Конспект урока в 8 классе по теме « Решение задач на закон Ома для участка цепи»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Конспект урока в 8 классе по теме « Решение задач на закон Ома для участка цепи» в рамках практической части педсовета «Повышение качества обучения через реализацию принципов развивающего обучения дидактической системы Л. В. Занкова , когнитивной технологии обучения М. Е. Бершадского"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 8 классе по теме « Решение задач на закон Ома для участка цепи» в рамках практической части педсовета «Повышение качества обучения через реализацию принципов развивающего обучения дидактической системы Л. В. Занкова , когнитивной технологии обучения М. Е. Бершадского и использования образовательного программного комплекса «КМ-школа».
Учитель: Педан М. М.
Цель – показать возможности использования когнитивной технологии обучения
Задачи:
- выработать с учащимися ориентировочную основу (алгоритм) решения задач на применение закона Ома доя участка цепи; начать формирование умений применять выработанный алгоритм при решении задач;
- продолжить формирование у учащихся учебно-информационных (использовать различные виды моделирования) и учебно-управленческих умений (владеть навыками взаимоконтроля);
- формировать у учащихся честность, справедливость, сознательное отношение к учебе.
Оборудование: раздаточный материал (листы с заданиями для диагностики, Л.А. Кирик Физика 8 Самостоятельные и контрольные работы Москва «Илекса» 2002 г.).
Ход урока
- Организация класса.
- Диагностика усвоения домашнего материала.
1). Самостоятельное выполнение заданий диагностики по вариантам
I вариант
а) Закончи предложение.
1. Если длину проводника увеличить в 2 раза, то сопротивление проводника
___________________________________.
2. Если площадь сечения проводника уменьшить в 2 раза, то сопротивление проводника ______________________________________________________.
б) Вставь пропущенные слова.
1. Чем ____________ площадь сечения проводника, тем ____________ его сопротивление.
в) Составь логическую цепочку и закончи предложение.
1. Если длину проводника увеличить, то сила тока в проводнике при неизменном напряжении __________________________.
2. В электрической цепи медный проводник длиной 1 м и площадью сечения 0,9 мм2 заменили таким же проводником, но площадью сечения 0,3 мм2. При этом сила тока в цепи _______________________________________.
II вариант
а) Закончи предложение.
1. Если длину проводника уменьшить в 3 раза, то сопротивление проводника
___________________________________.
2. Если площадь сечения проводника увеличить в 3 раза, то сопротивление проводника ______________________________________________________
б) Вставь пропущенные слова.
1. Чем __________ длина проводника, тем ___________ его сопротивление.
в) Составь логическую цепочку и закончи предложение.
1. Если площадь сечения проводника увеличить, то сила тока в проводнике при неизменном напряжении __________________________.
2. В электрической цепи медный проводник длиной 2 м и площадью сечения 0,1 мм2 заменили таким же проводником, но длиной 6 м. При этом сила тока в цепи _________________________________________________.
2). Взаимопроверка. На экране высвечивается текст работы с ответами. Коррекция: обсуждается решение заданий.
III. Введение процедурной информации.
а). Совместное решение расчетной задачи.
По никелиновому проводнику длиной 10 м идет ток силой 0,5 А. Определить сечение этого проводника, если к его концам приложено напряжение 20 В.
- Ориентировочная часть задачи. Выделение признаков, на основании которых определяется метод решения задачи (поиск ключевых слов).
Дан проводник, по нему течет ток → электричество; известны сила тока в проводнике и напряжение на его концах → закон Ома для участка цепи.
- Запись основной формулы.
I = U/R
- Определяем неизвестную величину, выясняем ее роль для расчета искомой в задаче величины.
R = U/I
R можно выразить через данную в задаче длину и площадь сечения проводника.
R = (ρ · ℓ)/S
- Сопоставление полученных формул.
Сопротивление R одного и того же проводника найдено с помощью различных формул → можно приравнять правые части формул.
U/I = (ρ · ℓ)/S
- Проверяем полученную формулу на полноту. ( Определяем число неизвестных в формуле величин).
В формуле неизвестны 2 величины: S – искомая в задаче и ρ – табличная величина. ρ = 0,4 (Ом · мм2) /м находим по таблице удельных сопротивлений проводников.
- Выражаем из формулы искомую в задаче величину.
U·S = ρ · ℓ· I; S = (ρ · ℓ· I)/U
- Проверяем наименование искомой величины, по полученной формуле.
[ S ] = (Ом · мм2) /м · м · А / В = (В · мм2 · А) / (А· В) = мм2
Полученное наименование соответствует наименованию S.
- Вычисляем искомую величину.
S = (0,4 ·10 · 0,5) / 20 = 0,1(мм2)
- Записываем ответ задачи.
Б) обсуждаем, повторяем выработанный при решении задачи алгоритм, который высвечивается на экране. Учащимся раздается напечатанный на листках алгоритм.
Алгоритм решения задач на закон Ома для участка цепи.
- Ориентировочная часть задачи. Выделение признаков, на основании которых определяется метод решения задачи (поиск ключевых слов).
- Запись основной формулы.
- Определение неизвестной величины, выяснение ее роли для расчета искомой в задаче величины.
- Выражение неизвестной величины через искомую в задаче величину.
- Сопоставление полученных формул.
- Проверка полученной формулы на полноту. ( Определение количества неизвестных в формуле величин).
- Нахождение неизвестных величин из таблиц или формул.
- Выражение из полученной формулы искомой в задаче величины.
- Проверка наименования искомой величины по полученной формуле. (выведение единицы измерения искомой величины).
- Вычисление искомой величины.
- Запись ответа задачи.
IV.Формирование умений и навыков у учащихся.
а). Самостоятельное решение расчетной задачи на основе выработанного алгоритма.
(Л.А. Кирик Физика 8 Самостоятельные и контрольные работы: Москва «Илекса» 2002 г.), самостоятельная работа № 15, задача 7 (высокий уровень).
Определите напряжение на концах стального проводника длиной 140см и площадью поперечного сечения 0,2 мм2, в котором сила тока 250 мА.
б). Проверка решения с его объяснением на основе алгоритма. (Решение задачи записывает на доске ученик, который первым справится с заданием).
1. Ориентировочная часть задачи.
Ключевые слова: сила тока и напряжение → Электричество → основная формула – закон Ома для участка цепи
2. Запись основной формулы.
I = U/R
3. Определение искомой величины
U = I · R (1)
4. Проверка полученной формулы на полноту.
В формуле неизвестны 2 величины: U и R
5. Выражаем неизвестную величину R через величины ℓ и S, данные в задаче
R = (ρ · ℓ)/S (2)
6. Сопоставление полученных формул.
Заменим в формуле (1) R из формулы (2)
U = (I · ρ · ℓ)/S
7. Проверим полученную формулу на полноту.
Неизвестны 2 величины: U – искомая и ρ – табличная.
8. ρ = 0,15 (Ом · мм2) /м находим из таблицы удельных сопротивлений проводников.
9. Проверяем наименование искомой величины
[ U ] = А · (Ом · мм2) /м · (м/мм2) = (А · Ом · мм2 · м)/( м · мм2) = А · Ом = А ·
(В/А) = В
10.Вычисление величины U
U = 0,25 · (0,15 · 0,14/0,2) = 0,2625 (В) ≈ 0,26 В
11.Запись ответа.
V.Задание на дом.
№ 1328 (В. И. Лукашик, Е. В. Иванова) –решить задачу на основе алгоритма.
VI. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по математике по теме"Решение задач с помощью уравнений"
Решение задач с помощью уравнений...
Конспект урока по математике на тему: «Решение задач по теме: «Синус, косинус, тангенс и котангенс острого угла прямоугольного треугольника»»
Надеюсь, что этот конспект поможет в подготовке занятий...
Конспект урока по математике по теме :"Решение задач при помощи уравнений"
Конспект урока по математике по теме :"Решение задач при помощи уравнений" 5 класс Виленкин Фгос...
План урока № 71 8А класс (Понедельник) Тема "Решение задач на законы преломления в линзах"."
В рамках дистанционного обучения составлен краткий план занятий онлайн на платформе ZOOM....
Решение задач на закон Ома для участка цепи
организовать деятельность учащихся по комплексному применению знаний (понятий: сила тока, напряжение, сопротивление), подвести учащихся к творческому переосмыслению уже известной информации о зависимо...
Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме "Решение задач на законы сохранения при столкновениях с незакрепленными телами"
Данный урок предлагается для классов(подгрупп), изучающих курс физики углубленно. Урок предлагаетсяв компактном варианте, но может быть легко адаптирван к 2 часовому варианту. Для урока необходим для ...
Презентация к уроку 10 класса по теме Решение задач Газовые законы
В презентации дано построение графиков изопроцессов и разобраны графические решения нескольких задач ...