Урок физики в 9 классе по теме "Построение изображения в линзе
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Банникова Татьяна Николаевна

Урок по теме «Построение изображений, даваемых линзой» является 7 уроком в теме «Оптические явления». Ранее уже были сформированы понятия «Законы отражения и преломления света», «Линзы». На предыдущем уроке дано определение линзы, главной оптической оси линзы, оптического центра линзы, фокуса линзы.

В этой теме учащиеся научаться строить изображения в линзах с разными характеристиками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме:  «Построение изображения в линзе»

                                                   9 класс.

 Задачи урока:

Обучающие:   содействовать в ходе урока формированию понятия типов изображения в линзе, научить строить изображение предмета с использованием свойств характерных  лучей собирающей линзы и сформировать умения решать задачи на построение изображения предмета.

Развивающие:    развивать у учащихся умения находить аналогии, выделять главное, анализировать условия задачи.

 Воспитательные:    продолжить работу по развитию познавательной самостоятельности учащихся, умений выделять существенное, сравнивать изучаемые факты, логически мыслить.

Образовательные цели урока

Иметь представление:

-о свойствах линз

-о применении линз в различных оптических приборах.

Знать:

-лучи, которые используют для построения изображения в линзе

- условия, при которых возникает то или иное изображение, и свойства каждого из них

- какое изображение дает собирающая и рассеивающая линзы.

Уметь:

 -строить изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой

-характеризовать полученные изображения

-самостоятельно работать с рисунками.

 Тип урока: объяснение нового материала.

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

 Оборудование: компьютер с мультимедиа, линзы.              

Информационное сопровождение урока: презентация учителя, Интернет ресурсы.

   

Ход урока.

  1. Организационный этап.

   2. Актуализация  знаний:

        Фронтальное  повторение -  (слайд 1)

     3.Изучение нового материала: 

Проблема  -   Как построить изображение в линзе? Что для этого нужно знать?

Показ пошаговой  презентации          ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

1.Определяем необходимые лучи для построения  изображения в линзе.

.

2.Характеризуем их свойства.(3луча, выделяем 2 «замечательных»)

3. Делаем рисунки на построение:

А) предмет находится за двойным фокусом (изображение уменьшенное, перевернутое, действительное, лежащее по другую сторону от линзы).

Б) предмет находится в двойном фокусе (равное перевернутое, действительное).

В) предмет находится между фокусом и двойным фокусом

(увеличенное, перевернутое, действительное).

Г) предмет помещен в фокус линзы   (изображение размытое, в «бесконечности»).

Д) предмет находится между фокусом и линзой   (изображение мнимое, увеличенное, прямое).

Ученики работают в тетрадях,   на доске, проверяют правильность чертежей при помощи слайдов ( 6-11 ).      

5.

Физкультминутка.

 

Ох, как спины вы согнули!

 В пол носы свои уткнули!

 А теперь все встали дружно:

 Поразмяться всем нам нужно!

Влево, вправо повернитесь

И руками потрясите!

Грудью глубоко вздохните,

Свои плечи распрямите!

В потолок все посмотрите

И ещё раз повторите.

Вот размялись мы как лихо!

А теперь все сели тихо.

6.

Выделяем какие могут быть изображения (слайд 12,13 )

7.

А каким будет изображение в рассеивающей линзе?

 Ученики строят изображение, проверяют правильность построения и делают вывод:

 Изображение при всех положениях предмета – мнимое, прямое, уменьшенное (слайд14)

8.Самостоятельная дифференцированная работа (карточки- задания)

9.

Закрепление

  1. Какие лучи используем при построении изображения в линзах?
  2. Какие могут быть изображения?
  3.  Какие изображения мы получаем в оптических приборах  ( сделать и заполнить таблицу).

10.  

               Расположение предмета

В каких приборах получается.

                           d>2F

В фотоаппарате

                          d=2F

В оптических приборах для получения четкого изображения.

                    2F>d>F

Фотоувеличитель, проекционная аппаратура, киноаппарат…

                          d=F

Лупа, объектив микроскопа.

                          d

Увеличительные стекла.

11.Итог урока.

12. Домашнее задание  §35 , заполнить таблицу, составить ребус по линзе.

Доп.№145,147.        



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                   

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ОСНОВА УРОКА

Предмет   Физика             Класс 9              Тема:                       Построение изображения в линзе

Школа       МОСШ п. ЛЫХМА    Ф.И. О.учителя   Банникова Татьяна Николаевна        Дата.    Год 2011год


Уровень усвоения

В результате

 усвоения на

 этом уровне учащийся может

Содержание деятельности

Контрольные  действия

(контроль достижения целей)

     


Учителя




 


   Учащегося

Содержание контрольного задания, определяющего достижение уровня

Содержание действий учащегося в ходе выполнения контрольного задания

I

Ученик будет иметь представление о

правилах построения изображения в линзе


Назвать  и нарисовать

3 основные лучи

С помощью слайдов объясняет принцип построения изображения в линзе

Слушают, наблюдают, делают чертежи в тетрадях

Отвечают на вопросы устно.

Назвать лучи, используемые  для построения

изображения и их свойства

Рисует 3 луча, дает им характеристику.

II

Ученик будет знать ход лучей в линзе, какие изображения дает собира- ющая и рассеивающая линзы





На чертежах проводить 2 «замечетельных» луча, называть их свойства, характеризовать изображения предмета в собирающей и рассеивающей линзе.

Организует изучение нового материала в ходе беседы с помощью слайдов

В зависимости от этапа урока участвует в фронтальной беседе, рисует  ход лучей  для построения изображения в линзе

Какие лучи используем для построения изображения в линзе, их свойства.

Какие изображения дает собирающая и рассеивающая линзы Рисунки в тетрадях.

Смотрит

слайды, устно отвечает на вопросы.

На чертежах проводит 2 «замечательных» луча, называет их свойства, характеризует изображения в собирающей и рассеивающей линзе.

III

Ученик будет уметь строить изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой, характеризовать полученные изображения, самостоятельно работать с текстом



Строить изображение предмета в собирающей и рассеивающей линзе. Дать характеристику полученному изображению

Самостоятельно работает с карточкой

Создает проблемную ситуацию, организует самостоятельную дифференцированную работу. Объясняет принципы построения изображения  в собираю

щей и рассеивающей линзе. Предлагает получить и описать изображение предмета для различных случаев.

В зависимости от этапа урока участвует  в фронтальной беседе.

Работает в группе и самостоятельно

Устные вопросы, письменное решение поставленных задач.


Карточки-задания.

Наблюдают, слушают, выполняют чертежи в тетрадях.

Чертят в тетради  и на доске случаи, не показанные на слайдах.

Характеризуют полученные

изображения.

IV

Ученик будет

 применять законы построения для определения положение линзы по известным положениям предмета и его изображения




Определяет положение линзы по известным положениям предмета и его изображения.

 Участвовать в творческой работе

То же и по специальной методике провести обучение  решению задач на восстановление пропущенных фрагментов.


Применение линз в оптических приборах

То же и пройти обучение  решению задач по  специальной методике.


Карточки-задания


Выполняют

построения на восстановления пропущенных элементов.

Составление таблицы оптических приборов.

.



Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока физики в 9 классе по теме »Построение изображений, даваемых линзой»

По результатам психологического мониторинга  класс в целом выше среднего. Учащихся с высоким и выше среднего уровнем 8 человек, средним 3, низким и ниже среднего нет. Проблема, которую обозначили результаты психологического мониторинга, это слабая память у учащихся (ниже среднего и низкий  6 человек). Поэтому в работе использую опорные конспекты, карточки-задания.

Анализ мотивов в этом классе показывает, что у 8 человек в классе ведущий мотив познавательный и достижений. Поэтому для поддержания такого высокого уровня и его увеличения основной воспитательной целью считаю, формирование мотива к изучению физики для чего использую проблемные ситуации, эвристическую беседу.

Урок по теме «Построение изображений, даваемых линзой» является 7 уроком в теме «Оптические явления». Ранее уже были сформированы понятия «Законы отражения и преломления света», «Линзы». На предыдущем уроке дано определение линзы, главной оптической оси линзы, оптического центра линзы, фокуса линзы.

В этой теме учащиеся научаться строить изображения в линзах с разными характеристиками.

Задачи урока:

Обучающие задачи: содействовать в ходе урока     формированию понятия типов изображения в линзе,

научить строить изображение предмета с использованием свойств характерных лучей собирающей линзы и сформировать умения решать задачи на построение изображение предмета.

Воспитательные задачи: продолжить работу по развитию познавательной самостоятельности учащихся, умений выделять существенное, сравнивать изучаемые факты, логически мыслить;

Развивающие задачи: развивать у учащихся умений находить аналогии, выделять главное, анализировать условия задачи.

Цели урока:

1.Образовательная:

Освоение основ научных знаний:

Иметь представление:

- о свойствах линз

- о применении линз в различных оптических приборах

Знать:

-лучи, которые используют для построения изображения в линзе

-условия, при которых возникает то или иное изображение

- какие изображения дает собирающая и рассеивающая линзы.

Уметь:

-строить изображения, даваемые собирающей линзой

-характеризовать полученные изображения

Развивающая:  развивать самостоятельность мышления, внимание и память учащихся; формировать умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная : создать ситуацию взаимного сотрудничества.                                                                Методы, используемые на уроке: Объяснительно-иллюстративный, проблемный

Тип урока: Объяснение нового материала с использованием элементов современных компьютерных технологий

В начале урока была проведена работа с разными группами учащихся, (в зависимости от психологического мониторинга) - тестовая работа (с проверкой) и фронтальный опрос (текст на слайде)

Изучение нового материала - метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (показ пошаговой анимации)

Формирование умений и навыков – работа парами, работа у доски (правильность  решений задач проверяется с помощью демонстрации слайдов).

Форма - фронтальная беседа, работа со  слайдами, групповая работа, самостоятельная работа. Индивидуальные особенности учитывались на всех этапах. Самостоятельная работа предполагает выяснить уровень усвоения, чтобы скорректировать результат на следующем уроке. Акцент на уроке сделан согласно целям. Которые считаю, реализованы полностью.

Атмосфера на уроке была рабочая. Активность учащихся хорошая, учащиеся работали, делали выводы по полученным чертежам.  Между мною и учащимися был хороший контакт. Поставлены оценки

Кроме того, все выполнили самостоятельную работу.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 11 классе по теме "Изображение в линзах"

Цель урока - познакомить учащихся с принципами построения изображения предмета в собирающей и рассеивающей линзе. Урок с использованиес СD диска "Уроки физики Кирилла и Мефодия 11 класс"...

урок физики 7 класс Линза

Урок физики 7 класс по теме "Линза"....

Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".

Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 ...

Технологическая карта урока ИЗО 6 класс по теме "Изображение пространства"

Формирование представлений о разных способах изображения пространства в истории искусства...

Методическая разработка урока физики 8 класс. Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений при помощи линзы»

Методическая разработка урока физики содержит  презентацию к уроку и бланк для выполнения и оформлления  отчета  лабораторной работы №14  8 класс....

Тест физика 8 класс по теме "Преломление света. Линзы. Изображения в линзах"

Вопросы теста взяты из ФГОС УМК О.И.Чеботарева Тесты по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...