Конспект урока физики в 11 классе на тему: "Построение изображений в линзах"(Базовый уровень, УМК под редакцией Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик)
план-конспект урока по физике (11 класс) по теме
Дана полная разработка урока по теме "Построение изображений в линзах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока физики в 11 классе на тему: "Построение изображений в линзах | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока физики в 11 классе МБОУ «Гимназия №7» г. Торжка
Учитель физики Добродумова Н.П.
Тема: Построение изображений в линзах.
(Базовый уровень, УМК под редакцией Л.Э.Генденштейн, Ю.И. Дик)
От микроба до Вселенной - краткий путь,
Надо в линзы лишь другие заглянуть!
Э.Г.Братута (Доктор технических наук, профессор,
академик Академии
наук высшей школы Украины)
Цель урока: сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.
- Обучающие задачи:
- ознакомить учащихся с получением изображений при помощи линз, научить строить ход лучей в линзах, производить анализ изображений;
- Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
- Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связать теоретический материал с практикой жизни.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парно-групповая.
Используемые технологии:
- информационные технологии,
- проблемное обучение,
- технологии развития критического мышления.
Тип урока: изучение нового, урок с использованием ЭОР
Оборудование урока:
- компьютеры,
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска
- презентация по теме урока
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Этап постановки целей и задач урока.
Учитель. О чем мы говорили на прошлом уроке?
Учитель. А как вы думаете, имеет ли при получении изображения значение форма линзы и ее положение в том, или ином физическом приборе? На практике, я думаю, вы не раз пробовали смотреть сквозь линзу, например, очков. Одинаковое ли изображение мы получаем, наблюдая сквозь нее за окружающими предметами? ( Учащиеся рассматривают текст книги сквозь образцы линз).
Учитель. Какова же цель сегодняшнего урока? (выслушиваются высказывания учеников).
ЦЕЛЬ: сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.
Повторение материала (фронтально).
- Что такое линза?
- Какая линза называется собирающей, рассеивающей?
- Что называют главной оптической осью?
- Какую точку называют фокусом линзы?
- Что называют фокусным расстоянием?
- Что такое оптическая сила линзы?
- Каковы основные свойства линз?
III. Этап получения новых знаний
Давайте, исследуем, как зависит получаемое изображение от расположения исходного предмета относительно линзы.
Вопрос: 1. Почему линза дает четкое изображение предметов?
2.Когда изображение называют действительным (мнимым) изображением? (стр.102 учебника физики)
Учитель: Изображение протяженного предмета складывается из изображений отдельных его точек. Поэтому рассмотрим, сначала построение изображения светящейся точки.
Для построения изображения любой точки достаточно знать по крайней мере ход основных лучей. (Слайды №3-9)
- Этап исследовательской работы учащихся.
Открываем компьютеры, находим необходимый файл (стр.110)
- Построение изображений предметов с помощью линзы
Попробуем исследовать зависимость характера изображения от взаимного расположения собирающей линзы и предмета
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf (рассмотреть опыты 1,2.3.4,5).
После исследований заполнить таблицу (проверить правильность заполнения по слайдам презентации, слайд№ 10 ) и показать слайды (11-20 , для первичного закрепления)
- Работа в парах
Проверить опытным путем получение изображений с помощью собирающей линзы) – Практическая работа ( выполняют 2 человека)
Какие выводы можно сделать из проведенного эксперимента? (отчет группы)
Подводим итоги. Опыты, проведенные доказывают, что собирающая линза дает разные виды изображений в зависимости от расположения предмета и линзы.
Для построения изображений предметов в собирающей линзе мы использовали лучи: параллельные ГОО и проходящие после преломления в линзе через фокус и луч, идущий через оптический центр.
Мы научились строить изображения?
- Тогда Задание 1. (слайд 19) Светящая точка лежит на главной оптической оси ( d больше 2F) Постройте ее изображение.
И так, чтобы построить изображение светящейся точки, лежащей на ГОО необходимо понимать, что один луч, проходящий через оптический центр уже есть, сл-но, изображение будет находиться на оптической оси. Но для получения изображения точки, необходимо, чтобы пересекались два луча. Для этого строим побочную ось под произвольным углом. Пересечение побочной оси с фокальной плоскостью линзы.
Фокальная плоскость – плоскость, проходящая через главный фокус перпендикулярно ГОО (слайд № 21)
- Исследование изображений в рассеивающей линзе
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf (опыт 6) (таблицу заполнить по образцу).
- Актуализация изученного материала.
Мы познакомились с построением изображений в линзах. А зачем необходимо знать какие изображения дают линзы? Как вы думаете?
Это проблема следующего урока. Применение.
Тест на листочках (стр. 167, Сборник самостоятельных работ по физике в 11 классе, Л.А.Кирик, Ю.И.Дик).
1вар. | 2 вар. | 3 вар. | |
Начальный уровень | №1,3 | №2,5 | №4,6 |
Средний уровень | №8 | №6 | №7 |
- Домашнее задание: §14(3); №10.13; 10.27; подготовить сообщение по теме: «Оптическая система глаза», «Оптические приборы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки физики в 11 классе по теме: Построение изображений в линзах
Уроки физики с применением ИКТ...
Планирование уроков литературы в 6 классе. Базовый уровень. Программа под редакцией В.Я. Коровиной
Планирование на учебный год включает темы, основное содержание уроков. А также основные термины и понятия, работа с которыми планируется в течение года....
Урок физики в 9 классе по теме "Построение изображения в линзе
Урок по теме «Построение изображений, даваемых линзой» является 7 уроком в теме «Оптические явления». Ранее уже были сформированы понятия «Законы отражения и преломления света», «Линзы». На предыдущем...
Урок по теме "Построение изображения в линзах"
Материал для открытого урока по теме "Построение изображений в линзах"...
Интегрированный урок физики и геометрии в 8 классе на тему «Построение изображений в линзах»
Интегрированный урок физики и геометрии в 8 классе проводится после изучения свойств собирающей и рассеивающей линз...
Презентация к интегрированному уроку физики и геометрии в 8 классе на тему «Построение изображений в линзах»
Презентация для сопровождения изложения нового материала и освоения практической части урока...
Презентация на тему построение изображений в линзах
Презентация к уроку....