Мастер - класс " Применение технологии интегрированного обучения как средства повышения активности учащихся на уроках"
материал по физике (9 класс) на тему

Быковская Татьяна Николаевна

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon integrirovannoe_obuchenie.zip80.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Применение технологии интегрированного обучения как средства повышения активности учащихся на уроках»

Быковская Татьяна Николаевна,

учитель физики

МАОУ «Лицей №8». Г. Назарово Красноярского края.

Пояснительная записка

Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе.

Одной из важнейших проблем является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью данных научных дисциплин. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика математики на современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этому предмету, т. е. логика данной науки ведёт к объединению, интеграции.

Следующей проблемой, которая может быть решена в процессе интегрированного обучения, является несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий физики, математики, информатики, биологии, химии, и т.д., проблема выработки у них обобщённых умений и навыков.

Интегрирование в процессе предметной подготовки учащихся позволяет решить проблему разобщённости учебных предметов, что даёт возможность:  

  • устанавливать связи между различными понятиями и определять их практическую направленность;
  • исключить повторы в содержании учебных дисциплин;
  • углубить и детализировать изучение материала без дополнительных временных затрат;
  • повысить мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся за счет нестандартной формы урока;
  • повысить творческий потенциал обучающихся;
  • расширить информационную ёмкость урока.

Задачи мастер-класса:

- Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя.

-Мотивация слушателей на освоение технологии интегрированного обучения.

- Освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.

Этапы мастер-класса:

  1. Представление педагогической концепции технологии.
  2. Моделирование занятия на основе данной технологии.
  3. Имитация урока.
  4. Рефлексия (дискуссия по результатам деятельности)

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.

Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.

Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.

Каждый из таких уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.

Этапы подготовки и проведения интегрированного урока:

Этап

Цель этапа

Поисковый

обеспечить мотивацию к изучению темы

обеспечить поиск изучения материалов по выбранной теме

Подготовительный

научить работать с источниками, подбирать тематические факты и данные

Основной

развивать умение самостоятельно использовать полученные материалы

Заключительный

развивать культуру обсуждения выступлений учащихся

Закономерности интегрированных уроков:

  • весь урок подчинён авторскому замыслу,
  • урок объединяется основной мыслью (стержень урока),
  • урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,
  • этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости,
  • отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:

1.     паритетным, с равным долевым участием каждого из них,

2.     один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;

3.     весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

Методика интегрированного урока. 

Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

1.     Подготовительный

2.     Исполнительный

3.рефлексивный. 

1.планирование,

2. организация творческой группы, 

3. конструирование содержания урока,

4.репетиции.

Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая.

В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.

На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки

Я хочу показать задание применение технологии на уроке физика в 8 классе по теме «Соединение проводников».

Задание (8 класс. Математика + физика)

Нам надо построить 1-ный дом объем комнаты должен быть 40м3

  1. Начертите схему дома в виде геометрического тела, расставив на нем ширину, длину и высоту комнаты.
  2. Проведите электричество в дом по схеме

  1. Рассчитайте сколько метров провода вам нужно. (масштаб 1:100)
  2. Сделайте пристройку к дому. (Длина комнаты 3 м, ширина 4 м)
  3. Добавьте к схеме освещение второй комнаты. (Лампочки должны гореть независимо друг от друга, каждая иметь свой выключатель. Еще одно условие, нужен общий выключатель на весь дом )

Использованная литература:

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2010.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика. - 1996.

Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире. – Москва. - 2005.

Закон Российской Федерации «Об образовании». - Москва. - 2006.

Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – Москва. – 2010.

Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – Москва. – 2009.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль, 2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

Мастер-класс «Применение технологии интерактивного обучения на уроках физики»

Мастер-класс содержит теоретический материал для проведения и презентацию....

«Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».

Надо отметить, что компьютеризация школьного обучения идет нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процес...

Мастер – класс «Применение технологии смешанного обучения на уроках математики».

Цели:распространение опыта методической работы учителя;знакомство с одной из форм распространения опыта методической работы. овладение современными педагогическими технологиями в практической деятельн...