гранд-опера" (Франция, Париж), "Ковент-Гарден" (Англия, Лондон), "Метрополитен-опера" (США, Нью-Йорк) | Реферативные работы на тему «Музыкальный образ и музыкальная драматургия» |
| |||
35 | Обобщение и повторение материала |
|
|
|
| Ответ на уроке | Е.Родыгин "А мне все кажется" из к/ф "Во власти золота" |
3. Учебно-методическое обеспечение программы
Программа | Учебник | Учебная дополнительная литература для учащихся | Учебно – методическая литература для учителя | Инструментарий для проверки знаний учащихся |
Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2010. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 5-7 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011 | Сергеева Г.П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. | Сергеева Г.П. Музыка: Творческая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. | Фонохрестоматия к учебнику «Музыка 6 класс»./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.: Просвещение ина, Е.А. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания./ Е.А. Смолина. Ярославль: Академия развития, 2006. | Сергеева Г.П. Музыка: Творческая тетрадь. 6 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....