Рабочая учебная программа по предмету Физика и астрономия
рабочая программа по физике на тему

Кужанова Гульжан Ергеновна

Рабочая учебная программа по предмету Физика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fizika_i_astronomiya_2015.docx63.32 КБ

Предварительный просмотр:

Қостанай облысы әкімдігі білім Басқармасының

«Қостанай кәсіптік – техникалық колледжі» КМҚК

КГКП «Костанайский профессионально – технический колледж»

Управления образования акимата Костанайской области

«Бекітемін»

Колледж директоры

___________К.И.Кункенов

«Физика және астрономия» пәнінен

ОҚУ ЖҰМЫС БАҒДАРЛАМАСЫ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Физика и астрономия»

Қостанай 2015

         Учебную программу составила Кужанова Г.Е. , преподаватель физики и информатики, специалист высшего уровня квалификации второй категории

Программа одобрена на заседании МЦК

Протокол        №______,  от     «_______»____________________20____г

Председатель

МЦК__________________________________________________________

(Ф.И.О., подпись)

Программа одобрена на заседании методического совета колледжа

Протокол  №______, от «______»__________________________20___г.

Председатель методического совета

колледжа______________________________________________________

(Ф.И.О., подпись)

Сведения о ежегодном переутверждении:

п/п

Учебный год

Сведения о рабочей учебной программе

Дата переутверждения

Подпись руководителя МЦК

1.Пояснительная записка

Рабочая учебная программа разработана в соответствии с Типовой учебной программы.

Приказ №530 от 19.11.2009 Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки обучающихся и основному содержанию учебной программы дисциплины физики и астрономия.

При реализации настоящей рабочей учебной программы по физике и астрономии предусмотрено проведение: двух обязательных контрольных работ, одного экзамена.

Физика – это наука о природе, о наиболее простых и вместе с тем наиболее общих свойствах тел и явлений. Она открывает самые общие закономерности мира, которые проявляются во всех явлениях природы. Физика, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности обучающегося, обеспечивает его уверенное продвижение по пути современных информационно-коммуникационных технологий развивает ключевые компетентности, формирует мировоззрение и учит ориентироваться в шкале культурных ценностей.

Целью обучения физике в системе технологического и профессионального образования является:

-ознакомление с основами физической науки: её основными понятиями, законами и теориями;

-формирование в сознании обучающихся современной научной картины окружающего нас мира;

-создание теоретической базы для последующего развития профессиональных и социальных компетентностей;

-формирование понимания ими роли физики в жизни современного общества и развитии человеческой культуры в целом;

-развитие логического мышления и творческих способностей обучающихся.

В задачи обучения физике входит:

-формирование знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях и их практических приложениях;

-ознакомление с основными методами физической науки – теоретическим и экспериментальным;

-ознакомление обучающихся с основными направлениями развития науки и техники, с ролью физики в решении экологических и экономических проблем;

-раскрытие структурной неисчепаймости материи в единства её строения, универсальности  фундаментальных законов природы и границ их применимости;

-развитие научного мировоззрения обучающегося;

-развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся;

-формирование умений самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять физические явления, а также умений осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников: учебных, справочных., научных, научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета.

Основное содержание программы составляют общие характеристики окружающего мира, сведения о строении Вселенной, вещества, о различных явлениях природы, об основных физических и астрономических понятиях.

С учетом современных воззрений программа для технических и профессиональных учебных заведений предусматривает изучение основ физических теорий – молекулярно – кинетической теории и термодинамики, электродинамики и электронной теории, волновой, геометрической и квантовой оптики, релятивистской механики, квантовой физики, физики атома, атомного ядра и элементарных частиц.

В программу курса физики включены сведения по астрономии.

При изучении элементов астрономии необходимо не ограничиваться описанием условий, существующих в комическом пространстве и на различных небесных телах, а раскрывать физическую сущность происходящих там явлений, выяснять причины, которые вызывают то ил иное явление.

Включение элементов астрономии  было проведено без нарушения принятой структуры курса физики, вследствие чего в соответствующих его разделах предлагается изучать те явления и процессы в космическом пространстве и на небесных телах, которые описываются на основе изучаемых в данных разделах физических законов. Таким образом, формирование астрономических понятий происходит постепенно  и заканчивается при изучении раздела курса «Обобщающие сведения по астрономии».

В программе предусмотрена преемственность в изучении материала, межпредметная связь с математикой, биологией, химией, географией, историей.

Программа курса физики и астрономии обеспечивает широкую практическую деятельность обучающихся с учетом психофизиологических и возрастных особенностей. В программе отводится до 20% учебного времени на проведение лабораторных работ.

Теоретическая сущность и практическая направленность физики нашли отличное отражение в лабораторных работах, которые в большинстве случаев носят исследовательский характер. Курс физики также предусматривает показ демонстрационных опытов. Преподавателям необходимо постоянно  заботиться о совершенствовании тематики аудиторного демонстрационного эксперимента, качества его проведения.  Если выполнение какой-либо лабораторно работы невозможно из-за отсутствия необходимого оборудования, то она может быть заменена другой, по возможности равноценной.

Проводятся лабораторные работы  в порядке изучения программного материала. Разрывы времени между изучаемыми разделами программы и соответствующей лабораторной работы недопустимы.

В процессе наблюдений демонстрационных опытов и выполнение лабораторных работ  обучающиеся должны овладеть  следующими практическими знаниями и умениями: планировать проведение эксперимента; собирать установку по схеме; пользоваться измерительными приборами; проводить наблюдения, измерения и опыты; оценивать и вычислять погрешности измерений; составлять краткий отчет и делать выводы.

Для усиления практической направленности обучения физики необходимо уделять особое внимание к решению текстовых, графических, экспериментальных, качественных и других задач. Задачи следует подбирать с нарастающей степенью сложности, способствующей не только закреплению знаний, умений и навыков обучающихся, но и их развитию.

При обучении физике в технических и профессиональных учебных заведениях следует строго пользоваться Международной системой единиц (SI), её основными и производными, кратными и дольными единицами, а в ряде случаев и некоторыми внесистемными единицами, допускаемыми к применению.

2. Планируемые результаты обучения дисциплины

 

Результаты обучения, запланированные в стандарте и образовательной программе

Результаты обучения, запланированные в типовой учебной программе

В результате изучения дисциплины обучающийся  должен обладать базовыми компетенциями.

 Знать:

-эксперимент и теорию в процессе познания природы;

-физические законы;

-физическую картину мира;

-строение солнечной системы;

-основы молекулярно -кинетической теории;

-идеальный газ;

-свойства паров, жидкостей и твердых тел;

-электрическое поле;

-электрический ток в металлах, электролитах, газах. Вакууме и полупроводниках;

-магнитное поле;

-электромагнитную индукцию;

-квантовые свойства света;

-принцип относительности Эйнштейна.

-строение атома по Бору;

-состав атомного ядра;

-ядерные силы

-радиоактивное излучение;

-энергетику;

-термоядерный синтез;

-строение и развитие Вселенной;

-нашу звездную систему – Галактику.

Уметь:

-вычислять внутреннюю энергию;

-кпд теплового двигателя;

-использовать фазовые переходы на Земле и в космосе;

-использовать законы постоянного тока;

-вычислять переменный ток;

-изображать электромагнитные колебания и волны;

-объяснять ядерные реакции.

В результате изучения дисциплин обучающийся

Знает:

-основное уравнение МКТ газов;

-уравнение  Менделеева – Клапейрона;

-о существовании области и границ применимости кинетической теории газов;

-смысл таких физических понятий и величин: количество вещества, молярная масса, идеальный газ, температура, внутренняя энергия, процесс, работа;

-причины и следствия загрязнения природы тепловыми машинами;

-роль и ответственность человека в преобразовании природы и охраны окружающей среды;

-смысл электромагнитного поля, напряженности и разности потенциалов, электродвижущей силы,  самоиндукции, индуктивности;

-определение электрического, магнитного полей, постоянного тока, электромагнитной волны;

-экологические проблемы энергетики;

-расчет энергии приобретаемой и теряемой электрическим зарядом при перемещении одной точки поля в другую, если задана  разность потенциалов поля м5ежду этими точками;

-смысл радиоактивного излучения, периода полураспада, ядерной реакции, термоядерного синтеза;

-принцип работы ядерного реактора  и атомной электростанции;

-проблемы термоядерного синтеза, экологические проблемы ядерной  энергетики;

-схему Солнечной системы;

-принцип определения географических координат по астрономическим наблюдениям;

Умеет:

-определять характер тепловых процессов по графикам в координатах;

-обосновать основные положения МКТ;

-использовать мультимедийные средства при объяснении явлений природы;

-объяснять на конкретных примерах экологические проблемы тепловой энергетики;

-измерять силу тока, Напряжение, сопротивление.

-изображать графически электрические и магнитные поля;

-объяснять природу электрического тока в металлах, растворах электролитов, газах и полупроводниках;

-объяснять физическую природу ферромагнетиков, возникновение ЭДС индукции при движении проводника в магнитном поле;

-объяснять интерференцию, дифракцию и поляризацию света;

-наводить телескоп на заданный объект;

-устанавливать подвижную звездную карту на любую дату и время суток;

-осуществлять поиск информаций о звездах через сети Интернета.

3.Тематический план и содержание дисциплины

3.1.Тематический план

п/п

Количество учебного времени при очной форме обучения (час)

Наименования разделов и тем

Количество часов

1

2

3

1

Раздел 1. Основы молекулярно – кинетической теории. Введение. Первоначальное представление о природе теплоты.

2

  1. Основы молекулярно -кинетической теории их опытные обоснования

2

3

  1. Основные уравнения молекулярно – кинетической теории идеального газа

2

4

  1. Уравнение Клапейрона – Менделеева.

2

  1. Лабораторная работа №1 «Проверка законы Гей – Люссака»

2

5

Раздел 2. Свойства паров.

2.1. Испарение и конденсация.

Насыщенный пар и его свойства.

1

6

2.2.  Влажность воздуха

1

2.3. Лабораторная работа №2  «Определение относительной влажности воздуха»

1

7

2.4. Кипение. Критическая температура.

1

8

Раздел 3. Свойства жидкостей

3.1 Поверхностный слой. Поверхностное натяжение.

2

9

3.2 Лабораторная работа №3 «Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости»

1

10

3.3. Смачивание. Капиллярность. Капиллярные явления в быту, природе и технике.

1

11

Раздел 4. Свойства твердых тел

4.1. Характеристика твердых тел. Кристаллы.

2

12

4.2. Виды деформаций. Упругость, прочность, пластичность, хрупкость.

1

13

4.3.  Лабораторная работа №4 «Определение модуля упругости материала

1

14

4.4. Линейное и объемное расширение твердых тел.

2

15

4.5.  Лабораторная работа №5 «Определение коэффициента линейного расширения твердого тела»

1

16

4.6.  Лабораторная работа №6 «Определение плотности твердого тела»

1

17

Раздел 5. Фазовые переходы на Земле и в космосе.

5.1. Плавление  и кристаллизация.                            Понятие фазы вещества.

1

18

5.2. Сублимация и десублимация

1

5.3. Случаи равновесия твердой, жидкой и газообразной фаз

2

19

Раздел 6. Основы термодинамики.

6.1 Внутренняя энергия идеального газа. Изменения внутренней энергии

2

20

6.2. Первое начало термодинамики.

Применение первого начала термодинамики к различным тепловым процессам.

2

21

6.3. Необратимость процессов в природе. Понятие о втором начала термодинамики.

1

22

6.4. Лабораторная работа №7 «Определение коэффициента полезного действия нагревателя»

1

23

Раздел 7. Электрические явления.

7.1. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

2

24

7.2. Электростатическое поле. Напряжённость.

1

25

7.3. Работа, совершаемая силами электрического поля при перемещении заряда. Потенциал.

1

26

7.4. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков.

1

27

7.5. Электроемкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.

1

28

Раздел 8. Постоянный электрический ток.

8.1. Постоянный электрический ток, сила тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для участка цепи и для замкнутой цепи.

1

29

8.2. Электрические цепи с последовательным  параллельным соединением проводников.

1

30

8.3.  Лабораторная работа №8 «Проверка законов последовательного и параллельного соединений проводников»

1

31

8.4.  Лабораторная работа №9 «Определение внутреннего сопротивления проводника»

1

32

8.5. Сопротивление проводника.

1

33

8.6.  Лабораторная работа №10 «Определение удельного сопротивления проводника»

1

34

8.7. Работа и мощность электрического тока.  Тепловое действие электрического тока и его использование в технике.

1

35

8.8.  Лабораторная работа №11 «Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой накаливания, от напряжения на ее зажимах»

1

36

Раздел 9.  Электрический ток в различных средах.

9.1. Электронная проводимость металлов.

2

37

9.2 Термоэлектрические явления.Термоэлектродвижущая сила.

2

38

9.3 Электропроводность электролитов.Закон электролиза.

1

39

9.4 Электропроводность газов. Несамостоятельный  и     самостоятельный  разряды.

1

40

9.5 Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия.

1

41

9.6 Электропроводность полупроводников и её зависимость  от температуры.

1

42

9.7.  Лабораторная работа №12 «Определение электрохимического эквивалента меди»

1

43

9.8.  Лабораторная работа №13 «Электрические свойства полупроводников»

1

44

Раздел   10.   Элетромагнитные явления 10.1 Магнитное поле. Магнитная индукция. Напряжённость магнитного поля.

2

45

10.2  Магнитные поля прямолинейного тока, кругового тока и соленоида. Магнитный поток.

2

46

10.3 Действие магнитного поля на проводник с током. Закон Ампера

1

47

10.4.  Лабораторная работа №14 «Наблюдение действия магнитного поля»

1

48

10.5 Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца

1

49

10.6 Магнитосфера Земли. Пара-, диа- и ферромагнитные  вещества.  

1

50

10.7 Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукция.

1

51

10.8.  Лабораторная работа №15 «Изучение явления электромагнитной индукции»

2

52

10.8 Самоиндукция Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитног поля

1

53

Раздел 11. Механические колебания и волны. Звук и ультразвук 11.1.Колебание движение.

2

54

11.2. Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника.

1

55

11.3.  Лабораторная работа №16 «Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»

1

56

11.4. Поперечные и продольные волны . Интерференция волн . Дифракция волн.

2

57

11.5. Период звука. Скорость распространения звука в различных средах. Ультразвук, его природа и свойства.

2

58

11.6. Лабораторная работа №17 «Измерение длины звуковой волны»

2

59

Контрольное тестирование

2

60

Раздел 12. Переменный ток.

12.1. Получение переменного тока при равномерном вращение катушки в однородном магнитом поле .

2

61

12.2. Лабораторная работа №18 «Параллельное соединение катушки и конденсатора»

1

62

12.3 Понятие о генераторах переменного тока . Мгновенное, максимальное и действующее значение ЭДС, напряжения ,силы тока. Индуктивность и емкость в цепи переменного тока.

1

63

12.4. Трансформаторы . Получение ,передача и распределение электроэнергии.

2

64

Раздел 13. Электромагнитные колебания волны.

13.1. Превращение энергии в закрытом колебательном контуре. Токи высокой частоты , их применение.

2

65

13.2. Электромагнитное поле и его изменение в пространстве. Энергия  электромагнитного поля и его материальность.

2

66

13.3. Принцип радиосвязи.

1

67

13.4.  Лабораторная работа №19 «Сборка простейшего радиоприемника»

1

68

Раздел 14. Оптика. Основы теории относительности.

14.1. Природа света. Распространение света.

2

69

14.2.Геометрическя оптика

2

70

14.3.  Лабораторная работа №20 «Определение показателя преломления света»

1

71

14.4.  Лабораторная работа №21 «Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы»

1

72

14.5. Явления, объясняемые волновыми свойствами света.

1

73

14.6. Лабораторная работа №22 «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки»

1

74

14.7. Основы специальной теории относительности.

2

75

Раздел 15. Излучение и спектры. Рентгеновские лучи

15.1. Дисперсия света. Спектры испускания и поглощения. Понятие о спектральном анализе.

2

76

15.2. Ультрафиолетовая и инфракрасная части спектра.

2

77

15.3. Лабораторная работа №23 «Наблюдение спектров испускания различных веществ с помощью спектроскопа»

1

78

15.4. Рентгеновские лучи, их природа и свойства, применение в науке и технике. Тепловое излучение и люминесценция.

2

79

Раздел 16. Квантовая физика

16.1 Внешний фотоэлектрический эффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

2

80

16.2. Давления света. Химическое действие света и его применение.

2

81

16.3. Строение атома. Постулаты Бора. Излучение и поглощение энергии атомом. Квантовые генераторы.

2

82

16.4. Радиоактивность. a-,b- и y-излучения. Закон радиоактивного распада.

1

83

16.5. Ядерные силы. Дефект массы. Энергия связи атомных ядер. Управляемая цепная реакция.

1

84

16.6. Термоядерный синтез и условия его существования.

1

85

Раздел 17. Обобщающие сведения по астрономии

17.1. Наша Галактика.

1

86

17.2. Ядра звёзд естественный термоядерный реактор.

4

87

17.3.  Лабораторная работа №24 «Изучение звездного неба с помощью подвижной карты»

1

88

17.4. Лабораторная работа №25 «Астрономические наблюдения солнечных пятен

1

89

Итоговое тестирование

2

90

Всего по дисциплине

128

3.2. Содержание учебной программы дисциплины

Раздел 1. Основы молекулярно-кинетической теории.

Введение.

Первоначальное представление о природе теплоты. Физическая картина мира.

Значение и роль трудов восточных мыслителей в развитии физики и астрономии.

Тема 1.1 основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования. Броуновское движение. Сила и энергия межмолекулярного взаимодействия. Размеры масса молекул. Постоянная Авогадро. Идеальный газ.

Давление газа. Межзвёздный газ.

Тема 1.2 Основное управление молекулярно-кинетической теории идеального газа.

Температура и её измерение. Термодинамическая шкала температур. Связь между

температурой газа и средней кинетической энергией поступательного движения молекул.

Тема 1.3 Уравнение  Клапейрона – Менделеева. Вывод газовых законов из уравнения

Состояния идеального газа.  Изопроцессы и их графики.

Демонстрации

  1. Механическая модель броуновского движения
  2. Кипение воды при пониженном давлении
  3. Газовые законы

Раздел 2.Свойства паров

Тема 2.1 Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойство

Тема 2.2 Абсолютная и относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка росы.

Тема.2.3 Кипение. Критическая температура. Критическое состояние вещества.

Демонстрации

                  1.Применение психрометра

Раздел 3.Свойство жидкостей

Тема 3.1 Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Поверхностное натяжение.

Тема 3.2 Смачивание. Капиллярность. Капиллярные явления в быту, природе и технике.

Демонстрации

1.Обанаружение поверхностного натяжения жидкости

2.  Капиллярные трубки различных сечений со смачивающей и не смачивающей стекло жидкостями

Раздел 4.Свойства твердых тел

Тема4.1 характеристика твёрдого состояния вещества. Кристаллы. Анизотропия кристаллов

Тема 4.2 Виды деформаций. Механическое напряжение. Закон Гука. Упругость, прочность  пластичность ,хрупкость.

Тема 4.3 Линейное и объёмное расширение твёрдых тел. Значение теплового расширения  тел в природе и технике.

Демонстрация

1.Модели пространственных решёток

2.Виды деформаций: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение изгиб

3.Тепловое расширение твёрдых тел (шар с кольцом)

Раздел 5.Фазовые переходы  на земле и в космосе

Тема 5.1 Плавление и кристаллизация. Зависимость температуры плавления от давления .Понятие фазы вещества. Внутреннее строение земли и планет

Тема 5.2 Сублимация и десублимация. Возгонка поверхностного слоя ядер комет при их сближения с солнцем.

Тема 5.3 Случаи равновесия твёрдой , жидкой и газообразной фаз. Тройная точка. Растворы и сплавы. Метеориты.

Демонстрации

1.Плавления и отвердевание кристаллических тел

Раздел6. Основы термодинамики

Тема 6.1 Внутренняя энергия идеального газа. Изменение внутренней  энергии при теплообмене и при совершении механической работы.

Тема 6.2 Первое начало термодинамики . Применение первого начала термодинамики к различным тепловым процессам. Адиабатный процесс. Обратимые и необратимые процессы.

Тема 6.3 Необратимость процессов в природе. Понятие о втором начале термодинамики. Тепловые двигатели. Тепловые машины и экология.

Демонстрации

  1.  Превращение механического энергии во внутреннюю при трении и ударе

Раздел 7. Электрические явления

Тема 7.1 Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие точечных зарядов. Закон сохранения электрического зарядов. Закон Кулона . Диэлектрическая проницаемость среды.

Тема 7.2 Электростатическое поле. Напряжённость. Графическое изображение электрических полей. Однородное электрические поле.

Тема 7.3 Работа, совершаемая силами электрического поля при перемещении заряда. Потенциал. Разность потенциалов, напряжение. Связь между напряженность и разность потенциалов.

Тема 7.4 Проводники в электрическом поле. Распределение зарядов в проводнике, внесенном в электрическое поле. Электростатическая защита. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Пьезоэлектрический эффект.

Тема 7.5 Электроемкость. Конденсатор. Типы конденсаторов. Емкость плоского конденсатора. Энергия электрического поля. Материальность электрического поля.

Демонстрации

  1. Электризация проводников
  2. Разделение зарядов
  3. Взаимодействие наэлектризованных тел
  4. Электрическое поле заряженных шариков
  5. Электризация влиянием
  6. Электростатическая защита
  7. Электрометр
  8. Сравнение электроемкостей двух проводников с помощь электрометра

Раздел 8. Постоянный электрический ток

Тема 8.1 Постоянный электрический ток, сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для участка цепи и для замкнутой цепи.

Тема 8.2 Внешний и внутренний участки цепи, напряжение на этих участках. Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников.

 Тема 8.3 Сопротивление проводника. Зависимость сопротивления проводника от длины, площади поперечного сечения и материала. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

Тема 8.4 Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие электрического тока и его использование в технике.

Демонстрации

  1. Комплект компьютерных измерительных приборов: датчики измерения напряжения, силы тока, гальванометр
  2. Соединение проводников (последовательное, параллельное, смешанное)
  3. Электроизмерительные приборы: магазин сопротивлений, реостаты, омметр
  4. Термопары

Раздел 9. Электрический ток в различных средах

Тема 9.1 Электронная проводимость металлов. Недостатки классической электронной теории.

Тема 9.2 Термоэлектрические явления. Термоэлектродвижущая сила. Термопары, термоэлементы, термобатареи и их применение.

Тема 9.3 Электропроводность электролитов. Закон электролиза. Постоянная Фарадея. Применение электролиза в технике. Гальванические элементы. Аккумуляторы, их применение в технике.

Тема 9.4 Электропроводность газов. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Понятие о плазме.

Тема 9.5 Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Вакууме диод и триод, их применение.  Электронно-лучевая трубка.

Тема 9.6 Электропроводность полупроводников и ее зависимость от температуры. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Термисторы и фоторезисторы. Применение полупроводниковых приборов.

Демонстрации

  1. Трубка с двумя электродами

Раздел 10. Электромагнитные явления

Тема10.1  Магнитно поле. Магнитная индукция. Вихревой характер магнитного поля. Магнитная проницаемость среды. Магнитная постоянная. Напряженность магнитного поля. Графическое изображение магнитных полей.

Тема 10.2 Магнитные поля прямолинейного тока, кругового тока и соленоида. Магнитный поток. Работа при перемещении проводника с током в магнитном поле.

Тема 10.3 Действие магнитного на проводник с током. Закон Ампера.

Тема 10.4 Действие магнитного на движущийся заряд. Сила Лоренца.

Тема 10. 5 Магнитосфера Земли и ее взаимодействие с солнечным ветром. Парадиа – и ферромагнитные вещества.

Тема 10.6 Электромагнитная индукция. Опыт Фарадея. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Роль магнитных полей в явлениях, происходящих на Солнце. Солнечная активность.

Тема 10.7 Самоиндукция. Индуктивность. ЭДС самоиндукции. Энергия магнитного поля.

Демонстрации

  1. Действие магнитного поля на ток
  2. Датчик измерения магнитного поля
  3. Вращение рамки в магнитном поле
  4. Правило Ленца
  5. Вихревые токи ( маятник Вальтенгофена, модель индукционной печи)

Раздел 11. Механические колебания и волны. Звук и ультразвук

Тема 11.1 Колебательное движение. Условия возникновения колебаний. Гармонические  колебания.  Параметры колебательного движения: период, частота, амплитуда.

Тема11.2 Математический маятник Формула периода колебаний математического маятника.

Тема 11.3 Поперечные и продольные волны. Зависимость между длиной волны, скоростью распространения  и  периодом ( или частотой)    колебаний.

Интерференция волн.   Дифракция волн.

Тема 11.4 Природа звука. Скорость распространения  звук в различных средах.

Сила и громкость звука. Высота тона,  тембр. Ультразвук, его природа и свойства.

Применение ультразвука в  технике .

Демонстрации

1.Свободные колебания  под действием силы тяжести

2. Запись колебательного движения

3. Поперечные волны

4.Продольные волны

5. Звуквой резонанс  

Раздел 12. Переменный ток

Тема 12.1 Получение переменного тока при равномерном  вращении катушки  в

однородном магнитном поле. Период и частота тока.

Тема 12.2 Понятие о генераторах переменного тока.  Мгновенное , максимальное  и действующее значение ЭДС, напряжение,  силы тока. Индуктивность  емкость в цепи переменного тока.

Тема  12.3  Трансформаторы. Получение,  передача  и  распределение электроэнергии.

Демонстрации

                1.Транформатор универсальный  

                2.Наблюдение формы и частоты периодических сигналов

Раздел 13. Электромагнитных колебания и волны

Тема 13. 1 Превращение энергии  в закрытом колебательном контуре .  Затухающие электромагнитные колебания . Электрический резонанс . Получение незатухающих

электромагнитных колебаний . Токи высокой частоты , их применение.

  Тема 13.2 Электромагнитное  поле и его изменение в пространстве .     Открытый колебательный контур как искусственный источник электромагнитных волн . Энергия электромагнитного поля и его материальность .

Тема 13.3 Принцип радиосвязи. Простейший радиоприемник . Понятие о радиолокации.

Телевидение .  Радиоизлучение звезд.

Демонстрации

       1.Устройство и действие радиоприемников

Раздел 14. Оптика . Основы теории относительности

Тема 14.1 Источники света .  Звезды – основной источник света во  Вселенной.

Скорость распространения  света в вакууме.

Тема 14.2 Законы отражения света. Законы преломления света.

Тема 14.3 Линза и её оптические параметры. Построение изображения в линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система.

Тема 14.4 Интерференция света. Интерференция света в природе, применение её в технике.

Тема 14.5 Дифракция света. Дифракционная решётка. Измерение длины световой волны. Понятие поляризации.

Тема 14.6 Экспериментальные основы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна. Зависимость массы от скорости. Закон взаимосвязи массы и энергии.

Демонстрации

  1. Источники света
  2. Законы отражения и преломления света
  3. Ход луча через пластину  с параллельными гранями и через призму
  4. Получение изображения с помощью линз
  5. Наблюдение дифракции света с помощь. Дифракционной решетки

Раздел 15 Излучения и спектры. Рентгеновские лучи

Тема 15.1 Дисперсия света. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.

Распределение энергии в непрерывном спектре. Спектры испускания и поглощения. Спектры Солнца и звёзд, их связь с температурой. Понятие о спектральном анализе.

Тема 15.2 Ультрафиолетовая  и инфракрасная части спектра. Роль ультрафиолетовых и инфракрасных лучей в природе, их применение  в технике.

Приборы для получения исследования спектра.

Тема 15.3 Рентгеновские лучи, их природа и свойства, применение в науке и технике. Спектр электромагнитных излучений. Тепловое излучение и люминесценция.

Демонстрации

1.Спектроскоп,его устройство и применение

2.Шкала электромагнитных излучений

Раздел 16. Квантовая физика

Тема 16.1 Внешний фотоэлектрический эффект. Опыты Столетова. Законы внешнего фотоэффекта. Фотоны. Уравнение Эйнштейна  для фотоэффекта. Внутренний фотоэффект, его особенность. Применение фотоэффекта в технике.

Тема16.2 Давление света. Опыты П.Н.Лебедева. Химическое действие света и его применение . Понятие о фотосинтезе.

Тема 16.3 Строение атома. Опыта Резерфорда. Постулаты Бора. Уровни энергии в атоме. Излучение и поглощение энергии атомом. Квантовые генераторы.

Тема16.4 Радиоактивность. а-,в-и-излучение.Закон радиоактивного распада.

Биологическое действие радиоактивных излучений. Состав атомных ядер. Изотопы. Искусственное превращение атомных ядер.

Тема 16.5 Ядерные силы.Дефект массы. Энергия связи атоных ядер. Виды космического излучения. Поглощение космического излучения в земной атмосфере. Управляемоя цепная. Ядерные реакторы.

Тема 16.6 Термоядерный синтез и условия его существования. Проблема термодерной энергетики.Необратимость развития материального мира.

Демонстрации.

1.Наблюдение сцинтилляций

2.Счётчик частиц

3. Камера Вильсона

Раздел 17.Обобщающие по астрономии

Тема 17.1 Наша Галактика. Другие галактики. Понятие о космологии. Космологические эры и реликтовое излучение.

Тема 17.2Строение Звёзд. Ядра Звёзд как естественый термоядерный реактор. Квазары.

Перечень лабораторных работ

  1. Проверка законы Гей-Люссака
  2. Определение относительной влажности воздуха
  3. Определение коэффициента поверхностногонатяжения жидкости
  4. Оределение  коэффициента линейого расширения твердого тела
  5. Оределение плотности твердого тела
  6.  Оределение модуля упрогости материала
  7.  Оределение коэффициента полезного действия нагревателя
  8.  Оределение внутреннего сопротивления электрической эергии
  9.  Оределение удельного сопротивления проводника
  10. Проверка законов последовательного и параллельного соединений проводников
  11. Исследование зависимости мощности, потребляемой лампой накаливания , от напряжения на ее зажимах
  12. Определение электрохимического эквивалента меди
  13. Электрические свойства полупроводников
  14. Наблюдение действия магнитного поля
  15. Изучение явления электромагнитной индукции
  16. Определение ускорения свободного падения с пощью математического маятника
  17. Измерение длины звуковой волны
  18. Параллельное соединение катушки и конденсатора
  19. Сборка простейшего  радиоприемника
  20. Определение показателя преломления стекла
  21. Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы
  22. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки
  23. Наблюдение спектров испускания различных веществ с помощью  спектроскопа
  24. Изучение звездного  неба с помощью подвижной карты
  25. Астрономические наблюдения солнечных пятен.

4. Итоговый контроль

Примерный перечень вопросов итогового контроля

  1. Формула тонкой линзы.
  2. Диффузия.
  3. Броуновское движение.
  4. Термодинамический процесс.
  5. Свойства газов.
  6. Уравнение Менделеева - Клапейрона.
  7. Удельная теплоемкость вещества.
  8. Закон сохранения энергии.
  9. Обратимые и необратимые процессы.
  10. Внутренняя энергия идеального газа.
  11. Проводники и диэлектрики.
  12. Адиабатный процесс.
  13. Плавление и кристаллизация.
  14. Закон Гука.
  15. Напряженность электрического заряда.
  16. Закон Кулона.
  17. Закон Ампера.
  18. Насыщенные и ненасыщенные пары.
  19. Аморфные тела и кристаллы.
  20. Закон Ома для полной цепи.
  21. Электроемкость.
  22. Явление самоиндукции.
  23. Вязкая жидкость.
  24. Основные положения МКТ.
  25. Полупроводниковый диод. Транзистор.
  26. Электрический ток в металлах.
  27. Закон Ома для участка цепи.
  28. Законы Фарадея.
  29. Электромагнитные колебания.
  30. Переменный ток.
  31. Производство и передача электронной энергии.
  32. Электромагнитные волны. Свойства.
  33. Принципы радиосвязи. Распространение радиоволн.
  34. Явление интерференции.
  35. Дифракция света.
  36. Дисперсия света.
  37. Поляризация света.
  38. Отражение света.
  39. Преломление света.
  40. Оптические приборы.
  41. Постулаты теории относительности.
  42. Релятивистская динамика.
  43. Люминесценция.
  44. Фотоэффект.
  45. Рентгеновское излучение.
  46. Лазер.
  47. Атомное ядро.
  48. Ядерные реакции.
  49. Цепные ядерные реакции.
  50. Термоядерные реакции.
  51. Действие радиоактивных  лучей. Защита от радиации.
  52. Элементарные частицы.
  53. Звездное небо.
  54. Строение и основные характеристики Солнца. Солнечная система.
  55. Вселенная и её эволюция.

5. Оценочный блок

Критерии оценивания тестовых заданий рубежного контроля

При выполнении тестирования рубежного контроля, включающего в себя 30 вопросов по пять вариантов ответов на каждый, оценивание итоговых результатов производится следующим образом:

За 25-30 правильно выполненных тестовых заданий ставится оценка «5»;

За   19-24  правильно выполненных тестовых заданий ставится оценка «4»;

За 10-18  правильно выполненных тестовых заданий ставится оценка «3»;

За 0-9 правильно выполненных тестовых заданий ставится оценка «2».

При получении обучающимися оценок «5», «4», «3» - позволяет судить, что базовый материал по изученным разделам, заложенный в программе по физике обучающимися усвоен. При получении оценки «2» - по пройденным темам провести индивидуальную работу с использованием разноуровневых корточек.

5.1 Оценка устных ответов обучающихся  на  итоговом контроле.  

Ответ оценивается отметкой «5»

если обучающийся полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотно в определенной логической последовательности, точно используя физическую терминологию и символику;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировать усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, формирование и устойчивость при ответе умений и навыков;

Отвечал самостоятельно без наводящих вопросов педагога.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию педагога.

 Ответ оценивается отметкой «4»:

если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет место один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие физическое содержание ответа;

допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию преподавателя;

допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя;

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

использование математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;

обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание обучающегося большей или наиболее важной части учебного материала;

6. Перечень литературы и средств обучения

Основная литература

1.Жданов Л,С,Жданов Г,Л физика.Учебник для средних специальных

Учебных заведений.-М.:Наука,1986

2.Кронгарт Б.А., Кем В.И., Койшыбаев Н.физика.-Алматы:Мектеп,2006

3.Сборник задач и вопросов по физике.Учебное пособие для средних

 Специальных учебных заведений.\Под ред.Р.А.Гладковой.-М:Наука,1988

4.Ряболов Г.И.,Самойленко П.И.,Огородникова Е.И., Планирование

Учебного процесса по физике.-М.:Высш.шк.,1991

5.Дондукова Р.А.Руководство по проведений лабороторных работ по физике, -М.:Высш.шк.,1984                                                                                                                                                  

6.Левитан Е.П.Астрономия.\Переврд с английского языка под ред.А.С.Ахматова.-М:Наука,1973

6.1.Дополнительная литература

1.Прокофьев В.Л.,Дмитриева В.Ф. Физика.-М.,1983

2.Методика преподования физики в средних специальных учебных

Заведениях \Под.ред.Пинского А.А.,Самойленко П.Ию –М:высш.шк.,1986

3.Ряболов Г.И..,Дадашева Н.Р.Курганова В.А. Сборник дидактических

Заданий по физике.М.:Высш.шк.,1985

4.Степанова Г.Н.Сборник задач по физике-М.:Просвещение,1955

5.Самойленко П.И.,Огородникова Е.И. Методические рекомендации по

Организации лаборотории физики с типовым перечнем оборудования в

Средних специальных учебных заведениях.-М.: Высш.шк.,1990

Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. –М.: Просвещение,1990

Тарасов Л.В.Физика в природе.-М.:Вербум-М,2002

8.Тульчинский М.Е.Качественные задачи по физике.-М.:Просвещение,1972

9.Карабардин О.Ф., Орлов В.А. Сборник экспериментальных заданий и

Практических работ по физике.-М.:Астрель,2005

10.Перельмен Я.И.Знаете ли вы физику? –М.:АСТ,2004

11.Хрестомания по физике.\Под ред.Спасского Б.И. –М.:Просвещение,1982

12.Енохович А.С.Справочник по физике и технике.-М.:Просвещение,1982

13.Кошкин Н.И.,Ширкевич М.Г.Справочник по элементарной физике.-М.:Наука,1988

Дягелев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов.-М.:Просвещение,1986

6.2 Перечень рекомендуемых средств обучения

1.Видиофильмы:

1.1.Тепловые явления,видеостудия Кварт,Москва,2008

1.2.Электростатические явления,видеостудия,Кварт,Москва,2008

1.3.Геометрическая оптика,видеостудия,Кварт,Москва,2008

1.4.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики,ООО Кирилл и Мефодий,Москва,2005

2.Электронные учебники

3.Диафильмы

4.Диарозитивы

5.Модели

6.Видиопроектор

7.Графопроектор

8.Телесканер

9.Интерактивная доска

10.Комплект компьютерных измерительных приборов

11.Проекционные наглядно-методические пособия

12.Справочно-инструктивные таблицы

13.Источник питания демонстрационный

14.Комплект энергоснабжения кабинета физики

15.Комплект демонстрационных приборов по молекулярной физике и термодинамике

16.Комплект демонстрационных приборов по электричеству

17.Комплект демонстрационных приборов по электромагнетизму

18. Комплект демонстрационных приборов по оптике

19. Комплект демонстрационных приборов квантовой физике

20. Комплекты лабораторных приборов по разделам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету информатика и ИКТ для обучающихся 9-x классов

Настоящая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), прим...

Рабочая учебная программа по предмету математика для 5 класса УМК под редакцией автора И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.

Данная рабочая программа по математике для 5 класса содержит пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, поурочное календарное планирование....

Рабочая учебная программа по предмету «Письмо и развитие речи» 5 класс по учебнику Н.Г.Галунчикова. Э.Я.Якубовская

Программа рассчитана на 5часов в неделю, 170 часов в год.Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особе...

Рабочая учебная программа по предмету«Письмо и развитие речи» 5 класс Авторы учебника Н.Г. Галунчикова Э.В.Якубовская

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и  последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по ...

Рабочая учебная программа по предмету: «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для обучающихся 5- х классов VIII вида

Цель данной программы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы младших подростков с умственной отсталостью, повышение самостоятельности  и расширение возможности их общения в совреме...

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 9 класс 2 часа в неделю, 68 часов...

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 8 класс 2 часа в неделю, 70 часов

Рабочая программа по предмету: "Физика и астрономия" для специальных коррекционных классов VII вида. 8 класс 2 часа в неделю, 70 часов...