Интегрированный урок физики и геометрии в 8 классе на тему «Построение изображений в линзах»
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Интегрированный урок физики и геометрии в 8 классе проводится после изучения свойств собирающей и рассеивающей линз
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_3_izobr_v_linz.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок физики и геометрии в 8 классе
на тему «Построение изображений в линзах»
Тип урока: урок-практикум
Цели урока:
дидактические:
организовать работу учащихся по изучению особенности хода лучей в линзах;
научить учащихся строить изображения в двояковыпуклых (двояковогнутых) линзах;
развивающие:
развивать графическую грамотность учащихся;
продолжить работу по развитию мышления, познавательных умений.
воспитательные:
формировать навыки самостоятельной работы по предмету;
формировать положительные мотивы к учению.
Учащиеся должны
знать:
ход основных лучей, с помощью которых выполняется построение в тонких линзах.
уметь:
строить изображения в линзах разных типов.
Оборудование: мультимедийный компьютер с проектором, линзы из лабораторного набора
Структура урока.
- Организационный момент – 1 мин.
- Физический диктант (проверка опорных знаний) – 7 мин.
- Изложение основного материала – 15 мин.
- Закрепление изученного(построение изображений) – 18 мин.
- Итоги урока – 2 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
- Организационный момент.
Сегодня нам понадобятся простые карандаши и линейки.
К сегодняшнему уроку вы изучили основные понятия и характеристики линз.
- Физический диктант.
- Прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями, называются… (линзами)
- Линзы бывают двух видов… ( выпуклые и вогнутые)
- Прямую, проходящую через центры сферических поверхностей, ограничивающих линзу, называют… ( оптической осью)
- Какое изображение можно получить с помощью плоского зеркала ? (мнимое в нат. Величину)
- Расстояние от линзы до ее фокуса называется… (фокусным расстоянием линзы)
- Тонкой линзой называется… (линза, толщина которой много меньше радиусов
кривизны ее поверхностей) - Величина, обратная фокусному расстоянию линзы , называется…
(оптической силой линзы)
После выполнения диктанта учащиеся выставляют себе оценки (ответы представлены на доске), за каждый правильный ответ 1 балл:
«7» - 5 баллов, «6-4» - 4 балла, «<=3» - 3 балла.
- Изложение основного материала.
Вспомним следующие основные понятия:
Линзами называются прозрачные тела, ограниченные с двух сторон сферическими поверхностями.
Линза, у которой края толще, чем середина является вогнутой.
Линза, у которой края тоньше, чем середина является выпуклой.
Главная оптическая ось – прямая, проходящая через центры кривизны поверхностей линзы.
Линзы, которые преобразуют пучок параллельных лучей после преломления в расходящийся – называются рассеивающими. Основные обозначения для линз:
- OO’ главная оптическая ось
- О – оптический центр линзы
- F – фокусы линзы
- d – расстояние между предметами и линзой
- f – расстояние от линзы до изображения
Рассмотрим приёмы построения изображений.
Изображение в линзе можно построить, изобразив ход двух из трех следующих лучей:
- луч, распространяющийся параллельно оптической оси до линзы, после преломления в линзе, проходит через фокус на этой оси
- луч, проходящий через оптический центр линзы не изменяет своего направления после прохождения линзы.
3) луч, проходящий через фокус линзы, после преломления распространяется параллельно оптической оси линзы.
Выполняем построение изображений в тетрадях в следующих случаях:
5 слайд – Построение изображения, даваемое собирающей линзой, когда предмет находится за ее 2-м фокусом. Такие изображенияполучают с помощью лупы, микроскопа. d > 2F
Изображение уменьшенное, прямое, действительное.
6 слайд – Построение изображения, даваемое собирающей линзой, когда предмет находится между фокусом и ее двойным фокусом. Такие изображения получаются с помощью проекционного аппарата, киноаппарата. F < d < 2F
Изображение увеличенное, перевернутое, действительное.
7 слайд - Построение изображения, даваемое собирающей линзой, когда предмет находится в ее 2-м фокусе d =2 F Изображение в нат. величину, перевернутое, действительное.
8 слайд – Построение изображения, даваемое собирающей линзой, когда предмет находится между линзой и ее фокусом. Такие изображения получаются на фотопленке в фотоаппарате. d < F
Изображение увеличенное, прямое, мнимое.
11-26 слайд – Построение изображения, даваемое рассеивающей линзой.
Рассеивающие линзы не дают действительных изображений.
Изображение уменьшенное, мнимое, прямое.
- Закрепление изученного.
27 слайд – Упражнение 49 №2.
Изображение перевернутое, действительное, увеличенное.
- Итоги урока.
Какие свойства линзы позволяют широко использовать ее в оптических приборах?
– Свойство изменять направление лучей, или с их помощью управлять световыми пучками (основано на явлениях отражения и преломления).
- Домашнее задание.
§69 Упр 49 (3,4).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки физики в 11 классе по теме: Построение изображений в линзах
Уроки физики с применением ИКТ...
Урок физики в 9 классе по теме "Построение изображения в линзе
Урок по теме «Построение изображений, даваемых линзой» является 7 уроком в теме «Оптические явления». Ранее уже были сформированы понятия «Законы отражения и преломления света», «Линзы». На предыдущем...
Конспект урока физики в 11 классе на тему: "Построение изображений в линзах"(Базовый уровень, УМК под редакцией Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик)
Дана полная разработка урока по теме "Построение изображений в линзах"...
Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»Цели урока: - объяснить принцип действия тепловых двигателей, определить КПД тепловых дв...
Презентация к интегрированному уроку физики и геометрии в 8 классе на тему «Построение изображений в линзах»
Презентация для сопровождения изложения нового материала и освоения практической части урока...
Интегрированный урок (физика, технология) в 8 классе по теме: "Электроприборы в быту. Расчет стоимости электроэнергии»
Интнгрированный урок...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (ФИЗИКА+ МАТЕМАТИКА) В 7 КЛАССЕ по теме «Золотая ли была корона у царя?»
На основе фронтального эксперимента ввести понятие плотности вещества, добиться усвоения понятия на 1 уровне; повторить правила деления и умножения десятичных дробей; определить массу с помощью рычажн...