В ЛАДОНЯХ УМНЫХ, АТОМ НЕПОКОРНЫЙ, СМИРЕННЫМ СТАНЕТ И СПОКОЙНЫМ
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 11 КЛАССЕ.
ТЕМА: « В ЛАДОНЯХ УМНЫХ, АТОМ НЕПОКОРНЫЙ, СМИРЕННЫМ
СТАНЕТ И СПОКОЙНЫМ», (урок - путешествие в атомный мир).
Цель;
1. Повторить материал по атомной физике.
2. Проверить:
а) понимание физических терминов, знание фактов из истории науки,
ученых;
б) умение составлять уравнения, логически рассуждать.
3. Развивать способность переводить образную информацию в речевую,
пропагандировать разумное обращение с атомом.
4. Воспитывать любовь к окружающему миру, природе, людям; быть всегда
благоразумными и нравственными.
Оборудование:
Плакаты, справочная и дополнительная литература.
План урока:
I. Вступительное слово.
II. Знакомство с группами.
III. Путешествие по намеченному маршруту с остановками.
IV. Подведение итогов урока.
Атомный мир огромен и опасен... Он состоит из множества миров. Сегодня мы с вами побываем в них, совершив путешествие. В этом путешествии будут
участвовать 2 группы.
Поскольку отправляться в путешествие без подготовки и с незнакомыми людьми нельзя - давайте познакомимся.
Я - ваш экскурсовод.
Первая группа путешествует под лозунгом «Я - атом»
«Я - атом, значит атом! Пусть это слово прозвучит во всех моих делах набатом!
Пусть буду я рабочим, а не солдатом!»
Вторая группа путешествует под лозунгом «Мы - люди».
«Нет! Атом не рожден солдатом! 20-й век - твоя судьба: Я - человек! ДА 20-й
век - век укрощения атома»...
Итак, мы отправляемся в путешествие, и первой остановкой будет 1. «МИР СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ»
Цель - проверить понимание «языка» атомной физики: надо быстро объяснить смысл слов -
1. Атом - 6. Изотоп -
2. Протон - 7. Ядерная реакция -
3. Нейрон - 8. Естественная радиоактивность -
4. Нуклон - 9. Период полураспада -
5. Ядро атома -
2. Продолжаем путешествие и следующая наша остановка в ШВЕЦИИ, в
СТОКГОЛЬМЕ.
Цель - получить информацию об ученых физиках, удостоиных Нобелевской премии, (на доске дата и фамилия ученого - назвать за что вручена премия).
1903 год - А. Беккерелъ (за открытие радиоактивности)
1903 год - П. Кюри и М. Складовская -Кюри (за исследование радиоактивности)
1922 год - Н. Бор (за заслуги в изучении атома)
1927 год - Ч. Вильсон (камера Вильсона)
1929 год - Луи де Бройль (волн. Теор. электрона)
1935 год - Д. Чедвия (нейтрон)
3. Следующая остановка - мы попали в «МИР ИСТОРИИ НАУКИ», где
познакомимся с вкладом в развитие атомной физики «милых дам».
Цель - назвать фамилии женщин-ученых
1. Мария Складовская - Кюри (1867-1934). Дважды лауреат Нобелевской премии....
2. Ирен Жолио - Кюри (1827-1956).
3. Лизе Мейтнер (1878-1968)
4. Следующая остановка - мы попали в «МИР НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ»
Цель - установить, какие единицы измерения, используемые в атомной физике, названы в честь ученых для увековечения их имен и памяти об их научных заслугах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_v_11_klasse.doc | 265.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №2
с. Бешпагир
Грачёвского района
Ставропольского края
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
В 11 КЛАССЕ.
Учитель физики Рыц А.Д.
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 11 КЛАССЕ.
ТЕМА: « В ЛАДОНЯХ УМНЫХ, АТОМ НЕПОКОРНЫЙ, СМИРЕННЫМ
СТАНЕТ И СПОКОЙНЫМ», (урок - путешествие в атомный мир).
Цель;
- Повторить материал по атомной физике.
- Проверить:
а) понимание физических терминов, знание фактов из истории науки,
ученых;
б) умение составлять уравнения, логически рассуждать.
3. Развивать способность переводить образную информацию в речевую,
пропагандировать разумное обращение с атомом.
4. Воспитывать любовь к окружающему миру, природе, людям; быть всегда
благоразумными и нравственными.
Оборудование:
Плакаты, справочная и дополнительная литература.
План урока:
I. Вступительное слово.
II. Знакомство с группами.
- Путешествие по намеченному маршруту с остановками.
- Подведение итогов урока.
Атомный мир огромен и опасен... Он состоит из множества миров. Сегодня мы с вами побываем в них, совершив путешествие. В этом путешествии будут
участвовать 2 группы. Путешествовать будем по маршруту:
Поскольку отправляться в путешествие без подготовки и с незнакомыми людьми нельзя - давайте познакомимся.
Я - ваш экскурсовод.
Первая группа путешествует под лозунгом «Я - атом»
«Я - атом, значит атом! Пусть это слово прозвучит во всех моих делах набатом!
Пусть буду я рабочим, а не солдатом!»
Вторая группа путешествует под лозунгом «Мы - люди».
«Нет! Атом не рожден солдатом! 20-й век - твоя судьба: Я - человек! ДА 20-й
век - век укрощения атома»...
Итак, мы отправляемся в путешествие, и первой остановкой будет 1. «МИР СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ»
Цель - проверить понимание «языка» атомной физики: надо быстро объяснить смысл слов -
- Атом - 6. Изотоп -
- Протон - 7. Ядерная реакция -
- Нейрон - 8. Естественная радиоактивность -
4. Нуклон - 9. Период полураспада -
5. Ядро атома -
2. Продолжаем путешествие и следующая наша остановка в ШВЕЦИИ, в
СТОКГОЛЬМЕ.
Цель - получить информацию об ученых физиках, удостоиных Нобелевской премии, (на доске дата и фамилия ученого - назвать за что вручена премия).
1903 год - А. Беккерелъ (за открытие радиоактивности)
1903 год - П. Кюри и М. Складовская -Кюри (за исследование радиоактивности)
1922 год - Н. Бор (за заслуги в изучении атома)
1927 год - Ч. Вильсон (камера Вильсона)
1929 год - Луи де Бройль (волн. Теор. электрона)
1935 год - Д. Чедвия (нейтрон)
3. Следующая остановка - мы попали в «МИР ИСТОРИИ НАУКИ», где
познакомимся с вкладом в развитие атомной физики «милых дам».
Цель - назвать фамилии женщин-ученых
- Мария Складовская - Кюри (1867-1934). Дважды лауреат Нобелевской премии....
- Ирен Жолио - Кюри (1827-1956).
- Лизе Мейтнер (1878-1968)
4. Следующая остановка - мы попали в «МИР НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ»
Цель - установить, какие единицы измерения, используемые в атомной физике, названы в честь ученых для увековечения их имен и памяти об их научных заслугах.
- Бк - беккерель - служит для измерения активности радиоактивного источника, в честь французского ученого Беккереля.
- Гр - грэй - для измерения поглощенной дозы излучения, в честь английского ученого Грэя
- Ки -кюри - единица активности радиоактивных источников
- Р - рентген - доза рентгеновского и - излучения, в честь немецкого ученого
- Следующая остановка в «ЦАРСТВЕ ФАКТОВ»
1 задание: прокомментировать диаграммы
Использование радиоактивных изотопов.
2 задание: даны выдержки из газет. Дать объяснение этим фактам.
Факт 1. В последние 10 лет в Европе стали очень настороженно и с большой опаской относиться к использованию энергии атома в любых ее формах. У многих развилось даже ярко выраженное психическое отклонение: навязчивые страхи радиации - радиофобия. Отмечается в ряде мест массовые выступления за закрытие действующих АЭС и против строительства новых станций.
Факт 2. Авария на ЧАЭС внесла серьезные коррективы в энергетический комплекс Европейского континента: заметно возросла доля энергии, получ. от. сжигания угля, нефти, газа - хотя раньше это считалось неквалифицированным и неэффективным его использованием. Появились новые поставщики газа: Египет, Иран, Азербайджан, Россия и другие. Каковы положительные и отрицательные последствия этой тенденции?
6. Следующая остановка «МИР ЯДЕРНЫХ РЕАКЦИЙ»
Цель - докончить запись ядерных реакций и прокомментировать их.
7. «МИР ТЕСТОВ»
Цель - проверить степень ориентировки групп в основных физических знаниях, (раздаются тесты каждому учащемуся). Тест 1. Шифр (В,В,А,Б,А)
1. Известно, что в ядре между нуклонами действуют силы, какие из них
преобладают?
А - гравитационные Б - кулоновские В - ядерные
2. Каков заряд нейтрона?
А - положительный Б - отрицательный В - нейтр. част
3. Каков заряд ядра?
А - положительный Б - отрицательный В - нейтральный
4. Какие частицы входят в состав ядра?
А - электрон и нейтрон Б - протон и нейтрон В - электрон и протон
5. Почему нейтроны являются лучшими «снарядами» для разрушения ядра?
А - так как они нейтр. и ядро их не отталкивает
Б - они быстро двигаются В - их притягивает ядро. Тест 2. Шифр (А,А,В,А,В)
1. Известно, что в ядре между нуклонами действуют силы. Какие из них
преобладают?
А - ядерные Б - кулоновские В - гравитационные
2. Каков заряд нейтрона?
А - нейтр. част. Б - отрицательный В - положительный
3. Каков заряд ядра?
А - нейтральный Б - отрицательный В - положительный
4. Какие частицы входят в состав ядра?
А - нейтрон, протон
Б - отрицательные, нейтральные В - электрон и нейтрон
5. Почему нейтроны являются лучшими «снарядами» для разрушения ядра?
А - их притягивает к себе ядро
Б - они быстро движутся
В - так как они нейтр. и ядро их не отталкивает
8. Следующая остановка «МИР ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИИ» Цель - восстановить цепочку рассуждений ученого по схеме физического эксперимента изображенного на рисунке.
Ответ: опыт Резерфорда по рассеянию α – частиц золотой фольгой
Вывод: в центре атома + ядро, оно и отбрасывает α – частицы.
(Какая команда быстрее ответит - вторая дополняет и исправляет. Кто лучше выстроит «цепочку рассуждений)
9. Следующая остановка «МИР РАДИАЦИОННЫХ ОПАСНОСТЕЙ» Цель - прокомментировать рисунки.
Мы свами будем в безопасности, если познакомимся со следующими сообщениями:
1. Проникающие способности излучений:
2. Коэффициент радиационного риска поражения разных органов человека
0,12 красный костный мозг
0,03 костная ткань
0,03 щитовидная железа
0,15 м олочная железа
0,12 легкие
0,25 яичники или семенник
0,3 другие ткани (кожный покров)
1,00 организм в целом
10. Остановка «МИР ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НАЧАЛЬНИКОВ» Задания для руководителей групп:
- Вы - директор продовольственной базы, обслуживающий большую сеть магазинов. Вам доставили для реализации партию картофеля и сырые и мясные полуфабрикаты, обработанные с помощью радиации для подавления прорастания картофеля и размножения микроорганизмов в мясе. Вам известно, что такая обработка разрешена, но при соблюдении определенных условий. Что вы предпримите, чтобы обезопасить покупателей, (дозиметр - устанавливает дозу облучения: допускаемая доза 0,015 р).
- Вы - начальник большого объекта, находящегося в зоне, где возможна радиация. Какие меры радиационной защиты вы распорядитесь выполнить? Вы располагаете необходимыми материалами и таблицей.
Ответ: (дополнение) Способы защиты от радиации:
- Защита расстоянием : удалиться от источника
- Защита временем (короткое время нахождения в очаге)
- Поглотителем (стены, бетон, плиты)
- Радиопротекторы - вещества уменьшающий чувствительность организма к радиации - это витамины, пептины, каротин, янтарная кислота. Они увеличивают сопротивление организма в 2 раза
Допустимая доза облучения в грэях Фон - 0,002 Гр в год на человека Д = 0,05 Гр в год на человека
Д = 3-е-10 Гр на человека, полученная за короткое время - смертельна, лучевая болезнь
IP ~ 0,01 Гр (эквивалент)
11 .Остановка «МИР АГИТАЦИИ» Задача - заранее приготовить плакат и защитить его. Тема: «Атом диктует...».
Обращение к людям нашей планеты с призывом быть разумными и осторожными в общении с Атомом.
Пример:
1. Прав ли был Прометей, давший людям огонь?
Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин. Из прекрасного лебедя вырос дракон.
Информация к размышлению.
«Во время взрыва атомной бомбы в Хиросиме погибло 200 тысяч человек. Свыше 375 тысяч погибло от последствий ядерной бомбардировки. И это не конечная цифра..».
2. «Посмотри, Прометей, это ты натворил:
Ты пожаром навечно людей одарил
Из запретной бутылки был выпушен джин»
В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в реакторе РБМК - 1000 четвертого блока ЧАЭС пошла неуправляемая реакция деления - реактор «пошел в разгон». Температура установленных в циркониевых трубах урановых топливных стержней выросла до нескольких тысяч градусов, и охлаждающая их вода мгновенно превратилась в пар. Цирконий вступил в реакцию с водой при высокой температуре - выделился водород. Грянул взрыв ... Да, мы вплотную подходим к ответу.
Анализ плакатов и агитации.
ИТОГ УРОКА: все учащиеся оценены, они участвовали при этом в самооценке и самоанализе.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция по философии образования «Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени…»
Лекция по философии образования:«Учитель! Перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени…»...
Урок-лекция "Атом! Атом! Атом!"
Урок-лекция "Атом!Атом!Атом!"- вводный урок при изучении темы " Атомная и ядерная физика"...
Урок литературы в 5 классе "Поступок немого Герасима: вызов или смирение?"с описанием УУД
Данный урок завершает изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму" и нацелен на обучение критическому мышлению и развитие творческих способностей учащихся....
"Атом, атом, атом!!!" - открытый урок 11 класс
Открытый урок 11 класс "Атом, атом, атом!!!"...
Учитель перед именем твоим, позволь смиренно преклонить колени...
Сценарий ко Дню учителя в школе...
Конспект урока: Юношеский максимализм, самоуверенность или смирение и почитание… (по очерку С. Т. Аксакова «Буран» и рассказам современных православных писателей ) Урока внеклассного чтения в 8 классе
Творчество С.Т. Аксакова как примеры образов для писателей 19 -20 в....
Исследовательская работа «Непокорная молния»
Как появился огонь? Первый огонь был добыт человеком с лесных пожаров, вызванных ударом молнии, или же с выхода на поверхность источников природного газа, рядом с которым ударила мо...