Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме "Решение задач на законы сохранения при столкновениях с незакрепленными телами"
учебно-методический материал по физике (10 класс)
Данный урок предлагается для классов(подгрупп), изучающих курс физики углубленно. Урок предлагаетсяв компактном варианте, но может быть легко адаптирван к 2 часовому варианту. Для урока необходим для каждой пары учащихся(мини-группа) персональный компьютер с программой Живая физика. Модуль Механика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок физики в 10 кл(проф. обуч) | 444.27 КБ |
презентация для сопровождения урока | 532.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 62/4_10 в подгруппе физико-математического профиля 10 класса
Тема: Решение задач на законы сохранения при столкновениях с незакрепленными телами.
Цель урока: сформировать навыки использования законов сохранения энергии и импульса для решения задач указанного типа на столкновение тел
Тип урока: конференция с элементами практической работы
Распределение времени
Вид работы | Время | Примечание |
Вводная часть | 3 | Инструктаж по охране труда при работе на ПК |
Изложение основного материала - конференция | 22 | Демонстрации. Презентации по теме урока |
Моделирование задачи на столкновение в программе Живая физика | 10 | Практическая работа на ПК |
Обсуждение и формулирование выводов по результатам моделирования | 7 | Выступления учащихся с анализов результатов моделирования. |
Заключительная часть – комментарий домашнего задания. Выставление оценок | 3 | Поведение итогов, выставление оценок |
2 Изложение основного материала
Учащиеся излагают решения задач повышенной сложности, над которыми они работали дома. Изложение решений сопровождают презентациями с чертежами и иллюстрациями состояний системы тел, рассмотренных в решениях.
Задача 1. На гладком горизонтальном столе лежат две гладкие одинаковые горки массой , причем одна из них закреплена. С незакрепленной горки, с высоты скатывается маленькая шайба массой . На какую максимальную высоту заедет шайба на закрепленную горку?
Решение
У шайбы, находящейся вначале на высоте , есть потенциальная энергия. Съезжая, шайба толкнет горку. Таким образом, горка приобретет кинетическую энергию, а шайба поднимется на высоту на закрепленную горку – то есть у нее в конце есть потенциальная энергия, обусловленная этой высотой. Запишем закон сохранения энергии и закон сохранения импульса. Пусть – скорость шайбы внизу горки, – скорость горки.
Ox:
Выражаем из первого уравнения:
И подставим во второе
По закону сохранения энергии для шайбы вверху и у подножия горки
Поэтому
Ответ:
Задача 2. На гладком горизонтальном столе лежат две гладкие одинаковые горки массой , причем одна из них закреплена. С закрепленной горки, с высоты скатывается маленькая шайба массой . На какую максимальную высоту заедет шайба на незакрепленную горку?
Решение
Пусть – скорость шайбы между горками, – скорость горки.
Ox:
Выражаем из первого уравнения:
и подставим во второе
По закону сохранения энергии для шайбы вверху и у подножия горки(при съезде с неподвижной горки)
Поэтому
Ответ:
Задача 3. Шайба скользит по гладкой горизонтальной поверхности стола, наезжает на неподвижную незакрепленную горку, находящуюся на столе, движется по горке без трения и отрыва. Шайба, не перевалив горку съезжает с горки и движется по столу в обратном направлении со скоростью равной 4/5 от начальной скорости. Найти отношение масс горки и шайбы. Движение горки поступательное.
Решение
По закону сохранения импульса запишем:
Ox:
где m - это масса шайбы, М - масса горки, V - начальная скорость шайбы, V1 - скорость шайбы после взаимодействия с горкой и u - скорость поступательного движения горки после контакта с шайбой. Поскольку трения нет, можно утверждать, что V1 будет равна скорости движения шайбы в обратном направлении, т.е. V1=0.8V
По закону сохранения энергии имеем:
Делим (3) на (2):
Задача 4 На гладкой горизонтальной поверхности стола покоятся две гладкие незакрепленные горки, массы которых m1=80 г и m2=100 г. На вершине горки массой m1, высота которой h1=12 см, лежит монета массой m0=20 г. От незначительного толчка монетка соскальзывает с первой горки в направлении второй. Если монета движется не отрываясь от поверхностей обеих горок и стола, то максимальная высота Н ее подъема на вторую горку равна ... мм.
Решение:
Монетка соскальзывает вправо, значит, 1-ая горка начинает двигаться влево. В самом низу, на столе, между горками, скорость монетки максимальная. Значит, применяем закон сохранения энергии:
где v01 - скорость монетки между горками, v1 - скорость горки, движущейся влево. Скорость v1 выражал через v01 из закона сохранения импульса. В первоначальном положении импульс системы равен нулю. По закону сохранения импульса запишем:
m0v01 = m1v1 (2)
Дальше монетка "наезжает" на вторую горку, при этом последняя начинает двигаться вправо и достигает скорости в момент остановки шайбы на высоте Н. Тут по закону сохранения энергии
А по закону сохранения импульса m0v01=- (m2+ m0)v2 (9)Тогда
3. Приступаем к моделированию столкновений в среде программы Живая физика (Interactive Physics). Создаем два объекта кубик и горку, располагая их на горизонтальной закрепленной поверхности 1. Задаем для кубика и горки минимальные коэффициенты трения, например порядка 10-5. Сообщаем кубику горизонтальную начальную скорость в несколько метров в секунду и наблюдаем взаимодействие кубика и горки. Измеряем горизонтальные составляющие скорости кубика и горки и координату Y кубика, чтобы определить максимальную высоту подъема кубика на горку. По горизонтальным участкам графиков определяем скорости тел после взаимодействия. Проверяем соответствие измеренных скоростей и высоты подъема кубика аналитическому решению задачи. Делаем выводы.
Контрольные вопросы
- Какие допущения были сделаны вами при моделировании по сравнению с идеальным случаем, рассмотренным в задаче?
- Какие выводы сделали вы при создании и при дальнейшем изменении формы горки?
- От чего в первую очередь зависит скорость тел после столкновения?
- Как вы изменяли начальную скорость кубика, и какие изменения результатов заметили?
- Как вы думаете, может ли кубик переехать горку, не отрываясь от ее поверхности? Какие условия вы бы поставили в первую очередь?
- Может ли кубик оторваться от горки и далее перелететь через нее? Каковы условия такого варианта развития событий?
- Где встречаются реальные взаимодействия, подобные изучаемым сегодня?
4. Выводы (что мы узнали на уроке, ребята)
• Все рассмотренные задачи повышенной сложности с успехом решаются применением законов сохранения импульса и энергии для упругого столкновения тел.
• Особое значение имеет, как подчеркивали все докладчики, правильный выбор замкнутой системы и ее состояний для записи законов сохранения
• Избежать ошибок позволяет учет закона сохранения импульса в всех взаимодействиях и его запись в векторной форме.
• Въезд и съезд с горки реальные сводятся в большинстве случаев к классическим задачам, рассмотренным на сегодняшней конференции.
5. Домашнее задание
1. УМК учебник Г.Я.Мякишев, , А.З.Синяков. Углубленный уровень.10-11 М.: Дрофа, 2018, §24-28
2. Задача . По гладкой горизонтальной поверхности стола скользит со скоростью 0,6 м/с горка с шайбой на вершине. Масса горки в 3 раза больше массы шайбы. От незначительного толчка шайба съезжает с горки. В результате скорость горки, продолжающей скользить в прежнем направлении, уменьшилась в 2 раза. Найти скорость съехавшей на стол шайбы. Горка имеет плавный переход основания в горизонтальную поверхность. (Олимпиада «Физтех» 2019-2020 г. Задача 2)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача 1 Незакрепленная горка движется, после начала подъема шайбы по ней v o
Задача 2 Незакрепленная горка движется, после начала движения шайбы вниз v o
Задача 3 Незакрепленная горка движется, после начала столкновения с шайбой v o
Задача 4 Незакрепленная горка, с которой съезжает монетка , и вторая горка, обе движутся после начала движения монетки вниз v o
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Плотность вещества"Данную разработку рекомендую использовать с презентацией по этой же теме. Презентацию Вы можете найти в моих материалах....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 10.«Сборка электромагнита и испытание его действия»
Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» (к учебнику А.В.Перышкина)
Методическая разработка содержит : презентацию к уроку Лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы ...
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».
Методическая разработка содержит презентацию к уроку Лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....
Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».
Методическая разработка содержит: презентацию к уроку Лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» и бланк выполнения и отчета лабораторной работы....