Разработка урока физики по теме "Масса тела"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок № 17
Класс: 7 класс
Тема урока: Масса тела. Единица массы.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели урока:
Когнетивные:
- Ученик должен знать следующие определения (словесно интерпретировать): инерция, взаимодействие тел, масса тела.
- Ученик должен знать единицы измерения массы тела.
- Ученик должен уметь применять знания, полученные ранее в ходе решения качественных и расчетных задач.
- Ученик должен уметь делать выводы по ходу изучения нового материала.
Аффективные:
- Формирование интересов, усидчивости, аккуратности.
- Повышение мотивации.
- развивать логику рассуждений учащихся при работе с учебником с помощью наводящих вопросов;
- развивать творческие качества в ходе приготовления домашней работы.
- Ученик должен оценить значимость изучаемого материала.
Структура урока:
Этапы урока | Формы, методы | Средства обучения | Время |
Организационный момент (приветствие, выявление отсутствующих) | Словесные методы | Слово учителя, слово дежурного ученика, журнал. | 2 мин. |
Проверка домашнего задания | Словесные методы | Слово ученика, учебник. Физика для 7 кл. /Под ред. А.В. Перышкин, дневник, рабочая тетрадь с домашним заданием. | 15 мин. |
Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный метод. | Слово учителя, доска, мел, учебник Физика для 7 кл. /Под ред. А.В. Перышкин, сборник задач В. И. Лукашик. | 10 мин. |
Закрепление нового учебного материала | Практические и словесные методы. | Учебник. Физика для 7 кл. /Под ред. А.В. Перышкин, сборник задач В. И. Лукашик. | 10 мин. |
Домашнее задание | Словесные методы | Слово учителя, доска, мел, дневник. | 2 мин. |
Подведение итогов | Словесные методы | Слово учителя | 1 мин. |
- Организационный момент.
- Приветствие
- Выявление отсутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Проверка домашнего задания.
Сборник задач
№ 200
В результате взаимодействия вытекающей воды и трубки последняя придёт в движение.
№ 202
Истекающий из трубок поток воды действует на стенки трубок. В результате сосуд вращается.
2-3 ученика отвечают домашний параграф у доски.
Дополнительные вопросы:
- По какой формуле определяют скорость тела, если известен его путь и время, за которое он пройден?
().
- Чем, кроме числового значения, характеризуется скорость тела?
(направлением).
- Что называется механическим движением?
(Изменение с течением времени положение тела относительно других тел).
- Что называют инерцией?
(Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел).
- Изучение нового материала.
На доске записывается тема урока «Масса тела. Единица массы».
При взаимодействии двух тел скорости первого и второго тела всегда меняются.
Одно тело после взаимодействия приобретает скорость, которая может значительно отличаться от скорости другого тела. Например, после выстрела из лука скорость стрелы гораздо больше скорости, которую приобретает тетива лука после взаимодействия.
Рис. 46
Почему так происходит? Проведем опыт, описанный в § 18. Только теперь возьмем разные тележки (рис. 46, а). После того как нить пережгли, тележки начинают разъезжаться с различными скоростями (рис. 46, б). Про тележку, которая после взаимодействия приобрела меньшую скорость, говорят, что она массивнее другой тележки. У нее больше масса. Тележка, которая после взаимодействия движется с большей скоростью, имеет меньшую массу. Значит, тележки имеют разные массы.
Скорости, которые приобрели тележки в результате взаимодействия, можно измерить. По этим скоростям сравнивают массы взаимодействующих тележек.
Пример. Скорости тележек до взаимодействия равны нулю. После взаимодействия скорость одной тележки стала равна 10 - , а скорость другой 20 –м/с. Поскольку скорость, которую приобрела вторая тележка, в 2 раза больше скорости первой, то и ее масса в 2 раза меньше массы первой тележки.
Если после взаимодействия скорости изначально покоившихся тележек одинаковы, то и их массы одинаковы. Так, в опыте, изображенном на рисунке 42, после взаимодействия тележки разъезжаются с равными скоростями. Следовательно, их массы были одинаковы. Если после взаимодействия тела приобрели разные скорости, то их массы различны.
Во сколько раз скорость первого тела больше (меньше) скорости второго тела, во столько раз масса первого тела меньше (больше) массы второго.
Чем меньше меняется скорость тела при взаимодействии, тем большую массу оно имеет. Такое тело называют более инертным.
Чем больше меняется скорость тела при взаимодействии, тем меньшую массу оно имеет. Это тело менее инертно.
Это значит, что для всех тел характерно свойство по-разному менять свою скорость при взаимодействии. Это свойство тела называют инертностью.
Масса тела — это физическая величина, которая характеризует его инертность.
Следует знать, что любое тело: Земля, человек, книга и т. д. — обладает массой.
Массу обозначают буквой т.
За единицу массы в СИ принят килограмм (1 кг).
Килограмм — это масса эталона. Эталон изготовлен из сплава двух металлов: платины и иридия. Международный эталон килограмма хранится в г. Севре (близ Парижа) (рис. 47).
Самый простой способ определения массы – взвешивание.
Наиболее простым средством для взвешивания являются рычажные и пружинные весы. Первый тип весов изображен в учебнике на стр. 47, рисунок. 48.
Принцип взвешивания на рычажных весах заключается в уравновешивании. В состоянии равновесия суммарная масса гирь известной массы равна массе взвешиваемого тела.
Таким образом измерять массу тел можно двумя способами:
- при взаимодействии.
- взвешиванием.
Свойства массы:
- не зависит от рода взаимодействия.
- складывается.
- изменяется при движении со скоростью, близких к скорости света.
Масса и инертность
Знаю я с седьмого класса:
Главное для тела – масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела не легка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?
- Закрепление учебного материала.
С целью первичного закрепления пройденного материала можно разобрать решение задач.
Сборник задач № 195 - 197
Учебник. Упр. 6
- Домашнее задание.
- 19, 20 выучить, подготовится к лабораторной работе.
Сборник задач № 212, 213.
- Подведение итогов занятий.
- Учащиеся анализируют свою деятельность.
- Что осталось непонятным?
- Какой момент на уроке показался наиболее трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Урок физики в 7 классе. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....
Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».
Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...
Методическая разработка урока физики в 7 классе: « Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела».
Активная форма обучения с использовагнием дидактических игр и презентации к уроку делает его запоминающимся и непохожим на другие....
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"
Методическая разработка урока физики 7 класс. Тема : "Масса тела"урок дополняет качественно выполненная презентация. Кого заинтересует данный материал - пишите....
Разработка урока физики в 7 классе по теме: "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах".
Данная методическая разработка поможет в проведении урока физики в 7 классе по теме: "Диффузия в газах, жидкостяхи твёрдых телах"....
Методическая разработка урока физики "Действие жидкости на погруженное в нее тело"
Разработка представлена в виде подробной технологической карты урока. Описаны действия учащихся на различных этапах урока. Применяется технология исследовательской деятельности с опорой на фронтальный...
Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме "Решение задач на законы сохранения при столкновениях с незакрепленными телами"
Данный урок предлагается для классов(подгрупп), изучающих курс физики углубленно. Урок предлагаетсяв компактном варианте, но может быть легко адаптирван к 2 часовому варианту. Для урока необходим для ...