Последовательное и парралельное соединения проводников.
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Ладикова Мария Александровна

Урок изучния нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fiziki_v_8_klasse.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ромодановская средняя общеобразовательная школа №2»

Открытый урок по физике в 8 классе

Последовательное и параллельное соединение проводников

Подготовила и провела: Ладикова М.А.

учитель физики

Ромоданово, 2016

Урок физики в 8-м классе по теме

"Последовательное и параллельное соединение проводников"

Цель урока:

Изучение законов последовательного соединения проводников в цепи постоянного электрического тока.

Образовательная:

  • исследовать закономерности протекания электрического тока в цепи при последовательном и параллельном соединении проводников;
  • отработать понятия, постоянный электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи, закон сохранения энергии;
  • совершенствование навыков работы с лабораторным оборудованием;
  • выработать навыки решения задач на расчет параметров участка цепи с последовательным и параллельным соединением проводников;

Развивающая:

  • развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
  • продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Воспитательная:

  • продолжить развивать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность.

Тип урока:  комбинированный.

Наглядные пособия и оборудование:

  • презентация (приложение);
  • мультимедийный проектор;
  • цепи с последовательно и параллельно соединёнными лампочками.

План урока:

  1. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
  2. Последовательное и параллельное соединение проводников. Демонстрация, беседа, презентация,   объяснение нового материала,  работа с таблицей.
  3. Закрепление изученного материала.  Работа с презентацией. Решение задач.
  4. Подведение итогов
  5. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Актуализация знаний:

Вопросы для учащихся находятся на слайдах презентации:

  1. Что называется сопротивлением?
  2. В чём причина сопротивления?
  3. От каких параметров зависит сопротивление проводника?
  4. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
  5. Силу тока в цепи увеличили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
  6. Напряжение в цепи уменьшили в два раза. Как изменилось сопротивление проводника?
  7. Длину проводника уменьшили в три раза. Как изменилось сопротивление проводника?
  8. Проволоку согнули пополам. Как изменилось сопротивление проволоки?
  9. По графику сравните электрическое сопротивление проводников.

2. Последовательное и параллельное соединения проводников:

Провести анализ слова ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО и ПАРАЛЛЕЛЬНО.

Последовательное  - соединение потребителей один за другим в цепь.

                                   - соединение потребителей, при котором если из строя выходит один потребитель, то не работает вся цепь.

Последовательное соединение – соединение, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго – с началом третьего и т.д.

Учитель демонстрирует опыты с цепью с последовательно соединёнными лампочками.

Учащиеся делают выводы:

  • сила тока в цепи при последовательном соединении проводников в любых частях цепи одинакова: I = I1 = I2
  • общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке: U = U1 + U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: R = R1 + R2.

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n последовательно соединённых одинаковых проводников? R = nR1

  1. Iоб = I1 = I2=…..
  2. Rоб = R1 + R2+….
  3. Uоб = U1 + U2+…..

Обсуждается параллельное соединение проводников.

Параллельным – называют такое соединение,  при котором проводники включаются независимо друг от друга, если выходит из строя один все остальные продолжают работать (все бытовые приборы в квартире).

Параллельное соединение – соединение, при котором начала всех проводников присоединяются к одной точке цепи, а их концы к другой.

Учитель демонстрирует опыты с цепью с параллельно соединёнными лампочками.

Учащиеся делают выводы:

  • cила тока в неразветвлённой цепи равна сумме токов в разветвлениях: I = I1 + I2
  • yапряжение на каждом из параллельно соединённых проводников одинаково: U = U1 = U2

Обсуждается вопрос: Чему рано общее сопротивление цепи при параллельном соединении проводников?

С помощью закономерностей и закона Ома для участка цепи выводится формула для общего сопротивления проводников: , .

Обсуждается вопрос: Как найти сопротивление n параллельно соединённых одинаковых проводников? R =

Примеры соединений:  

последовательное

параллельное

  • ёлочная гирлянда,
  • амперметр,
  • источник тока,
  • провода
  • и группа потребителей.
  • вольтметр,
  • все потребители

Анализ соединения для подключения бытовых приборов.

Преимущества и недостатки соединений.

Пример последовательного соединения: гирлянда.

Пример параллельного соединения: потребители в жилых помещениях.

Преимущества и недостатки соединений:

Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.

Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.

Учащиеся записывают ОК в тетради с помощью слайда презентации:

3. Закрепление изученного материала.

Решение задач на последовательное и параллельное соединения с использованием слайдов презентации. IV. Закрепление нового материала

А теперь для закрепления решим несколько задач. Возьмите карточку. Прочитайте задание и обсудите в группе возможный ответ, когда будете готовы, поднимите руку.

Начальный уровень

1. Резисторы с сопротивлениями 5 Ом и 10 Ом соединены последовательно. Чему равно их общее сопротивление?

2.Последовательное соединение.  Сила тока в первом проводнике сопротивлением 10 Ом равна 4 А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом. (4 А)

Средний уровень

2. В сеть с напряжением 120 В включены последовательно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе. (40 В)         

При последовательном соединении общее напряжение будет равно сумме напряжений на участках цепи. Так как лампы одинаковые, то 120:3=40В

Высокий уровень

Найти напряжение на каждом резисторе, если вольтметр показывает напряжение 12В.

Решение.

1). Rобщ.=R1+R2=2Ом+4Ом=6Ом

2).по закону Ома Iобщ.=U/Rобщ=12В/6Ом=2А

3). Iобщ.= I1= I2=2А

4). Из закона Ома U1=I∙R1=2А∙2Ом=4В

 U2=I∙R2=2А∙4Ом=8В или U2=Uобщ.-U1=12В-4В=8В,

т.к. Uобщ = U1 +U2.

Ответ: U1 =4В, U2 =8В

4. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы познакомились с законами последовательного и параллельного соединений проводников, практическими применениями этого вида соединения, преимуществами и недостатками соединений. Также научились применять полученные знания при решении задач.

Проверь себя.

При последовательном соединении проводников сила тока везде … одинаковая

Если переставить местами амперметр  и резистор в последовательном соединении, то показания амперметра … не изменятся.

Напряжение в цепи равно.. сумме напряжений на отдельных проводниках.

Полное сопротивление равно… сумме сопротивлений отдельных проводников.

5. Домашнее задание: § 48,49, упр. 22 (1), 23 (1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей и компьютерной технологией. Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников».

Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей  и компьютерной технологией. -Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном и пара...

Повторение и обобщение темы: «Последовательное и параллельное соединение проводников, работа и мощность электрического тока».

Продолжение формирования умений применять свойства последовательного и параллельного соединения проводников; применять закон Ома для расчета сопротивлений проводников; правильно изображать и читать сх...

Закон Ома при последовательном и параллельном соединении проводников

Урок обобщения и закрепления знаний. Цель урока - продолжить работу по формированию умений сопоставлять, анализировать, делать выводы из виртуального эксперимента по "проверке" закона Ома для разных в...

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...