Исследовательская работа «Непокорная молния»
творческая работа учащихся по физике (9 класс)

Алёшкина Марина Николаевна
 
   Как появился огонь? Первый огонь был добыт человеком с лесных пожаров, вызванных ударом молнии, или же с выхода на поверхность источников природного газа, рядом с которым ударила молния. Получается можно считать с молнии началось познание человеком огня, но саму молнию человек так не смог полностью обуздать. Люди давным-давно поняли, какой вред может принести удар молнии, и придумали от нее защиту, но и в наше время о природе молнии мы знаем лишь немного больше, чем 250 лет тому назад, хотя смогли их обнаружить даже на других планетах. 
   Но у человечества всё впереди. Когда-нибудь человек сможет использовать весь потенциал молнии.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_yana_2_nepokornaya_molniya.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курташкинская средняя общеобразовательная школа»               Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия

VIII районная конференция учебно-исследовательских и проектных работ учащихся Атюрьевского муниципального района «Шаг в будущее»

Исследовательская работа

«Непокорная молния»

Работу выполнила: Битюкова Яна Михайловна

ученица 10 класса

Руководитель работы: Алешкина М.Н.

учитель физики

2024 г.

Содержание

Введение                                                                                                         3-4стр.

1. Общие сведения о молнии                                                                      5-9стр.

1.1. Механизм образования молнии и грозы                                               5-6стр.

1.2. Виды молний                                                                                           6-9стр.

2. Изучение молнии                                                                                   9-13стр.

2.1. Бенджамин Франклин                                                                          9-10стр.

2.2. М.В. Ломоносов                                                                                  10-12стр.

2.3. Никола Тесла                                                                                       12-13стр.

3. Попытки использования молнии в деятельности человека       13-14стр.

4. Интересные факты                                                                              14-15стр.

5. Защита от молнии                                                                                15-17стр.

6. Практическая часть «Молния своими руками»                           17-19стр.

6.1. Опыт №1 «Синяя искра»                                                                    17-18стр.

6.2. Опыт №2 «Электрофорная машина»                                                18-19стр.

7. Заключение                                                                                                19стр.

8. Список литературы                                                                                  20стр.

2

Введение

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит….»

Федор Тютчев.

   Человечество всегда с опаской относилось к молнии. О ней создавались различные сказания, с ней отождествлялись божества древнего мира у различных народов:  Перун — бог – громовержец в славянской мифологии; у древних греков молния была грозным оружием Зевса. Древние скандинавы считали, что молнии рождаются из волшебного молота бога Тора. У индийцев молниями повелевал царь богов, громовержец Индра, у индейцев навахо особым почтением пользовался буревестник, потому что, по их мнению, молнии вызывал блеск глаз этой птицы, а люди африканского племени банту верили, что молнии вызывает гигантская птица – божество Умпундуло.  И еще во многих народах молния ассоциировалась со скоростью и движением, а также с атрибутами различных богов-громовержцев и царей-богов.

    С тех пор прошло много лет, и с развитием науки люди стали понимать любое явление природы. Несмотря на это, гроза продолжает будоражить сердца людей, а многие боятся её.

    Поэтому в своей исследовательской работе я хочу рассказать об этом невероятно красивом явлении, чтобы оно не пугало, а только вдохновляло.

3

   Актуальность темы состоит в том, что на самом деле мы мало знаем об этом явлении, в том, как его можно использовать в деятельности человека. Для того, чтобы понять, как работает это явление, надо погрузиться в его происхождение и историю.

Цель работы: узнать больше информации о грозе и молнии.

Задачи:

      •        изучить и проанализировать информацию по данной проблеме;

      •        провести опыты;

      •        проанализировать полученные результаты;

      •        сделать выводы;

Проблема состоит в том, чтобы найти ответы на интересующие меня вопросы:

      • Все ли известно о молнии?

      • Как она образуется? И что этому способствует?

      • Какие существуют молнии?

      • Можно ли использовать молнию в качестве источника энергии?

Гипотеза: человечество до сих пор не смогло обуздать силу природы и использовать молнию в своих целях

Методы исследования:

      •        изучение и анализ литературы и Интернет–статей по данной теме;

      •        наблюдение;

      •        опыты;

      •        обобщение

Объект исследования: природное явление – молния

Предмет исследования: молния, как источник энергии

4

1.Общие сведения о молнии.

Молния представляет собой электрический разряд длиной в несколько километров, развивающийся между грозовым облаком и землей или каким-либо наземным сооружением.

1.1.Механизм образования молнии и грозы.

   Гроза́ — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

   Грозовые облака, которые могут достигать в диаметре нескольких километров, образуются в результате мощных атмосферных процессов и отличаются вертикальным развитием. Их формируют воздушные потоки, насыщенные парами воды. В электрическом поле облака запасается энергия – грозовое электричество. Развитие грозы запускается при появлении конвекции. Потоки влажного воздуха движутся вверх, притом влага находится частично в жидком состоянии, а частично – виде льдинок. Величина и мощность потоков определяют тип грозы и цикл жизни грозового облака.

    Как в воде зарождается электричество? Все начинается с простой искры. Появляется она примерно так же, как электризуются волосы человека, только что снявшего шапку с головы. Ветер дует на большие грозовые тучи и сталкивает частицы воды между собой. А среди этих маленьких льдинок есть «плюсовые» и «минусовые», то есть положительного и отрицательного зарядов соответственно. Из школьного курса физики мы знаем, что происходит при столкновении полярно заряженных частиц.

5

  Неужели молния возникает из-за двух «не поладивших между собой» капель? Дело в том, что постепенно таких «споров» между частицами воды становится все больше и больше, и вот уже верх тучи заряжен положительно, а низ — отрицательно. Но внутри облака речь заходит о «перемирии», то есть о перераспределении разрядов. В этот момент Земля «ловит» выброшенные «минусовыми» частицами воды электроны и сама становится положительно заряженной. Сталкиваются два полюса и возникает искра, порождающая в свою очередь молнию. Грубо говоря, молния — это траектория движения электрона, ищущего свой протон на Земле.

   Разряд молнии во время грозы подобен электрическому взрыву. А впечатляющие звуковые и световые эффекты зачастую сопровождаются резким усилением ветра, выпадением града и ливнем. Сила тока молнии может составлять сотни тысяч ампер, напряжение – до миллиарда вольт. Интенсивность разрядов в среднем составляет полсотни в секунду. Скорость движения грозы составляет десятки километров в час, размеры – от нескольких километров до пары десятков. Зрелое грозовое облако может иметь биполярную или более сложную структуру распределения зарядов. Количество разрядов молнии и их параметры связаны с величиной заряда и с тем, как он распределен в облаке. На количество также влияет скорость, с которой воспроизводится заряд.

1.2.Виды молний

Линейная молния

    В результате распределения электронов в облаке, обычно позитивно заряжен верх облака, а негативно — низ. В результате получаем очень мощный "конденсатор", который может время от времени разряжаться в результате скачкообразного преобразования обычного воздуха в плазму (это происходит из-за все более сильной ионизации атмосферных слоев, близких

6

 к грозовым тучам). Кстати, температура воздуха в месте прохождения заряда (молнии) достигает 30 тысяч градусов, а скорость распространения молнии около 150 километров в секунду. (Приложение №1)

Молния «земля – облако»

   Образуются они в результате накапливающегося электростатического заряда на вершине самого высокого объекта на земле, что делает его весьма «привлекательным» для молнии. Такие молнии образуются в результате «пробивания» воздушной прослойки между вершиной заряженного объекта и нижней частью грозовой тучи.  (Приложение №2)

Молния «облако-облако»

   Она возникает в результате того, что верхняя часть облака заряжена позитивно, а нижняя — негативно, рядом стоящие грозовые облака могут простреливать электрическими зарядами друг друга. (Приложение №3)

Горизонтальная молния

   Эта молния не бьет в землю, она распространяется в горизонтальной плоскости по небу. Иногда такая молния может распространяться по чистому небу, исходя от одной грозовой тучи. Такие молнии очень мощные и очень опасные. (Приложение №4)

Ленточная молния

   Ленточная молния — несколько одинаковых зигзагообразных разрядов от облаков к земле, параллельно смещённых относительно друг друга с небольшими промежутками или без них. (Приложение №5)

Четочная (пунктирная молния)

   Это очень редкая молния, и как она образуется - пока что можно только догадываться. Ученые предполагают, что пунктирная молния образуется

7

 в результате быстрого остывания некоторых участков трека молнии, что и превращает обычную молнию в пунктирную.

    Время существования четочной молнии 1–2 секунды. Примечательно, что траектория четочной молнии нередко имеет волнообразный характер. В отличие от линейной молнии след четочной молнии не ветвится — это является отличительной особенностью этого вида. (Приложение №6)

Шторовая молния

Шторовая молния выглядит как широкая вертикальная полоса света, сопровождающаяся низким негромким гулом. (Приложение №7)

Спрайты

    Спрайты — некое подобие молнии, бьющей из облака вверх. Впервые это явление было зафиксировано в 1989 году случайно. Сейчас о физической природе спрайтов известно крайне мало. (Приложение №8)

Эльфы

   Эльфы представляют собой огромные, но слабосветящиеся вспышки-конусы диаметром около 400 км, которые появляются непосредственно из верхней части грозового облака. Высота эльфов может достигать 100 км, длительность вспышек — до 5 мс (в среднем 3 мс). (Приложение №9)

Джеты

Джеты представляют собой трубки-конусы синего цвета. Высота джетов может достигать 40-70 км (нижняя граница ионосферы), живут джеты относительно дольше эльфов. (Приложение №10)

Вулканические молнии

   По одному из многочисленных предположений ученых вулканические молнии возникают вследствие того, что пузыри магмы, выбрасываемые вверх, либо вулканический пепел несут электрический заряд,

8

 и при их движении возникают разделенные области. Кроме этого, выдвигается предположение, что вулканические молнии могут быть вызваны наводящими заряд столкновениями в вулканической пыли. (Приложение №11)

Огни Святого Эльма

   Это, в принципе, и не молнии, а разряд в форме светящихся пучков или кисточек (или коронный разряд), возникающий на острых концах высоких предметов (башни, мачты, одиноко стоящие деревья, острые вершины скал и т. п.) при большой напряжённости электрического поля в атмосфере. Они образуются в моменты, когда напряжённость электрического поля в атмосфере у острия достигает величины порядка 500 В/м и выше, что чаще всего бывает во время грозы или при её приближении, и зимой во время метелей. (Приложение №12)

Шаровая молния        

   Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование. Единой физической теории возникновения и протекания этого явления к настоящему времени не представлено. (Приложение №13)

2. История изучения

   Многие столетия, включая и средние века, считалось, что молния – это огненный пар, зажатый в водяных парах туч. Расширяясь, он прорывает их в наиболее слабом месте и быстро устремляется вниз, к поверхности Земли

2.1. Бенджамин Франклин

   В 1752 г. Бенджамин Франклин – американский ученый и изобретатель экспериментально доказал, что молния – это сильный электрический разряд

9

(Приложение №14). Ученый выполнил знаменитый опыт с воздушным змеем, который был запущен в воздух при приближении грозы

   Воздушный змей был сделан из деревянных распорок и шелкового платка, на конце которого был прикреплен медный штырь, а сам змей был привязан на бечевке. На другом конце бечевки был прикреплен металлический ключ.

   До этого ученый отмечал, что молния часто падает в заостренные металлические предметы. Поэтому в католические церкви до сих пор падает огромное количество молний.  Из-за этого погибло множество звонарей в 1700-х годах. Так как люди верили в то, что звон церковных колоколов отпугивает молнии и грозы.

   Суть эксперимента состояла в том, что молния, ударив в змея, пройдет по намокшей от дождя бечевке до ключа. В результате чего на конце ключа будет виден электрический разряд.

   В своих записях Франклин отметил, что эксперимент он проводил из окна своего дома, изолировав себя от возможного поражения электрическим током. Он понимал важность принятия мер по безопасности, т.к. до этого несколько ученых из Германии и Франции проводили подобный эксперимент и погибли от поражения электрическим током.

   Эксперимент прошел успешно, существование молнии, как электрического заряда было доказано. Началась новая эра в исследовании природы молнии. Позже Франклин изобрел громоотвод и молниеотвод, но патентовать эти изобретения отказался.

   Многие ученые отмечали связь между молний и электричеством, но только Бенджамин Франклин осмелился провести подобный эксперимент.

2.2. М.В. Ломоносов

   Михаила Васильевича Ломоносова – русского ученого-естествоиспытателя заинтересовал вопрос о природе электрических явлений (Приложение №15).

10

Он обратился к изучению атмосферного электричества, что, по его мнению, должно явиться ключом к глубокому пониманию природы электрических явлений. Первые исследования атмосферного и статического электричества Ломоносов начал проводить в начале 1750-х гг. вместе с членом Академии наук Г. В. Рихманом.

   Основываясь на своих наблюдениях, Ломоносов сделал важное для того времени открытие — что электрические заряды в атмосфере существуют и в отсутствие грозовых явлений.

  26 июля 1753 г. Ломоносов и Рихман с помощью незаземленной особой электроизмерительной установки, так называемой «громовой машины», во время грозы проводили наблюдения, каждый — у себя дома. От сильного удара молнии погиб Рихман. Ломоносов тяжело переживал смерть друга и коллеги. Он писал: «Умер Рихман прекрасною смертию, исполняя по своей профессии должность. Память его никогда не умолкнет». Это трагическое событие не поколебало решимости Ломоносова продолжать научные изыскания в области электричества.

  М.В. Ломоносов на основе глубокого изучения всех известных ему фактов и, главное, на основе своих долголетних наблюдений и многочисленных экспериментов развил и обосновал собственную теорию атмосферного электричества.

   Он изложил свои взгляды на многочисленные физические явления, относящиеся к вопросам электричества, метеорологии и астрономии. Он выдвинул собственную теорию образования электрических зарядов в атмосфере, дал объяснение происхождению северных сияний, образованию комет, установил связь между природой света и электричества, разработал свою концепцию о восходящих и нисходящих потоках воздуха, которая имела большое значение для правильного понимания и объяснения

11

различных метеорологических процессов. Наконец, предложил способы защиты от грозовых явлений

   Ломоносов доказал самостоятельность и независимость своих исследований в области атмосферного электричества от работ, проводимых в те же годы американским ученым и общественным деятелем В. Франклином.

2.3. Никола Тесла

  Никола Тесла – известный изобретатель, ученый, физик начал наблюдения за грозами (Приложение  №16). Многие из них, - писал Тесла о виденных им молниях, - напоминали огненные деревья со стволом, направленным вверх или вниз. "Мне удалось установить способ их образования и создать их искусственным путем". Восторгам Теслы не было конца: он узнал о молниях много неизвестного. Вскоре, по его словам, он "знал о молниях больше, чем знает о них сам бог".

   Одна из важнейших задач, разрешить которую Тесла стремился, заключалась в получении ясного ответа на вопрос: является ли Земля электрически заряженным телом или нет? Если бы ответ на этот вопрос был бы отрицательным, замысел Теслы оказался бы невыполненным.

   Однако наблюдение Тесла явления стоячих волн в Земле ясно указывало и на наличие электрического заряда Земли и на возможность вызывать в ней стоячие волны искусственно. Выяснение этого факта позволило Тесла осуществить эксперимент, имевший весьма важное значение для возможного осуществления его дальнейших планов. Можно ли создавать искусственно путем мощного разряда стоячие волны в Земле, вызывать в ней резонансные колебания и затем использовать их для различных целей?

    Но что могло дать это открытие для практических целей? Реальна ли возможность уловить "пучности" этих стоячих волн в любой точке земного

12

шара? Где аппаратура, с помощью которой можно было бы реализовать хотя бы мощность, затраченную на создание стоячей волны?

3. Попытки использования молнии в деятельности человека.

   Учёные всего мира давно мечтают использовать энергию гроз на благо человечества. Лишь представьте: тепла, суммарно выделяющегося при ударе молний за весь день, хватит на то, чтобы обеспечить электричеством десятки и сотни миллионов домов. И это экологично, а главное, бесплатно! Так почему же над каждым домом до сих пор не стоят «молниеуловители»?

   В среднем каждая молния несёт в себе энергию 277 кВт*ч. Средняя семья из 3 человек потребляет 300 кВт*ч в месяц. С учётом того, что на планете происходит около 4 миллионов ударов молний ежедневно. Получается, если ловить все молнии, то можно обеспечить бесплатной энергией более 100 миллионов квартир или частных домов. Но не все так просто.

   Во-первых, необходимо создать установку, которая смогла бы ловить молнии. И мы до сих пор не разработали её. Она была бы достаточно доступна для каждого человека на земле, а также достаточно эффективна, чтобы можно было ее успешно применять.

   Первые инженерные решения были предложены в 2006 году компанией AlternativeEnergyHoldings, когда инженеры компании предсказывали дешевизну и быструю окупаемость получаемой энергии. Эта компания действительно создала прототип приспособления, которое смогло бы улавливать молнии и конвертировать их энергию в электрическую, но финальные опыты не оказались убедительными. Проект закрылся.

   Во-вторых, энергию таких сумасшедших размеров еще нужно где-то хранить, а человечество еще не располагает такими технологиями.

13

Всё, что у нас есть — это литий-ионные аккумуляторы, самые надежные на данный момент. Они попросту не выдержат напряжения молний.

   В-третьих, как мы знаем, молния бьет в случайное место, а значит, почти невозможно предугадать, куда она ударит. А ведь нужно предугадывать 44 удара молний в секунду. Из этого вытекает, что нам затруднительно установить оборудование таким образом, чтобы оно могло регулярно ловить молнии.

   Знаменитый физик Никола Тесла также грезил идеями о ловле и приручении молний, о бесплатной энергии всему человечеству. Однако создал ли он установку, неизвестно: учёный уничтожил большинство своих наработок.

   По итогу мы получаем то, что пока еще человечество не готово к тому, чтобы рационально добывать грозовую энергию и эффективно применять ее на практике. Возможно, в будущем мы всё-таки сможем научиться добывать энергию из гроз и молний, но до этого нам пока далеко.

4. Интересные факты

 Вот несколько интересных фактов:

  • Самое зрелищное проявление грозы может быть крайне опасным для человеческой жизни и эксплуатируемой человеком инфраструктуры. Количество гроз на нашей планете в год превышает десять миллионов. В среднем на Земле происходит до полусотни тысяч гроз в день, одновременно – более тысячи.
  •  Грозы над мировым океаном случаются в разы чаще, чем над сушей.
  • Каждую секунду десятки молний ударяют в поверхность Земли. Притом их частоту и динамику развития невозможно точно спрогнозировать, как нельзя со стопроцентной вероятностью предсказать и последствия грозовой активности.

14

  • Благодаря современным техническим средствам удалось зафиксировать появление молний на других планетах солнечной системы, в частности на Юпитере.
  • На экваториальную и тропическую зону приходится абсолютное большинство всех гроз. А вероятность появления молнии над полюсами нашей планеты стремится к нулю.
  • В России наибольшая грозовая активность наблюдается в южных регионах.
  • Из всех деревьев чаще всего молния бьёт в дуб, а реже всего — в бук.

5. Защита от молнии

   Как вести себя во время грозы?

   Главная опасность во время грозы – молнии.Первыми при попадании молнии в человека пострадают внутренние органы, особенно те, в которых содержится воздух. Резкое сокращение мышц под воздействие электрического тока такой мощности способно привести к переломам костей, включая позвоночник. Оглушение, потеря ориентации, шоковое состояние, паралич и смерть – таковы могут быть последствия для человека от удара молнии.Чтобы не стать жертвой этого опасного природного явления, необходимо придерживаться определённых правил поведения во время грозы.

   Если Вы оказались в местности, где совершенно негде укрыться от надвигающейся грозы (равнина, поле), то сначала определитесь, насколько далеко от вас находятся молнии. Для этого следует засечь время, которое пройдет между вспышкой, и услышанным раскатом грома. Если время составило – 3 сек, то расстояние составит 1000 м, 2 сек.- 600 м, а вот 1 сек. говорит о том, что природный электрический источник от вас находится

15

всего в 300 м.Ваша безопасность во время грозы будет зависеть от правильности действий

   Главные и наиболее часто встречающиеся ошибки:

1. Попытка укрыться под одиноко стоящим деревом или стогом сена;

2. Бежать, идти или стоять во весь рост;

3. Искать и подниматься на любую возвышенность.

    Для того чтобы переждать грозу на открытой местности следует найти какую – либо низменность (яма, овраг) либо просто сесть на корточки, но не ложиться на землю. Расстояние от высоких одиноких предметов должно быть не менее 200 м. Помните, что обычно удар молнии выбирает наиболее высокие объекты, и вы, оказавшись на открытой местности, войдете в их число. Не приближайтесь к водоемам и не пользуйтесь телефоном, лучше его выключить.

   При грозе опасна вода и берега водоемов. Если купаетесь, срочно возвращайтесь на берег, если плывете в лодке - сматывайте удочки: “небесное электричество” бьет не в воду, а в возвышающиеся над ее поверхностью предметы. Не находитесь в водоеме или на его берегу. Отойдите от берега, спуститесь с возвышенного места в низину. Если вы на яхте или паруснике, плывите к ближайшему берегу. Во время грозы рекомендуется находиться как можно дальше от воды. Удар молнии в воду поражает все в радиусе 100 метров.

   Если во время грозы вы находитесь дома, не подходите близко к электропроводке, антеннам, закройте окна, выключите телевизор, радио и другие электробытовые приборы и не касайтесь металлических предметов. В частном доме особую опасность при грозе представляет топящаяся печь, поскольку выходящий из трубы дым обладает высокой электропроводностью и может притянуть к себе электрический разряд.

16

 В доме ликвидируйте сквозняки, плотно закройте окна, дымоходы, отсоедините электроприборы от источников питания, отключите наружную антенну, не располагайтесь у окна, печи, камина, массивных металлических предметов, на крыше и на чердаке.

    Если во время грозы на стенах вашей комнаты наблюдаются оранжевые отсветы, и вам кажется, будто за окном развели костёр, не верьте этому «кажется», потому что это фактор того, что в ваш дом может зайти шаровая молния. Шаровая молния просто обожает проникать в дома. Предметы и препятствия на пути ее нисколько не пугают, ученым пока не известно, являются ли стекла надежной защитой от нее. Она умеет проникать в различные щели (розетки, домофоны и т.д.), но вот вылетать из них она, скорее всего, не будет.

   При столкновении с шаровой молнией не хватайтесь за железные предметы, не пробуйте убежать от нее, не пытайтесь выгнать ее веником, книгой и т.д. Стойте, не двигаясь, сохраняйте спокойствие. Если рядом дверь, а шаровая молния на приличном расстоянии от вас, укройтесь за дверью.

6. Практическая часть «Молния своими руками»

6.1. Опыт №1 «Синяя искра»

   Облака как бы «трутся» друг о друга и выбивают друг из друга электроны, совсем как волосы из шарика. Только сила заряда, которую они приобретают, колоссальна. Когда заряда накапливается слишком много, он «вытекает» и устремляется в ближайший предмет, в землю, в одиноко стоящее высокое дерево, в пруд, в дом.

   Пользуясь этим знанием, мы можем создать маленькую и безопасную, прирученную молнию прямо в доме. Поверьте, это совершенно безопасно.

17

   Итак, если мы хотим увидеть молнию прямо своими глазами, то надо проделать следующее. В полной темноте потереть шарик о волосы, а потом поднести ложке (Приложение №17, 18). Между ними проскочит синяя искра с треском (Приложение №19)! Между прочим, напряжение в этой искре огромное, может быть, десятки тысяч вольт. Просто ток там очень маленький, а убивает не напряжение, а ток. Подобное можно повторить, если взять два шарика вместо ложки или металлические ножницы и пластиковую линейку, которую надо потереть о шерсть.

Вывод: Синяя искра – это и есть поток электронов, перескакивающих с шарика на ложку, как бы речка, которая существует только очень краткий миг. Молния будет синей, красивой, но о-о-очень маленькой и абсолютно безопасной!

6.2. Опыт №2 «Электрофорная машина»

Электрофорная машина — демонстрационный вспомогательный прибор по теме «электричество». Чтобы рассмотреть основные способы образования тока, следует знать, какие превращения энергии происходят в электрофорной машине.

   Для получения молнии необходимо поставить два электрометра вблизи друг друга так, чтобы расстояние между корпусами было около 10 мм. Распределение зарядов осуществляется благодаря воздействию механической энергии. В момент вращения основных дисков осуществляется трение специальных щеточек о дисковую поверхность, что вызывает возникновение разных зарядов. Завершающим результатом эксперимента является зарядка одного электрода устройства положительным током, а второго – отрицательным. В момент приближения разных электродов появляется кратковременный ток в виде электрического разряда (Приложение №20,21).

18

Вывод: Наблюдаемое явление объясняется стеканием зарядов с концов стрелки и стержня. В итоге корпуса электрометров заряжаются разноименно, между ними возникает разность потенциалов и искровой разряд.

7. Заключение

   Как появился огонь? Первый огонь был добыт человеком с лесных пожаров, вызванных ударом молнии, или же с выхода на поверхность источников природного газа, рядом с которым ударила молния. Получается можно считать с молнии началось познание человеком огня, но саму молнию человек так не смог полностью обуздать. Люди давным-давно поняли, какой вред может принести удар молнии, и придумали от нее защиту, но и в наше время о природе молнии мы знаем лишь немного больше, чем 250 лет тому назад, хотя смогли их обнаружить даже на других планетах.

   Но у человечества всё впереди. Когда-нибудь человек сможет использовать весь потенциал молнии.

19

8. Список литературы.

Интернет-ресурсы:

1. https://zen.yandex.ru/media/vseznai/20-interesnyh-nauchnyh-faktov-o-molniiah-5f7de559b4802f1c4afbc7d0

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%8F

3.http://www.lookatme.ru/mag/live/wrong-beliefs/208919-ignorance-lightning

4.https://72.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/dopolnitelnye-stranicy/staticheskie-stranicy/poleznaya-informaciya/kak-vesti-sebya-vo-vremya-grozy

Печатные ресурсы:

1. Тарасов Л. В. Физика в природе: Кн. для учащихся. М., 1988

2.Имянитов И. М., Чубарина Е. В., Шварц Я. М., Электричество облаков

3. Максимов А.Б. Никола Тесла: три феномена гения – М.: ООО «ТД Алгоритм», 2016

20

28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...