Рабочая программа по музыке 7 класс 2014-2015
рабочая программа (музыка, 7 класс) по теме

Калинина Елена Аркадьевна

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke_7kl._2014-2015.doc153.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативные документы

Рабочая программа по музыке   разработана на основе документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

2.Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от    22.04.2013 г. № 375

3.О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

4.Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047

5.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

6.Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

7.Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

8.Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

9.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях/ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011г. № 19993).

10. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089

12. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

13. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

14.Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.

15.О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839

 16.Положение «О рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» МОУ № 43.

1.2. Место предмета «Музыка»

Широкое культурологическое пространство программы позволяет осуществлять выходы за пределы музыкального искусства, включать в контекст уроков музыки сведения из истории, произведения литературы, изобразительного искусства, которые способствуют общему и музыкальному развитию учащихся, формированию их ассоциативно-образного мышления, познавательных интересов, становлению творческих способностей развивающейся личности.

1.3. Цели обучения

  Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

  Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.

  Освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизни.

  Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), и инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.

  Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской  и исполнительской культуры учащихся.

1.4. Соответствие рабочей программы примерной, авторской программам.

Рабочая программа составлена на основе примерной  и авторской программы Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Музыка.5-7 классы. Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2010.

 Выбранная программа полностью соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного  стандарта (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047) и  является завершенной предметной линией. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ» и включены в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Программа предусматривает изучение предмета на основной общей ступени образования. В рабочую программу включается национально-региональный компонент в объеме 10%.  

1.5. Учебно – тематический план:

№ п/п

Тема

Количество часов

По прог рамме

По плану

Региональный компонент

1

Характерные черты западноевропейской музыки различных исторических эпох.

13

13

2

2

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы.

11

11

1

3

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.

11

11

1

35

35

4

1.6. Межпредметные связи:

Музыка как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами средней школы.

Окружающий мир  – линия «Природа и музыка» дает возможность ребенку понять неразрывное единство человека с природой.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов  речевой деятельности и основных типов  учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической   деятельности.

Литературное чтение – работа с текстами для  создания образа, реализуемого в изделии, театрализованных постановках.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности.

1.7.  Особенности организации учебного процесса по  музыке:    

  Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система.

1.8. Контроль уровня обученности:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Певческого и инструментального музицирования  дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
  • Размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
  • Музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей прослушивание музыкальных радио – и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий;

Определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности

1.9. Специальные способы деятельности по учебному предмету:

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
  • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у  школьников универсальные учебные действия.

1.10. Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать/понимать

  • Специфику музыки как вид искусства;
  • Значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  • Возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
  • Основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • Многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • Основные формы музыки;
  • Характерные черты и образы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  • Виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
  • Имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

Уметь

  • Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  •  Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • Выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
  • Исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
  • Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
  • Выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • Различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
  • Устанавливать взаимосвязи между разными  видами искусства на уровне общности идей, тем художественных образов;

1.11. Реализация национально-регионального компонента

      Национально-региональный компонент реализуется в количестве 10% учебного времени на 7 уроках, что соответствует требованиям ОБУП.

Включение содержания НРК обогащает образовательные цели и выступает важным средством воспитания и обучения учащихся. Является источником разносторонних знаний о жизни региона и все: страны, традициях и обрядах своего народа. Это позволяет учащимся получить реальную возможность применения полученных знаний и умений на практике.        

№ П/П

Тема

№ урока.

1

Музыкальная жизнь Урала. Известные исполнители.

2

2

В.Вольфович «Наш дом».

13

3

Музыкальная жизнь Урала. И.Шутов, Е.Быков.

24

4

Челябинские композиторы. А.Кривошей.

33

2. Календарно-тематическое планирование

7 классс

Название раздела. Тема.

К-во

Дата

Кор-ка

Федеральный компонент гос. стандарта

НРК

п/п

час.

даты

Обязательный минимум

Требования к уровню

Формы контроля

содержания образования

подготовки учащихся

Характерные черты западноевропейской музыки различных исторических эпох (13ч)

1

Стилевая основа музыки. Вводный урок

1

 

 

класика и современность

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор- исполнитель-слушатель).

Ответ на уроке

 

2

Особенности музыки эпохи возрождения и барокко

1

 

месса, вокально-драматический жанр

Ответ на уроке

Музыкальная жизнь Урала. Известные исполнители

3

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке

1

 

 

сонатная форма, экспозиция, разработка, реприза, кода

Ответ на уроке

 

4

Особенности венской классической школы. И.Гайдн "Симфония №103"

1

 

симфония

Знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки.

Ответ на уроке

 

5

Особенности венской классической школы. В. Моцарт "Симфония №40"

1

 

 

главная партия, побочная партия, контраст

Ответ на уроке

 

6

Особенности венской классической школы. Л.Бетховен  "Соната № 8"

1

 

Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров.

Ответ на уроке

 

7

Особенности венской классической школы. Л.Бетховен   "Симфония № 5"

 

 

мотив судьбы

Ответ на уроке

 

8

Романтизм в западноевропейской музыке

1

 

 

роман, романс, лирико-драматическая симфония

Ответ на уроке

 

9

Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. Р.Шуман

1

 

 

 

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных стилей и жанров.

Подготовка сообщений на тему «Шуман-жизнь и творчество»

 

10

Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. И.Штраус

1

 

 

 

Подготовка сообщений на тему «Штраус-король вальсов»

 

11

Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. Ф.Лист

1

 

Ответ на уроке

 

12

Отличительные черты творчества композиторов-романтиков. Э.Григ

1

 

 

 

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения.

Музыкальая викторина

 

13

Обобщение и повторение материала

1

 

возрождение, барокко, классицизм, романтизм

Музыкальая викторина

В.Вольфович "Наш дом"

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы (11ч)

14

Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы

1

 

 

 

Осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений.

Ответ на уроке

15

Характерные черты русской национальной музыкальной школы (В.Калинников "Симфония №1")

1

 

Выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства.

Ответ на уроке

 

16

Драматизм, героика, психологизм как характерные особенности русской классической школы (М. И. Глинка опера "Иван Сусанин")

1

 

 

героико-трагическая опера, картинность

Ответ на уроке

 

17

Картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы (А.Бородина опера "Князь Игорь")

1

 

русская эпическая опера

Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.

Ответ на уроке

 

18

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.П. Мусоргсого

1

 

 

 

Музыкальная викторина

 

19

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве , Н.А. Римского-Корсакова

1

 

 

 

Сообщение на тему "Римский-Корсаков-русский музыкальный сказочник»

 

20

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве П.И.Чайковского ("Симфония №5")

1

 

 

Ответ на уроке

 

21

Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве С.В.Рахманинова

1

 

 

Всенощная, древние песнопения

Ответ на уроке

 

22

Особенности проявления романтизма в русской музыке

1

 

 

 

Ответ на уроке

 

23

Исполнение как искусство интерпретации.

1

 

 

транскрипция, интерпретация

Ответ на уроке

 

24

Выдающиеся российские исполнители: С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравинский, А.В.Свешников и др.

1

 

 

Ответ на уроке

Музыкальная жизнь Урала. И.Шутов, Е.Быков

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве (11ч)

25

Стилевое разнообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.)

1

 

 

полистилистика

 

Ответ на уроке

 

26

Характерные черты музыки различных стилевых направлений

 

 

 

класика, современность

Ответ на уроке

 

27

Симфоджаз (Дж.Гершвин)

1

 

 

 

Ответ на уроке

 

28

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. А.И.Хачатурян

1

 

 

 

Ответ на уроке

 

29

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века.  Р.Щедрин "Кармен-сюита". Балет

1

 

 

дивертисмент, сольные и массовые танцы (классические и характерные), па0де-де, музыкално-хореографические сцены

Ответ на уроке

 

30

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века. С.Прокофьев. "Соната №2",  "Симфония №1"

1

 

 

 

Ответ на уроке

 

31

Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности XX века.Д.Шостакович "Симфония №7"

1

 

 

 

Ответ на уроке

 

32

Знакомство с наиболее яркими произведениями зарубежных композиторов академической направленности XX века. (Б.Бриттен, А.Шенберг)

1

 

 

 

Ответ на уроке

 

33

Характерные черты индивидуального творчества выдающихся композиторов современности

1

 

 

 

Презентация на тему «Выдающиеся композиторы современности»

Челябинские композиторы. А.Кривошей

34

Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования

1

 

 

Музей музыкальной культуры и музыкального оразования, Московская Государственная консерватория имени П.И.Чайковского Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова

Музыкальная викторина

 

35

Обобщение и повторение материала

1

 

 

Ответ на уроке

 


3. Учебно-методическое обеспечение программы

Программа

Учебник

Учебная дополнительная литература для учащихся

Учебно – методическая литература для учителя

Инструментарий для проверки знаний учащихся

Примерные программы по учебным предметам. Музыка. 5 – 7 классы. М.: Просвещение, 2010.

Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 5-7 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011

Сергеева Г.П.

Музыка. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Сергеева Г.П. Музыка: Творческая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.

Фонохрестоматия к учебнику «Музыка 7класс»./Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.: Просвещение

ина, Е.А.

Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания./ Е.А. Смолина. Ярославль: Академия развития, 2006.

Сергеева Г.П. Музыка: Творческая тетрадь. 7 класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....

Рабочие программы 1-9 классы 2014-2015 учебный год

Пояснительные записки и календарно- тематическое планирование по всем классам....