Внеклассное интегрированное мероприятие по физике, экологии и географии "Экологические аспекты эксплуатации автомобилей"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
Это мероприятие можно провести для учащихся 8-9 классов в рамках недели физики или экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_meropriyatie.docx | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное интегрированное мероприятие
по физике и географии
для учащихся 8-9 классов
«Экологические аспекты
эксплуатации автомобилей.»
Учитель физики и географии
Москаленко Ирина Анатольевна
Цель : расширить знания учащихся об экологических проблемах, связанных с эксплуатацией автомобилей; выявить причины, последствия и пути их решения.
Задачи:
Образовательная – научить учащихся, опираясь на знания и опыт, определять экологические проблемы, связанные с автомобилизацией, выяснять причины их возникновения, определять возможные последствия, предлагать способы решения.
Воспитательная – воспитать экологическое мировоззрение, формировать навыки коллективной работы.
Развивающая – развивать у учащихся умение собирать, анализировать и систематизировать информацию, развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, развивать устную речь.
Оборудование: интерактивная доска, презентации
Учитель: человек изобрел множество машин и устройств для облегчения передвижения. Но наиболее распространенным является автомобиль.
Из всех видов транспорта он является самым динамичным. По грузоперевозкам он занимает 2место, после железнодорожного.
Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного расселения людей в индустриальный странах, распространении туризма и др.
Но сейчас все острее выявляются и отрицательные стороны – автомобиль стал одним из основных источников загрязнения окружающей среды. В результате страдают люди, животные и растительный мир.
Доля автотранспорта по всем видам загрязнений составляет 30%, а в крупных городах 50-90%.
Так что же принесли в мир автомобили – добро или зло? Об этом мы будем говорить сегодня на уроке. А начнем наш разговор с истории создания автомобиля с показом презентации
Автомобилем называют устройство с мотором для передвижения пассажиров или грузов. Первоначально планировалось, что автомобили будут перевозить именно людей, а не грузы. Однако сегодня этот термин используется для множества типов средств передвижения, которые в целом выполняют сходные задачи. Термин "автомобиль" попал первоначально во французский язык из греческого и состоит из двух корней: auto (самостоятельно) и mobilis (двигающийся), то есть устройство, передвигающееся самостоятельно, а не посредством животной тяги или другого устройства. Очень спорным является вопрос, кто же первым изобрел устройство, которое может по праву называться автомобилем.
По одной версии, это Николя-Жозеф , который еще в 1769 г. смог приспособить пропеллеры для самостоятельного передвижения некоего агрегата, который прежде приводился в движение лошадьми.
Согласно другой версии, член ордена иезуитов в Китае, Ferdinand Verbiest, еще раньше, в 1672, сделал на потеху китайскому императору устройство, которое, хотя самостоятельно и не могло передвигать ни водителя, ни пассажиров, тем не менее, являлось первым в мире действующим паровым двигателем.
В России первый автомобиль был сконструирован в 1896 году в Санкт-Петербурге двумя замечательными инженерами: Е.А.Яковлевым и П.А.Фрезе. Трудно поверить, но лишь за год до этого события Генри Форд сконструировал самый первый в мире легковой автомобиль с использованием двигателя внутреннего сгорания. И уже через 10 лет на заводе Лесснера в Санкт-Петербурге освоили серийное производство автомобилей. А самым известным «брендом» России того времени был «Руссо–Балт» в Риге, где за период с 1909 по 1915 годы было произведено более 400 автомобилей.
В наше время автомобиль остается по-прежнему одним из наиболее распространенных видов транспорта, когда речь идет о сравнительно небольших расстояниях или о мультимодальном способе перевозки. Наиболее развиты автомобильные перевозки и соответственно наибольшее количество дорог в экономически развитых странах..
Об этом говорит общая протяженность дорог: США 6,430,366 км, Франция 950,985 км, Италия 484,688 км, Испания 681,224 км, Великобритания 388,008 км, Швеция 425,300 км, Австралия 812,972 км, Бразилия 1,751,868 км, Канада 1,042,300 км, Китай 1,930,544 км. В нашей стране общая протяженность автомобильных дорог составляет 854,000 км, которые сосредоточены, в основном, на европейской части территории.
В настоящее время на каждые 10 человек в мире приходится 1 автомобиль. В Москве 1 автомобиль приходится на 5 жителей столицы.
Заполните таблицу, в которой вы должны в левом столбце указать все достоинства автотранспорта.
Достоинства | Недостатки |
|
|
Учитель: Да, действительно, автомобиль – это благо. Но из блага он может превратиться в непоправимые последствия. К сожалению, это стали понимать совсем недавно.
Поговорим о проблеме истощения природных ресурсов.
- какие природные ресурсы нужны для использования автомобилей? (нефть, газ)
-а как вы думаете, на сколько лет осталось запасов нефти и газа?
Давайте рассчитаем.
Ресурсообеспеченность = разведанные запасы /добываемые за год.
Запасы газа 48трлн. кубометров, добывается 665млрд. Ресурсообеспеченность составляет 355лет.
Запасы нефти 25млрд. тонн, добывается 440млн. Ресурсообеспеченность – 57 лет.
Как видим немного. Что ж придётся отказаться от автомобилей или искать какие-то другие источники для получения топлива?
Сообщение об альтернативных видах топлива.
Уголь – самый распространенный из невозобновимых источников энергии. Из него получают сначала синтетическую нефть, а затем из этой нефти получают экологически чистый бензин. Но запасов угля хватит тоже на несколько десятков лет.
Альтернативным топливом может стать продукт ферментации растительного сырья (биомассы) – спирт: метанол и этанол. Наиболее экологически чистым является этанол. Для его производства используют растения, которые содержат в большом количестве сахар. Наиболее подходит сахарный тростник. Он содержит много сахара и быстро растёт. Поэтому в Бразилии сейчас много автомобилей, работающих на бензине с этанолом.
И всё же, главным топливом будущего является водород. Его теплотворная способность в 3 раза выше, чем у бензина, а продуты сгорания содержат лишь водяной пар. 50 лет назад профессор Московского государственного технического университета А.Орлин впервые создал карбюраторный двигатель на водороде.
Продолжая разговор, поговорим о загрязнении биосферы.
Презентация
Доля автотранспорта в загрязнении атмосферы составляет от 30% до 60%. По данным специалистов в Москве за прошлый год выброс автотранспорта возрос на 58%. В Саратове на 1 человека в прошлом году приходилось 213 тонн в год загрязняющих веществ. Сегодняшний уровень загрязнения центральной части России составляет 10-20 предельно-допустимых концентраций. Выбросы углекислого газа усиливают парниковый эффект, способствуют образованию кислотных осадков, вызывающие разрушение зданий, закисление водоёмов. Углекислый газ обладает наркотическим действием, раздражающе действует на кожу и слизистую оболочку. Медиками установлено, что каждое четвёртое заболевание связано с загрязнением воздуха. Постояв на перекрёстке весь рабочий день, постовой получает столько же вредных веществ, сколько их содержится в 5 пачках сигарет. Поэтому, не случайно, в Японии, постовые работают в противогазах.
1. Объясните, почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек направлению основных ветров.
2. Во льдах Гренландии, датированных 800 г. до н.э., содержится 0,0004 мкг свинца на 1 кг льда. Льды, образовавшиеся в 1753 г., содержат свинца в 25 раз больше; лед, образовавшийся в 1969 г., содержит 0,2 мкг свинца на 1 кг, т.е. в 500 раз больше. Объясните, как свинец попадает в льды Гренландии. Почему содержание свинца во льдах растет?
Учитель: Какие приспособления существуют для борьбы с загрязнением выхлопными газами?
Ученик: нужно устанавливать фильтры. Наиболее эффективными являются инерционные фильтры, работающие на основе явления инерции.
Учитель: а существуют ли экологически чистые средства передвижения?
Рассказ о электромобилях с показом презентация о электромобилях
Электромобиль появился раньше, чем двигатель внутреннего сгорания. Первый электромобиль в виде тележки с электромотором был создан в 1841 году.
В 1899 году в Санкт-Петербурге русский дворянин и инженер-изобретатель Ипполит Романов создал первый русский электрический омнибус на 17 пассажиров. Его общая компоновка была заимствована у английских кэбов, где извозчик располагался на высоких ко́злах позади пассажиров. Экипаж был двухместным и четырёхколёсным, передние колёса по диаметру были больше задних. На первом электромобиле использовался свинцовый аккумулятор системы Бари, имевший 36 банок (вольтовых столбов). Он требовал подзарядки каждые 60 вёрст (~64 километра). Суммарная мощность автомобиля составляла 4 лошадиные силы. Разработка экипажа была заимствована у моделей американской фирмы «Моррис-Салом», которая выпускала автомобили с 1898 года. Электромобиль изменял скорость движения в девяти градациях от 1,6 до 37,4 км/час.
Романов также разработал схему городских маршрутов для этих прародителей современных троллейбусов и получил разрешение на работу. Однако найти нужные инвестиции не смог, поэтому дело не получило развитие.
Ещё одна экологическая проблема – шумовое загрязнение.
Шум, поступающий с автомагистралей, во много раз превышает санитарные нормы и является причиной сокращения продолжительности жизни (по данным австрийских исследователей на 8-13лет). Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Шум мешает работать и отдыхать, снижает производительность труда. Наиболее чувствительны к действию шума пожилые люди и работники умственного труда.
Шум возникает в результате взаимодействия шин с поверхностью дороги и работы агрегатов. В некоторых странах, например в Австрии, автомагистрали покрывают так называемым «шепчущим» асфальтом, который поглощает шум от движения наполовину. Кроме того, этот асфальт поглощает воду, оставаясь сухим даже в дождь, не растрескивается при резких перепадах температур, обеспечивает лучшее сцепление с шинами. А дорожное покрытие в Японии обеспечивает звукопоглощение на 71-100%. Новые покрытия очень дорогие, но срок эксплуатации большой.
Тепловое загрязнение атмосферы.
Образующиеся при сжигании топлива оксиды углерода поступают в атмосферу, и примерно половина их не поглощается растениями и не растворяется, а остаётся в атмосфере. Эффект, который оказывает слой оксида углерода, сходен с эффектом стеклянной крыши парника. Поэтому его называют парниковым эффектом. В результате Земля разогревается. За последние 100 лет содержание углекислого газа возросло на 20%, что, по мнению учёных, может вызвать глобальное повышение средней температуры атмосферы на 30С. Что в свою очередь подъём уровня Мирового океана на 60м. что приведёт к затоплению и разрушению прибрежных территорий.
Учитель: итак, какие пути решения экологических проблем вы можете предложить?
Ученики: 1) использовать альтернативные виды энергии
2) заняться оздоровлением окружающей среды
3)проводить экологическое воспитание
4)начать строительство дорог с шумопоглощающим покрытием
Учитель: в народе сложено множество пословиц и поговорок экологического содержания.
- Чист источник – чист и родник (японская).
- Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарства. (русская)
- Чистый воздух – враг болезней. (мордовская)
- Как относишься к лесу, так и лес к тебе. (латышская)
Учитель: ведется ли у нас в области работа в этом направлении?
Ученик: да, такая работа осуществляется Саратовским областным отделением общественной организации «Всероссийского общества охраны природы», которая обратилась ко всем жителям области с 16 призывами – экологическими заповедями, чтобы вечно жила природа и человечество, в надежде на то, что они станут для каждого из нас нравственным законом.
1. Я сделаю всё, чтобы воздух не был загрязнён.
2. Я сделаю всё, чтобы вода была чистой.
3. Я сделаю всё, чтобы защитить ландшафт и землю.
4. Я сделаю всё, чтобы ограничить потребление энергии и сырья.
5. Я сделаю всё, чтобы защитить животных.
6. Я сделаю всё, чтобы сохранить разнообразие растительного мира.
7. Я сделаю всё, чтобы выращивались и продавались только экологически чистые продукты.
8. Я никогда не оставлю после себя мусор и сделаю всё, чтобы уменьшить количество отходов.
9. Я сделаю всё, чтобы уменьшить шум.
10. Я сделаю всё, чтобы быть сознательным потребителем.
11. Я сделаю всё, чтобы следовать этим заповедям каждый день.
12. Я буду на любом участке деятельности изучать основы экологической науки и применять их в жизни.
13. Я всегда буду оберегать лес.
14. Я буду содействовать расширению и сохранению оставшихся особо охраняемых территорий.
15. Я буду лично активно участвовать в работе общества охраны природы.
16. Я буду заниматься экологическим образованием и воспитанием молодёжи.
Учитель: и хотя сегодня много было сказано о негативных последствиях использования автомобиля, всё же он необходим в нашей жизни. Поэтому мы должны искать пути решения проблем. Будем сохранять и преумножать богатства Земли.
Береги свою планету!
Есть одна планета- сад
В этом космосе холодном .
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Здесь в траве живет беспечно
Стрекотун – певун кузнечик,
Юный ветер, хулиган,
Щекочет старый океан,
Грациозные дельфины
Вальс танцуют и поют,
В общем счастливо живут.
Здесь лишь утро золотое,
Воздух нежно – голубой,
Дышится легко и вволю.
Забываем мы порой:
Воздух дан в аренду нам,
Он один на всех землян.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное интегрированное мероприятие по истории и физике "Наука ковала Победу"
Данная работа посвящена Победе в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело Победы. В работе представлены: история Великой ...
Внеклассное интегрированное мероприятие "Физика? или Биология? ""
Интеграция позволяет создать у школьников целостное представление об окружающем мире, способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях,...
Внеклассное интегрированное мероприятие для 8 классов (физика-физическая культура)
В период зимних каникул мы провели мероприятие в учащимися 8 классов, целью которого было не просто совместить две (на первый взгляд несовместимых) дисциплины, но и вызвать интерес к дальнейшему изуче...
Интегрированное мероприятие: математика + физика для учащихся 7–8-х классов «Физико-математическое кафе “ФИЗМАТ»
Внеклассная игра для 7-8 классов сописанием игры и приложениями....
Интегрированное мероприятие: математика + физика для учащихся 7–8-х классов «Физико-математическое кафе “ФИЗМАТ»
Занимательная интегрированная игра по математики и физики для 7-8 классов....
Внеклассное интегрированное мероприятие по математике и экологии «Лесная арифметика»
Данное мероприятие, направленно на овладения уровня общего образования определённой эколого-географической и математической информации, навыками её применени...
Методическая разработка интегрированного мероприятия по математике, экологии и немецкому языку в 7-8 классах.
Интегрированное мероприятие по теме: «Позаботимся вместе о нашей планете» целесообразно проводить в рамках предметных недель для повышения интересса к предметам и воспитания экологич...