Мастер-класс «Применение технологии интерактивного обучения на уроках физики»
материал по физике по теме

Ощепкова Анна Валериевна

Мастер-класс содержит теоретический материал для проведения и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Мастер-класс 1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Применение  технологии интерактивного

 обучения на уроках физики»

Ощепкова Анна Валериевна

МКОУ МСОШ №1

учитель физики

Задачи мастер-класса:

- Создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя.

 -Мотивация слушателей на освоение  технологии интерактивного обучения.

- Освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.

Этапы мастер-класса:

  1. Представление  педагогической концепции технологии.
  2. Моделирование занятия на основе данной технологии.
  3. Имитация урока.
  4. Рефлексия (дискуссия по результатам деятельности)

«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь».

Китайская народная мудрость

Учитель. Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

 Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.   Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать.

 Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. [Рисунок2.jpg]

Сравнение целей традиционного и

интерактивного подхода к обучению

  • Цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объёма знаний.
  • Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.
  • Модель односторонней коммуникации.
  • Цель интерактивного обучения- это создание педагогом условий, в которых сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.
  • Модель многосторонней коммуникации.

Учитель. Данная технология может использоваться не только на уроках физики, а всеми учителями предметниками.

  К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний.  Сегодня я приведу в пример только те, которые мной апробированы и применяются активно на моих уроках.  

Методы интерактивного обучения

  •    «Мозговой штурм» (атака)
  • • Работа в группах
  •  • Контрольный лист или тест
  •  • Ролевая игра  
  •  • Игровые упражнения  
  •  • Разработка проекта
  •  • Решение ситуационных задач            
  • • Дискуссия  группы экспертов
  •  • Проигрывание ситуаций  
  • • Обсуждение сюжетных рисунков
  •  • Опрос–Квиз (контроль)
  • Синквейн (Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).  

Прежде всего, интерактивные методы:

  •  • пробуждают  у обучающихся интерес;
  •  • поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
  •  • обращаются к чувствам каждого обучающегося;
  •  • способствуют эффективному усвоению учебного материала;
  •  • оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
  •  • осуществляют обратную связь  (ответная  реакция аудитории);
  •  • формируют у обучающихся мнения и отношения;
  •  • формируют жизненные навыки;
  •  • способствуют изменению поведения.

В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как обучающиеся откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении.

 Каковы же основные правила организации интерактивного обучения?

 Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.

 Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы.   В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

 Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников -15- 25 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах.  

 Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы.   Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.   Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.

  Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

 Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Учитель.  Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.

Учитель.  Я хочу показать применение  технологии мини-проекта на уроке физики в 7классе по теме, которую, я надеюсь,  вы сейчас угадаете сами.

Задание 1. У кого карточки синего цвета? (3 человека)

Вам необходимо показать с помощью пантомима то, что изображено на картинке. Задача всех остальных угадать.

Вода.

Учитель. В каком состоянии она находится?

Облако.

Учитель.  В каком состоянии находится вода?

Сосулька.

Учитель.  В каком состоянии находится вода?

Итак, тема нашего занятия…

Задание 2. У вас у каждого есть карточка. Существует много способов деления на группы. В данном случае возможны три. Первый: по цвету карточек; второй: по форме (круги, квадраты, треугольники, ромбы). Третий: у вас на карточке записано слово, выберите то агрегатное состояние, к которому относится это физическое тело или явление.

Роса                 снежинка          облако

Дождь            сосулька            туман

Река                айсберг               пар

Учитель. Прикрепите на грудь карточку как эмблему, обратите внимание, на ней написана ваша роль  в группе.

Научный руководитель - руководит работой всей группы, является докладчиком.

Лаборант - проводит опыт.

Ассистент лаборанта - следит за временем(хронометрист).

Секретарь- ведёт запись.

Задание 3: Мы исследуем три состояния вещества на примере воды. У каждой группы своя задача.

Первая группа - механические свойства твёрдого тела.

Вторая - свойства жидкостей.

Третья - свойства газов.

Первая группа.

(тарелка с кубиками льда)

Задание: исследовать механические свойства твёрдого тела.

Вопрос.

Ответ.

  1. Сохраняется ли форма твёрдого тела при неизменной температуре?

  1. Сохраняется ли объём твёрдого тела при неизменной температуре?

  1. Возможен ли переход твёрдого тела в другое агрегатное состояние             ( жидкое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить?

Вторая группа.

(стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы)

Задание: исследовать механические свойства жидкостей.

Вопрос.

Ответ.

  1. Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?

  1. Сохраняется ли объём жидкого тела при неизменной температуре?

  1. Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние              ( твёрдое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить?

Третья группа.

(стакан с тёплой водой, блюдце)

Накрыть стакан блюдцем, чтобы понаблюдать конденсацию.

Задание: исследовать механические свойства газов.

Вопрос.

Ответ.

  1. Сохраняется ли форма газообразного  тела при неизменной температуре?

  1. Сохраняется ли объём газообразного тела при неизменной температуре?

  1. Возможен ли переход газообразного тела в другое агрегатное состояние             ( жидкое )? Каким образом это можно осуществить?

Учитель. В данном случае был применён  метод мозгового штурма.

Заключительное слово.

Почему я говорю «да» интерактивным методам? Они обеспечивают:

 • Высокую мотивацию.

 • Прочность знаний.

 • Творчество и фантазию.

 • Коммуникабельность.

 • Активная жизненная позицию.

 • Командный дух.

 • Ценность индивидуальности.

 • Свободу самовыражения.

 • Акцент на деятельность.

 • Взаимоуважение.

 • Демократичность

– Я рада, что нашла сегодня единомышленников, надеюсь, что те кто хоть и осторожно, но начнет использовать эту технологию тоже увидят горящие глаза ребят, а кто ещё не готов к этому виду работы  изменят со временем своё мнение. Благодарю всех за отличную работу.

Литература:

  1. Пёрышкин А.В. Физика  8 класс.
  2. Физика №15/2010. Приложение к газете «Первое сентября»
  3. http: //www.26206s014.edusite.ru/p140aa1.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по теме: «Применение технологий интерактивного обучения на уроках физики»

Интерактивные технологии можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также использовать при опросе или обобщении....

Методическая статья "Реализация проблемного метода обучения на уроках физики с помощью интерактивных компьютерных моделей"

Материал, представленный в данной статье, содержит методические рекомендации по использованию интерактивных компьютерных моделей на уроках физики. Это одна из возможностей для реализации системно – де...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Научно-методическая статья по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ"...

Интерактивное обучение на уроках физики

Сегодня перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков сам...

Мастер-класс «Технология интерактивного обучения на уроках физики»

Мастер-класс «Технология интерактивного обучения на уроках физики» Автор: Попова Людмила Леонасовна, учитель физики МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мамонова, г. Старый Оскол. Задачи мастер-клас...

«Применение технологии интерактивного обучения на уроках физики»

laquo;Применение технологии интерактивногообучения на уроках физики»Елисеева Лариса ИвановнаМКОУ «Открытая школа»учитель математики и физикиЗадачи:- Создание предпосылок для пр...