В ЛАДОНЯХ УМНЫХ, АТОМ НЕПОКОРНЫЙ, СМИРЕННЫМ СТАНЕТ И СПОКОЙНЫМ
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

Рыц Александр Дмитриевич

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 11 КЛАССЕ.

ТЕМА: « В ЛАДОНЯХ УМНЫХ, АТОМ НЕПОКОРНЫЙ, СМИРЕННЫМ

СТАНЕТ И СПОКОЙНЫМ», (урок - путешествие в атомный мир).

Цель;

1. Повторить материал по атомной физике.

2.     Проверить:

а) понимание физических терминов, знание фактов из истории науки,

ученых;

б) умение составлять уравнения, логически рассуждать.

3. Развивать способность переводить образную информацию в речевую,
пропагандировать разумное обращение с атомом.

4. Воспитывать любовь к окружающему миру, природе, людям; быть всегда
благоразумными и нравственными.

Оборудование:

Плакаты, справочная и дополнительная литература.

План урока:

I. Вступительное слово.

II.  Знакомство с группами.

III.         Путешествие по намеченному маршруту с остановками.

IV.      Подведение итогов урока.

Атомный мир огромен и опасен... Он состоит из множества миров. Сегодня мы с вами побываем в них, совершив путешествие. В этом путешествии будут

участвовать 2 группы. 

Поскольку отправляться в путешествие без подготовки и с незнакомыми людьми нельзя - давайте познакомимся.

Я - ваш экскурсовод.

Первая группа путешествует под лозунгом «Я - атом»

«Я - атом, значит атом! Пусть это слово прозвучит во всех моих делах набатом!
Пусть буду я рабочим, а не солдатом!»                                                                       

Вторая группа путешествует под лозунгом «Мы - люди».

«Нет! Атом не рожден солдатом! 20-й век - твоя судьба: Я - человек! ДА 20-й
век - век укрощения атома»...                                                                                         

Итак, мы отправляемся в путешествие, и первой остановкой будет 1. «МИР СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ»

Цель - проверить понимание «языка» атомной физики: надо быстро объяснить смысл слов -

1. Атом -                                                 6. Изотоп -

2.      Протон -                                              7. Ядерная реакция -

3.      Нейрон -                                              8. Естественная радиоактивность -

4.  Нуклон -                                             9. Период полураспада -

5. Ядро атома -

2. Продолжаем путешествие и следующая наша остановка в ШВЕЦИИ, в
СТОКГОЛЬМЕ.

Цель - получить информацию об ученых физиках, удостоиных Нобелевской премии, (на доске дата и фамилия ученого - назвать за что вручена премия).

1903 год - А. Беккерелъ (за открытие радиоактивности)

1903 год - П. Кюри и М. Складовская -Кюри (за исследование радиоактивности)

1922 год - Н. Бор (за заслуги в изучении атома)

1927 год - Ч. Вильсон (камера Вильсона)

1929 год - Луи де Бройль (волн. Теор. электрона)

1935 год - Д. Чедвия (нейтрон)

3. Следующая остановка - мы попали в «МИР ИСТОРИИ НАУКИ», где
познакомимся с вкладом в развитие атомной физики «милых дам».

Цель - назвать фамилии женщин-ученых

1. Мария Складовская - Кюри (1867-1934). Дважды лауреат Нобелевской премии....

2.      Ирен Жолио - Кюри (1827-1956).

3.      Лизе Мейтнер (1878-1968)

 

4. Следующая остановка - мы попали в «МИР НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ»

Цель - установить, какие единицы измерения, используемые в атомной физике, названы в честь ученых для увековечения их имен и памяти об их научных заслугах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_v_11_klasse.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №2

с. Бешпагир

Грачёвского района

Ставропольского края

 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

В 11 КЛАССЕ.

Учитель физики Рыц А.Д.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 11 КЛАССЕ.

ТЕМА: « В ЛАДОНЯХ УМНЫХ, АТОМ НЕПОКОРНЫЙ, СМИРЕННЫМ

СТАНЕТ И СПОКОЙНЫМ», (урок - путешествие в атомный мир).

Цель;

  1. Повторить материал по атомной физике.
  2. Проверить:

а)        понимание физических терминов, знание фактов из истории науки,

ученых;

б)        умение составлять уравнения, логически рассуждать.

3.        Развивать способность переводить образную информацию в речевую,
пропагандировать разумное обращение с атомом.

4.        Воспитывать любовь к окружающему миру, природе, людям; быть всегда
благоразумными и нравственными.

Оборудование:

Плакаты, справочная и дополнительная литература.

План урока:

I.        Вступительное слово.

II.        Знакомство с группами.

  1. Путешествие по намеченному маршруту с остановками.
  2. Подведение итогов урока.

Атомный мир огромен и опасен... Он состоит из множества миров. Сегодня мы с вами побываем в них, совершив путешествие. В этом путешествии будут

участвовать 2 группы. Путешествовать будем по маршруту:

Поскольку отправляться в путешествие без подготовки и с незнакомыми людьми нельзя - давайте познакомимся.

Я - ваш экскурсовод.

Первая группа путешествует под лозунгом «Я - атом»

«Я - атом, значит атом! Пусть это слово прозвучит во всех моих делах набатом!
Пусть буду я рабочим, а не солдатом!»
        

Вторая группа путешествует под лозунгом «Мы - люди».

«Нет! Атом не рожден солдатом! 20-й век - твоя судьба: Я - человек! ДА 20-й
век - век укрощения атома»...
        

Итак, мы отправляемся в путешествие, и первой остановкой будет 1. «МИР СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ»

Цель - проверить понимание «языка» атомной физики: надо быстро объяснить смысл слов -

  1. Атом -        6. Изотоп -
  2. Протон -        7. Ядерная реакция -
  3. Нейрон -        8. Естественная радиоактивность -

4.        Нуклон -        9. Период полураспада -

5.        Ядро атома -

2.        Продолжаем путешествие и следующая наша остановка в ШВЕЦИИ, в
СТОКГОЛЬМЕ.

Цель - получить информацию об ученых физиках, удостоиных Нобелевской премии, (на доске дата и фамилия ученого - назвать за что вручена премия).

1903 год - А. Беккерелъ (за открытие радиоактивности)

1903 год - П. Кюри и М. Складовская -Кюри (за исследование радиоактивности)

1922 год - Н. Бор (за заслуги в изучении атома)

1927 год - Ч. Вильсон (камера Вильсона)

1929 год - Луи де Бройль (волн. Теор. электрона)

1935 год - Д. Чедвия (нейтрон)

3.        Следующая остановка - мы попали в «МИР ИСТОРИИ НАУКИ», где
познакомимся с вкладом в развитие атомной физики «милых дам».

Цель - назвать фамилии женщин-ученых

  1. Мария Складовская - Кюри (1867-1934). Дважды лауреат Нобелевской премии....
  1. Ирен Жолио - Кюри (1827-1956).
  2. Лизе Мейтнер (1878-1968)

4. Следующая остановка - мы попали в «МИР НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ»

Цель - установить, какие единицы измерения, используемые в атомной физике, названы в честь ученых для увековечения их имен и памяти об их научных заслугах.

  1. Бк - беккерель - служит для измерения активности радиоактивного источника, в честь французского ученого Беккереля.
  2. Гр - грэй - для измерения поглощенной дозы излучения, в честь английского ученого Грэя
  3. Ки -кюри - единица активности радиоактивных источников
  4. Р - рентген - доза рентгеновского и       - излучения, в честь немецкого ученого
  5. Следующая остановка в «ЦАРСТВЕ ФАКТОВ»
    1 задание: прокомментировать диаграммы

Использование радиоактивных изотопов.

2 задание: даны выдержки из газет. Дать объяснение этим фактам.

Факт 1. В последние 10 лет в Европе стали очень настороженно и с большой опаской относиться к использованию энергии атома в любых ее формах. У многих развилось даже ярко выраженное психическое отклонение: навязчивые страхи радиации - радиофобия. Отмечается в ряде мест массовые выступления за закрытие действующих АЭС и против строительства новых станций.

Факт 2. Авария на ЧАЭС внесла серьезные коррективы в энергетический комплекс Европейского континента: заметно возросла доля энергии, получ. от. сжигания угля, нефти, газа - хотя раньше это считалось неквалифицированным и неэффективным его использованием. Появились новые поставщики газа: Египет, Иран, Азербайджан, Россия и другие. Каковы положительные и отрицательные последствия этой тенденции?

6.        Следующая остановка «МИР ЯДЕРНЫХ РЕАКЦИЙ»

Цель - докончить запись ядерных реакций и прокомментировать их.

7.        «МИР ТЕСТОВ»

Цель - проверить степень ориентировки групп в основных физических знаниях, (раздаются тесты каждому учащемуся). Тест 1. Шифр (В,В,А,Б,А)

1.        Известно, что в ядре между нуклонами действуют силы, какие из них
преобладают?

А - гравитационные        Б - кулоновские        В - ядерные

2.        Каков заряд нейтрона?

А - положительный        Б - отрицательный        В - нейтр. част

3.        Каков заряд ядра?

А - положительный        Б - отрицательный        В - нейтральный

4.        Какие частицы входят в состав ядра?

А - электрон и нейтрон        Б - протон и нейтрон        В - электрон и протон

5.        Почему нейтроны являются лучшими «снарядами» для разрушения ядра?
А - так как они нейтр. и ядро их не отталкивает

Б - они быстро двигаются В - их притягивает ядро. Тест 2. Шифр (А,А,В,А,В)

1.        Известно, что в ядре между нуклонами действуют силы. Какие из них
преобладают?

А - ядерные        Б - кулоновские        В - гравитационные

2.        Каков заряд нейтрона?

А - нейтр. част.        Б - отрицательный        В - положительный

3.        Каков заряд ядра?

А - нейтральный        Б - отрицательный        В - положительный

4.        Какие частицы входят в состав ядра?
А - нейтрон, протон

Б - отрицательные, нейтральные В - электрон и нейтрон

5.        Почему нейтроны являются лучшими «снарядами» для разрушения ядра?
А - их притягивает к себе ядро

Б - они быстро движутся

В - так как они нейтр. и ядро их не отталкивает

     8. Следующая остановка «МИР ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИИ»                            Цель - восстановить цепочку рассуждений ученого по схеме физического эксперимента изображенного на рисунке.

  Ответ: опыт Резерфорда по рассеянию α – частиц золотой фольгой

                                                 Вывод: в центре атома + ядро, оно и отбрасывает α – частицы.

(Какая команда быстрее ответит - вторая дополняет и исправляет. Кто лучше выстроит «цепочку рассуждений)

9. Следующая остановка «МИР РАДИАЦИОННЫХ ОПАСНОСТЕЙ»                   Цель - прокомментировать рисунки.

Мы свами будем в безопасности, если познакомимся со следующими сообщениями:

1. Проникающие способности излучений:

                       

2. Коэффициент радиационного риска поражения разных органов человека

0,12 красный костный мозг

0,03 костная ткань

0,03 щитовидная железа

0,15 м олочная железа

0,12 легкие

0,25 яичники или семенник

0,3 другие ткани (кожный покров)

1,00 организм в целом

10. Остановка «МИР ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ НАЧАЛЬНИКОВ» Задания для руководителей групп:

  1. Вы - директор продовольственной базы, обслуживающий большую сеть магазинов. Вам доставили для реализации партию картофеля и сырые и мясные полуфабрикаты, обработанные с помощью радиации для подавления прорастания картофеля и размножения микроорганизмов в мясе. Вам известно, что такая обработка разрешена, но при соблюдении определенных условий. Что вы предпримите, чтобы обезопасить покупателей, (дозиметр - устанавливает дозу облучения: допускаемая доза 0,015 р).
  2. Вы - начальник большого объекта, находящегося в зоне, где возможна радиация. Какие меры радиационной защиты вы распорядитесь выполнить? Вы располагаете необходимыми материалами и таблицей.

Ответ: (дополнение) Способы защиты от радиации:

  1. Защита расстоянием  : удалиться от источника
  2. Защита временем (короткое время нахождения в очаге)
  3. Поглотителем (стены, бетон, плиты)
  4. Радиопротекторы - вещества уменьшающий чувствительность организма к радиации - это витамины, пептины, каротин, янтарная кислота. Они увеличивают сопротивление организма в 2 раза

Допустимая доза облучения в грэях Фон - 0,002 Гр в год на человека Д = 0,05 Гр в год на человека

Д = 3-е-10 Гр на человека, полученная за короткое время - смертельна, лучевая болезнь

IP ~ 0,01 Гр (эквивалент)

11 .Остановка «МИР АГИТАЦИИ» Задача - заранее приготовить плакат и защитить его. Тема: «Атом диктует...».

Обращение к людям нашей планеты с призывом быть разумными и осторожными в общении с Атомом.

Пример:

1.        Прав ли был Прометей, давший людям огонь?

Мир рванулся вперед, мир сорвался с пружин. Из прекрасного лебедя вырос дракон.

Информация к размышлению.

«Во время взрыва атомной бомбы в Хиросиме погибло 200 тысяч человек. Свыше 375 тысяч погибло от последствий ядерной бомбардировки. И это не конечная цифра..».

2.        «Посмотри, Прометей, это ты натворил:
Ты пожаром навечно людей одарил

Из запретной бутылки был выпушен джин»

В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в реакторе РБМК - 1000 четвертого блока ЧАЭС пошла неуправляемая реакция деления - реактор «пошел в разгон». Температура установленных в циркониевых трубах урановых топливных стержней выросла до нескольких тысяч градусов, и охлаждающая их вода мгновенно превратилась в пар. Цирконий вступил в реакцию с водой при высокой температуре - выделился водород. Грянул взрыв ... Да, мы вплотную подходим к ответу.

Анализ плакатов и агитации.

ИТОГ УРОКА: все учащиеся оценены, они участвовали при этом в самооценке и самоанализе.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по философии образования «Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени…»

Лекция по философии образования:«Учитель!   Перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени…»...

Урок-лекция "Атом! Атом! Атом!"

Урок-лекция "Атом!Атом!Атом!"- вводный урок при изучении темы " Атомная и ядерная физика"...

Урок литературы в 5 классе "Поступок немого Герасима: вызов или смирение?"с описанием УУД

Данный урок завершает изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму" и нацелен на обучение критическому мышлению и развитие творческих способностей учащихся....

"Атом, атом, атом!!!" - открытый урок 11 класс

Открытый урок 11 класс "Атом, атом, атом!!!"...

Исследовательская работа «Непокорная молния»

 Как появился огонь? Первый огонь был добыт человеком с лесных пожаров, вызванных ударом молнии, или же с выхода на поверхность источников природного газа, рядом с которым ударила мо...