Календарно-тематическое планирование уроков по физике в 7 классе
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование уроков по физике в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_7_klass.docx | 63.28 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004.
- Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов:
- авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004.
- Рабочие программы по физике 7-11 классы. Автор-составитель Попова В. А. М. Глобус 2009.
- Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
- Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2004.
- Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2004.
- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2004.
- Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 5;
- лабораторных работ – 8;
- Планирование в рабочей программе соответствует примерной программе. Отличие от оригинала нет.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10―11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерных программах предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и для экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основании экспериментальных данных; приводить примеры практического использования полученных знаний; воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно- популярных статьях.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 ч)
Физика и методы научного познания (4 ч)
Физика ― наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (32 ч)
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. Демонстрации
Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно. Лабораторные работы
Измерение ускорения свободного падения.
Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Изучение движения тел по окружности под действием сил тяжести и упругости.
Исследование упругого и неупругого столкновений тел.
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
Молекулярная физика (27 ч)
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии
теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей. Лабораторные работы
Измерение влажности воздуха.
Измерение удельной теплоты плавления льда.
Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Электродинамика (35 ч)
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
Законы распространения света. Оптические приборы. Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Электроизмерительные приборы.
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Магнитная запись звука.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Генератор переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция света.
Дифракция света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы. Лабораторные работы
Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Измерение элементарного заряда.
Измерение магнитной индукции.
Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.
Измерение показателя преломления стекла.
Квантовая физика и элементы астрофизики (28 ч)
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпус- кулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Дбза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Счетчик ионизирующих частиц. Лабораторная работа
Наблюдение линейчатых спектров.
Резерв свободного учебного времени (14 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процесе ее использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Учебно-тематический план
№
| Название раздела | Количество часов | |||
Общее количество часов | Теоретическая часть программы | Лабораторные работы | |||
Теория | Контрольные работы | ||||
Физика и физические методы изучения природы | 4 | 2 | – | 1 | |
Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | 4 | – | 1 | |
Взаимодействие тел | 21 | 17 | 1 | 3 | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 23 | 18 | 2 | 1 | |
Мощность и работа. Энергия | 13 | 10 | 1 | 2 | |
Повторение | 4 | 3 | 1 | – | |
ИТОГО | 70 | 54 | 5 | 8 |
РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ФИЗИКА 7 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол -во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы доп содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |||
РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (4 часа) | ||||||||||||
1 | Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика. Физика - наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона | 1 | Комбинированный урок | Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника | Знать:
Уметь:
| Погрешности измерений | §1,2,3. Л. № 5, 12 | 1.09 | ||||
2 | Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц | 1 | Комбинированный урок | Тест (дать определение вещества) | §4,5, подготовка к лабораторной работе, Л. №25 | 3.09 | ||||||
3 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» | 1 | Урок-практикум | Лабораторная работа, выводы, оформление | § 6 «Физика. Техника. Природа». Составить кроссворд | 8.09 | ||||||
4 | Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел» | 1 | Урок - практикум | Проверка лабораторной работы | Л. № 23, 24 | 10.09 | ||||||
РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (5 часов) | ||||||||||||
5 | Строение вещества. Молекулы | 1 | Комбинированный урок | Строение вещества | Знать:
Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия | Фронтальный опрос, тест | §7, 8. Л. №53, 54. | 15.09 | ||||
6 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела | 1 | Комбинированный урок | Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение | Опорный конспект | § 9, задание 2(1). Л. № 66 | 17.09 | |||||
7 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 | Комбинированный урок | Взаимодействие частиц вещества | Фронтальный опрос | §10, Упр. 2(1). Л. № 74, 80 | 22.09 | |||||
8 | Три состояния вещества | 1 | Комбинированный урок | Модели строения газов, жидкостей и твердых тел | Физический диктант. Опорный конспект | §11 | 24.09 | |||||
9 | Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | 1 | Комбинированный урок (КВН) | Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей | Составление классификационной таблицы «Строение вещества» | §12. Л. № 65, 67, 77-79 | 29.09 | |||||
РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (21 час) | ||||||||||||
10 | Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения | 1 | Урок изучения новых знаний | Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение | Знать:
Уметь:
| Опорный конспект | Относительность движения. Система отсчета | § 13, задание № 4. Л. № 99, 101, 103 | 1.10 | |||
11 | Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение | 1 | Комбинированный урок | Скорость прямолинейного равномерного движения | Опрос, тест | § 14, 15. Упр. 4(1,4) | 6.10 | |||||
12 | Расчет скорости, пути и времени движения | 1 | Урок закрепления знаний | Методы измерения расстояния, времени, скорости | Опрос, тест | §16. Упр. 5 (2, 4) | 8.10 | |||||
13 - 14 | Расчет скорости, пути и времени движения | 2 | Урок закрепления знаний | Методы измерения расстояния, времени, скорости | Физический диктант. Решение задач | §16 | 13.10 | |||||
15 | Инерция | 1 | Комбинированный урок | Неравномерное движение | Опорный конспект | §17 | 15.10 | |||||
16 | Взаимодействие тел | 1 | Комбинированный урок | Взаимодействие тел | Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила. Уметь приводить примеры | Тест | §18. Л.207,209 | 20.10 | ||||
17 | Масса тела. Единицы массы | 1 | Комбинированный урок | Масса тела. Плотность вещества | Знать: определение массы; единицы масс. Уметь воспроизвести или написать формулу | Опорный конспект. Упр. 12 (1, 3, 4, 5). Подготовка к лабораторной работе | §1. подготовка к лабораторной работе № 3 | 22.10 | ||||
18 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы вещества на рычажных весах» | 1 | Урок - практикум | Методы измерения массы и плотности | Умение работать с приборами при нахождении массы тела | Написать вывод и правильно оформить работу | Повторить § 19, 20. Упр. 6(1,3) | 27.10 | ||||
19 | Плотность вещества | 1 | Комбинированный урок | Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу | Тест | Вес тела | §21. Л. № 265. Подготовка к лабораторным работам № 4,5 | 9.11 | ||||
20 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема твердого тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | 1 | Урок - практикум | Умение работать с приборами (мензурка, весы) | Написать вывод и правильно оформить работу | Повторить §21. Упр. 7(1,2) | 11.11 | |||||
21 | Расчет массы и объема вещества по его плотности | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения массы и плотности | Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества | Решение задач | §22 | 16.11 | ||||
22 | Расчет массы и объема по его плотности | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения массы и плотности | Уметь: работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества; работать с приборами | Решение задач, подготовка к контрольной работе | Упр. 8 (3, 4), повторить формулы, подготовиться к контрольной работе | 18.11 | ||||
23 | Контрольная работа № 1 | 1 | Урок контроля | Методы измерения массы и плотности | Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества | Контрольная работа | 23.11 | |||||
24 | Сила. Сила - причина изменения скорости | 1 | Комбинированный урок | Сила | Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения | Опорный конспект | §23 | 25.11 | ||||
25 | Явление тяготения. Сила тяжести | 1 | Комбинированный урок | Сила тяжести | Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу | Опорный конспект, Тест. Б. 2-13 | §24 | 30.11 | ||||
26 | Сила упругости | 1 | Комбинированный урок | Сила упругости | Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу | Опорный конспект | § 25, 26. Л. № 328, 333, 334 | 2.12 | ||||
27 | Единицы силы. Связь между силой и массой тела | 1 | Комбинированный урок | Единицы силы. Связь между силой и массой тела | Отработка формулы зависимости между силой и массой тела | Опрос, выполнение упр. 19 | §27, упр. 9(1,3) подготовка к лабораторной работе | 7.12 | ||||
28 | Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | Урок- практикум | Метод измерения силы | Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора | Упр. 17. Проверка лабораторной работы. Вывод | §28, упр. 10(1,3) | 9.12 | ||||
29 | Графическое изображение силы. Сложение сил | 1 | Комбинированный урок | Правило сложения сил | Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело | Умение работать с чертежными инструментами (линейка, треугольник) | §29, упр. 11(2,3) | 14.12 | ||||
30 | Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике | 1 | Урок изучения новых знаний | Сила трения | Знать определение силы трения. Уметь привести примеры | Тест, опорный конспект | § 30-32, написать эссе о роли трения в быту и природе | 16.12 | ||||
РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (23 час) | ||||||||||||
31 | Давление. Способы уменьшения и увеличения давления | 1 | Урок изучения новых знаний | Давление | Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса | Тест, опорный конспект | § 33, 34. Упр. 12 (2,3), упр.13, задание № 6 | 21.12 | ||||
32 | Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление» | 1 | Комбинированный урок | Давление | Проверка опорного конспекта | §35.Л. № 464, 470 | 23.12 | |||||
33 | Давление газа. Повторение понятий «плотность», «давление» | 1 | Урок закрепления знаний | Давление, плотность газа | Решение задач | §35.Л. № 473 | ||||||
34 | Контрольная работа № 2. | 1 | Урок контроля | Знать смысл физических законов: закон Паскаля. Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления; выражать величины в СИ | Уметь воспроизводить и находить физические величины: давление, плотность | Гидравлические машины | ||||||
35 | Закон Паскаля | Давление. Закон Паскаля | Уметь воспроизводить и находить физические величины: давление, плотность | Гидравлические машины | §36.Упр.14 (4), задание 7 | |||||||
36 | Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | Комбинированный урок | Решение задач | § 37, 38. Л.474,476. Упр. 15(1) | |||||||
37 | Давление. Закон Паскаля | 1 | Урок закрепления знаний | Давление. Закон Паскаля | Решение задач. Упр. 23 | Повторить § 37, 38. Л. 504-507 | ||||||
38 | Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла | 1 | Комбинированный урок | Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла | Озвучивание фрагмента документального учебного фильма о давлении. Рисунки, схема | § 39, задание 9(3) | ||||||
39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления | 1 | Комбинированный урок | Атмосферное давление | Фронтальный опрос | §40,41. Упр. 17, 18, задание 10 | ||||||
40 | Измерение атмосферного давления | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления | Работа с приборами, знание их устройства | §42, дополнительно § 7, упр. 19 (3,4), задание 11 | ||||||
41 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления | Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах; -использовать физические приборы для измерения давления Знать смысл физических законов: закон Архимеда. Уметь: объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления; выражать величины в СИ; решать задачи на закон Архимеда | Тест, опорный конспект | § 43, 44, упр. 20, упр. 21 (1, 2) | |||||
42 | Манометры | 1 | Комбинированный урок | Проверка опорного конспекта | § 45, дополнительно § 46, 47 Л. | |||||||
43 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 1 | Комбинированный урок | Закон Архимеда | Рисунки | Условия плавания тел | §48,упр.19 (2) | |||||
44 | Архимедова сила | 1 | Комбинированный урок | Проверка опорного конспекта, тест | §49, подготовка к лабораторной работе № 7 | |||||||
45 | Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 | Урок- практикум | Закон Архимеда | Уметь работать с физическими приборами | Повторить §49, упр. 24(2,4) | ||||||
46 | Плавание тел | 1 | Комбинированный урок | Составление опорного конспекта | §50, упр. 25(3-5) | |||||||
47 | Плавание тел | 1 | Урок закрепления знаний | Закон Архимеда | Отработка формул, решение задач | Л. № 605, 611, 612 | ||||||
48 | Плавание судов | 1 | Комбинированный урок | Проверка опорного конспекта, тест | §51 | |||||||
49 | Воздухоплавание | 1 | Урок изучения новых знаний | Закон Архимеда | Составление опорного конспекта | §52. Упр. 26 | ||||||
50 | Воздухоплавание | 1 | Урок закрепления знаний | Решение задач | Упр. 27(2) | |||||||
51 | Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание | 1 | Повторитель- но- обобщающий урок | Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Закон Архимеда | Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда | Составление обобщающей таблицы, решение задач | Задание 16, подготовка к контрольной работе | |||||
52 | Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | Урок контроля | Решение задач | ||||||||
53 | Обобщение и повторение знаний по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Урок выравнивания знаний | Анализ контрольной работы. Решение задач | |||||||||
РАЗДЕЛ V. МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ (13 часов) | ||||||||||||
54 | Работа | 1 | Урок изучения новых знаний | Работа | Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения | Составление опорного конспекта. Тест | §53. Упр. 28(3,4) | |||||
55 | Мощность | 1 | Комбинированный урок | Мощность | Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения | Составление опорного конспекта. Тест | §54. Упр. 29 (3-6) | |||||
56 | Мощность и работа | 1 | Урок проверки знаний и умений | Мощность и работа | Знать определение физических величин: работа, мощность. Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность | Проверка опорного конспекта, решение задач | ||||||
57 | Рычаги | 1 | Урок изучения новых знаний | Знать устройство рычага | Тест. Знакомство с простыми механизмами | § 55, 56. Л. № 736. Задание 18 | ||||||
58 | Момент силы | 1 | Комбинированный урок | Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы | Решение задач | § 57, подготовка к лабораторной работе, упр. 30(2) | ||||||
59 | Лабораторная работа №8 «Выяснение условий равновесия рычага» | 1 | Урок- практикум | Уметь: проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов; работать с физическими приборами | Вывод и оформление работы | §58, упр. 38, упр. 30(1, 3,4) | ||||||
60 | Блоки. Золотое правило механики | 1 | Комбинированный урок | Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах | Физический диктант Решение задач. Упр. 39 | § 59, 60. Упр. 31(5) | ||||||
61 | Лабораторная работа №9 «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости» | 1 | Урок- практикум | Методы измерения работы, мощности, КПД механизмов | Знать определения физических величин: КПД механизмов. Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную) | Вывод и оформление работы | §61 | |||||
62 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии | 1 | Комбинированный урок | Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Методы измерения работы, мощности, энергии | Знать: определения физических величин: энергия; единицы измерения энергии; закон сохранения энергии | Составление опорного конспекта | § 62, 63. Упр. 32(1,4) | |||||
63 | Превращение одного вида механической энергии в другой | 1 | Комбинированный урок | Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и ее превращения | Проверка опорного конспекта. Решение задач | §64. Л. 797 | ||||||
64 | Превращение одного вида механической энергии в другой | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать определение, обозначение, формулы работы, энергии, мощности. Уметь решать задачи | Тест | Подготовка к контрольной работе | ||||||
65 | Контрольная работа № 4 «Работа и мощность. Энергия» | 1 | Урок контроля | Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия | Контрольная работа | |||||||
66 | Строение веществ, их свойства | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Базовые понятия (Стандарт) | Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин | Тест | Анализ контрольной работы, работа над ошибками, повторение § 1-12 | |||||
ПОВТОРЕНИЕ (4 часа) | ||||||||||||
67 | Взаимодействие тел | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Базовые понятия (Стандарт) | Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин | Тест | Повторение § 13-64 | |||||
68 | Итоговая контрольная работа № 5 | 1 | Урок контроля | Знают базовые понятия (Стандарт) | Итоговый контроль, проверка тетрадей | |||||||
69 | Резерв | 1 | ||||||||||
70 | Резерв | 1 |
Список литературы:
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
1. Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2004.
2. Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2004.
3. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2004.
Методические пособия
- Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М. : Дрофа, 2010
- Сборник задач по физике. 7-9 кп. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)
- Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Сост. А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович. - М.: Экзамен, 2004. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - П.)
Дополнительная литература
Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков по физике в 11 классе
Календарно-тематическое планирование уроков по физике в 11 классе...
Календарно-тематическое планирование по курсу «Физика» 9 класс
Календарно-тематическое планирование по курсу «Физика» 9 класс. Учебник А. В. Перышкин, Е. М. Гутник....
Календарно-тематическое планирование по курсу «Физика» 7 класс
Календарно-тематическое планирование по курсу «Физика» 7 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков по физике ( с икт) 10 класс
Календарно-тематическое планирование уроков по физике...
Календарно-тематическое планирование по курсу Физика 9 класс (3 ч. в неделю)
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е. М. Гутника, А. В. Перышкина «Физика» 7-9 ...
Календарно-тематическое планирование с УУД физика 8 класс
авторская программа А. В. Перышкин, Н.В.Филонович ФГОС...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...