Мастер - класс " Применение технологии интегрированного обучения как средства повышения активности учащихся на уроках"
материал по физике (9 класс) на тему
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_obuchenie.zip | 80.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Применение технологии интегрированного обучения как средства повышения активности учащихся на уроках»
Быковская Татьяна Николаевна,
учитель физики
МАОУ «Лицей №8». Г. Назарово Красноярского края.
Пояснительная записка
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе.
Одной из важнейших проблем является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью данных научных дисциплин. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика математики на современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этому предмету, т. е. логика данной науки ведёт к объединению, интеграции.
Следующей проблемой, которая может быть решена в процессе интегрированного обучения, является несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий физики, математики, информатики, биологии, химии, и т.д., проблема выработки у них обобщённых умений и навыков.
Интегрирование в процессе предметной подготовки учащихся позволяет решить проблему разобщённости учебных предметов, что даёт возможность:
- устанавливать связи между различными понятиями и определять их практическую направленность;
- исключить повторы в содержании учебных дисциплин;
- углубить и детализировать изучение материала без дополнительных временных затрат;
- повысить мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся за счет нестандартной формы урока;
- повысить творческий потенциал обучающихся;
- расширить информационную ёмкость урока.
Задачи мастер-класса:
- Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя.
-Мотивация слушателей на освоение технологии интегрированного обучения.
- Освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.
Этапы мастер-класса:
- Представление педагогической концепции технологии.
- Моделирование занятия на основе данной технологии.
- Имитация урока.
- Рефлексия (дискуссия по результатам деятельности)
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.
Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.
Каждый из таких уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Подготовка урока идет совместно, заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Часто таким урокам предшествуют домашние задания с использованием знаний двух или трех предметов.
Этапы подготовки и проведения интегрированного урока:
Этап | Цель этапа |
Поисковый | обеспечить мотивацию к изучению темы обеспечить поиск изучения материалов по выбранной теме |
Подготовительный | научить работать с источниками, подбирать тематические факты и данные |
Основной | развивать умение самостоятельно использовать полученные материалы |
Заключительный | развивать культуру обсуждения выступлений учащихся |
Закономерности интегрированных уроков:
- весь урок подчинён авторскому замыслу,
- урок объединяется основной мыслью (стержень урока),
- урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,
- этапы и компоненты урока находятся в логико- структурной зависимости,
- отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».
Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:
1. паритетным, с равным долевым участием каждого из них,
2. один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;
3. весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Методика интегрированного урока.
Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный | 2. Исполнительный | 3.рефлексивный. |
1.планирование, 2. организация творческой группы, 3. конструирование содержания урока, 4.репетиции. | Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы. | На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки |
Я хочу показать задание применение технологии на уроке физика в 8 классе по теме «Соединение проводников».
Задание (8 класс. Математика + физика)
Нам надо построить 1-ный дом объем комнаты должен быть 40м3
- Начертите схему дома в виде геометрического тела, расставив на нем ширину, длину и высоту комнаты.
- Проведите электричество в дом по схеме
- Рассчитайте сколько метров провода вам нужно. (масштаб 1:100)
- Сделайте пристройку к дому. (Длина комнаты 3 м, ширина 4 м)
- Добавьте к схеме освещение второй комнаты. (Лампочки должны гореть независимо друг от друга, каждая иметь свой выключатель. Еще одно условие, нужен общий выключатель на весь дом )
Использованная литература:
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2010.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика. - 1996.
Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире. – Москва. - 2005.
Закон Российской Федерации «Об образовании». - Москва. - 2006.
Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – Москва. – 2010.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – Москва. – 2009.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка
Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...
Мастер-класс «Применение технологии интерактивного обучения на уроках физики»
Мастер-класс содержит теоретический материал для проведения и презентацию....
Мастер-класс «Применение технологии интерактивного обучения на уроках физики»
Мастер-класс для учителей....
«Информационно - коммуникационные технологии в обучении как средство повышения мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы».
Надо отметить, что компьютеризация школьного обучения идет нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процес...
Мастер – класс « Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики в рамках преемственности начальной и основной школы»
Мастер - класс из опыта работы в рамках преемственности начальной и основной школы...
Мастер – класс «Применение технологии смешанного обучения на уроках математики».
Цели:распространение опыта методической работы учителя;знакомство с одной из форм распространения опыта методической работы. овладение современными педагогическими технологиями в практической деятельн...