Планирование по физике (КТП)
календарно-тематическое планирование по физике на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике составлена для 11класса на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень) для 10-11 классов и авторской программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) В. С. Данюшенкова, О. В. Коршуновой, изд. «Просвещение», 2010. Рабочая программа составлена в соответствии с утвержденным Министерством образования и науки РФ 05.03. 2004 г. № 1089 федеральным государственным стандартом основного общего образования по физике и образовательной программой МОУ СОШ №3 г. Талдома.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физика» на ступени среднего (полного) общего образования в 11 классе.
Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Общая характеристика учебного процесса.
При реализации рабочей программы используется учебник Мякишева Г. Я, Физика. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. – М.: Просвещение, 2011, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса применяется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений и исследований физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов осуществляется систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.
В курс физики 11 класса входят следующие разделы:
- Основы электродинамики.
- Электромагнитные колебания и волны.
- Оптика.
- Квантовая физика.
- Физическая картина мира. Строение Вселенной.
- Повторение.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Место и роль курса в обучении.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образование структурируется на основе физических теорий: механики, молекулярной физики, электродинамики, электромагнитных колебаний и волн, квантовой физики.
Особенностью предмета «физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цель курса физики 11 класса:
обеспечить усвоение учащимися основных понятий физики, научных фактов, законов и теорий, составляющих основу для подготовки школьников к профессиональной деятельности и формирования их научного мировоззрения.
Задачи курса физики 11 класса:
- освоение знанийо фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытий в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитаниеубежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- применение полученных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Деятельностный подход к обучению реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных работ.
Личностно-ориентированный подход к обучению предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
В результате изучения физики в 11 классе ученик должен:
знать/понимать
- смысл понятий:физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин:скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; электрическое поле; электрический ток;
- смысл физических законовклассической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых в развитие физики.
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дляобеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Учебно-методический комплект и дополнительная литература
- Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Учебник для общеобразовательных учреждений. Физика. 11 класс. – М.: Просвещение, 2011.
- А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2006.
- Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2003.
- М.Ю.Демидова. Тематические тренировочные варианты. Физика. 9-11 классы. – М.: Национальное образование, 2011.
- В.В. Порфирьев. Астрономия. 11класс. – М.: Просвещение, 2003.
- Е.П.Левитан. Астрономия. 11 класс. – М.: Просвещение, 2003.
- А.Н.Москалев. Готовимся к единому государственному экзамену. Физика. – М.: Дрофа, 2005.
- Н.И.Зорин. Тесты по физике. 11 класс. – М.: Вако, 2010.
Содержание учебного предмета (68 часов).
Основы электродинамики. (11 ч.)
Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электродвигатель. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Индукционный генератор электрического тока.
Лабораторные работы:
- Наблюдение действия магнитного поля на ток.
- Изучение явления электромагнитной индукции.
Электромагнитные колебания и волны. (11ч.)
Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс. Производство, передача и потребление электрической энергии. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Оптика. Элементы специальной теории относительности (СТО). (18 ч.)
Скорость света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света. Линзы. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Постулаты специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Дефект масс и энергия связи.
Лабораторные работы:
- Измерение показателя преломления стекла.
Квантовая физика. (12 ч.)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэлектрических эффект. Законы фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм. Модели строения атома. Опыты Резерфорда. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. Состав и строение атомного ядра. Свойства ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Свойства ионизирующих ядерных излучений. Доза излучения. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Лабораторные работы:
- Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Физическая картина мира. Строение Вселенной. (9 ч.)
Расстояние до Луны, Солнца и ближайших звезд. Космические исследования, их научное и экономическое значение. Природа Солнца и звезд, источники энергии. Физические характеристики звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика и место Солнечной системы в ней. Другие галактики. Представление о расширении Вселенной.
Повторение. (7 ч.)
Обобщение и систематизация знаний, полученных в курсах физики 7-11 классов.
Учебно–тематическое планирование.
№ п/п | Раздел | Количество часов | В том числе на: | Практические работы | Самостоятель-ные работы | Контрольные работы | |
уроки | резерв | ||||||
1 | Основы электродинамики | 11 | 11 | 0 | 2 | 2 | 1 |
2 | Электромагнитные колебания и волны | 11 | 11 | 0 | 0 | 3 | 1 |
3 | Оптика. Элементы СТО | 18 | 18 | 0 | 2 | 5 | 1 |
4 | Квантовая физика | 12 | 12 | 0 | 0 | 2 | 1 |
5 | Физическая картина мира. Строение Вселенной | 9 | 9 | 0 | 0 | 1 | 0 |
6 | Повторение | 7 | 6 | 1 | 0 | 0 | 0 |
Всего в 11 классе | 68 | 67 | 1 | 4 | 13 | 4 |
Календарно-тематическое планирование уроков по физике в 11 «А» классе
№урока | Дата | Тема урока |
1. Основы электродинамики (продолжение курса 10 класса) / 11 часов | ||
1 | Магнитное поле, его свойства | |
2 | Магнитное поле постоянного электрического тока | |
3 | Действие магнитного поля на проводник с током. Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | |
4 | Действие магнитного поля на движущийся электрический заряд | |
5 | Решение задач по теме «Магнитное поле» | |
6 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции | |
7 | Направление индукционного тока. Правило Ленца | |
8 | Самоиндукция. Индуктивность | |
9 | Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | |
10 | Электромагнитное поле | |
11 | Контрольная работа № 1 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | |
2. Электромагнитные колебания и волны / 11 часов | ||
12 | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания | |
13 | Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях | |
| Переменный электрический ток | |
15 | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы | |
16 | Решение задач по теме «Трансформаторы» | |
17 | Производство и использование электрической энергии | |
18 | Передача электроэнергии | |
19 | Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн | |
20 | Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприемник | |
21 | Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи | |
22 | Контрольная работа № 2 «Электромагнитные колебания и волны» | |
3. Оптика. Элементы СТО / 18 часов | ||
23 | Скорость света | |
24 | Закон отражения света. Решение задач на закон отражения света | |
25 | Закон преломления света. Решение задач на закон преломления света | |
26 | Лабораторная работа № 3 «Измерение показателя преломления стекла» | |
27 | Линза. Построение изображения в линзе | |
28 | Дисперсия света | |
29 | Интерференция света. Дифракция света | |
30 | Поляризация света | |
31 | Решение задач по теме «Оптика. Световые явления» | |
32 | Контрольная работа № 3 «Оптика. Световые волны» | |
33 | Постулаты теории относительности | |
34 | Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость энергии тела от скорости его движения. Релятивистская динамика | |
35 | Связь между массой и энергией | |
36 | Виды излучений. Шкала электромагнитных волн | |
37 | Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ | |
38 | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | |
39 | Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения | |
40 | Рентгеновские лучи | |
4. Квантовая физика / 12 часов | ||
41 | Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна | |
42 | Фотоны | |
43 | Применение фотоэффекта | |
44 | Строение атома. Опыты Резерфорда | |
45 | Квантовые постулаты Бора | |
46 | Лазеры | |
47 | Строение атомного ядра. Ядерные силы | |
48 | Энергия связи атомных ядер | |
49 | Закон радиоактивного распада | |
50 | Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор | |
51 | Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений | |
52 | Контрольная работа № 4 «Световые кванты. Физика атомного ядра» | |
5. Физическая картина мира. Строение Вселенной / 10 часов | ||
53 | Физика элементарных частиц | |
54 | Единая физическая картина мира | |
55 | Физика и научно-техническая революция | |
56 | Строение Солнечной системы | |
57 | Система Земля - Луна | |
58 | Общие сведения о Солнце | |
59 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца | |
60 | Физическая природа звёзд | |
61 | Наша Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной | |
62 | Происхождение и эволюция галактик и звезд | |
6. Повторение / 6 часов | ||
63 | Механика | |
64 | Молекулярная физика. Термодинамика | |
65 | Электродинамика | |
66 | Оптика | |
67 | Квантовая физика | |
68 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое тематическое планирование уроков физики в 11 классе ( 4 часа)
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на базе Примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) и авторской программы Г.Я. Мякишева. ...
Развернутое тематическое планирование по физике 11 класс ( 3 часа)
Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе Примерной программы Г.Я. Мякишева ( Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл., Н.Н. Тулькибаева, А.Э. П...
Календарно-тематическое планирование по физике в 10 классе по учебнику Г.Я.Мякишева
Календарно-тематическое планирование по физике для 10-м класса (базовый уровень) составлен на основе «Программы по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профиль...
Тематическое планирование по физике
Тематическое планирование учебного материала в 10 -11 классах - 2 часа....
Планирование по физике, 7-11 классы
Поурочное планирование.учебный предмет: физика.Классы: 7-11...
Тематическое и поурочное планирование по физике 8 класс "Физика 8 " Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская
Рабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике и скорректирована с учетом программы « Физика 7-9» авторов Н.С. Пурышевой и Важеевской Н.Е. ...
Календарно-тематическое планирование по физике к учебнику А.А.Пинского "Физика. 7 класс"
Календарно-тематическое планирование по физике для 7 класса на 105ч (3ч в неделю)...