Рабочая программа по музыке 7 класс 2014-2015
рабочая программа (музыка, 7 класс) по теме
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_7kl._2014-2015.doc | 153.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
1.1. Нормативные документы
Рабочая программа по музыке разработана на основе документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
2.Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. № 375
3.О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
4.Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047
5.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
6.Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
7.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
8.Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
9.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011г. № 19993).
10. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089
12. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
13. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
14.Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
15.О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839
16.Положение «О рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» МОУ № 43.
1.2. Место предмета «Музыка»
Широкое культурологическое пространство программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.
1.3. Цели обучения
Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.
Освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизни.
Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), и инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
1.4. Соответствие рабочей программы примерной, авторской программам.
Рабочая программа составлена на основе примерной и авторской программы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка.5-7 классы. Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2010.
Выбранная программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047) и является завершенной предметной линией. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и включены в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Программа предусматривает изучение предмета на основной общей ступени образования. В рабочую программу включается национально-региональный компонент в объеме 10%.
1.5. Учебно – тематический план:
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
По прог рамме | По плану | Региональный компонент | ||
1 | Характерные черты западноевропейской музыки различных исторических эпох. | 13 | 13 | 2 |
2 | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы. | 11 | 11 | 1 |
3 | Традиции и новаторство в музыкальном искусстве. | 11 | 11 | 1 |
35 | 35 | 4 |
1.6. Межпредметные связи:
Музыка как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами средней школы.
Окружающий мир – линия «Природа и музыка» дает возможность ребенку понять неразрывное единство человека с природой.
Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности.
Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.
Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности.
1.7. Особенности организации учебного процесса по музыке:
Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система.
1.8. Контроль уровня обученности:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- Размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- Музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей прослушивание музыкальных радио – и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий;
Определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности
1.9. Специальные способы деятельности по учебному предмету:
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
- пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у школьников универсальные учебные действия.
1.10. Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать/понимать
- Специфику музыки как вид искусства;
- Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- Основные жанры народной и профессиональной музыки;
- Многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- Основные формы музыки;
- Характерные черты и образы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- Виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- Имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
Уметь
- Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- Выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
- Исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- Различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- Устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем художественных образов;
1.11. Реализация национально-регионального компонента
Национально-региональный компонент реализуется в количестве 10% учебного времени на 7 уроках, что соответствует требованиям ОБУП.
Включение содержания НРК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения учащихся. Является источником разносторонних знаний о жизни региона и все: страны, традициях и обрядах своего народа. Это позволяет учащимся получить реальную возможность применения полученных знаний и умений на практике.
№ П/П | Тема | № урока. |
1 | Музыкальная жизнь Урала. Известные исполнители. | 2 |
2 | В.Вольфович «Наш дом». | 13 |
3 | Музыкальная жизнь Урала. И.Шутов, Е.Быков. | 24 |
4 | Челябинские композиторы. А.Кривошей. | 33 |
2. Календарно-тематическое планирование
7 классс | ||||||||||
№ | Название раздела. Тема. | К-во | Дата | Кор-ка | Федеральный компонент гос. стандарта | НРК | ||||
п/п | час. | даты | Обязательный минимум | Требования к уровню | Формы контроля | |||||
содержания образования | подготовки учащихся | |||||||||
Характерные черты западноевропейской музыки различных исторических эпох (13ч) | ||||||||||
1 | Стилевая основа музыки. Вводный урок | 1 |
|
| класика и современность | Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор- исполнитель-слушатель). | Ответ на уроке |
| ||
2 | Особенности музыки эпохи возрождения и барокко | 1 |
| месса, вокально-драматический жанр | Ответ на уроке | Музыкальная жизнь Урала. Известные исполнители | ||||
3 | Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке | 1 |
|
| сонатная форма, экспозиция, разработка, реприза, кода | Ответ на уроке |
| |||
4 | Особенности венской классической школы. И.Гайдн "Симфония №103" | 1 |
| симфония | Знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки. | Ответ на уроке |
| |||
5 | Особенности венской классической школы. В. Моцарт "Симфония №40" | 1 |
|
| главная партия, побочная партия, контраст | Ответ на уроке |
| |||
6 | Особенности венской классической школы. Л.Бетховен "Соната № 8" | 1 |
| Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров. | Ответ на уроке |
| ||||
7 | Особенности венской классической школы. Л.Бетховен "Симфония № 5" |
|
| мотив судьбы | Ответ на уроке |
| ||||
8 | Романтизм в западноевропейской музыке | 1 |
|
| роман, романс, лирико-драматическая симфония | Ответ на уроке |
| |||
9 | Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. Р.Шуман | 1 |
|
|
| Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных стилей и жанров. | Подготовка сообщений на тему «Шуман-жизнь и творчество» |
| ||
10 | Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. И.Штраус | 1 |
|
|
| Подготовка сообщений на тему «Штраус-король вальсов» |
| |||
11 | Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. Ф.Лист | 1 |
| Ответ на уроке |
| |||||
12 | Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. Э.Григ | 1 |
|
|
| Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения. | Музыкальая викторина |
| ||
13 | Обобщение и повторение материала | 1 |
| возрождение, барокко, классицизм, романтизм | Музыкальая викторина | В.Вольфович "Наш дом" | ||||
Стилевые особенности русской классической музыкальной школы (11ч) | ||||||||||
14 | Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы | 1 |
|
|
| Осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. | Ответ на уроке | |||
15 | Характерные черты русской национальной музыкальной школы (В.Калинников "Симфония №1") | 1 |
| Выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства. | Ответ на уроке |
| ||||
16 | Драматизм, героика, психологизм как характерные особенности русской классической школы (М. И. Глинка опера "Иван Сусанин") | 1 |
|
| героико-трагическая опера, картинность | Ответ на уроке |
| |||
17 | Картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы (А.Бородина опера "Князь Игорь") | 1 |
| русская эпическая опера | Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах. | Ответ на уроке |
| |||
18 | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.П. Мусоргсого | 1 |
|
|
| Музыкальная викторина |
| |||
19 | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве , Н.А. Римского-Корсакова | 1 |
|
|
| Сообщение на тему "Римский-Корсаков-русский музыкальный сказочник» |
| |||
20 | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И.Чайковского ("Симфония №5") | 1 |
|
| Ответ на уроке |
| ||||
21 | Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве С.В.Рахманинова | 1 |
|
| Всенощная, древние песнопения | Ответ на уроке |
| |||
22 | Особенности проявления романтизма в русской музыке | 1 |
|
|
| Ответ на уроке |
| |||
23 | Исполнение как искусство интерпретации. | 1 |
|
| транскрипция, интерпретация | Ответ на уроке |
| |||
24 | Выдающиеся российские исполнители: С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравинский, А.В.Свешников и др. | 1 |
|
| Ответ на уроке | Музыкальная жизнь Урала. И.Шутов, Е.Быков | ||||
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве (11ч) | ||||||||||
25 | Стилевое разнообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.) | 1 |
|
| полистилистика |
| Ответ на уроке |
| ||
26 | Характерные черты музыки различных стилевых направлений |
|
|
| класика, современность | Ответ на уроке |
| |||
27 | Симфоджаз (Дж.Гершвин) | 1 |
|
|
| Ответ на уроке |
| |||
28 | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. А.И.Хачатурян | 1 |
|
|
| Ответ на уроке |
| |||
29 | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. Р.Щедрин "Кармен-сюита". Балет | 1 |
|
| дивертисмент, сольные и массовые танцы (классические и характерные), па0де-де, музыкално-хореографические сцены | Ответ на уроке |
| |||
30 | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. С.Прокофьев. "Соната №2", "Симфония №1" | 1 |
|
|
| Ответ на уроке |
| |||
31 | Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века.Д.Шостакович "Симфония №7" | 1 |
|
|
| Ответ на уроке |
| |||
32 | Знакомство с наиболее яркими произведениями зарубежных композиторов академической направленности XX века. (Б.Бриттен, А.Шенберг) | 1 |
|
|
| Ответ на уроке |
| |||
33 | Характерные черты индивидуального творчества выдающихся композиторов современности | 1 |
|
|
| Презентация на тему «Выдающиеся композиторы современности» | Челябинские композиторы. А.Кривошей | |||
34 | Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования | 1 |
|
| Музей музыкальной культуры и музыкального оразования, Московская Государственная консерватория имени П.И.Чайковского Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова | Музыкальная викторина |
| |||
35 | Обобщение и повторение материала | 1 |
|
| Ответ на уроке |
|
3. Учебно-методическое обеспечение программы
Программа | Учебник | Учебная дополнительная литература для учащихся | Учебно – методическая литература для учителя | Инструментарий для проверки знаний учащихся |
Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2010. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 5-7 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011 | Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. | Сергеева Г.П. Музыка: Творческая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. | Фонохрестоматия к учебнику «Музыка 7класс»./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.: Просвещение ина, Е.А. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания./ Е.А. Смолина. Ярославль: Академия развития, 2006. | Сергеева Г.П. Музыка: Творческая тетрадь. 7 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....
Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год
Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....