Атмосферное давление. Вес воздуха.
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Атмосферное давление. Вес воздуха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Л.А.Растимишина, учитель физики МБОУ СОШ №20 Славянский район, п.Забойский
Технологическая карта урока
Учебный предмет: физика
Класс: 7
УМК: Пёрышкин А. В.
Тема урока: Атмосферное давление. Вес воздуха.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели по содержанию:
обучающие: ввести определение атмосферного давления и раскрыть его природу; изучить причины возникновения атмосферного давления; раскрыть физическую сущность опыта Торричелли, ознакомить с явлениями, вызванными действиями атмосферы;
развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов)
воспитывающие: помочь учащимся увидеть практическую пользу знаний, продолжить формировать умение работать в парах, в группах, включаться в диалог друг с другом.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные : знать и понимать смысл атмосферного давления, объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы, использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни, проводить наблюдения, опыты, делать выводы, докладывать о результатах экспериментов, кратко и чётко отвечать на вопросы. представлять результаты экспериментов с помощью таблиц.
Метапредметные :
регулятивные- ставить цель; реализовывать самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, оценивают свою работу; исправлять и объяснять свои ошибки..
коммуникативные- вступать в диалог , уметь слушать и слышать, выражать свои мысли, строить высказывания
участвовать в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, работают в группах.
познавательные- анализировать учебную ситуацию; развивать операции мышления; ставить задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно, смысловое чтение; умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; выделять существенное.
Личностные: сформировать интерес и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о весе воздуха и атмосферном давлении, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результату обучения, развивать инициативу.
Используемые технологии : технология критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационная технология.
Информационно-технологические ресурсы :
Список использованных источников и литературы:
- Учебник «Физика. 7 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е издание - М.: Дрофа, 2011
- Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2007-2013
- Перельман Я. И. Занимательная физика.– М.: Наука, 1979. –с.98.
- http://class-fizika.narod.ru/7_davlatm.htm
Оборудование: стеклянные стаканы, лист бумаги, свеча, спички, газета, широкие стеклянные чаши , пипетки, шприцы без иголок, трубочки, компьютер, экран, проектор, авторская презентация.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие. Учитель показывает отрывок из фильма «Хаббл», ведёт фронтальную беседу с классом. Итак, закройте глаза (музыка и часть из фильма «Хаббл») и представьте, что мы с вами подлетаем к незнакомой, но очень красивой планете. Мы о ней ничего не знаем, и нам её надо исследовать. Можно открыть глаза и посмотреть на нее из космоса. Сканеры нашего корабля уже передают информацию о… И вопрос к вам, ребята, что в первую очередь нужно выяснить перед посадкой? Конечно, атмосфера, состав атмосферы. | Приветствие. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. | Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявляют внимание Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать Познавательные: анализируют учебную ситуацию. |
этап актуализации и пробного учебного действия; | Актуализация опорных знаний и способов действий | Предлагает вопросы по ранее изученной программе: -Из курса географии вспомните: что такое атмосфера? Из чего она состоит? - Назовите слои атмосферы? - Как Земля «удерживает» воздушную оболочку? Предлагает записать на доске формулу по какой формуле рассчитывается гидростатическое давление, сформулировать закон Паскаля. | Отвечают на вопросы, записывают формулу на доске, формулируют закон Паскаля. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Познавательные: развивают операции мышления, ставят задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно. Коммуникативные: выражают свои мысли, строят высказывания. |
этап выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Учитель ведёт фронтальную беседу с классом. Учитель создаёт проблемную ситуацию. -Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Тема урока: Атмосферное давление. Вес воздуха. Учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока. Предлагает сделать записи в тетради. | Анализируют проблемную ситуацию. Выделяют проблему. Формулируют цель урока. | Регулятивные: формулируют цель урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушенных высказываний учителя, одноклассников, умение строить логическую цепь размышлений. Коммуникативные: выражают свои мысли, строят высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, вступают в диалог |
этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Учитель предлагает план работы на уроке и обсуждает его. | Учащиеся обсуждают предложенный план. | Коммуникативные: выражают свои мысли, строят высказывания, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учитывают позиции других людей, вступают в диалог |
этап реализации построенного проекта | Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску нового знания, Поиск новых знаний | Предлагает учащимся обсудить презентацию, слайды 1-4, комментирует основные моменты. Предлагает выполнить смысловое чтение (Текст с описанием наблюдения или опыта по данному разделу школьного курса физики). - Ребята, откройте стр. 132 учебника, найдите раздел «Это любопытно…» и прочитайте и проанализируйте текст под названием «История открытия атмосферного давления». Затем, используя прочитанный текст, выполните задания , которые показаны на слайде 5.
Демонстрационный эксперимент 1: Используем два стакана, свечу, бумажное кольцо. И попробуем объяснить наблюдаемое явление. Поставим зажженный огарок в один из стаканов. Вырежем из нескольких слоев газетной бумаги, положенных один на другой, круг диаметром немного большим, чем внешний край стакана. Затем вырежем середину таким образом, чтобы большая часть отверстия стакана оставалась открытой. Смочим бумагу водой, полученную эластичную прокладку положим на верхний край первого стакана. Осторожно поставим на прокладку перевернутый второй стакан и прижмем его к бумаге так, чтобы внутреннее пространство обоих стаканов оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь, взявшись за верхний стакан, поднимем его. Нижний стакан как бы прилип к верхнему и поднялся вместе с ним. -Объясните, почему же это произошло. - Давайте попробуем дать определение атмосферному давлению и запишем его в тетрадь. | Учащиеся обсуждают слайды; читают предложенный текст; анализируют его; отвечают на вопросы; делают выводы; обсуждают и анализируют эксперимент; делают записи в тетради. | Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания. Познавательные: осмысление цели чтения, анализируют текст; умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста; развивают операции мышления; анализируют эксперимент, выделение существенного. Регулятивные: ставят цель прочитать текст и выполнить задания к тексту. |
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Учитель организует работу в малых группах. -Докажем существование атмосферы и атмосферного давления на опытах, Экспериментальная работа в малых группах. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. Накроем его листком бумаги так, как это показано на рисунке. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему это происходит? Предлагает вспомнить цель урока. | Учащиеся проговаривают вслух, отчитываются о том, что они пронаблюдали, поняли при выполнении эксперимента, работая в группе. Записывают вывод в тетрадь. Вспоминают цель урока. | Коммуникативные: работают в группах, участвуют в коллективном обсуждении экспериментальной групповой работы, вырабатывают умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания. Познавательные: выделяют существенное; отрыв от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний развивают операции мышления; анализируют эксперимент. Регулятивные: вспомнили цель урока. |
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Учитель организовывает индивидуальную, разноуровневую самостоятельную работу. Карточки двух видов: для базового или для повышенного уровня с качественными задачами по данной теме урока. Карточка с заданиями базового уровня:
Карточка с заданиями повышенного уровня:
На слайде 6 презентации спустя время демонстрируются ответы к заданиям. Учитель предлагает детям оценить себя. | Выполняют предложенные им задания. Записывают ответы в тетрадь. Проводят самоконтроль. | Познавательные: анализируют, сравнивнивают, и обобщают изученные понятия; развивают операции мышления. Регулятивные: ставят для себя цель - выполнить самостоятельную работу; реализуют самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
этап включения в систему знаний и повторения; | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Учитель организует работу в парах. - Великий Аристотель говорил – сначала собирать факты, и только после этого связывать их мыслью. Давайте прислушаемся к его совету. На столах у вас есть стаканы с водой, пипетка, шприц, стеклянная трубка. Подумайте и проделайте возможные эксперименты с этими предметами. То, что вы наблюдаете – заполните в следующую таблицу ( См. Приложение1) | Проделывают эксперименты, заполняют таблицу. | Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, участвуют в обсуждении экспериментальной работы, вырабатывают умение слушать и слышать, выражают свои мысли, строят высказывания. Познавательные: выделяют существенное; формируют обобщенные знания, развивают операции мышления; анализируют эксперимент. Регулятивные: ставят цель выполнить экспериментальную работу и работу по заполнению таблицы.. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Учитель даёт дифференцировано домашнее задание с учётом индивидуальных способностей детей. 1. Приготовиться к дискуссии на тему «Атмосферное давление»; 2. Подготовить занимательный опыт на использование атмосферного давления ; 3. Приготовить сообщение на тему “Атмосферное давление в живой природе”. Первый пункт домашнего задания является обязательным для всех. | Слушают, обсуждают. | Коммуникативные: участвуют в обсуждении. Личностные: проявляют уважение, учитывают мнение учителя. |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Учитель организует коррекцию работы; - организует рефлексию; - оценивает работу учащихся; -предлагает учащимся прокомментировать свои оценки; - предлагает учащимся вспомнить цель урока. | Оценивают свою работу; -анализируют свою деятельность. | Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока на тему: "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Урок содержит видеофрагменты опытов, опрос в виде тестов, демонстрация опытов, иллюстрации применения атмосферного давления животными....
Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"...
Конспект урока «Решение задач по теме атмосферное давление. Вес воздуха»
Конспект урока в 7 классе...
Разработка урока "Атмосферное давление. Вес воздуха"
План урока для учащихся. Урок в 7 классе "Атмосферное давление. Вес воздуха." Урок построен по ФГОС...
Технологическая карта к уроку "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Урок по ФГОС в 7 классе "Атмосферное давление. Вес воздуха"...
Презентация к уроку "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Урок в 7 классе по ФГОС "Атмосферное давление. Вес воздуха"...
урок по физике " Атмосферное давление. Вес воздуха".
Методическая разработка урока по физике....